Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Личностные универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия
Кто такой компетентный человек? Тот, кто может мобилизовать свои внутренние ресурсы, умело привлечь ресурсы внешние и решить личностно значимую проблему. Весь вопрос в том, какая проблема значима для конкретной личности. В этой связи особое значение приобретает то, что в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. Слайд 2. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые. Слайд 3. Личностные УУД делят на 3 блока: 1) самоопределение; 2) смыслообразование; Слайд 4. 3) нравственно-этического оценивания.
Слайд 5. При поступлении в школу, диагностируя сформированность этих действий, определяют индивидуальную готовность к школьному обучению. Статистика последних лет показывает, что полностью сформированная внутренняя позиция ученика у 50 % первоклассников, у 40% частично сформировалось, и у порядка 10% внутренняя позиция не была сформирована, что проявлялось в отсутствии желания ходить в школу. Анализ результатов актуализировал необходимость в формировании личностных УУД.
Слайд 6. Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению. Это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), что я хочу (какие цели я ставлю), что я могу, что я делаю с удовольствием, а что – нет, что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения).
Также важным является и профессиональное самоопределение, ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Младшие школьники ориентируются на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников. Предпрофильная подготовка в школе – это рассказы родителей о своей профессии, викторины о профессиях, а также экскурсии на предприятия.
Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе ребенок оценку взрослого правильно принять не сможет. Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием идентичности личности. Внутренняя позиция ученика – одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Это представление о том, к какой гендерной группе он относится, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей.
В формировании социальной идентичности школьника большое влияние оказывает семья. Проведение семейных праздников в школе, праздников к 23 февраля и 8 марта, концертов ко Дню матери также способствуют этому.
Слайд 7. Становление этнической идентичности происходит через анализ народных сказок, былин, народного фольклора на уроках литературы, на уроках истории и обществознания гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики.
Слайд 8. Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения играют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы – формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.
Слайд 9. Третий блок – это линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм.
Необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, отделять оценку поступка от оценки самого человека. Этому способствуют все учебные предметы.
Все задания на уроках, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано; позволяет повышать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. Этот подход реализуется и при представлении классу выполненных с помощью ИКТ альтернативных домашних заданий.
Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных технологий: Слайд 10.
– технология проблемного диалога; Слайд 11. – проектная деятельность; Слайд 12. – ИКТ-технологии; Слайд 13. – технология ситуативного обучения; Слайд 14. – технология продуктивного чтения; Слайд 15. – технология уровневой дифференциации.
Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты промежуточной диагностики и контрольные срезы по предметам показывают, что формирование личностных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности. Слайд 16. |
|
|