Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Образовательная программа дополнительного образования детей «Хореография» Возрастной диапазон: 7-10 лет; 11-14 лет


Скачать 0.68 Mb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Хореография» Возрастной диапазон: 7-10 лет; 11-14 лет
страница1/3
Дата06.03.2016
Размер0.68 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3

Управление образования администрации Южноуральского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей «Центр дополнительного образования для детей»


Утверждаю

Директор Андреева О. М.

__________ 2013 г.
Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Хореография»

Возрастной диапазон: 7-10 лет; 11-14 лет

Срок реализации: 8 лет

Липкина Л.В.

педагог доп. образования

- высшая кв. категория
Южноуральск

2013 г.

Информационная карта

программы «Хореография»



  • ФИО педагога: Липкина Лилия Владимировна

Бабиева Нина Михайловна


  • Тип программы: адаптированная




  • Образовательная область: искусство




  • Направленность деятельности: художественно-эстетическая




  • Способ освоения содержания образования: репродуктивный, креативный, эвристический




  • Уровень освоения образования: углубленный, профессионально-ориентированный




  • Возрастной уровень реализации программы: среднее общее образование



  • Форма реализации программы: групповая




  • Продолжительность реализации программы: восьмилетняя


Пояснительная записка
Современное общество выставляет заказ на творчески активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит свое отражение в образовательных программах и поиске оптимальных путей духовного, интеллектуального и физического развития детей.

Нацеленность современного образования на духовное обновление общества вызывает потребность к расширению художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Расширяется влияние различных видов искусств на процесс образования. Особый интерес проявляется к занятиям танцевальным искусством.

Необходимость разработки настоящей программы вызвана тем, что танец, как один из видов искусства, воспитывает художественный вкус, развивает детей физически и духовно, формирует интерес к танцевальной культуре и потребности в ней как неотъемлемой части культуры в целом.

Актуальность программы «Хореография» заключается в ее содержательной активности, гибкости использования и разноуровневости. В ней сочетаются традиционные методы обучения с инновациями. В народный танец с его канонами и многовековыми традициями включены элементы современной хореографии, что дает возможность ставить стилизованные номера, интересные исполнителям и зрителю.

Приобретение знаний в области хореографии и музыки, совершенствование детей физически и духовно свидетельствует о преемственности и согласованности программы с программой общеобразовательной школы (музыка, физкультура, культурология).

Программа «Хореография» относится к эстетическому циклу предметов и основной целью ставит всестороннее и гармоничное развитие ребенка.

Цель достигается через решение следующих задач:

- познавательная: расширить объем историко-культурных и эстетических знаний в области хореографического искусства;

- мотивационная: создать комфортную обстановку и ситуацию успеха для каждого ребенка, повысить его самооценку через участие в творческой жизни класса, школы, клуба, города, где каждый может проявить себя, реализовать свои способности;

- воспитательная: воспитать качества личности, востребованной в современном обществе: трудолюбие, коммуникабельность, уважение к себе и окружающим людям;

- обучающая: сформировать специальные знания и умения по данному курсу программы «Хореография»:

  • научить детей музыкально и грамотно исполнять движения, работать в паре и ансамблем, соблюдая рисунки танца;

  • развить физические качества ребенка, совершенствовать их средствами танца в гармонии с общим развитием;

  • раскрыть в учащихся творческие способности, развивая эмоциональные сферы, т.е. самовыражение в танце, артистические способности, умение передать зрителю настроение хореографического номера;

- эстетическая: привить устойчивый интерес к национальной культуре и искусству.
Данная программа разработана для хореографического ансамбля «Надежда». По программе «Хореография» работают два педагога Липкина Лилия Владимировна и Бабиева Нина Михайловна. Программа комплексная, включает в себя два учебных курса: «Классический танец», «Народный танец». Возможно проведение индивидуальных занятий по любой из дисциплин.

Программа составлена на восемь лет обучения, возрастной диапазон семь - четырнадцать лет:

  • 1-4 год обучения (7 – 10 лет) – 144 часа в год (72 часа – классический танец, 72 часа – народный танец). Индивидуальные занятия – 72 часа в год.

