Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Фазовый переход пар-жидкость» |
 Скачать 65.94 Kb. |
План
открытого факультативного
занятия по физике в 10
классе Староатлашской
средней школы.
Учитель Курмакаева Р.А.
Тема урока: « Фазовый переход пар-жидкость».
Цели: Систематизировать и углубить знания учащихся по теме, формирование исследовательских навыков учащихся в ходе постановки опытов, развитие навыков работы в группах, навыков самостоятельной работы с книгой, воспитание самооценки у учащихся.
Оборудование::
-диски « Открытая физика», « Репетитор по физике»;
психрометр;
термометры;
стеклянные трубочки и колбы.
Ход урока.
Организационный момент. Сообщить тему и цели урока.
Объяснение нового материала - лекция учителя. -Фазовый переход пар-жидкость.
условия перехода из газообразной фазы в жидкую; Б) сжижение пара при его изотермическом сжатии.
послушаем лекцию диктора по компьютеру.
Повторение знаний из курса физики 8 класса: -Испарение( факторы , влияющие на испарение; как меняется энергия при испарении жидкости.
Взять колбу с пробкой , через которую пропустить стеклянную
трубку с внутренним диаметром 4-6мм и длиной 15-20см.
Колбу перевернуть , а трубку опустить в стакан с
подкрашенной водой. На дно колбы капнуть несколько капель
жидкости или положить листок промокательной бумаги,
предварительно смоченной водой, вода в трубке поднимется.
Объясните почему?
Вопрос учителя. Для чего хлеб, булочки помещают в
полиэтиленовые мешочки?
Вопрос учителя. Вы забыли , что на плите находится кипящий
чайник. Бывает! Прибежав на кухню, вы обнаруживаете с
досадой , что часть воды «сбежала». « Расследование»
показывает ,что вода перекочевала на различные
предметы(особенно на холодные): на стекла окон, стену со
стороны улицы... и осела на них в виде мелких капелек. Вся
ли сбежавшая вода осела- сказать трудно. Дайте физическое
объяснение происшествию.
-конденсация (примеры конденсации)..
-Выступление учителя по вопросу « Насыщенный и
ненасыщенный пар».
-влажность воздуха, приборы для измерения влажности
воздуха.
- кипение жидкости(процесс кипения) (опыт на компьютере)
4. Выступление уч-ся по вопросам:
а) Пары и « постоянные газы».
б) Особенности жидкого состояния вещества.. Физ.минутка.( для глаз, общее)
5. Закрепление.
А) исследовательская работа в группах с последующим отчетом. 1.Наблюдение взаимопереходов насыщенных и ненасыщенных паров.
$. Наблюдение взаимопереходов насыщенных и ненасыщенных паров. Цепы осуществить переход насыщенного
пара в ненасыщенный и обратно при изменении внешних условий. Оборудование'. 1) пробирка или пузырек из-под валидола с пробкой; 2) стакан с холодной водой; 3) спички. Задание', исследуйте состояние водяного пара над поверхностью воды и
установите, какие процессы происходят, когда насыщенный водяной
пар нагревается, а ненасыщенный охлаждается.
Ход работы:
Получите насыщенный водяной пар в пробирке. Для
этого напейте в пробирку воду, вылейте ее обратно в стакан, переверните
пробирку вверх дном и подержите над пламенем спички в течение
2—3 с. Энергично втяните в себя смесь воздуха с паром из пробирки. Что вы наблюдаете в пробирке? Повторите опыт несколько раз.
Налейте в пробирку немного воды и закройте ее пробкой.
Какой из двух процессов вначале преобладает в пробирке – испарение или конденсация? Как изменяются масса и давление водяного пара в закрытой пробирке?
Опустите пробирку в стакан с холодной водой на 20-30 с, а
затем выньте ее оттуда. Что можно увидеть на внутренней поверхности пробирки?
2. Измерение относительной влажности воздуха при помощи термометров.
Б) тестирование с последующей самопроверкой.
Тест . Парообразование. Влажность воздуха. В-1. •:''
1. как изменяется энергия жидкости при ее испарении?
A. увеличивается., б. Уменьшается. В. Остается неизменной.
2. Какой пар называется насыщенным ?
Б. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью*.
B. пар, который подчиняется газовым законам.'
3. как изменяется давление насыщенного пара при уменьшении объема цилиндра?
A. уменьшится , т.к. уменьшится количество молекул. Б. Увеличится , т.к. уменьшится объем цилиндра.
B. останется неизменным.
Как изменится температура кипения жидкости при увеличении давления? а. уменьшится. Б. Не изменится. В. увеличится.
В классном помещении при температуре 20° С наблюдается повышенная влажность воздуха. Повысится или понизится влажность в помещении , если открыть форточку в то время , когда за окном холодно и и дет дождь?
А) повысится; б) понизится; в) не изменится.
6..Почему в теплый сухой день наше самочувствие лучше , чем в теплый
сырой день?
А. в связи с пониженной абсолютной влажностью. Б .в связи с
повышенной относительной влажностью. В. в связи с пониженной
относительной влажностью.
7. При испарении жидкого воздуха сначала улетучивается азот, и в сосуде
остается почти чистый кислород. Чем это объясняется?
A) температура кипения азота меньше температуры кипения кислорода;
Б) азот легче кислорода; в) молярная масса азота меньше молярной массы
кислорода.
№ вопроса
| 1
| 2
| -•
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| Правильные ответы
| б
| б
| в
| в
| б
| в
| а
| б
| Количество баллов
| 2
| 2
| 3
| 2
| 4
| 2
| 3
| 3
|
г) Фронтальный опрос по вопросам:
В жарких странах напитки помещают в сосуды с пористыми стенками. Зачем это делают?
Альпинисты на большой высоте приготавливали пищу. После положенного в обычных условиях времени кипячения они обнаружили , что продукты не сварились. Каковы причины этого явления?
Критическая температура углекислого газа равна 35° С. Как осуществить его сжижение?
Не прибегая к помощи таблиц, скажите: выше или ниже «комнатной» критическая температура воды?
В каком случае « точка росы» становится « точкой инея» ?
Известно ли вам ,что холодная вода может кипеть? А как этого можно добиться?
Раз кипяченная вода закипает не так бурно,как сырая. Почему?
Найдите ошибку
Один поэт так написал о капле: «Она жила и по стеклу текла,
но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала,
а в мире поубавилось тепла*. Какая физическая ошибка здесь допущена? Итоги урока. |
|
|