Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано составитель: зав отделением общих инструментов и фортепиано на отделении «Хоровое пение» Полякова Людмила Олеговна


Скачать 452.24 Kb.
НазваниеПрограмма по учебному предмету по. 01. Уп. 03. Фортепиано составитель: зав отделением общих инструментов и фортепиано на отделении «Хоровое пение» Полякова Людмила Олеговна
страница1/3
Дата20.04.2016
Размер452.24 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 7



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,

«ХОРЕОГРАФИЯ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО


программа по учебному предмету
ПО.01.УП.03.ФОРТЕПИАНО

Составитель: зав.отделением общих инструментов и фортепиано на отделении «Хоровое пение» Полякова Людмила Олеговна

ИРКУТСК
2013г.
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы.


I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства для отделений : «Струнные инструменты», «Хореография», «Духовые и ударные инструменты», « Народные инструменты».

Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана

является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на этих отделениях необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом, для отделения хореографии- это знакомство с музыкальным искусством и освоение игры на фортепиано.
2. Срок реализации учебного предмета

В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Струнные инструменты» , «Хореография» составляет 6 лет (с 3 по 8 класс). Для 8-летнего обучения по предпрофессиональной программе «Духовые и ударные инструменты»,» Народные инструменты»- 5 лет (с 4 по 8 класс), для 5-летнего обучения - 4 года (со 2 по 5 класс).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета «Фортепиано» На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 1 час аудиторных занятий в неделю для учащихся струнного отделения, отделения хореографии; для учащихся отделений духовых, ударных, народных инструментов - 0,5 часа в неделю, в выпускном классе – 1 час в неделю. Программа предмета "Фортепиано" предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке. На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.
Таблица 1




Струнные

Инструменты,хореография
(8 лет)


Духовые ,

ударные,народные

инструменты,

(8 лет)


Духовые ,

ударные,народные

инструменты,

(5 лет)


Срок обучения


6 лет

5 лет

4 года


Максимальная учебная

нагрузка (в часах)


594

429

346,5

Количество часов на

аудиторные занятия


198

99

82,5


Количество часов на

внеаудиторную

(самостоятельную)

работу


396

330

264



4. Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная,

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика,его

музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности
5. Цель и задачи учебного предмета «Фортепиано»
Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе

приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области

фортепианного исполнительства.

Задачи:

 развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его

музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической

музыке и музыкальному творчеству;

 владение основными видами фортепианной техники для создания

художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального

произведения;

 формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на

фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение

основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;

 развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти,

музыкальности, эмоциональности;

 овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для

владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;

 обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным

материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;

 владение средствами музыкальной выразительности:

звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;

 приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к

музицированию.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

 распределение учебного материала по годам обучения;

 описание дидактических единиц учебного предмета;

 требования к уровню подготовки обучающихся;

 формы и методы контроля, система оценок;

 методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

 словесные (объяснение, беседа, рассказ);

 наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических

приемов, наблюдение);

 эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

 практические методы обучения (работа на инструменте над

упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).
8. Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета «Фортепиано»
Для реализации данной программы необходимы следующие условия:

класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента

«фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие

нотной библиотеки).

Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать

противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны

быть настроены.
II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета «Фортепиано», на максимальную,

самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

Классы:


1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность

учебных занятий

(в неделях)


8-летнее

обучение

(струнные инструменты,

хореография)

-

-

33

33

33

33

33

33

8-летнее обучение

Духовые ,

ударные, народные

инструменты,


-

-




33

33

33

33

33

5-летнее

обучение

(духовые , ударные,

народные

инструменты)


-

33

33

33

33










Количество часов

на аудиторные

занятия(в неделю)


8-летнее

обучение

(струнные инструменты,

хореография)

-

-

1

1

1

1

1

1

8-летнее обучение

Духовые ,

ударные, народные

инструменты,


-

-

-

0,5

0,5

0,5

0,5

1

5-летнее

обучение

(духовые , ударные,

народные

инструменты)

-

0,5

0,5

0,5

0,5

1







Количество часов

на внеаудиторные

занятия

(в неделю)


8-летнее

обучение

(струнные инструменты,

хореография)

-

-

2

2

2

2

2

2

8-летнее обучение

Духовые ,

ударные, народные

инструменты,


-

-

-

2

2

2

2

2

5-летнее

обучение

(духовые , ударные,

народные

инструменты)



-

2

2

2

2











Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано»

распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного

времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических

традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей

ученика.

Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров,

концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и

культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и

др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый

класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для

освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано»

распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими

задачами, стоящими перед педагогом.

