Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Первоклассник в общении со взрослыми


Скачать 72.29 Kb.
НазваниеПервоклассник в общении со взрослыми
Дата05.05.2016
Размер72.29 Kb.
ТипДокументы

Первоклассник в общении со взрослыми

Одним из важнейших средств воспитания является общение. Общение, особенно со взрослыми людьми, помогает ребенку ус­воить определенные нормы и правила по­ведения, характер отношений. Проведен­ное нами исследование показывает, что при общении с младшими школьниками взрослым не хватает доброжелательности, любви, такта, внимания к интересам ре­бенка. Дети часто не ощущают психологи­ческого комфорта в общении со взрослы­ми (родителями, учителями), т.е. сфера общения становится едва ли не главным источником их эмоционального неблаго­получия.

С поступлением в школу происходит переход дошкольника к новому образу жиз­ни и условиям деятельности. Для адапта­ции ребенка к новой социальной роли и но­вым взаимоотношениям с окружающими взрослым необходимо знать как можно больше об уже сформировавшемся комму­никативном поведении ребенка, научиться понимать и правильно строить свое общение с ним. Под коммуникативным поведением понимается совокупность реализуемых в коммуникации правил и традиций общения той или иной лингвокультурной общности, группы носителей языка или от­дельного индивида.

Нами было проведено изучение особен­ностей коммуникативного поведения млад­ших школьников. В исследовании прини­мали участие учащиеся I классов г. Вороне­жа, их родители и учителя. По всем вопро­сам проводилось сопоставление ответов детей с ответами взрослых. Следует отме­тить, что на искренность детей мы полага­лись в большей степени, чем на ответы взрослых, которые часто даже неосознанно могли идеализировать проявление своих воспитательных функций. Анализ получен­ных данных показал, что первоклассники любят и хотят общаться (74 %)2, хотя иног­да устают от общения (32 %), чаще общают­ся с детьми (68 %), чем со взрослыми (20 %). Большинству первоклассников (62 %) не хватает общения со взрослыми, особенно с близкими родственниками, а именно с мамой (56 %), бабушкой (35 %), папой (27%). Больше всего дети любят общаться с добрым ( 40%), веселым (22%), красивым (11%), молодым (7%), взрос­лым, интересным рассказчиком (6 %).

Детей в общении со взрослыми привле­кает ласковая речь (28 %), улыбка (23 %), доверительное отношение к ним (22 %), вопросы о них и их делах (15 %). Они боль­ше всего хотят быть похожими на маму (35 %), героя фильма (25 %), старшего бра­та (15%), папу (15%), потому что мама добрая (26 %), все понимает (15 %), хоро­ший друг (15 %). С ней они чаще всего де­лятся своими секретами (40 %), ей расска­зывают о своих успехах (56 %). Когда дети обижены, то 40 % из них жалуются на обидчика маме. Мама чаще всего их успо­каивает (15 %), говорит утешительные сло­ва (24 %), гладит по голове (26 %), покупа­ет какую-нибудь игрушку (24 %), расска­зывает веселые истории (16%). На героя фильма, старшего брата, папу дети хотят быть похожими потому, что он сильный (25 %), красивый (11 %). С учителем любят общаться 11 % опрошенных, потому что она добрая, веселая, все рассказывает, кра­сиво разговаривает, может ответить почти на все вопросы.

В общении со взрослыми первоклассни­кам не нравится громкая (26 %) и быстрая речь (7 %), когда задают много вопросов (31%) или ругают (35%), говорят грубо ( 22 %), смеются над ними (10 %), не улыба­ются (12 %), говорят о своих делах (9 %), делают много замечаний (8 %). Родители : опрошенных детей отмечают, что чаще всего они общаются с детьми с помощью просьбы (50 %), внушений (16 %), приказа (3%) или ругают его (7 %). К ссорам взрослых 80 % опрошенных детей относятся отрицательно (мне не­приятно, я расстраиваюсь). Если ссорятся родители, то 52 % детей пытаются помирить их.

