Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
«Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени» |
 Скачать 431.77 Kb. |
1 2 3 Учебно-методическая карта (план) занятия №
| 35
|
Дисциплина
| История
|
| Тема занятия
| «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»
|
| Время
| 90 минут
| Вид занятия (тип урока)
| комбинированный урок
|
|
Цели занятия
| учебная
| Ознакомить студентов с ходом битвы под Москвой. Воссоздать картину жизни
| и быта Москвы и ее обитателей в условиях военного времени. Определить военно-
| стратегическое, морально-политическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой.
| Показать организацию антигитлеровской коалиции.
| развивающая
| Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов,
| прививать навыки анализа
| воспитательная
| Поддерживать интерес у учащихся к изучению истории своего
| их мировоззрения в процессе познания.
|
| государства. Показать сопричастность человеческих судеб судьбе
|
| Москвы и дать понять, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа,
|
| вера, любовь. Способствовать осознанию старшеклассниками
|
| нравственного долга перед поколением 1940гг. Формировать чувство
|
| гордости за соотечественников и ответственности за Отечество.
| Межпред-метные связи
| обеспечивающие
| Литература, обществознание, география
| обеспечиваемые
| Основы экономики, литература, история Иркутской области,
| философия, психология, основы социологии и политологии
| Внутренние связи
| «Начало Великой Отечественной войны», «Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г.»,
| «Советский тыл в годы войны»
|
Обеспечение занятия
| А.Наглядные пособия
| Репродукции: К. Юон. «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941
| года», Д. Обозненко «Соловьиная ночь», А. Лактионов «Письмо с фронта», Б. Тарелкин «Товарищи»
|
|
Б. Раздаточный материал
| Приложение («Документ Об эвакуации столицы г. Москвы. г.», таблица
| Постановление Государственного Комитета Обороны 15 октября 1941
| «Разница в живой силе и вооружении между Германией и СССР в
| Московской битве», факты «Это было впервые в Московской битве
| 1941г.», «Герои-панфиловцы под грифом «Совершенно секретно»
| В.Технические средства обучения
| Магнитофон («Священная война»)
| Г. Место проведения
| Аудитория
| Д. Литература:
| Основная
| Загладин Н.В. Истории Отечества ХХ- начало ХХI вв. – М.: Русское слово , 2006.
| Островский В.П. Уткин А.И. история России. ХХ век. 11 класс. – М.: Дрофа, 2002.
| Дополнительная
| Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ- начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005.
| Арсланов Р.А., Блохин В.В. История отечества с древнейших времен до конца ХХ века. В 2-х ч. Ч.2. – М.: Поматур, 2002.
| Гринин Л. Е. История России XX века. - Волгоград: Учитель, 1994
| Канторович И. Москва цвета солдатской шинели // Первое сентября. История.- N23,2006.
| Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007.
| Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001.
| Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005.215.
| План занятия
1.Организационный момент – 1 минута
2.Мотивация – 3 минута
3.Актуализация базовых данных – 10 минут
4.Формирование новых знаний и представлений – 67минут
5. Контроль усвоения знаний – 7 минуты
6.Подведение итогов- 1 минута
7.Домашнее задание – 1 минута
№ эле-
мента
| Элементы занятия, учебные вопросы
| Время
| Формы, методы
обучения и контроля.
Примечания
| I
| Организационный момент
Проверка посещаемости и внешнего вида студентов. Знакомство с целями и задачами занятия.
| 1
мин.
|
| II
| Мотивация
Проблемность изучения нового материала
Эпиграф:
«Помните!..
Покуда сердца стучатся- помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!»
Р.Рождественский
Начавшаяся война коренным образом изменила жизнь населения СССР, поставила жителей в экстремальные условия, заставила привыкать к обстановке, которая еще недавно могла казаться им просто невозможной.
