Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

«Фазовый переход пар-жидкость»


Скачать 65.94 Kb.
Название«Фазовый переход пар-жидкость»
Дата24.04.2016
Размер65.94 Kb.
ТипУрок

План

открытого факультативного

занятия по физике в 10

классе Староатлашской

средней школы.

Учитель Курмакаева Р.А.


Тема урока: « Фазовый переход пар-жидкость».

Цели: Систематизировать и углубить знания учащихся по теме, формирование исследовательских навыков учащихся в ходе постановки опытов, развитие навыков работы в группах, навыков самостоятельной работы с книгой, воспитание самооценки у учащихся.

Оборудование::

-диски « Открытая физика», « Репетитор по физике»;

  • психрометр;

  • термометры;

  • стеклянные трубочки и колбы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
    Сообщить тему и цели урока.

  2. Объяснение нового материала - лекция учителя.
    -Фазовый переход пар-жидкость.




  1. условия перехода из газообразной фазы в жидкую;
    Б) сжижение пара при его изотермическом сжатии.

  2. послушаем лекцию диктора по компьютеру.

  1. Повторение знаний из курса физики 8 класса:
    -Испарение( факторы , влияющие на испарение; как меняется
    энергия при испарении жидкости.


Взять колбу с пробкой , через которую пропустить стеклянную

трубку с внутренним диаметром 4-6мм и длиной 15-20см.

Колбу перевернуть , а трубку опустить в стакан с

подкрашенной водой. На дно колбы капнуть несколько капель

жидкости или положить листок промокательной бумаги,

предварительно смоченной водой, вода в трубке поднимется.

Объясните почему?

Вопрос учителя. Для чего хлеб, булочки помещают в

полиэтиленовые мешочки?

Вопрос учителя. Вы забыли , что на плите находится кипящий

чайник. Бывает! Прибежав на кухню, вы обнаруживаете с

досадой , что часть воды «сбежала». « Расследование»

показывает ,что вода перекочевала на различные

предметы(особенно на холодные): на стекла окон, стену со

стороны улицы... и осела на них в виде мелких капелек. Вся

ли сбежавшая вода осела- сказать трудно. Дайте физическое

объяснение происшествию.

-конденсация (примеры конденсации)..

-Выступление учителя по вопросу « Насыщенный и

ненасыщенный пар».

-влажность воздуха, приборы для измерения влажности

воздуха.

- кипение жидкости(процесс кипения) (опыт на компьютере)

4. Выступление уч-ся по вопросам:

а) Пары и « постоянные газы».

б) Особенности жидкого состояния вещества.. Физ.минутка.( для глаз, общее)

5. Закрепление.

А) исследовательская работа в группах с последующим отчетом. 1.Наблюдение взаимопереходов насыщенных и ненасыщенных паров.

$. Наблюдение взаимопереходов насыщенных и ненасыщенных паров.
Цепы осуществить переход насыщенного

пара в ненасыщен­ный и обратно при изменении внешних условий.
Оборудование'. 1) пробирка или пузырек из-под валидола с пробкой; 2) стакан с холодной во­дой; 3) спички.
Задание', исследуйте состоя­ние водяного пара над поверх­ностью воды и

установите, какие процессы происходят, когда насы­щенный водяной

пар нагревается, а ненасыщенный охлаждается.



Ход работы:

  1. Получите насыщенный водя­ной пар в пробирке. Для



этого напейте в пробирку воду, вылейте ее обратно в стакан, переверните


пробирку вверх дном и подержи­те над пламенем спички в течение



2—3 с. Энергично втяните в себя смесь воздуха с паром из пробир­ки.

Что вы наблюдаете в пробир­ке? Повторите опыт несколько раз.


  1. Налейте в пробирку немно­го воды и закройте ее пробкой.


Какой из двух процессов вначале преобладает в пробирке –
испа­рение или конденсация? Как изме­няются масса и давление
водяно­го пара в закрытой пробирке?



  1. Опустите пробирку в стакан с холодной водой на 20-30 с, а


затем выньте ее оттуда. Что мож­но увидеть на внутренней
поверх­ности пробирки?

2. Измерение относительной влажности воздуха при помощи термометров.

Б) тестирование с последующей самопроверкой.

Тест . Парообразование. Влажность воздуха.
В-1. •:''

1. как изменяется энергия жидкости при ее испарении?

A. увеличивается., б. Уменьшается. В. Остается неизменной.

2. Какой пар называется насыщенным ?

Б. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью*.

B. пар, который подчиняется газовым законам.'

3. как изменяется давление насыщенного пара при уменьшении объема
цилиндра?

A. уменьшится , т.к. уменьшится количество молекул.
Б. Увеличится , т.к. уменьшится объем цилиндра.

B. останется неизменным.

  1. Как изменится температура кипения жидкости при увеличении давления?
    а. уменьшится. Б. Не изменится. В. увеличится.

  2. В классном помещении при температуре 20° С наблюдается повышенная
    влажность воздуха. Повысится или понизится влажность в помещении , если
    открыть форточку в то время , когда за окном холодно и и дет дождь?

А) повысится; б) понизится; в) не изменится.

6..Почему в теплый сухой день наше самочувствие лучше , чем в теплый

сырой день?

А. в связи с пониженной абсолютной влажностью. Б .в связи с

повышенной относительной влажностью. В. в связи с пониженной

относительной влажностью.

7. При испарении жидкого воздуха сначала улетучивается азот, и в сосуде

остается почти чистый кислород. Чем это объясняется?

A) температура кипения азота меньше температуры кипения кислорода;

Б) азот легче кислорода; в) молярная масса азота меньше молярной массы

кислорода.

№ вопроса

1

2

-•

4

5

6

7

8

Правильные ответы

б

б

в

в

б

в

а

б

Количество баллов

2

2

3

2

4

2

3

3


г) Фронтальный опрос по вопросам:

  1. В жарких странах напитки помещают в сосуды с пористыми
    стенками. Зачем это делают?

  2. Альпинисты на большой высоте приготавливали пищу.
    После положенного в обычных условиях времени кипячения
    они обнаружили , что продукты не сварились. Каковы
    причины этого явления?

  3. Критическая температура углекислого газа равна 35° С.
    Как осуществить его сжижение?




  1. Не прибегая к помощи таблиц, скажите: выше или ниже
    «комнатной» критическая температура воды?

  2. В каком случае « точка росы» становится « точкой инея» ?

  3. Известно ли вам ,что холодная вода может кипеть? А как этого можно добиться?

  4. Раз кипяченная вода закипает не так бурно,как сырая. Почему?

  5. Найдите ошибку

Один поэт так написал о капле: «Она жила и по стеклу текла,

но вдруг ее морозом оковало, и не­подвижной льдинкой капля стала,

а в мире поуба­вилось тепла*. Какая физическая ошибка здесь допущена?
Итоги урока.