Наиболее значимы для первоклассника учеба и игра. Это определяет содержание их

мнения с окружающими. Материалы исследования показывают, что со взрослыми

первоклассники чаще всего говорят на темы, связанные со школьной жизнью (70 %).

Со сверстниками младший школьник чаще говорит об играх и игрушках (58 %). В

же время все больше детей начинают интересоваться миром человеческих взаимоотношений и поиском своего места в нем.

Они думают над тем, как поздравить ба­бушку с днем рождения, помириться с под­ругой и т.п. Только понимание взрослыми важности ответов на эти вопросы для детей обеспечивает их сотрудничество. К сожале­нию, бывает так, что взрослые считают эти вопросы нелепыми. Так написала в анкете одна мама, не понимая, что именно вокруг этих вопросов необходимо строить взаимо­отношения с ребенком.

Первоклассники не любят говорить со взрослыми о плохих отметках и невыпол­ненных уроках (53 %), о делах взрослых (15 %), потому что неинтересно.

Сопоставление ответов детей и взрос­лых показало, что большинство родителей и учителей правильно называют темы, ко­торые больше всего интересуют младших школьников, но некоторые из них (10%) затруднились с ответом на вопрос: «О чем обычно говорите с ребенком?». Это свиде­тельствует об отсутствии регулярного об­щения с ребенком и эмоционального кон­такта с ним.

Результаты исследования показывают, что у младших школьников существует много вопросов, но они не задают их взрос­лым по разным причинам: стесняются (30 % детей стесняются учителя, 10 % — ма­му, папу), заведомо знают, что не получат на них ответа. Именно в вопросах: «Почему я плохо учусь?», «Что надо сделать, чтобы быть послушным?», «Почему мама сердит­ся?», «Почему ссорятся папа с мамой?», «Почему младших любят больше?», «Поче­му у одних есть все, а у других ничего?», «Мама, ты меня любишь?» отражается же­лание детей узнать нормы поведения, ожи­дание положительной оценки от взрослых, отсутствие эмоционального контакта взрослых с детьми. Большинство взрослых не считают нужным обсуждать такие воп­росы. От взрослых требуется вербально вы­раженная оценка, доброжелательность, со­чувствие, которые ребенок ждет, но не по­лучает. В результате такого общения со взрослым у школьника возникает чувство дискомфорта, неблагополучия, что, несом­ненно, в дальнейшем сказывается на его взаимоотношениях с людьми и развитии личности в целом.

Материалы исследования показывают, что при общении взрослых с детьми суще­ственно доминируют отрицательные оцен­ки над положительными: в основном уче­ники оказываются оцененными за свои не­удачи, а их удачные действия часто остают­ся без внимания. По мнению 70 % опрошенных детей, взрослые редко хвалят их, а 8 % детей ответили, что их никак не хвалят. Дети хотят слышать чаще слова одобрения, похвалы, особенно уменьши­тельно-ласкательные, образные, эмоцио­нальные обращения (доченька, ладушка, лапочка, солнышко мое ненаглядное, цве­тик, ягодка, котенок, золотко, рыбочка), а у взрослых преобладают стандартные фор­мы поощрения. Так, слово молодец упот­ребляют 75 % родителей, умница — 40 %, отлично — 17 %, хорошо — 18 %. Детей привлекают и стандартные формы речево­го этикета и благопожелания, они хотели бы слышать от взрослых слова спасибо, будь любезен, приятного и сладкого сна, хо­рошей тебе учебы.

81 % первоклассников считает, что взрослые часто их ругают, причем они на­ходят разнообразные слова для отрицатель­ной оценки, например: балбес, зараза, неря­ха, лентяй, глупый, бессовестный. Дети от­мечают, что взрослые используют не только вербально выраженную оценку, но и невер­бальные действия, а именно ставят в угол, не пускают гулять, закрывают в комнате, секут ремнем. 70 % взрослых признались, что используют телесные наказания. Такое отношение может вызвать у ребенка чувство обиды, страха, даже ненависти. Де­ти не хотят слышать от взрослых такие сло­ва, как идиот, дебил, ублюдок, придурок, ду­рак, скотина, урод, пошел отсюда, я тебя убью.