Сегодня мы рассмотрим как складывалась военно-политическая жизнь Москвы в 1941— 1945 гг. Москва и в годы войны продолжала оставаться столицей, важнейшие постановления и приказы принимались здесь, И. В. Сталин всю войну находился в Москве, первые шаги антигитлеровская коалиция сделала именно в Москве…
Любая война — это не набор каких-то абстрактных понятий, а смерть и страдания человека, такого, как каждый из нас. И на уроке пойдет речь о том, как жилось рядовому москвичу в тех условиях, в чем особенности его военной жизни по сравнению с мирным временем.
Эти знания помогут глубже понять сложность прифронтовой обстановки на подступах к Москве, наполнить содержанием некоторые понятия, такие как «связь фронта и тыла», «всенародная борьба за победу», а также прикоснуться к жизни старших поколений.
Вы ознакомитесь с ходом и историческим значением битвы под Москвой.
| 3
мин.
|
| III
| Актуализация базовых знаний учащихся
Проверка домашнего задания и ранее изученного материала
Вопросы:
- Как изменилась ситуация в мире в конце лета 1939 года?
- Мог ли союз между СССР и Германией быть долгосрочным?
- Какие планы ведения войны и послевоенного устройства были разработаны фашистами?
- Как проходила подготовка к войне в СССР и Германии?
- Как развивались события в первые дни войны?
- Почему, несмотря на упорное сопротивление, Красная армия терпит поражение в первые дни войны?
- Как проходила эвакуация в первые дни войны?
| 10
мин.
| Опрос
| IY
| Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов
План
I. Военно-политическая жизнь Москвы в 1941 —1945 гг.
1. Москва в опасности
2. Прослушивание фрагмента записи песни «Священная война»
3. Жизнь москвичей в условиях военного времени
II. Московская битва
1. Соотношение сил противника
2. Контрнаступление Красной Армии
3. Работа с приложением
III. Значение победы Красной Армии под Москвой
IV. Создание и укрепление антигитлеровской коалиции
| 67
мин.
| Рассказ преподавателя, сопровождающийся беседой и записью основного материала в тетрадях, работой с приложением, демонстрацией наглядного материала, прослушиванием фрагмента песни.
| Y
| Контроль усвоения знаний
Вопросы:
Продолжить предложения
Генштаб находился на станции метро … (Кировская)
Народное ополчение - это… (добровольцы из гражданских лиц, по причине возраста, здоровья не пригодные к службе в армии)
Первый налет на Москву люфтваффе произошел… (в ночь с 21 на 22 июля)
самым безопасным бомбоубежищем для Москвы становится … (метро)
На заводе «Каучук» вместо шин и калош стали выпускать… (аэростаты)
В октябре 1941 г. под Вязьмой самолеты «У-2» сбрасывали нашим окруженным бойцам… (патроны и мешки с московскими сухарями)
Операция по захвату Москвы называлась … («Тайфун»)
!5 октября 1941г. ГКО принял решение об … (эвакуации столицы)
Осадное положение предполагало… (Всякое движение запрещалось с 24 ч до 5 ч утра)
Известного диктора, который во время войны передавал сообщение звали … (Юрий Левитан)
Система ленд – лиза была рассчитана …(предоставление оружия и снаряжения странам антигитлеровской коалиции)
| 7
мин.
| Беседа
| YI
| Подведение итогов
1. Дается краткое резюме:
Москвичи в экстремальной ситуации раскрыли лучшие черты характера, осознали свою личную ответственность. Жестокость времени не обесчеловечила людей, в их душах сохранилась и вера, и сострадание, и любовь, и надежда. Они отстояли Москву, своим подвигом приближая Победу.
2.Оценивание работы группы и отдельных учащихся на занятии
| 1
мин.
|
| YII
| Домашнее задание
Загладин Н.В. Истории Отечества ХХ- начало ХХI вв.- с. _____________
Островский В.П. Уткин А.И. история России. ХХ век.- с. ____________
Составить связный рассказ «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени»
| 1
мин.
|
|
Дисциплина: «История»
Занятие 35
Тема: «Битва за Москву. Жизнь москвичей в условиях военного времени» План I. Военно-политическая жизнь Москвы в 1941 —1945 гг.
