Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Образовательная программа дополнительного образования детей «Хореография» Возрастной диапазон: 7-10 лет; 11-14 лет |
 Скачать 0.68 Mb. |
1 2 3 Управление образования администрации Южноуральского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей «Центр дополнительного образования для детей»
Утверждаю
Директор Андреева О. М.
__________ 2013 г. Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Хореография»
Возрастной диапазон: 7-10 лет; 11-14 лет
Срок реализации: 8 лет
Липкина Л.В.
педагог доп. образования
- высшая кв. категория Южноуральск
2013 г.
Информационная карта
программы «Хореография»
ФИО педагога: Липкина Лилия Владимировна
Бабиева Нина Михайловна
Тип программы: адаптированная
Образовательная область: искусство
Направленность деятельности: художественно-эстетическая
Способ освоения содержания образования: репродуктивный, креативный, эвристический
Уровень освоения образования: углубленный, профессионально-ориентированный
Возрастной уровень реализации программы: среднее общее образование
Форма реализации программы: групповая
Продолжительность реализации программы: восьмилетняя
Пояснительная записка Современное общество выставляет заказ на творчески активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит свое отражение в образовательных программах и поиске оптимальных путей духовного, интеллектуального и физического развития детей.
Нацеленность современного образования на духовное обновление общества вызывает потребность к расширению художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Расширяется влияние различных видов искусств на процесс образования. Особый интерес проявляется к занятиям танцевальным искусством.
Необходимость разработки настоящей программы вызвана тем, что танец, как один из видов искусства, воспитывает художественный вкус, развивает детей физически и духовно, формирует интерес к танцевальной культуре и потребности в ней как неотъемлемой части культуры в целом.
Актуальность программы «Хореография» заключается в ее содержательной активности, гибкости использования и разноуровневости. В ней сочетаются традиционные методы обучения с инновациями. В народный танец с его канонами и многовековыми традициями включены элементы современной хореографии, что дает возможность ставить стилизованные номера, интересные исполнителям и зрителю.
Приобретение знаний в области хореографии и музыки, совершенствование детей физически и духовно свидетельствует о преемственности и согласованности программы с программой общеобразовательной школы (музыка, физкультура, культурология).
Программа «Хореография» относится к эстетическому циклу предметов и основной целью ставит всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
Цель достигается через решение следующих задач:
- познавательная: расширить объем историко-культурных и эстетических знаний в области хореографического искусства;
- мотивационная: создать комфортную обстановку и ситуацию успеха для каждого ребенка, повысить его самооценку через участие в творческой жизни класса, школы, клуба, города, где каждый может проявить себя, реализовать свои способности;
- воспитательная: воспитать качества личности, востребованной в современном обществе: трудолюбие, коммуникабельность, уважение к себе и окружающим людям;
- обучающая: сформировать специальные знания и умения по данному курсу программы «Хореография»:
научить детей музыкально и грамотно исполнять движения, работать в паре и ансамблем, соблюдая рисунки танца;
развить физические качества ребенка, совершенствовать их средствами танца в гармонии с общим развитием;
раскрыть в учащихся творческие способности, развивая эмоциональные сферы, т.е. самовыражение в танце, артистические способности, умение передать зрителю настроение хореографического номера;
- эстетическая: привить устойчивый интерес к национальной культуре и искусству. Данная программа разработана для хореографического ансамбля «Надежда». По программе «Хореография» работают два педагога Липкина Лилия Владимировна и Бабиева Нина Михайловна. Программа комплексная, включает в себя два учебных курса: «Классический танец», «Народный танец». Возможно проведение индивидуальных занятий по любой из дисциплин.
Программа составлена на восемь лет обучения, возрастной диапазон семь - четырнадцать лет:
1-4 год обучения (7 – 10 лет) – 144 часа в год (72 часа – классический танец, 72 часа – народный танец). Индивидуальные занятия – 72 часа в год.
5-8 год обучения(11 – 14 лет) – 180 часов в год (108 часов – классический танец, 72 часа – народный танец). Индивидуальные занятия – 144 часа в год.
