Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано составитель: зав отделением общих инструментов и фортепиано на отделении «Хоровое пение» Полякова Людмила Олеговна


Скачать 452.24 Kb.
НазваниеПрограмма по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано составитель: зав отделением общих инструментов и фортепиано на отделении «Хоровое пение» Полякова Людмила Олеговна
страница2/3
Дата20.04.2016
Размер452.24 Kb.
ТипПрограмма
1   2   3

Примеры переводных программ

Вариант 1

Гедике А. Этюд ля минор

Левидова Д. Пьеса

Руббах А. «Воробей»
Вариант 2

Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17

Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

Чайковский П. «В церкви»

3 год обучения
Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали,

включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым

элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы»,

А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).

Начиная с 3 класса изменения в содержании учебных занятий касаются

усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к

качеству исполнения. Продолжается работа над формированием навыков

чтения с листа.
За год учащийся должен освоить:

4 этюда,

4 разнохарактерные пьесы,

2 полифонических произведения,

1 часть произведения крупной формы,

1-2 ансамбля,

гаммы ля, ре, ми, соль, до-минор, аккорды и арпеджио к ним двумя

руками в 2 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада

Арнэ Т. Полифонический эскиз

Бах Ф.Э. Маленькая фантазия

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.:

До мажор, ре минор, Фа мажор;

Полонез соль минор, Ария ре минор,

Менуэт ре минор

Бём Г. Менуэт

Гедике А. Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор

Гендель Г.Ф Ария

Пёрселл Г. Сарабанда

Моцарт Л. 12 пьес под ред. Кувшинникова:

сарабанда ре мажор, менуэты ре мажор, ре минор

Сен-Люк Ж. Бурре

Чюрленис М. Фугетта
Этюды

Бертини А. Этюд Соль мажор

Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

Гедике А. Соч. 58. «Ровность и беглость»

Лешгорн А. Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15

Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 1,2

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2

Шитте Л. Соч. 108: №№ 14-19
Крупная форма

Диабелли А. Сонатина

Кулау Ф. Сонатина До мажор

Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.
Пьесы

Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»

Тюрк Д.Г. Песенка

Гедике А. Русская песня

Александров А. Новогодняя полька

Гайдн Й. Анданте

Волков В. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», "Вечер",

"Песня"

Гедике А. Соч. 36: №№ 21,23,31

Гречанинов А. «На лужайке», Вальс

Григ Э. Вальс ми минор

Дварионас Б. Прелюдия

Лоншан-Друшкевич К. Полька

Моцарт В. 14 пьес: № 8

Майкапар А. Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка

Свиридов Г. «Ласковая просьба»

Сигмейстер Э. Блюз

Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

Шуман Р. Соч. 68: «Марш», «Смелый наездник»
Ансамбли в 4 руки

Векерлен Ж.Б. Пастораль

Бетховен Л. Афинские развалины

Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»

Шуберт Ф. Немецкий танец

Чайковский П. Танец феи Драже

Моцарт В. Ария Папагено
Примеры переводных программ

Вариант 1

Черни-Гермер Этюд, 1 тетрадь, № 21

Бём Г. Менуэт

Дварионас Б. Прелюдия
Вариант 2

Лешгорн А. Этюд соч. 65 № 11

Перселл Г. Ария

Чайковский П. Детский альбом: Полька
4 год обучения

Годовые требования:

4-5 этюдов,

2-3 пьесы,

2 полифонических произведения,

1 часть крупной формы,

1-2 ансамбля,

продолжение формирования навыков чтения с листа,

гаммы Си мажор, си минор, Фа мажор, фа минор, аккорды и арпеджио к

ним, хроматические гаммы от белых клавиш двумя руками в 2 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада

Арман Ж. Фугетта

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах;

Маленькие прелюдии до минор, ми минор

Бах Ф.Э. Анданте

Рамо Ж. Менуэт в форме рондо

Гендель Г. 3 менуэта

Кирнбергер И.Ф. Сарабанда

Корелли А. Сарабанда

Скарлатти Д. Ария ре минор

Циполи Д. Фугетта

Перселл Г. Ария, Менуэт Соль мажор

Гедике А. Инвенция ре минор
Этюды

Гурлит К. Этюд Ля мажор

Гедике А. Этюд ми минор

Шитте Л. Этюды соч.160: №10,14,15,18

Геллер С. Этюды

Гнесина Е. Маленький этюд на трели

Гозенпуд М. «Игра» (Музыкальный альбом для фортепиано,

вып.1, сост. Руббах)

Лешгорн А. Соч. 65

Лемуан А. Соч. 37: №№ 10-13, 20

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 20-29, 30-35
Крупная форма

Андрэ А. Сонатина Соль мажор

Бенда Я. Сонатина ля минор

Вебер К. Сонатина До мажор

Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, 1, 2 ч.

