Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Интеграция уроков музыки и икб (история культуры Башкортостана) в условиях современной школы


Скачать 54.84 Kb.
НазваниеИнтеграция уроков музыки и икб (история культуры Башкортостана) в условиях современной школы
Дата22.02.2016
Размер54.84 Kb.
ТипДокументы

Интеграция уроков музыки и ИКБ (история культуры Башкортостана) в условиях современной школы
В настоящее время, в связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) повышаются требования к проведению уроков. В условиях современной школы, для увеличения интереса детей к уроку, учителями используются разные формы, методы и методики: комбинированный урок, урок-лекция, урок-семинар, урок-зачёт, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-дискуссия, интегрированный урок, театрализованный урок, урок-соревнование; урок с дидактической игрой и т.п.

Одним из наиболее интересных уроков, является интегрированный урок. Это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Интегрированные уроки позволяют привлечь внимание бОльшего количества обучающихся, так как сочетают в себе несколько дисциплин.

Интегрированный урок предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок обучающихся, расширение сферы получаемой информации обучающимися, повышение мотивации обучения.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук.

В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т.д.

Несмотря на то, что интегрированный урок может включать в себя любые предметы, наилучшими и более интересными уроками для интеграции являются предметы творческого цикла: ИЗО, музыка, театр, хореография. Но если последние предметы преподаются далеко не во всех учебных заведениях, то ИЗО и музыка – есть в каждом.

Темой нашего доклада является: интеграция уроков музыки и ИКБ (в условиях современной школы. Исходя из вышесказанного одним из лучших предметов для интеграции является именно музыка.

Основная цель предмета «музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности. По средствам интеграции музыки с ИКБ данная цель полностью достигается, но при этом обучающиеся приобщаются к музыкальной культуре Башкирии, что способствует развитию патриотизма.

Сам предмет «История культуры Башкортостана» интегрирован из двух предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана».

Рассмотрим цели и задачи предмета:

- Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;

- Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;

- Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;

- Способствовать возрождению и развитию национальных культур

- Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;

- Формировать творческое мышление у школьников.

Реализовать данные цели и задачи можно на уроках музыки, это освободит на уроках ИКБ время для более глубокого изучения других тем.

Цель интеграции уроков музыки и ИКБ:

– в углублении идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью и историей Башкирии;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания исторических песен, сказаний, легенд;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения исторического подхода, применяемого с учётом научных достижений в области истории;

- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного исторического ряда.

Задачи интеграции уроков музыки и ИКБ:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть исторического наследия;

- содействовать развитию интереса к Родине;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях разных исторических периодов;

- повсеместно способствовать развитию интереса к музыке и истории Башкирии, через народное творчество ;

- способствовать формированию слушательской культуры обучающихся на основе приобщения к достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействие между музыкой и историей Башкирии на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений, на основе исторических песен.

Интеграция уроков музыки и ИКБ позволяет вести урок в нескольких направлениях:

- история музыки Башкортостана;

- современные исполнители;

- народная музыка Башкортостана;

- известные башкирские музыканты и многое другое.

На такие уроки можно приглашать народные музыкальные коллективы, музыковедов. С обучающимися можно посетить концерты народных музыкальных коллективов, театр оперы и балета, музей, выставку и т.п. Можно так же организовать выставку прямо в учебном классе, собрав народные музыкальные инструменты или же их фото.

Если организовывать именно фотовыставку или составить презентацию, что в свою очередь позволит привлечь информационно коммуникативные технологии (которые так популярны в современном образовании и их использование позволяет привлечь большее внимание обучающихся к учебным предметам), то необходимо все же представить один народный инструмент, показать его игру и рассказать историю.

Еще один вариант интегрированного урока музыки и ИКБ с элементами инсценировки. Но для данного варианта необходима предварительная подготовка. Детям предлагается придти на урок в национальных костюмах определенного исторического периода или события. Перед уроком разучиваются песни характерные для данного периода. На самом уроке разыгрывается мини музыкальный спектакль, педагог ИКБ рассказывает о данном периоде, рассматриваются элементы костюмов и разучивается еще одна песня.

Например по теме: Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства. Дети готовят костюмы данного периода разучивают песню «Шарлы урман». Слушают из фонохрестоматии легенды Слушание из фонохрестоматии «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивают и разучивают песню «Ямаликай гора».

Объединенные уроки музыки и истории культуры Башкортостана позволят обучающимся овладеть материалом по народному творчеству, изучить жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей - сэсэнов.

Немаловажной особенностью интеграции уроки музыки и ИКБ является то, что по мнению многих ученых, создание интегрируемой системы будет способствовать воспитанию более широко эрудированного обучающегося.

Методика интегрированного обучения полностью соответствует психологическим особенностям обучающихся как начальной так и средней ступени обучения – целостному восприятию обучающимися действительности, окружающего мира без деления на отдельный части. Достаточно существенным положительным фактором многие известные ученые, а так же учителя-практики считают наличие больших потенциальных возможностей во всестороннем развитии интеллекта обучающегося.

Интеграция на уроках музыки и ИКБ является одним из средств повышения эффективности урока. Так как, многие термины и понятия употребляются учителями и но том и но другом предмете. Знания полученные на уроках музыки помогают успешнее усваивать знания полученные на уроках истории культуры Башкортостана и наоборот. Необходимо отметить что культурным достоянием Башкирии являются народные музыкальные инструменты и музыканты, которые в свою очередь изучаются и в рамках учебной программы как по музыке, так и по ИКБ. Такие параллели позволяют эффективно интегрировать уроки музыки и ИКБ.