  • 5-8 год обучения(11 – 14 лет) – 180 часов в год (108 часов – классический танец, 72 часа – народный танец). Индивидуальные занятия – 144 часа в год.

Продолжительность учебного года – тридцать шесть недель. Время занятий – 45 минут, с 15-ти минутным перерывом.
Набор в объединение производится по критериям: желание ребенка получить предлагаемые знания и умения; физическое состояние, позволяющее заниматься танцами. Ребенок имеют право начать учебу по программе «Хореография» с любого года обучения, после соответствующего возрасту тестирования и индивидуальной беседы.

Количество детей в группе: семь - десять лет – 12-15 человек, одиннадцать - четырнадцать лет – 10-12 человек. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.

Основная форма проведения занятий – групповая. Занятия проходят по следующей схеме:

  • организационный момент;

  • повторение пройденного материала;

  • изложение нового материала;

  • вывод, подведение итогов;

  • оценка работы обучающихся.

Объем движений и танцевальных элементов подобран с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Педагог вправе вносить необходимые коррективы разделов и тем в программе, с учетом психофизических особенностей детей.

В процессе изучения программы «Хореография» обучающиеся знакомятся с основными ключевыми понятиями курса: хореография, танец, ритмика, разминка, классический танец, народный танец.

Знания учащихся оцениваются тремя уровнями:

  • Р (репродуктивный уровень) – решение творческих задач по образцу;

  • Э (эвристический, ассоциативный) – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;

  • К (креативный, творческий, продвинутый) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.

Критерии оценки: техника исполнения, музыкальность, терминология хореографических движений, исполнительское мастерство.

Итоги и результаты учебного года подводятся на контрольных открытых уроках, которые проходят в конце года.
Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный

Способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и навыков;

Репродуктивный

Учащиеся сами воспроизводят известный им по опыту материал. Этот метод позволяет педагогу осуществить контроль за тем, как учащиеся усваивают знания, овладевают умениями и навыками. С помощью разнообразных заданий педагог предлагает воспроизвести разученные ранее танцевальные движения, показать умения и навыки. Этот метод применяется в вариантах: воспроизведение танцевального материала в наглядно-образной форме; в форме устного изложения; в форме исполнения танцевальной композиции целиком или фрагмента;

Проблемный

Заключается в том, что педагог выдвигает перед учащимися познавательную проблему, которая решается совместно;

Частично-поисковый, исследовательский

Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить самостоятельно. Эти методы взаимосвязаны. Они более эффективны и способствуют глубокому усвоению танцевального материала.
Приемы обучения:

Показ

Практика преподавания выделяет три условия танцевального показа:

1.Предварительный показ танцевальной композиции, отдельных ее элементов, упражнений и т.д. На этом уровне задача - предварительное знакомство с учебным материалом. Чтобы позднее, в ходе обучения, дети могли мысленно соотносить свои действия с ранее увиденным.

2.Показ танцевального материала. Выделение из совокупности многих танцевальных элементов какого-либо определенного элемента и сосредоточение внимания на его восприятии.

3. Анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируются отдельные части движения, композиции и потом соединяются.

Особое место занимает художественный анализ музыкально-хореографического произведения, разбор выразительных и образных средств и интерпретаций с оценкой.

Изложение

Применяются различные формы изложения: информа­ция, рассказ, лекция, беседа и т.д. С помощью этого приема педагог сообщает знания об истории, современном состоянии хореографии, рассказывает об отдельных танцах, лучших парах, ансамблях и т.д. В соответствии с учебными задачами педагог дает описание учебного материала. Изложение ведется в форме характеристики, где определяются особенности музыки, костюма, творчества. В случае необходимости раскрытие внутренних связей и зависимостей дается в форме объяснения.

Комментирование

Это словесное сопровождение педагогом сведений об особенностях танцевального движения и музыкального произведения.

Инструктирование

Это словесные рекомендации, которые педагог дает учащемуся, как нужно исполнять элементы или композицию в целом. Может касаться правил поведения при общении в танце.

Корректирование.

В процессе исполнения танцевальных движений педагог корректирует действия учащихся.
Итогом реализации комплексной программы «Хореография» является овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в области хореографического искусства.

