Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Первоклассник в общении со взрослыми |
 Скачать 72.29 Kb. |
Первоклассник в общении со взрослыми
Одним из важнейших средств воспитания является общение. Общение, особенно со взрослыми людьми, помогает ребенку усвоить определенные нормы и правила поведения, характер отношений. Проведенное нами исследование показывает, что при общении с младшими школьниками взрослым не хватает доброжелательности, любви, такта, внимания к интересам ребенка. Дети часто не ощущают психологического комфорта в общении со взрослыми (родителями, учителями), т.е. сфера общения становится едва ли не главным источником их эмоционального неблагополучия.
С поступлением в школу происходит переход дошкольника к новому образу жизни и условиям деятельности. Для адаптации ребенка к новой социальной роли и новым взаимоотношениям с окружающими взрослым необходимо знать как можно больше об уже сформировавшемся коммуникативном поведении ребенка, научиться понимать и правильно строить свое общение с ним. Под коммуникативным поведением понимается совокупность реализуемых в коммуникации правил и традиций общения той или иной лингвокультурной общности, группы носителей языка или отдельного индивида.
Нами было проведено изучение особенностей коммуникативного поведения младших школьников. В исследовании принимали участие учащиеся I классов г. Воронежа, их родители и учителя. По всем вопросам проводилось сопоставление ответов детей с ответами взрослых. Следует отметить, что на искренность детей мы полагались в большей степени, чем на ответы взрослых, которые часто даже неосознанно могли идеализировать проявление своих воспитательных функций. Анализ полученных данных показал, что первоклассники любят и хотят общаться (74 %)2, хотя иногда устают от общения (32 %), чаще общаются с детьми (68 %), чем со взрослыми (20 %). Большинству первоклассников (62 %) не хватает общения со взрослыми, особенно с близкими родственниками, а именно с мамой (56 %), бабушкой (35 %), папой (27%). Больше всего дети любят общаться с добрым ( 40%), веселым (22%), красивым (11%), молодым (7%), взрослым, интересным рассказчиком (6 %).
Детей в общении со взрослыми привлекает ласковая речь (28 %), улыбка (23 %), доверительное отношение к ним (22 %), вопросы о них и их делах (15 %). Они больше всего хотят быть похожими на маму (35 %), героя фильма (25 %), старшего брата (15%), папу (15%), потому что мама добрая (26 %), все понимает (15 %), хороший друг (15 %). С ней они чаще всего делятся своими секретами (40 %), ей рассказывают о своих успехах (56 %). Когда дети обижены, то 40 % из них жалуются на обидчика маме. Мама чаще всего их успокаивает (15 %), говорит утешительные слова (24 %), гладит по голове (26 %), покупает какую-нибудь игрушку (24 %), рассказывает веселые истории (16%). На героя фильма, старшего брата, папу дети хотят быть похожими потому, что он сильный (25 %), красивый (11 %). С учителем любят общаться 11 % опрошенных, потому что она добрая, веселая, все рассказывает, красиво разговаривает, может ответить почти на все вопросы.
В общении со взрослыми первоклассникам не нравится громкая (26 %) и быстрая речь (7 %), когда задают много вопросов (31%) или ругают (35%), говорят грубо ( 22 %), смеются над ними (10 %), не улыбаются (12 %), говорят о своих делах (9 %), делают много замечаний (8 %). Родители : опрошенных детей отмечают, что чаще всего они общаются с детьми с помощью просьбы (50 %), внушений (16 %), приказа (3%) или ругают его (7 %). К ссорам взрослых 80 % опрошенных детей относятся отрицательно (мне неприятно, я расстраиваюсь). Если ссорятся родители, то 52 % детей пытаются помирить их.
Наиболее значимы для первоклассника учеба и игра. Это определяет содержание их
мнения с окружающими. Материалы исследования показывают, что со взрослыми
первоклассники чаще всего говорят на темы, связанные со школьной жизнью (70 %).
Со сверстниками младший школьник чаще говорит об играх и игрушках (58 %). В
же время все больше детей начинают интересоваться миром человеческих взаимоотношений и поиском своего места в нем.
Они думают над тем, как поздравить бабушку с днем рождения, помириться с подругой и т.п. Только понимание взрослыми важности ответов на эти вопросы для детей обеспечивает их сотрудничество. К сожалению, бывает так, что взрослые считают эти вопросы нелепыми. Так написала в анкете одна мама, не понимая, что именно вокруг этих вопросов необходимо строить взаимоотношения с ребенком.
Первоклассники не любят говорить со взрослыми о плохих отметках и невыполненных уроках (53 %), о делах взрослых (15 %), потому что неинтересно.
Сопоставление ответов детей и взрослых показало, что большинство родителей и учителей правильно называют темы, которые больше всего интересуют младших школьников, но некоторые из них (10%) затруднились с ответом на вопрос: «О чем обычно говорите с ребенком?». Это свидетельствует об отсутствии регулярного общения с ребенком и эмоционального контакта с ним.
Результаты исследования показывают, что у младших школьников существует много вопросов, но они не задают их взрослым по разным причинам: стесняются (30 % детей стесняются учителя, 10 % — маму, папу), заведомо знают, что не получат на них ответа. Именно в вопросах: «Почему я плохо учусь?», «Что надо сделать, чтобы быть послушным?», «Почему мама сердится?», «Почему ссорятся папа с мамой?», «Почему младших любят больше?», «Почему у одних есть все, а у других ничего?», «Мама, ты меня любишь?» отражается желание детей узнать нормы поведения, ожидание положительной оценки от взрослых, отсутствие эмоционального контакта взрослых с детьми. Большинство взрослых не считают нужным обсуждать такие вопросы. От взрослых требуется вербально выраженная оценка, доброжелательность, сочувствие, которые ребенок ждет, но не получает. В результате такого общения со взрослым у школьника возникает чувство дискомфорта, неблагополучия, что, несомненно, в дальнейшем сказывается на его взаимоотношениях с людьми и развитии личности в целом.