Продолжительность учебного года – тридцать шесть недель. Время занятий – 45 минут, с 15-ти минутным перерывом. Набор в объединение производится по критериям: желание ребенка получить предлагаемые знания и умения; физическое состояние, позволяющее заниматься танцами. Ребенок имеют право начать учебу по программе «Хореография» с любого года обучения, после соответствующего возрасту тестирования и индивидуальной беседы.
Количество детей в группе: семь - десять лет – 12-15 человек, одиннадцать - четырнадцать лет – 10-12 человек. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.
Основная форма проведения занятий – групповая. Занятия проходят по следующей схеме:
организационный момент;
повторение пройденного материала;
изложение нового материала;
вывод, подведение итогов;
оценка работы обучающихся.
Объем движений и танцевальных элементов подобран с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Педагог вправе вносить необходимые коррективы разделов и тем в программе, с учетом психофизических особенностей детей.
В процессе изучения программы «Хореография» обучающиеся знакомятся с основными ключевыми понятиями курса: хореография, танец, ритмика, разминка, классический танец, народный танец.
Знания учащихся оцениваются тремя уровнями:
Р (репродуктивный уровень) – решение творческих задач по образцу;
Э (эвристический, ассоциативный) – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;
К (креативный, творческий, продвинутый) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.
Критерии оценки: техника исполнения, музыкальность, терминология хореографических движений, исполнительское мастерство.
Итоги и результаты учебного года подводятся на контрольных открытых уроках, которые проходят в конце года. Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и навыков;
Репродуктивный
Учащиеся сами воспроизводят известный им по опыту материал. Этот метод позволяет педагогу осуществить контроль за тем, как учащиеся усваивают знания, овладевают умениями и навыками. С помощью разнообразных заданий педагог предлагает воспроизвести разученные ранее танцевальные движения, показать умения и навыки. Этот метод применяется в вариантах: воспроизведение танцевального материала в наглядно-образной форме; в форме устного изложения; в форме исполнения танцевальной композиции целиком или фрагмента;
Проблемный
Заключается в том, что педагог выдвигает перед учащимися познавательную проблему, которая решается совместно;
Частично-поисковый, исследовательский
Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить самостоятельно. Эти методы взаимосвязаны. Они более эффективны и способствуют глубокому усвоению танцевального материала. Приемы обучения:
Показ
Практика преподавания выделяет три условия танцевального показа:
1.Предварительный показ танцевальной композиции, отдельных ее элементов, упражнений и т.д. На этом уровне задача - предварительное знакомство с учебным материалом. Чтобы позднее, в ходе обучения, дети могли мысленно соотносить свои действия с ранее увиденным.
2.Показ танцевального материала. Выделение из совокупности многих танцевальных элементов какого-либо определенного элемента и сосредоточение внимания на его восприятии.
3. Анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируются отдельные части движения, композиции и потом соединяются.
Особое место занимает художественный анализ музыкально-хореографического произведения, разбор выразительных и образных средств и интерпретаций с оценкой.
Изложение
Применяются различные формы изложения: информация, рассказ, лекция, беседа и т.д. С помощью этого приема педагог сообщает знания об истории, современном состоянии хореографии, рассказывает об отдельных танцах, лучших парах, ансамблях и т.д. В соответствии с учебными задачами педагог дает описание учебного материала. Изложение ведется в форме характеристики, где определяются особенности музыки, костюма, творчества. В случае необходимости раскрытие внутренних связей и зависимостей дается в форме объяснения.
Комментирование
Это словесное сопровождение педагогом сведений об особенностях танцевального движения и музыкального произведения.
Инструктирование
Это словесные рекомендации, которые педагог дает учащемуся, как нужно исполнять элементы или композицию в целом. Может касаться правил поведения при общении в танце.
Корректирование.
В процессе исполнения танцевальных движений педагог корректирует действия учащихся. Итогом реализации комплексной программы «Хореография» является овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в области хореографического искусства.