Кулау А. Сонатина № 4

Клементи М. Сонатины До мажор, Фа мажор

Моцарт В. Сонатина Ля мажор, Си-бемоль мажор

Мюллер А. Сонатина, 1 ч.

Плейель Р. Сонатина

Моцарт В. Легкие вариации

Кикта В. "Вариации на старинную украинскую песню"
Пьесы

Алябьев А. Пьеса соль минор

Мясковский Н. «Беззаботная песенка»

Дварионас Б. Прелюдия

Гедике А. Скерцо

Гречанинов А. Соч. 98, № 1

Лядов А. Колыбельная

Кюи Ц. «Испанские марионетки»

Кабалевский Д. Токкатина

Майкапар А. «Мимолетное видение», «Пастушок», «Мотылек»

Моцарт В. Аллегретто Си-бемоль мажор

Николаева Т. Детский альбом: Сказочка

Питерсон О. «Зимний блюз»

Роули А. «Акробаты»

Чайковский П. Детский альбом: «Болезнь куклы», Итальянская

полька

Шуман Р. «Первая утрата», «Смелый наездник»

Хачатурян А. Андантино
Ансамбли в 4 руки

Бетховен Л. Немецкие танцы (в 4 руки)

Беркович И. Соч. 90: фортепианные ансамбли

Металлиди Ж. Цикл пьес в 4 руки

Чайковский П. 50 русских народных песен в 4 руки: №№ 1,2,6

Шмитц М. «Веселый разговор»
Примеры переводных программ

Вариант 1

Лемуан А. Этюд соч. 37, № 10

Моцарт В. Аллегретто

Алябьев А. Пьеса соль минор

Вариант 2

Черни-Гермер 1 тетрадь: № 29

Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор №12

Моцарт В. Сонатина Си-бемоль мажор


5 год обучения
Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к

участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что

способствует развитию их творческих возможностей, более свободному

владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.

Годовые требования:

4-5 этюдов,

2-4 разнохарактерные пьесы,

2 полифонических произведения,

1-2 части крупной формы,

1-2 ансамбля или аккомпанемента,

чтение с листа,

мажорные гаммы от черных клавиш, к ним - аккорды и арпеджио на 2 октавы.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада

Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор, Фа мажор

Бах И.С. Менуэты Соль мажор, до минор

Гедике А. Соч. 60: инвенция, прелюдия ля минор

Гольденвейзер А. Соч. 11: фугетты Ми мажор, ми минор

Гендель Г. Сарабанда с вариациями, Фугетта

Кригер И. Сарабанда (сб. «Избранные произведения

композиторов XVII, XVIII, XIX вв.», вып. 2, сост.

Кувшинников)

Маттезон И. Ария, Менуэт

Моцарт В. Контрданс

Перселл Г. Танец, Менуэт, Вольта

Павлюченко С. Фугетта ми минор

Циполи Д. Сарабанда из сюиты № 2, Менуэт из сюиты № 4

Рамо Ж.Ф. Менуэт
Этюды

Гедике А. Соч. 47 №№ 10-16, 18,21,26

Соч. 58 №№ 13,18,20

Беренс Г. Соч.100 №4

Геллер С. Соч.47 №12,13

Дювернуа Ж. Соч.176 №43,44

Лак Т. Соч. 172 №№ 5-8

Лемуан А. Соч. 37 №№ 20, 23, 35, 39

Лешгорн А. Соч. 65, 2 тетрадь (по выбору)

Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 30, 32, 34-36, 38, 42, 43

Шитте Л. Соч. 68 №№ 2, 3, 6, 9
Крупная форма

Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, 1, 2 ч.

Гедике А. Тема с вариациями, соч. 46

Диабелли А. Сонатина № 1; Рондо, соч. 151

Кабалевский Д. Сонатина ля минор, соч. 27

Сонатина До мажор, 2,3 ч., соч. 36

Моцарт В. Сонатина Фа мажор, 1 ч.