Оценка исполнения обучающимися изученных упражнений, движений, комбинаций, танцевальных этюдов проходит в форме контрольных открытых занятий. Творческий потенциал воспитанников реализуется на отчетных концертах, на которые приглашаются родители и педагоги, в городских и областных мероприятиях. Уровень исполнительского мастерства выявляется на конкурсах различного уровня (городского, регионального, областного и т. д.)

Методическое и дидактическое обеспечение:

Специально оборудованный кабинет, аудио, видео – техника, специализированная литература, диагностические карты контроля ЗУНов.

Учебный курс

«Классический танец»

Учебный курс «Классический танец» включает в себя разделы: ритмика и музыкальная грамота, основы хореографии, классический танец. Реализуется на возрастной диапазон с семи до восемнадцати лет.

Цель – формирование духовного, нравственного и физического здоровья учащихся на основе хореографического искусства.

Задачи

  • эмоциональное и духовное развитие учащихся в процессе обучения;

  • активизация интереса учащихся к хореографическому искусству, как неотъемлемой части культуры;

  • формирование навыкав владения своим телом, укрепление и совершенствование двигательного аппарата;

  • формирование знаний, умений и навыков классического танца;

  • развитие творческой активности детей.


Раздел «Ритмика и музыкальная грамота» включает в себя упражнения и музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной и классической музыки, а также движения под музыку.

Цель ритмики – активизация музыкального восприятия детей через движения. Развитие музыкальных и творческих способностей детей. Дети учатся слушать музыку. Различать ее выразительные средства: темп, динамические оттенки, размер, форму музыкального произведения, характер, ритмические рисунки. Развитию музыкальных способностей учащихся.

Музыка пробуждает у детей светлые, радостные чувства. Они получают удовольствие от свободных, легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, жестов, мимикой. Занятия ритмикой поднимают настроение, повышают жизненный тонус. Дети учатся эмоционально переживать музыку. Чувства, настроения, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, выразительность.

Раздел «Основы хореографии» В этот раздел входят упражнения, помогающие формировать красивую осанку, правильную постановку корпуса, головы, ног рук, развивающие у детей физические данные, исправляющие недостатки фигуры. Это движение классического танца по свободным позициям на середине, движения народного и бального танцев, несложные упражнения по аэробике. А так же гимнастика для укрепления и развития эластичности связок и мышц. Раздел включает в себя упражнения на координацию (различие правой и левой ноги, правой и левой руки, поворотов вправо, влево, согласованное действие различных частей тела), ориентацию в пространстве (движение в различных направлениях, соблюдение интервалов, построение рисунков).

Раздел «Классический танец» изучает постановку корпуса, позиции рук и ног, движения классического танца у станка и на середине, adagio, allegro. Классический танец вырабатывает правильную осанку, повышает технический уровень исполнителя, танцевальную выразительность, музыкальность. Развивает координацию, силу мышц, внимание. Изучение классического танца дает возможность легко и уверенно осваивать другие виды танца.
Учебно-тематический план

первого года обучения





Тема

Общее кол-во часов

теория

практика

1.

Вводное занятие


2

2




2.

Ритмика и музыкальная грамота

8

4

4

1

Музыкальные жанры

1

1

1

2

Темп и характер музыки

1

1

1

3

Динамические оттенки

1

1

1

4

Такт и длительность в музыкальном произведении

1

1

1

3.

Основы хореографии


62

8

54

1

Постановка корпуса

4

1

3

2

Позиции рук и ног

4

1

3

3

Движения для головы

4




4

4

Движения для рук, кистей, плечевого сустава

4




4

5

Движения корпуса

4




4

6

Движения для ног, стоп

4




4

7

Шпагаты

6

1

5

8

Колонетика

4

1

3

7

Танцевальные шаги

8

1

7

8

Прыжки

4

1

3

9

Упражнения на координацию

8




8

10

Рисунок танца

8

2

6

11

Итоговое занятие

2




2




ИТОГО


72

14

58



Содержание учебно-тематического плана

первого года обучения

1. Вводное занятие 2 ч.