Оценка исполнения обучающимися изученных упражнений, движений, комбинаций, танцевальных этюдов проходит в форме контрольных открытых занятий. Творческий потенциал воспитанников реализуется на отчетных концертах, на которые приглашаются родители и педагоги, в городских и областных мероприятиях. Уровень исполнительского мастерства выявляется на конкурсах различного уровня (городского, регионального, областного и т. д.)
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специально оборудованный кабинет, аудио, видео – техника, специализированная литература, диагностические карты контроля ЗУНов.
Учебный курс
«Классический танец»
Учебный курс «Классический танец» включает в себя разделы: ритмика и музыкальная грамота, основы хореографии, классический танец. Реализуется на возрастной диапазон с семи до восемнадцати лет.
Цель – формирование духовного, нравственного и физического здоровья учащихся на основе хореографического искусства.
Задачи –
эмоциональное и духовное развитие учащихся в процессе обучения;
активизация интереса учащихся к хореографическому искусству, как неотъемлемой части культуры;
формирование навыкав владения своим телом, укрепление и совершенствование двигательного аппарата;
формирование знаний, умений и навыков классического танца;
развитие творческой активности детей.
Раздел «Ритмика и музыкальная грамота» включает в себя упражнения и музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной и классической музыки, а также движения под музыку.
Цель ритмики – активизация музыкального восприятия детей через движения. Развитие музыкальных и творческих способностей детей. Дети учатся слушать музыку. Различать ее выразительные средства: темп, динамические оттенки, размер, форму музыкального произведения, характер, ритмические рисунки. Развитию музыкальных способностей учащихся.
Музыка пробуждает у детей светлые, радостные чувства. Они получают удовольствие от свободных, легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, жестов, мимикой. Занятия ритмикой поднимают настроение, повышают жизненный тонус. Дети учатся эмоционально переживать музыку. Чувства, настроения, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, выразительность.
Раздел «Основы хореографии» В этот раздел входят упражнения, помогающие формировать красивую осанку, правильную постановку корпуса, головы, ног рук, развивающие у детей физические данные, исправляющие недостатки фигуры. Это движение классического танца по свободным позициям на середине, движения народного и бального танцев, несложные упражнения по аэробике. А так же гимнастика для укрепления и развития эластичности связок и мышц. Раздел включает в себя упражнения на координацию (различие правой и левой ноги, правой и левой руки, поворотов вправо, влево, согласованное действие различных частей тела), ориентацию в пространстве (движение в различных направлениях, соблюдение интервалов, построение рисунков).
Раздел «Классический танец» изучает постановку корпуса, позиции рук и ног, движения классического танца у станка и на середине, adagio, allegro. Классический танец вырабатывает правильную осанку, повышает технический уровень исполнителя, танцевальную выразительность, музыкальность. Развивает координацию, силу мышц, внимание. Изучение классического танца дает возможность легко и уверенно осваивать другие виды танца. Учебно-тематический план
первого года обучения
| Тема
| Общее кол-во часов
| теория
| практика
| 1.
| Вводное занятие
| 2
| 2
|
| 2.
| Ритмика и музыкальная грамота
| 8
| 4
| 4
| 1
| Музыкальные жанры
| 1
| 1
| 1
| 2
| Темп и характер музыки
| 1
| 1
| 1
| 3
| Динамические оттенки
| 1
| 1
| 1
| 4
| Такт и длительность в музыкальном произведении
| 1
| 1
| 1
| 3.
| Основы хореографии
| 62
| 8
| 54
| 1
| Постановка корпуса
| 4
| 1
| 3
| 2
| Позиции рук и ног
| 4
| 1
| 3
| 3
| Движения для головы
| 4
|
| 4
| 4
| Движения для рук, кистей, плечевого сустава
| 4
|
| 4
| 5
| Движения корпуса
| 4
|
| 4
| 6
| Движения для ног, стоп
| 4
|
| 4
| 7
| Шпагаты
| 6
| 1
| 5
| 8
| Колонетика
| 4
| 1
| 3
| 7
| Танцевальные шаги
| 8
| 1
| 7
| 8
| Прыжки
| 4
| 1
| 3
| 9
| Упражнения на координацию
| 8
|
| 8
| 10
| Рисунок танца
| 8
| 2
| 6
| 11
| Итоговое занятие
| 2
|
| 2
|
| ИТОГО
| 72
| 14
| 58
|
Содержание учебно-тематического плана
первого года обучения
1. Вводное занятие 2 ч.