1. Москва в опасности
2. Прослушивание фрагмента записи песни «Священная война»
3. Жизнь москвичей в условиях военного времени
II. Московская битва
1. Соотношение сил противника
2. Контрнаступление Красной Армии
3. Работа с приложением
III. Значение победы Красной Армии под Москвой
IV. Создание и укрепление антигитлеровской коалиции
Содержание занятия I. Военно-политическая жизнь Москвы в 1941 —1945 гг.
1. Москва в опасности
Известие о нападении Германии на Советский Союз явилось для большинства москвичей полной неожиданностью. Советская пропаганда буквально накануне твердила о дружественной Германии, о непобедимости нашей армии и о том, что если война и начнется, то СССР выиграет её в считанные дни.
22 июня никто из жителей Москвы не мог предположить, что впереди 1418 дней страданий, жертв, героизма, отваги и мужества на фронте и в тылу, что враг подойдет к самому сердцу страны и ценой неимоверных усилий нашего народа будет остановлен у стен столицы.
В тот момент жители столицы еще не знали, какую военную мощь используют немцы на главном — московском — стратегическом направлении.
Талантливейшие генералы вермахта (фон Бок, Гудериан, Клюге и др.) будут призваны Гитлером для реализации «великой цели» — взятия советской столицы, расстояние до которой было около 1000км, скорость немецких танков 60-70км/ч, а впереди было прямое шоссе Минск—Москва.
Тогда, 22 июня, москвичам трудно было поверить, что уже через несколько дней, 10 июля, группа армии «Центр» выйдет на дальние подступы к Москве, восточнее Смоленска и Ельни. Тогда, в первый день войны, жители Москвы, как, впрочем, и других городов, пребывали в растерянности и недоумении.
Предстоял долгий путь к Победе. На улицах городов стихли веселые песни. Строгие лица, скупая речь. С этого момента горе вошло в каждую семью. На всех предприятиях прошли митинги и собрания. В военкоматы страны устремились призывники и добровольцы. 2. Прослушивание фрагмента записи песни «Священная война»
3. Жизнь москвичей в условиях военного времени
26 июня 1941г. находившийся на Юго-Западном фронте начальник Генерального штаба Г. К. Жуков был вызван Сталиным в Москву. При участии Жукова было принято решение — немедленно создать глубокую эшелонированную оборону на путях к Москве с целью измотать и остановить противника.
В тот же день станция метро «Кировская» была закрыта для пассажиров. Генштаб готовился к работе под землей. Перрон отгородился от путей высокой фанерной стеной. В одном его углу — узел связи, в другом — кабинет для Сталина.
С 30 июня 1941г. в Москве начал работу чрезвычайный высший государственный орган под председательством И. В. Сталина, наделенный неограниченными полномочиями, — Государственный Комитет Обороны (ГКО). Трагические события вызвали, как всегда бывало в такие моменты нашей истории, всплеск народной энергии и инициативы. В Москве началось формирование народного ополчения. (?) - Что такое народное ополчение и какие его примеры из истории вы можете привести.
Наиболее яркие факты истории народного ополчения — борьба с иностранными интервентами в XVII в., «народная война» против наполеоновского нашествия в XIX столетии. Всегда народное ополчение являлось показателем любви нашего народа к своей Родине. Вступившие в начале Великой Отечественной войны в народное ополчение добровольцы без отрыва от производства готовили себя к предстоящим боям. Формирование народного ополчения проводилось по районам.
В первые дни июля на всех предприятиях, во всех учреждениях и учебных заведениях столицы прошли многолюдные митинги и собрания, посвященные организации дивизий народного ополчения. Много заявлений поступило и от женщин.
Всего в Москве было сформировано 12 дивизий народного ополчения.
Обеспечены московские ополченцы были плохо: не каждый имел винтовку. Во всех районах началась боевая подготовка ополченцев. Они обучались обращению с винтовкой, пулеметом, гранатой; велась подготовка саперов. На московских стадионах «Юных пионеров», «Динамо» ополченцы учились стрелять, обучались штыковому бою, пронзая чучела.