Известно, что в 6-7 лет мнение о себе складывается в результате оценки взрос­лых. Если преобладает отрицательная оценка, то может сформироваться отрица­тельная самооценка. Дети смиряются с от­рицательными характеристиками, переста­ют на них реагировать, ведут себя так, что­бы соответствовать тому коду, который запрограммировал для него взрослый, или грубят, становятся агрессивными, у них возникают трудности в общении с окружающими. Материалы исследования подтвердили это. На вопрос: «Как ваши дети реагируют на эти слова?» ответы взрослых были следующими: спокойно (70 %), никак (19 %), обижается, плачет, закрывает уши, оговаривается, просит прощения, привыкла (11 %).

Исследование показывает, что наблюда­ется несоответствие в том, что ценят взрос­лые в детях и за что они оценивают их. Взрослые больше всего ценят в детях доб­роту (35%), честность (10%), нежность и ласку (8 %), трудолюбие (7 %), скромность (5 %), самостоятельность (5 %), любовь и заботу о близких людях, желание помочь другим, способность быстро забывать оби­ду, понимание, юмор, справедливость. Од­нако они хвалят ребенка чаще всего за иные качества, а именно за помощь взрослым (42 %), хорошие оценки, хорошо выполнен­ные уроки (42 %), трудолюбие (36 %), хоро­шее поведение (24 %), аккуратность (19 %), доброту и ласку (16%), прилежание. Сле­довательно, взрослые в детях далеко не всегда оценивают то, что ценят. Можно предполагать, что ребенок со временем не будет проявлять тех качеств, за которые не получает положительные оценки.

Но, несмотря на несоответствие поведе­ния взрослых коммуникативным ожидани­ям детей, большинство учеников (70 %) прощают взрослым обиды и огорчения. Младшим школьникам свойственны добро­желательность, открытость, непосредствен­ность, радостное мироощущение и мировос­приятие. Исследования ученых показыва­ют, что положительное мировосприятие в основном проявляется у ребенка в возрасте до 11-12 лет, т.е. возраст 6-9 лет является наиболее сенситивным для формирования у ребенка позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Если взрослые не будут это учитывать при общении с ребенком и не будут поддер­живать такое мировосприятие, то у школь­ников будет формироваться негативная са­мооценка; авторитарный стиль отношений взрослых станет для них доминирующим в общении с окружающими.

Таким образом, результаты исследова­ния показывают, что обучение нормам по­ведения и общения, формирование у детей

Адекватного коммуникативного поведения будет проходить более успешно, если:

  • общение будет проходить с учетом ин­тересов и потребностей детей данного возраста;

  • методика проведения занятий будет включать в себя диагностику уровня развития коммуникативных умений первоклассников;

  • коммуникативное поведение взрослых будет являться эталоном для ребенка;

  • при использовании отрицательной оценки взрослые будут оценивать не личностные качества ребенка, так как это оскорбляет детей, а выполненные ребенком действия;

  • положительная оценка станет преобла­дать над отрицательной, причем будет более разнообразной и не только вербально выраженной, но и невербального характера ( обнять, поцеловать, погладить по голове).

Знание особенностей коммуникативного поведения младших школьников позво­ляет взрослым правильно понимать учени­ков, адекватно строить воспитательное воз­действие, оптимально удовлетворять их коммуникативные потребности, не допус­кать ошибок в общении, эффективно разви­вать и совершенствовать коммуникативные навыки детей, способствуя повышению их общей культуры.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Стерни ИЛ. Коммуникативное поведение как предмет описания // Тверской лингвисти­ческий меридиан: Сб. науч. тр. Вып. 1 / Под ред.
И.П. Сусова. Тверь, 1998.

2. Чурилов ИМ. Мировосприятие ребенка:Личностное развитие от 7 до 18 лет. Пермь, 1997.