Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Конспект урока-концерта учащихся фортепианного отделения. Автор Максарова О. П. преподаватель по классу фортепиано Емва


Скачать 95.57 Kb.
НазваниеКонспект урока-концерта учащихся фортепианного отделения. Автор Максарова О. П. преподаватель по классу фортепиано Емва
Максарова О.П
Дата13.02.2016
Размер95.57 Kb.
ТипКонспект


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств г. Емва»

Герои сказок и мультфильмов

Конспект урока-концерта учащихся фортепианного отделения.

Автор

Максарова О.П.

преподаватель по классу фортепиано


Емва

Март 2008

Цель урока: Закрепление знаний, умений и навыков, полученных при

изучении разнохарактерных программных произведений.

Задачи урока:

1. Совершенствование исполнительского мастерства, расширение концертной практики учащихся ДШИ.

2. Развитие образного мышления, творческой фантазии ребёнка, интереса к фортепианному исполнительству.

3. Воспитание сценической и слушательской культуры.

4. Пробуждение у слушателей интереса к обучению в ДШИ.

Тип урока Урок практического применения знаний и умений.

Вид урока Урок-концерт.

Дата проведения 28 марта 2008года

Время проведения 12.00

Место проведения Зал Детской школы искусств.

Продолжительность 45 минут.

Исполнители Учащиеся фортепианного отделения

Слушатели Учащиеся ДШИ и участники этнолагеря (Проект

«Этноинициатива»).

Преподаватель Максарова О.П., преподаватель фортепиано, заведующая

МО фортепианного отделения

Материально-техническое обеспечение урока: рояль.

Физкультминутка после исполнения песенки трёх поросят из мультфильма «Три поросёнка».
Присутствующие преподаватели ДШИ:

1. Ожегова С.В. преподаватель фортепиано

2. Клюшина С.В. преподаватель фортепиано

3. Лапина Л.В. преподаватель теоретических дисциплин, заведующая МО

теоретико-хорового отделения,

4. Кузнецова А.И. преподаватель теоретических дисциплин

Исполняемые произведения.




Автор и название произведения

Исполнитель

Кл

Педагог

1

И.Блинникова. Парма.

Кормилицына Я.

4

Ожегова С.В.

2

Г. Галынин. Зайчик.

Суханова Юлия

1

Ожегова С.В.

3

Б. Чайковский.Песенка волшебного горшочка из м/ф по сказке Г.Х.Андерсена «Свинопас»

Остапович Катя


1

Ожегова С.В.

4

Русская народная песня Весёлые гуси

Геворгян Ксения

1

МаксароваО.П.

5

А.Руббах. Воробей.

Торлопова Анна.

1

Ожегова С.В.

6

Латв. песенка Кукушечка.

Раскита Саша

1

МаксароваО.П.

7

Д.Кабалевский. Клоуны.

Волков Максим

2

Ожегова С.В.

8

Уайт. Песенка трёх поросят из м/ф «Три поросёнка».

Ансамбль

Остапович Катя

Суханова Юлия


1


Ожегова С.В.

9

И.Блинникова. Полька трёх поросят.

Савина Ирина

4

МаксароваО.П.

10

С.Прокофьев. Кошка.

Ансамбль

Белкина Ульяна

Раскита Саша


1


МаксароваО.П.

11

М.Шмитц. Кошачий парад.

Ансамбль

Коновалова Лена

Окулова Лера


5


МаксароваО.П.

12

Д.Кабалевский. Клоуны.

Ершова Арина

2

МаксароваО.П.

13

К.Хачатурян. Помидор.

Ансамбль

Юрлова Лиза

Максарова О.П.

Вып.


МаксароваО.П.



Ход урока

Организационная часть (1минута).

Приветствие, знакомство с ведущей.

Объявление темы урока.

Основная часть (42 минуты).

Преподаватель: Ребята, сегодня у нас необычный урок: юные артисты, учащиеся фортепианного отделения, нарисуют для вас звуковыми красками музыкальные картинки. И в этих картинках вы узнаете героев сказок и мультфильмов. Музыкальные произведения, которые рассказывают нам о каком-либо явлении или герое, называются программными. Как правило, они имеют название, которое нам говорит, о чём рассказывается в этом произведении. А для исполнителя название говорит о том, как надо сыграть произведение, какими средствами создать образ.

Как вы думаете, где чаще всего происходят чудеса в сказках?

Дети: В лесу.

Преподаватель: Осенней зорькой розовой

На поиски чудес

Вошёл я в лес берёзовый,

Осенний дивный лес.

  • Исполняется пьеса И. Блинниковой «Парма».

(Кормилицына Ярослава).

Преподаватель: Вы прослушали пьесу «Парма» И. Блинниковой (она живёт в Сыктывкаре, пишет много музыки для детей). Расскажите, что вы услышали: какой лес? Какие средства использовала композитор для создания образа?

Дети: Могучий, тёмный лес изображают аккорды, низкий регистр, медленный темп, а когда лес освещается солнцем, звучит мажор, регистр средний и высокий.

Преподаватель: А кто живёт в лесу? Каких героев сказок – лесных жителей –

вы знаете? Кто такой: в гору бегом – с горы кувырком?

Дети: Заяц.

Преподаватель: Подумайте, какая должна быть пьеса?

Дети: высокий регистр, allegro1, staccato2, мажор3.

