Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано составитель: зав отделением общих инструментов и фортепиано на отделении «Хоровое пение» Полякова Людмила Олеговна


Скачать 452.24 Kb.
НазваниеПрограмма по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано составитель: зав отделением общих инструментов и фортепиано на отделении «Хоровое пение» Полякова Людмила Олеговна
страница3/3
Дата20.04.2016
Размер452.24 Kb.
ТипПрограмма
1   2   3

Работа с учащимся включает:

 решение технических учебных задач - координация рук, пальцев,

наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов

педализации;

 работа над приемами звукоизвлечения;

 тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над

фразировкой, динамикой, нюансировкой;

 формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью,

гармонией, интервалами и др.;

 разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной

самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться

основных принципов обучения: последовательности, постепенности,

доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно

учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных

способностей и уровень его подготовки на данном этапе.

Важнейшим фактором, способствующим правильной организации

учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и

успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является

планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная

форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на

каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В

индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию

произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с

учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся

оркестровых отделений.
В работе педагогу необходимо использовать произведения различных

эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора

ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной

принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать

возможности ученика.

Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных

произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы

и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких

произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные

навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.
Важность работы над полифоническими произведениями заключается в

том, что освоение полифонии позволяет учащимся слышать и вести

одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов.

Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными

построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной

фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.

В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо

пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать

эмоциональную сферу его восприятия музыки.

В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному,

осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на

клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое

изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по

аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая

работа приводит к успешному обеспечению технических задач.

Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения слиста.

Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в

незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические

способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более

свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно

изучить новый материал.

Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под

контролем педагога.

Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение

штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной

интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах

ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем

исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу,

струнному или духовому инструменту.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы

при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и

быть осознанными и результативными.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом

методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку

домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего

образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной

работы учащимися струнного отделения, отделения духовых и ударных

инструментов по предмету "фортепиано" с учетом сложившихся

педагогических традиций - 2 часа в неделю. Для организации домашних

занятий обязательным условием является наличие дома у ученика

музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в

неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии

учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии

опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика.

Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному

использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует

разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми

произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные

места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают

продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в

классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа

над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией,

динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение

произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной

работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для

него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник

учащегося.

Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней

работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием,

игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра

гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных

педагогом и т. п.

При работе над этюдами следует добиваться технической свободы

исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом.

Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в

том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники.

Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре

линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение

данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь

один из голосов, играя при этом другие.

При разучивании произведений крупной формы ученик должен с

помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере

тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за

правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и

других указаний автора, редактора или педагога.

Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в

многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных

мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть

отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного

репертуара.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и

оцениваются преподавателем на уроке.

Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна

проводиться педагогом регулярно.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1. Список рекомендуемой нотной литературы
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1

классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003

Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 2/сост. Э.Денисов,

1962

Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.:

Российское музыкальное издательство, 1996

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. –

СПб.: Композитор, 1997

Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005

Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)

Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992

Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011

Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ.

Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987

Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю.Камальков.- М.,1993

Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32

Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М., Музыка, 2006

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1, 2. - М.: Музыка

2011

Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод.

пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003

Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4. V-VI кл. ДМШ: Уч.

пос. / редакторы – составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.:

Государственное музыкальное издательство, 1962

Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч.

пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное

издательство, 1960

Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб:

Союз художников, 2008

Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка,

2010

Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17

И.Лещинская Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994

Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66

Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994

«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб,

1999

Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997

Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006

Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001

Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002

Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост.

Барахтин Ю.В. – Н: Окарина, 2008

Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост.

К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1986

Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1. Составитель А. Руббах –

М., 1972

Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова –

М.: Советский композитор, 1973

Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./

Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. – Ростов н/Д:

Феникс, 2008

Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост.

Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но:

Сб./ сост. К.Сорокин. – М.: Музыка, 1976

Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая: М.:

Советский композитор, 1990

Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая

редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963

Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для

фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. – М., 1973

Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. – М., 1972

Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных

композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993

Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред.

В.Дельновой - М.,1974

Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./

М.,1974

Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю.

Холопова. - М.,1996

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С.

Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962

Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973

Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост.

Ф.Розенблюм - М.: Музыка, 1978

Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.:

Учеб. пособие/ Сост. и редактор А.Юровский. – М.: Государственное

музыкальное издательство, 1962

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11.

"Музыка", 1993

Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч./ сост. С. Ляховицкая -

М., 1961

Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд.

«Классика XXI век» - М., 2002

Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е.

Киев: Музична Украина, 1973

Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е.

Киев: Музична Украина, 1972

Фортепианная игра, 1, 2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон,

Л.Рощина. – М.: Музыка, 1988

Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост.

М.Копчевский. – М.: Музыка, 1978

Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров,

К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. – М.: Музыка, 1983

Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин.

– М.: Музыка, 1989

Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин.

– М.: Музыка, 1989

Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд.

«Северный олень», СПб, 1994

Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006

Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост.

А.Бакулов, 1992

Черни К.-Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр.

Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160

Шуман Р. Альбом для юношества: /М.: Музыка, 2011

Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. – М.:

Музыка, 2011

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.:

Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона – М.:

Советский композитор, 1967

Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып.II.: Учеб.

пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона – М.: Советский

композитор, 1973

Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ:

Учебно-метод. пособие / сост. Г.Цыганова, И.Королькова, Изд. 3-е. – Ростов-

н/Д: Феникс, 2008

2. Список рекомендуемой методической литературы
1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. Москва, 1978

2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и

образовании. М.-Л., 1965

3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2- е изд. Ленинград, 1979

4. Корто А. "О фортепианном искусстве". Москва, 1965

5. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве",

Москва, 1966

6. Гофман И. "Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной

игре". Москва, 1961

7. Коган Г. "Работа пианиста". Москва, 1953

8. Маккинон Л. "Игра наизусть", Ленинград, 1967

9. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", Москва,

1963

10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. Москва, 1987

11. Петрушин В. "Музыкальная психология". Москва, 1997

12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом".

Москва, 1997

13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". Москва, 1974

14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Москва, 1973

15. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта", Москва, 1959
1   2   3