Теория 2 час: Знакомство с детьми. Техника безопасности. Знакомство с искусством танца.

Методическое и дидактическое обеспечение:

Образовательная программа, специализированная литература, иллюстрации, инструкции по ТБ.
2. Ритмика 8ч.

Теория 4 часа:

  1. Музыкальные жанры (марш, песня, танец);

  2. Понятие о темпе (медленный, умеренный, быстрый). Понятие о характере музыки (грустная - веселая, громкая – тихая; гордая, торжественная, легкая, светлая);

  3. Динамические оттенки (громко, умеренно, тихо).

  4. Такт, длительности в музыкальных произведениях;

Практика 4 часа:

  1. Определение музыкальных жанров;

  2. Определение темпа и характера музыки;

  3. Движение в характере мелодии;

  4. Отсчет тактов.

Методическое и дидактическое обеспечение:

Специализированная литература, музыкальное обеспечение.
3.Разминка 62ч.

Теория 8 часов:

  1. Постановка корпуса.

  2. Правила исполнения упражнений для головы, рук, корпуса, ног.

  3. Для чего развивать отдельные группы мышц.

  4. Положения рук и ног в танце.

  5. Техника исполнения шпагата.

  6. Упражнения на развитие эластичности мышц (как правильно исполнять).

  7. Правила исполнения танцевальных шагов.

  8. Техника исполнения прыжков.

  9. Рисунок танца.

Практика 54 часа:

  1. Постановка корпуса, как в классическом танце (“Елочка”; “Принц - принцесса”);

  2. Движения для головы:

- поворот вправо, влево;

- наклон направо, налево, вперед, назад;

- смещение вперед, назад;

- круговые движения головой;

  1. Упражнения для глаз (закрыть - открыть, зажмуриться, широко раскрыть глаза, посмотреть направо, налево, вверх, вниз, круговые движения).

  2. Мимика лица (“маски” - смешинки, сердинки, грустинки, дразнилки и т.д.);

  3. Движения плеч (вверх - вниз, вперед - назад, круговые вперед - назад);

  4. Движения для кистей рук (сжатие и разжимание кулака, движение кисти вперед, назад по кругу, вниз – вверх, сгибание в запястье)

  5. Движения для локтевого и плечевого суставов:

- сгибание руки в локте;

- круговые движения от локтя вперед - назад, от плеча всей рукой вперед – назад;

- рывки руками;

- натяжение и расслабление рук - “деревянные”, “тряпичные руки”;

- различные положения рук вверх - вниз, в стороны;

  1. Свободные позиции рук: подготовительная I, II позиции, руки за юбочку, руки на талию;

  2. Движения корпуса: наклоны корпуса вперед - назад, в стороны, круговые движения корпусом;

  3. Движения для тазобедренных и коленных суставов (подъем, сгибание ног, вращательные движения, приседания); равновесие на одной ноге - “чертик”, “журавлик”;

  4. Движения для стоп (подъем на полупальцы, развороты, упражнения на развитие подъема);

  5. Упражнения на полу для мышц спины («кораблик», «коробочка», «кольцо», «кошечка» и т. д.);

  6. Упражнения для мышц живота;

  7. Упражнения для ног, стоп на полу;

  8. Шпагат прямой и поперечный;

  9. Упражнения на развитие эластичности мышц;

  10. Подготовка к прыжкам (полуприседание и подъем на полупальцы , plie releve);

  11. Свободные позиции ног I, II, III, VI позиции;

  12. Танцевальные шаги: бытовой, танцевальный (с носка), шаг на полупальцах, легкий бег, подскоки, боковой галоп;

  13. Прыжки (“мячик”, “маятник” — из стороны в сторону, с продвижением вперед - назад, с поворотом 90°, c поджатием ног, сочетание разных прыжков);

  14. Упражнения на ориентировку в зале (повороты вправо и влево, движения по линии танца и обратно, по диагонали);

  15. Упражнения на координацию (различные комбинации);

  16. Построение рисунков (круг, колонки, шеренги, диагональ, змейка, ручеек); переход из одного рисунка в другой.

Методическое и дидактическое обеспечение:

Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации, коврики, лавочки, станки.
  1   2   3