Согласно ФГТ изучение учебного предмета "Фортепиано" для учащихся

струнных отделений , хореографии , отделений духовых и ударных ,народных инструментов

рекомендовано начинать не с первого класса, поэтому годовые требования

представлены в данной программе по годам обучения.
Первый год обучения соответствует:

3 классу струнного отделения, отделения хореографии для 8-летнего обучения,

4 классу отделения духовых и ударных ,народных инструментов для 8-летнего

обучения,

2 классу для учащихся на отделении духовых , ударных, народных инструментов по

5-летнему обучению.
Второй год обучения соответствует:

4 классу струнного отделения, отделения хореографии для 8-летнего обучения,

5 классу отделения духовых и ударных ,народных инструментов 8-летнего обучения,

3 классу отделения духовых , ударных ,народных инструментов 5-летнего

обучения.
Третий год обучения соответствует:

5 классу струнного отделения, отделения хореографии для 8-летнего обучения,

6 классу отделения духового и ударных, народных инструментов 8-летнего

обучения,

4 классу отделения духовых , ударных, народных инструментов 5-летнего обучения.
Четвертый год обучения соответствует:

6 классу струнного отделения, отделения хореографии для 8-летнего обучения,

7 классу отделения духовых и ударных, народных инструментов 8-летнего обучения,

5 классу отделения духовых , ударных, народных инструментов 5-летнего обучения.
Пятый год обучения соответствует:

7 классу струнного отделения, отделения хореографии для 8-летнего обучения,

8 классу отделения духовых и ударных ,народных инструментов 8-летнего обучения.
Шестой год обучения соответствует:

8 классу струнного отделения, отделения хореографии для 8-летнего обучения.

1 год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами

игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной

грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок,

песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов

звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из

"Школы игры на фортепиано" под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1

класса (сост. Б.Милич) и других сборников для 1-го года обучения игре на

фортепиано.

Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение

тонического трезвучия. Знание понятий "квинтовый круг", "лад",

"тональность".

Гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми-мажор отдельно каждой рукой на одну

октаву. Аккорд - тоническое трезвучие - отдельно каждой рукой.

За год учащийся должен выступить два раза на контрольном уроке в

конце каждого полугодия. Оценки за работу в классе и дома, а также по

результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям.


Примерные репертуарные списки


Пьесы полифонического склада

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)

Корелли А. Сарабанда ре минор

Моцарт В. Менуэт фа мажор

Моцарт Л. Бурре ре минор, Менуэт ре минор

Перселл Г. Ария

Скарлатти Д. Ария
Этюды

Гнесина Е. "Фортепианная азбука"

"Маленькие этюды для начинающих"

Лешгорн А. "Избранные этюды для начинающих" соч.65

Школа игры на фортепиано под общ.ред. А.Николаева: этюды
Пьесы

Гречанинов А. Соч.98: "В разлуке", "Мазурка"

Гедике А. Танец

Глинка М. Полька

Кабалевский Д. "Клоуны", "Маленькая полька"

Майкапар А. Соч.28: "Бирюльки", "В садике", "Пастушок",

"Мотылек"

Штейбельт Д. Адажио

Примеры переводных программ
Вариант 1

Ансамбль – С. Прокофьев «Болтунья»

Старокадомский М. «Веселые путешественники»

Польская нар. песня «Висла»
Вариант 2

Ансамбль - "Здравствуй, гостья зима"

Гнесина Е. Этюд

Майкапар А. «В садике»
2 год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов

игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями,

формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа.

Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по

результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях

проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета с

оценкой, проводимого в присутствии комиссии.

За год учащийся должен изучить:

4 этюда,

4 разнохарактерные пьесы,

2-3 произведения полифонического стиля,

1-2 ансамбля,

гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми-мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды,

арпеджио к ним двумя руками на одну октаву.

Примерные репертуарные списки
Произведения полифонического склада

«Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева)

Арман Ж. Пьеса ля минор

Аглинцова Е. Русская песня

Кригер И. Менуэт

Курочкин Д. Пьеса

Левидова Д. Пьеса

Бах И.С. Полонез соль минор; Бурре

Моцарт Л. Волынка; Бурре; Менуэт

Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

Гедике А. Ригодон

Телеман Г.Ф. Гавот
Этюды

Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.

Гнесина Е. Фортепианная азбука

Беркович И. Этюд Фа мажор

Гурлит М. Этюд ля минор

Майкапар А. Этюд ля минор

Лекуппэ Ф. Этюд До мажор

Черни-Гермер Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)

Шитте Л. Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7

Пьесы

Беркович И. 25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»

Гайдн Й. Анданте Соль мажор

Гедике А. Русская песня, соч. 36

Григ Э. Вальс ля минор, соч. 12

Майкапар А. «Пастушок», «В садике», соч. 28

Руббах А. «Воробей»

Фрид Г. «Грустно»

Чайковский П. «Мой Лизочек», «В церкви»

Шостакович Д. Марш

Штейбельт Д. Адажио
Ансамбли в 4 руки

Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»

Глинка М. Хор «Славься»

Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком»

Шаинский В. «Пусть бегут неуклюже»
  1   2   3