Материалы исследования показывают, что при общении взрослых с детьми существенно доминируют отрицательные оценки над положительными: в основном ученики оказываются оцененными за свои неудачи, а их удачные действия часто остаются без внимания. По мнению 70 % опрошенных детей, взрослые редко хвалят их, а 8 % детей ответили, что их никак не хвалят. Дети хотят слышать чаще слова одобрения, похвалы, особенно уменьшительно-ласкательные, образные, эмоциональные обращения (доченька, ладушка, лапочка, солнышко мое ненаглядное, цветик, ягодка, котенок, золотко, рыбочка), а у взрослых преобладают стандартные формы поощрения. Так, слово молодец употребляют 75 % родителей, умница — 40 %, отлично — 17 %, хорошо — 18 %. Детей привлекают и стандартные формы речевого этикета и благопожелания, они хотели бы слышать от взрослых слова спасибо, будь любезен, приятного и сладкого сна, хорошей тебе учебы.
81 % первоклассников считает, что взрослые часто их ругают, причем они находят разнообразные слова для отрицательной оценки, например: балбес, зараза, неряха, лентяй, глупый, бессовестный. Дети отмечают, что взрослые используют не только вербально выраженную оценку, но и невербальные действия, а именно ставят в угол, не пускают гулять, закрывают в комнате, секут ремнем. 70 % взрослых признались, что используют телесные наказания. Такое отношение может вызвать у ребенка чувство обиды, страха, даже ненависти. Дети не хотят слышать от взрослых такие слова, как идиот, дебил, ублюдок, придурок, дурак, скотина, урод, пошел отсюда, я тебя убью.
Известно, что в 6-7 лет мнение о себе складывается в результате оценки взрослых. Если преобладает отрицательная оценка, то может сформироваться отрицательная самооценка. Дети смиряются с отрицательными характеристиками, перестают на них реагировать, ведут себя так, чтобы соответствовать тому коду, который запрограммировал для него взрослый, или грубят, становятся агрессивными, у них возникают трудности в общении с окружающими. Материалы исследования подтвердили это. На вопрос: «Как ваши дети реагируют на эти слова?» ответы взрослых были следующими: спокойно (70 %), никак (19 %), обижается, плачет, закрывает уши, оговаривается, просит прощения, привыкла (11 %).
Исследование показывает, что наблюдается несоответствие в том, что ценят взрослые в детях и за что они оценивают их. Взрослые больше всего ценят в детях доброту (35%), честность (10%), нежность и ласку (8 %), трудолюбие (7 %), скромность (5 %), самостоятельность (5 %), любовь и заботу о близких людях, желание помочь другим, способность быстро забывать обиду, понимание, юмор, справедливость. Однако они хвалят ребенка чаще всего за иные качества, а именно за помощь взрослым (42 %), хорошие оценки, хорошо выполненные уроки (42 %), трудолюбие (36 %), хорошее поведение (24 %), аккуратность (19 %), доброту и ласку (16%), прилежание. Следовательно, взрослые в детях далеко не всегда оценивают то, что ценят. Можно предполагать, что ребенок со временем не будет проявлять тех качеств, за которые не получает положительные оценки.
Но, несмотря на несоответствие поведения взрослых коммуникативным ожиданиям детей, большинство учеников (70 %) прощают взрослым обиды и огорчения. Младшим школьникам свойственны доброжелательность, открытость, непосредственность, радостное мироощущение и мировосприятие. Исследования ученых показывают, что положительное мировосприятие в основном проявляется у ребенка в возрасте до 11-12 лет, т.е. возраст 6-9 лет является наиболее сенситивным для формирования у ребенка позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Если взрослые не будут это учитывать при общении с ребенком и не будут поддерживать такое мировосприятие, то у школьников будет формироваться негативная самооценка; авторитарный стиль отношений взрослых станет для них доминирующим в общении с окружающими.
Таким образом, результаты исследования показывают, что обучение нормам поведения и общения, формирование у детей
Адекватного коммуникативного поведения будет проходить более успешно, если:
общение будет проходить с учетом интересов и потребностей детей данного возраста;
методика проведения занятий будет включать в себя диагностику уровня развития коммуникативных умений первоклассников;
коммуникативное поведение взрослых будет являться эталоном для ребенка;
при использовании отрицательной оценки взрослые будут оценивать не личностные качества ребенка, так как это оскорбляет детей, а выполненные ребенком действия;
положительная оценка станет преобладать над отрицательной, причем будет более разнообразной и не только вербально выраженной, но и невербального характера ( обнять, поцеловать, погладить по голове).
Знание особенностей коммуникативного поведения младших школьников позволяет взрослым правильно понимать учеников, адекватно строить воспитательное воздействие, оптимально удовлетворять их коммуникативные потребности, не допускать ошибок в общении, эффективно развивать и совершенствовать коммуникативные навыки детей, способствуя повышению их общей культуры.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Стерни ИЛ. Коммуникативное поведение как предмет описания // Тверской лингвистический меридиан: Сб. науч. тр. Вып. 1 / Под ред. И.П. Сусова. Тверь, 1998.
2. Чурилов ИМ. Мировосприятие ребенка:Личностное развитие от 7 до 18 лет. Пермь, 1997. |
|
|