Теория 2 час: Знакомство с детьми. Техника безопасности. Знакомство с искусством танца.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Образовательная программа, специализированная литература, иллюстрации, инструкции по ТБ. 2. Ритмика 8ч.
Теория 4 часа:
Музыкальные жанры (марш, песня, танец);
Понятие о темпе (медленный, умеренный, быстрый). Понятие о характере музыки (грустная - веселая, громкая – тихая; гордая, торжественная, легкая, светлая);
Динамические оттенки (громко, умеренно, тихо).
Такт, длительности в музыкальных произведениях;
Практика 4 часа:
Определение музыкальных жанров;
Определение темпа и характера музыки;
Движение в характере мелодии;
Отсчет тактов.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение. 3.Разминка 62ч.
Теория 8 часов:
Постановка корпуса.
Правила исполнения упражнений для головы, рук, корпуса, ног.
Для чего развивать отдельные группы мышц.
Положения рук и ног в танце.
Техника исполнения шпагата.
Упражнения на развитие эластичности мышц (как правильно исполнять).
Правила исполнения танцевальных шагов.
Техника исполнения прыжков.
Рисунок танца.
Практика 54 часа:
Постановка корпуса, как в классическом танце (“Елочка”; “Принц - принцесса”);
Движения для головы:
- поворот вправо, влево;
- наклон направо, налево, вперед, назад;
- смещение вперед, назад;
- круговые движения головой;
Упражнения для глаз (закрыть - открыть, зажмуриться, широко раскрыть глаза, посмотреть направо, налево, вверх, вниз, круговые движения).
Мимика лица (“маски” - смешинки, сердинки, грустинки, дразнилки и т.д.);
Движения плеч (вверх - вниз, вперед - назад, круговые вперед - назад);
Движения для кистей рук (сжатие и разжимание кулака, движение кисти вперед, назад по кругу, вниз – вверх, сгибание в запястье)
Движения для локтевого и плечевого суставов:
- сгибание руки в локте;
- круговые движения от локтя вперед - назад, от плеча всей рукой вперед – назад;
- рывки руками;
- натяжение и расслабление рук - “деревянные”, “тряпичные руки”;
- различные положения рук вверх - вниз, в стороны;
Свободные позиции рук: подготовительная I, II позиции, руки за юбочку, руки на талию;
Движения корпуса: наклоны корпуса вперед - назад, в стороны, круговые движения корпусом;
Движения для тазобедренных и коленных суставов (подъем, сгибание ног, вращательные движения, приседания); равновесие на одной ноге - “чертик”, “журавлик”;
Движения для стоп (подъем на полупальцы, развороты, упражнения на развитие подъема);
Упражнения на полу для мышц спины («кораблик», «коробочка», «кольцо», «кошечка» и т. д.);
Упражнения для мышц живота;
Упражнения для ног, стоп на полу;
Шпагат прямой и поперечный;
Упражнения на развитие эластичности мышц;
Подготовка к прыжкам (полуприседание и подъем на полупальцы , plie releve);
Свободные позиции ног I, II, III, VI позиции;
Танцевальные шаги: бытовой, танцевальный (с носка), шаг на полупальцах, легкий бег, подскоки, боковой галоп;
Прыжки (“мячик”, “маятник” — из стороны в сторону, с продвижением вперед - назад, с поворотом 90°, c поджатием ног, сочетание разных прыжков);
Упражнения на ориентировку в зале (повороты вправо и влево, движения по линии танца и обратно, по диагонали);
Упражнения на координацию (различные комбинации);
Построение рисунков (круг, колонки, шеренги, диагональ, змейка, ручеек); переход из одного рисунка в другой.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации, коврики, лавочки, станки. |
1 2 3 |
|