Мелартин Э. Сонатина соль минор

Шуман Р. Детская сонатина

Чимароза А. Сонатины ре минор, ля минор

Кулау Ф. Сонатина До мажор, соч.55 №3: 1, 2 ч.
Пьесы

Бетховен Л. Экосезы Ми-бемоль мажор, Соль мажор

Тирольская песня, соч. 107

Гайдн Й. Менуэт Соль мажор

Григ Э. Соч. 12: «Родная песня», «Песня сторожа»

Мендельсон Ф. Песни без слов: № 7

Шопен Ф. Кантабиле

Шуман Р. Альбом для юношества: Сицилийская песенка

Чайковский П. Детский альбом: «Новая кукла», Полька, Вальс

Парцхаладзе М. «Осень», «Танец», «Колокольчики»

Слонов Ю. Скерцино

Гречанинов А. Соч. 123: «Грустная песенка»

Косенко В. Соч. 15: Вальс, Пастораль

Майкапар А. Соч. 8: Мелодия

Соч. 28: Колыбельная

Прокофьев С. Соч. 65: «Сказочка», «Дождь и радуга», «Вечер»
Ансамбли в 4 руки

Балакирев М. 30 русских народных песен в 4 руки: «Калинушка

с малинушкой»

Мартини Дж. Гавот (перел. Гехтмана)

Шуман Р. «О чужих странах и людях» (сб. «Музыкальный

альбом для фортепиано, 1 вып., сост. А.Руббах)

Шуберт Ф. Два вальса Ля-бемоль мажор (переложение в 4

руки)

Шуберт Ф. Лендлер

Чайковский П. «Не бушуйте, ветры буйные»
Примеры переводных программ
Вариант 1

Гедике А. Этюд соч. 47, № 15

Циполи Д. Менуэт из сюиты № 4

Чимароза Д. Сонатина ре минор
Вариант 2

Лемуан А. Этюд соч. 37, № 35

Гольденвейзер А. Соч. 11: фугетта ми минор

Кулау Ф. Сонатина соч.55 №3: 2 ч.

6 год обучения
Годовые требования:

4-5 этюдов,

2-3 пьесы,

2 полифонических произведения,

1-2 части крупной формы,

1-2 ансамбля или аккомпанемента,

чтение с листа,

мажорные и минорные гаммы от черных клавиш, аккорды и арпеджио к

ним на 2 октавы, хроматические гаммы двумя руками.
Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада

Бах И.С. Маленькие прелюдии, ч.2: До мажор, ре минор,

Ре мажор, Французские сюиты: до минор (менуэт),

си минор (менуэт)

Майкапар А. Соч. 28: Прелюдия и фугетта до-диез минор

Мясковский Н. Соч. 43: «Элегическое настроение», канон

«Маленький дуэт», 2-голосная фуга ре минор

Люлли Ж.Б. Жига («Библиотека юного пианиста, средние

классы ДМШ», сост. Б.Милич)

Перселл Г. Прелюдия До мажор (там же)

Скарлатти Д. Менуэт (там же)

Циполи Д. Две фугетты (сб. «Маленький виртуоз», вып. 1,

сост. Самонов, Смоляков)

Барток Б. Менуэт
Этюды

Беренс Г. Избранные этюды, соч. 61, 88, №№ 1-3, 5-7

Бертини А. 28 избранных этюдов, соч. 29 и 32: №№ 4-9

Гедике А. 10 миниатюр в форме этюдов, соч. 8

Соч. 47: №№ 20-26

Лешгорн А. Соч. 65, 3 тетрадь; Соч. 66: №№ 1-4

Черни-Гермер 2 тетрадь: №№ 6-12
Крупная форма

Бетховен Л. Сонатины Ми-бемоль мажор, фа минор, 1 ч.

Вебер К.М. Сонатина До мажор

Гайдн Й. Соната Соль мажор № 11: 1 ч.

Клементи М. Сонатины Соль мажор, Фа мажор

Кулау Ф. Сонатины №№ 1,4, соч. 55

Чимароза Д. Соната соль минор

Кабалевский Д. Вариации на русскую тему соч.51 №1

Моцарт В. Сонатина №5 фа мажор: 1 ч.