Были учреждены боевые знамена - символ верности Отечеству. На знаменах были вышиты слова: «За Родину!», «За советский народ!». Под этими знаменами ополченцы давали клятву не жалеть своих сил и жизни в борьбе с врагом. (?) – Считаете ли вы необходимой и действенной такую форму сопротивления, как народное ополчение? Ровно через месяц после начала войны — в ночь с 21 на 22 июля — фашистами был совершён первый воздушный налёт на Москву. К столице устремились более 250 вражеских бомбардировщиков. К городу прорвались лишь отдельные самолёты врага.
В 22 часа 07 минут была объявлена воздушная тревога. И лишь через 5 часов прозвучал отбой. 22 фашистских бомбардировщика были сбиты лётчиками 6-го истребительного авиационного корпуса и зенитчиками 1-го корпуса ПВО.
Далее налеты продолжались ежедневно.
Над Москвой повисли аэростаты воздушного заграждения, поднятые на высоту 3-5км. На улицах и даже на крышах домов расположились зенитки.
В целях маскировки крыши, фасады зданий, асфальт красили зеленой краской. Вокзалы, мосты, театры, церкви укрывались разного рода фанерными пристройками, надстройками и декорациями. Большая заслуга в такой дезориентации противника принадлежала архитектору Д.Н. Чичулину. Кремлевские звезды были одеты в чехлы.
За одну июльскую ночь исчез под специальными щитами и досками Водоотводной канал, превратившийся в одну из «улиц» Замоскворечья. Заметное издалека здание гидроэлектростанции надстроили фанерным этажом, скрывшим высокие трубы-ориентиры.
Создавались ложные военные объекты — дубликаты реально действовавших, что, как показало время, оказалось эффективным методом обмана врага.
Однако гитлеровцам всё же удавалось иногда бомбить и Кремль, и Центральный телеграф, и Большой театр (причудливо замаскированный декорациями к опере «Князь Игорь») и другие важные объекты.
Бомбежками было разрушено 117 промышленных предприятий, 496 жилых домов, 40 больниц и поликлиник. Пострадали свыше 10 тыс. Москвичей.
Самая тяжелая бомба (весом в 1400кг) упала у гостиницы «Националь». Бомбу удалось обезвредить. Всего сирена воздушной тревоги прозвучала в Москве 141 раз.
Многие горожане во время налётов дежурили на крышах и обезвреживали сброшенные зажигательные бомбы — «зажигалки». Огромную помощь взрослым в тушении пожаров и зажигательных бомб оказывали московские школьники. Ребята обертывали руки смоченными водой кепками, хватали за стабилизаторы килограммовые бомбы, с силой ударяли их о мостовую, горючее вещество выливалось и «зажигалки» гасли… Многие подростки были награждены медалями «За отвагу».
В те дни было популярно четверостишье:
Когда фашисты по ночам
Над улицами кружатся,
Нужны три вещи москвичам:
Вода, песок и мужество!
Довоенная и военная Москва отличалась множеством деревянных построек в центре, а еще больше их было в Сокольниках, Самотечных переулках, на Хорошевском шоссе. В целях пожарной безопасности многие деревянные сооружения были снесены.
В пожарных, которые в военное время работали на износ, население видело своих спасителей: они и завалы разбирали, и спасали из-под обломков людей, рискуя своей жизнью, помогали погорельцам. Только, в ночь на 22 июля 1941г. в Москве возникло 1900 загораний.
С Белорусского вокзала ежечасно отходили на фронт эшелоны с войсками, боеприпасами, продовольствием, приходили составы с ранеными. Во время бомбежек здесь взрывались вагоны со снарядами и цистерны с горючим. Тушили эти пожары все москвичи.
На набережных Москвы - реки, Яузы, на московских прудах были оборудованы 50 насосных станций. Жители Москвы делали водоемы, обкладывая вырытые котлованы глиной. |
1 2 3 |
|