№
п/п
| Тема учебного занятия
| Тип(форма)
| Всего часов
| Содержание деятельности
| Характеристика деятельности учащихся
| Воспитатель-ная работа
| Пред.
дата
| Факт дата
|
Тренинг развития исследовательских способностей (17ч.)
|
1
| Что такое исследование
| Дискуссия
| 1
| Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как и где человек проводит исследования в быту?
Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?
Что такое научные исследования?
Где и как используют люди результаты научных исследований?
Что такое научное открытие?
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).
| Оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод.
Овладеть понятиями: явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность
| учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
| 01.09
|
|
2
| Наблюдение и наблюдатель-ность
| Практикум
| 2
| Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Формулировать собственное мнение и позицию.
| 08.09
|
|
3
| Наблюдение и наблюдатель-ность
| Тренинг
| 15.09
|
|
4
| Что такое эксперимент
| Эксперимент
| 2
| Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).
| Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
| 22.09
|
|
5
| Что такое эксперимент
| Мастерская
| 29.09
|
|
6
| Учимся вырабатывать гипотезы
| Мозговой штурм
| 1
| Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.
| Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
| допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
| 06.10
|
|
7
| Знакомство с логикой
| Практикум
| 1
| Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации –поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.
| Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
| 13.10
|
|
8
| Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям?
| Соревнование
| 1
| Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий.
| Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
| осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
| 20.10
|
|
9
| Учимся делать умозаключения и выводы
| Блиц-турнир
| 1
| Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения - практические задания.
| Формулировать собственное мнение и позицию.
| 10.11
|
|
10
| Как задавать вопросы
| Практикум
| 1
| Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
| Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
| 17.11
|
|
11
| Учимся выделять главное и второстепенное
| Практикум
| 1
| Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».
| Формулировать собственное мнение и позицию.
| 24.11
|
|
12
| Как делать схемы
| Мастерская
| 1
| Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.
| Умение задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
| допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
| 01.12
|
|
13
| Как работать с книгой
| Исследование
| 1
| Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.
| 08.12
|
|
14
| Что такое парадоксы
| Эксперимент
| 1
| Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.
| 15.12
|
|
15
| Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
| Мозговой штурм
| 1
| Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).
| договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях
задавать вопросы по существу;
| 22.12
|
|
16
| Как планировать исследования и проекты
| Мастерская
| 1
| Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта.
| Умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Формулировать собственное мнение и позицию.
| 12.01
|
|
17
| Как сделать сообщение о результатах исследования
| Практикум
| 1
| Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
| Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
| 19.01
|
|
Самостоятельная исследовательская практика (10ч.)
|
18
| Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований
| Тренинг
|
| Упражнения для тренировки по проведению учащимися самостоятельных исследований и выполнению творческих проектов.
| Включаться в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, осваивать механизмы самостоятельного получения новых знаний.
| использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
| 26.01
|
|
19
| Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
| Мастерская
|
| Оформление рабочей тетради «Я - исследователь», в которой последовательно изложено, какие задачи ребенок должен решать.
| Проявлять умения: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
| 02.02
|
|
20
| Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований
| Консультация
|
| Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
| Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
| 16.02
|
|
21
| Экспресс-исследование
| Мини-исследование
| 1
| Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция.
| положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательны и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
| 23.02
|
|
22
| Мини-конференция по итогам экспресс-исследования
| Семинар
| 1
| С краткими сообщениями выступают только желающие.
| 02.03
|
|
23
| Экскурсия-исследование
| Экскурсия-исследование
| 1
| Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика экскурсий варьируется в зависимости от возможностей и условий. Класс также целесообразно поделить на группы и предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его.
| осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
овладевать основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
| 09.03
|
|
24
| Мини-конференция по итогам экскурсии
| Конференция
| 1
| Конференция по итогам исследования, выполненного на экскурсии, проводится через неделю. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы.
| ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
| 16.03
|
|
25
| Коллективная игра-исследование
| Игра-исследование
| 1
| Проведение коллективных игр-исследований
| 30.03
|
|
26
| Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование
| Исследование
| 1
| Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал.
| умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
|
|
|
27
| Сообщения о собранных коллекциях
| Семинар
| 1
| Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы
| 06.04
|
|
Мониторинг исследовательской деятельности (6ч.)
|
28
| Мини-конференция по итогам экспресс - исследований
| Мини-конференция
| 2
| Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
| Стремиться использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
| способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности
| 13.04
|
|
29
| Мини-конференция по итогам экспресс - исследований
| Мини-конференция
|
| 20.04
|
|
30
| Мини-конференция по итогам собственных исследований
| Мини-конференция
| 2
| Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
| формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
| 27.04
|
|
31
| Мини-конференция по итогам собственных исследований
| Мини-конференция
| Формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
Формирование выраженной познавательной мотивации;
| 08.05
|
|
32
| Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов
|
| 2
| Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
| учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
| 15.05
|
|
33
| Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов
|
| 22.05
|
|
Итого: 33 часа
|