Беркович И. Вариации на украинские темы
Пьесы

Бетховен Л. 7 народных танцев: Аллеманда Ля мажор,

Багатель, соч.119 №1

Григ Э. Ариетта, «Народная мелодия», соч. 12

Глиэр Р. Колыбельная

Грибоедов А. 2 Вальса

Моцарт В. Контрданс Си-бемоль мажор, До мажор

Косенко В. Скерцино, соч. 15

Пахульский Г. «В мечтах»

Питерсон О. «Волна за волной»

Прокофьев С. Соч. 65: «Ходит месяц над лугами», «Прогулка»

Чайковский П. Соч. 39: «Утреннее размышление»

Соч. 39: Мазурка, Русская песня

Шуман Р. Соч. 68: Маленький романс, Северная песня,

Песенка жнецов, Пьеса Фа мажор, Всадник,

Сицилийская песенка
Ансамбли в 4 руки

Аренский А. 6 пьес в 4 руки, соч. 34: «Кукушечка», «Сказка»

Глиэр Р. Менуэт, соч. 38

Кюи Ц. «У ручья»

Гершвин Дж. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс»

(перел. в 4 руки)

Рахманинов С. «Сирень»

Шуберт Ф. Экосезы в 4 руки, соч.33

Глиэр Р. Мазурка, соч. 38

Вебер К.М. 6 легких пьес в 4 руки
Примеры программ итогового зачета

Вариант 1

-Беренс Г. Этюд соч. 61 и 88, № 3

Бах И.С. Маленькая прелюдия До мажор (ч.2)
-Вебер К.М. Сонатина До мажор, 1 ч.

Косенко В. Скерцино, соч. 15
Вариант 2

-Лешгорн А. Этюд соч. 66, № 4

Мясковский Н. 2-голосная фуга ре минор
-Гайдн Й. Соната Соль мажор № 11, 1 ч.

Питерсон О. «Волна за волной»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения

программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие

знания, умения, навыки:

 знание инструментальных и художественных особенностей и

возможностей фортепиано;

 знание в соответствии с программными требованиями музыкальных

произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными

композиторами;

 владение основными видами фортепианной техники, использование

художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать

художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

 знания музыкальной терминологии;

 умения технически грамотно исполнять произведения разной степени

трудности на фортепиано;

 умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано

несложного музыкального произведения;

 умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;

 навыки публичных выступлений на концертах, академических

вечерах, открытых уроках и т.п.;

 навыки чтения с листа легкого музыкального текста;

 навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном

инструментальном ансамбле;

 первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых

произведений.

IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы "Фортепиано" включает в себя

текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на

ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию

самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий

характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель,

отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении

материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего

контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На

основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные

выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная

отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий

на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия

также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок,

зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным

условием является методическое обсуждение результатов выступления

ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер,

отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация

отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет

степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения.

Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как

промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется

оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник

учащегося.

Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений,

включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в

течение года должны быть представлены различные формы исполняемых

произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений

крупных форм.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а

также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка

навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка

исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными

требованиями.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,

которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить

приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом

прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка . Критерии оценивания выступления.
5 («отлично») предусматривает исполнение программы,

соответствующей году обучения, наизусть,

выразительно; отличное знание текста, владение

необходимыми техническими приемами,

штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание

стиля исполняемого произведения; использование

художественно оправданных технических

приемов, позволяющих создавать художественный

образ, соответствующий авторскому замыслу
4 («хорошо») программа соответствует году обучения, грамотное

исполнение с наличием мелких технических

недочетов, небольшое несоответствие темпа,
неполное донесение образа исполняемого

произведения
3(«удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при

исполнении обнаружено плохое знание нотного

текста, технические ошибки, характер

произведения не выявлен
2(«неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение

навыками игры на инструменте, подразумевающее

плохую посещаемость занятий и слабую

самостоятельную работу
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения.
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является

основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного

заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может

быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно

отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества

приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие

составляющие:

- техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;

- художественная трактовка произведения;

- стабильность исполнения;

- выразительность исполнения.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков

учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции,

обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации преподавателям

Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы

контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение,

варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими

установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.

В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар

может изменяться и дополняться.

Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных

выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет

время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или

ознакомления с новым произведением.

В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют

возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный

год).

В работе с учащимися используется основная форма учебной и

воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает

совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку

домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей

самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших

результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от

конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с

показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения.

Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука,

развитием чувства ритма, средствами выразительности.
1   2   3