  • Исполняется пьеса Г. Галыниа «Зайчик (Суханова Юлия)

Преподаватель: Вот что говориться в очень знакомой сказке о волшебном котелке: «Котелок был кругом обвешан бубенчиками, и когда в котелке что-нибудь кипятилось, они названивали старинную песенку:

Ах, мой милый Августин,

Всё прошло, прошло, прошло!

Что это за сказка?

Дети: Г.Х.Андерсен. Свинопас.

Исполняется Песенка волшебного горшочка из мультфильма по сказке Г.Х.Андерсена «Свинопас» (Остапович Катя)

Преподаватель: Жили у бабуси два весёлых гуся.

Один серый, другой белый.

Два весёлых гуся.

  • Исполняется русская народная песня Весёлые гуси в переложении для

фортепиано (Геворгян Ксения).

Преподаватель: Что вы можете сказать об этих песенках?

Дети: Обе песенки в среднем регистре, legato4, в темпе речи, мажор.

Преподаватель: Воробей по лужице прыгает и кружится.

Пёрышки взъерошил он, хвостик распушил.

Погода хорошая! Чил-чив-чил!

Послушайте пьесу «Воробей» и обратите внимание на то, как композитор передаёт чириканье воробья.

  • Исполняется пьеса Рубаха «Воробей» (Торлопова Анна).

Преподаватель: Догадайтесь: о ком следующая музыкальная картинка?

Исполняется Латвийская песенка «Кукушечка» в переложении для фортепиано (Раскита Александра)

Преподаватель: Как передаётся в музыке чириканье воробья и голос кукушки?

Дети: Чириканье изображают украшения (форшлаги), голос кукушки – интервал терция.

Преподаватель: А кто является героем мультфильмов про цирк?

Дети: …… клоуны.

Преподаватель: Обратите внимание на клавиатуру: пальцы исполнителя «бегают» то вверх, то вниз, то на чёрную, то на белую клавишу; в музыке слышны прыжки (и рука исполнителя «прыгает»). Музыка изображает весёлых кувыркающихся клоунов.

  • Исполняется пьеса Д. Кабалевского «Клоуны». (Волков Максим).

Преподаватель: У кого короткий хвост крючком?

Кто копает землю пятачком?

Дети: Поросёнок.

Преподаватель: Знаете вы сказку про поросят? (С.Михалков. Три поросёнка.)

  • Исполняется песенка трёх поросят из мультфильма «Три поросёнка»

(Ансамбль: Остапович Катя, Суханова Юлия).

Преподаватель: Давайте мы с вами покажем, как поросята прогоняют волка: встаньте и громко потопайте. (Физкультминутка). Молодцы, садитесь.

И. Блинникова написала пьесу «Полька трёх поросят». Очень понятная музыкальная картинка: секунды во вступлении передают хрюканье весёлых поросят, в средней части ясно слышен волк в малой октаве, а в конце можно представить, как волк вылетел в трубу, и поросята упали от смеха.

  • Исполняется пьеса И. Блинниковой «Полька трёх поросят»

(Савина Ирина).

Преподаватель: Рыжий кот осенними листьями шуршит,

Возле стога с сеном мышек сторожит.

Тихо притаился он в траве густой

И с кустами слился шубкой золотой.

Как вы думаете, какая музыка должна быть в пьесе?

Дети: Темп умеренный, staccato мягкое, скачки в мелодии, тихий звук.

  • Исполняется пьеса С.Прокофьева «Кошка».

(Ансамбль: Белкина Ульяна, Раскита Александра).

Преподаватель: Следующая пьеса называется «Кошачий парад». Какой должна быть музыка в этой пьесе?

Дети: Громкая, смелая, марш.

Преподаватель: Правильно. Но обратите внимание на серединку: мелодия legato говорит о том, что коты бывают ласковыми.

Исполняется пьеса М.Шмитца «Кошачий парад» (Анс. Коновалова Е., Окулова В.)

Преподаватель: Сейчас прозвучит произведение, которое вы уже слышали.

  • Исполняется пьеса Д. Кабалевского «Клоуны». (Ершова Арина)

Преподаватель: Вспомнили?

Дети: Да. Это пьеса «Клоуны».

Преподаватель: Верите – не верите, мы родом из Америки.

В сказке мы – синьоры, на грядке – …

Дети: Помидоры.

Преподаватель: А в какой сказке помидор стал синьором?

Дети: Чипполино.

Преподаватель: Композитор Карен Хачатурян написал балет «Чипполино». Фрагмент из балета прозвучит в переложении для фортепиано в 4 руки. Послушайте пьесу К.Хачатуряна «Помидор» и расскажите о нём всё, что вы услышите.

  • Исполняется пьеса К.Хачатуряна «Помидор».

(Ансамбль: Юрлова Елизавета, Максарова О.П.)

Дети: Минор и тяжёлый бас рисуют грозного, злого помидора, но быстрый темп и весёлая мелодия говорят нам, что его никто не боится, что над ним смеются.

Заключительная часть (2 минуты)

Преподаватель: Наш урок подошёл к концу. Вопросы по пройденному материалу:

  • Какие произведения называются программными?

  • Вспомните героев сегодняшнего концерта.

  • Какими способами были выражены характеры героев?

Ноты прозвучавших произведений вы можете взять у исполнителей или своих преподавателей.
Подведение итогов урока.



1 Скоро, весело (ит.) – темп исполнения.

2 Отрывисто (ит.) – способ звукоизвлечения.

3 Светлый (ит.) – музыкальный лад.

4 Связно (ит.) – способ звукоизвлечения.