Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Рабочая программа по русскому языку во 2 «Б» классе Учитель: Медведева С. В. Содержание Пояснительная записка


Скачать 2.21 Mb.
НазваниеРабочая программа по русскому языку во 2 «Б» классе Учитель: Медведева С. В. Содержание Пояснительная записка
страница1/8
Дата26.04.2016
Размер2.21 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Назарова Красноярского края



Утверждена приказом директора МОУ «СОШ № 2»

№______ от ____________


Рабочая программа

по русскому языку во 2 «Б» классе

Учитель: Медведева С.В.
Содержание


  1. Пояснительная записка.

  2. Программа. Требование к уровню умений и навыков.

  3. График прохождения программного материала.

  4. Банк измерителей уровня учебных достижений обучаемых.

  5. Список литературы


Пояснительная записка к курсу «Русский язык»
Данная программа соответствует Образовательному стандарту начального общего образования, основывается на концепции образовательной области «Языки и литература» и соответствует Базисному плану общеобразовательных учреждений России.

Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения русскому языку являются:


  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

  • формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «правописание» и «Развитие речи».

Под блоком понимается объединение уроков, реализующих какую-то одну цель обучения. Например, уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяют ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык». Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.

Такое структурирование курса позволяет:

  • успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;

  • Решить практические задачи по формированию навыков грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;

  • Сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;

  • Избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.

Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

К концу обучения во втором классе учащиеся должны:
различать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;

  • слово и предложение;

  • слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;

  • предложения по цели высказывания;

выделять, находить:

  • корень, суффикс, приставку, окончание;

  • лексическое значение слова в толковом словаре;

  • основную мысль текста;

применять правила правописания:

  • гласных после шипящих (жи – ши, ча-ща, чу – щу);

  • заглавной буквы в изученных случаях;

  • безударных проверяемых гласных в корне;

  • звонких и глухих согласных в корне;

  • словарных слов, определенных программой;

  • разделительного мягкого знака.



Содержание программы 170 ч.
«Как устроен наш язык» ( основы лингвистических знаний) 57 ч.

Фонетика ( 9 ч.)

Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, , их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Слог. Ударение. Перенос.
Слово и предложение ( 6 ч.)

Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением –имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Слова в предложении.
Состав слова ( 20 ч.)

Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.

Лексика (22 ч.)

Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значение слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) 59 ч.

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согасная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании. Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-. Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.
«Развитие речи» 34 ч.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста, подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Повторение ( 5 ч.)
Резервные уроки ( 15 ч.)




урока


Дата

Тема урока

Цели урока

Результаты

Рубрикатор

ЗУН

ОУУН

компетентности

1.




Звуки речи и буквы.

Познакомить с новым учебником; повторить классификацию звуков русского языка и соотношение «звук-буква».

Различает звуки и буквы

Выделяет звуки речи;

отличает произношение и написание слов;


подбирает слова по заданной словообразовательной структуре;
Цитирует суждения о звуковых моделях слов.

Приводит примеры безударных и ударных гласных.

Владеет способами совместной деятельности в паре.


Высказывает в устной форме о звуковых моделях слов



Учебно-познавательные (умение анализировать)

коммуникативные

(владеют способами совместной деятельности в паре, группе)

Таблица № 1

Гласные звуки и буквы.

Набор магнитов

по звукам:

-красный(гл..зв);

-зелёный(мягкий согл);

-синий(тв.согл).

2.




Гласные и согласные звуки и их буквы.

Познакомить с транскрипцией как способом записи звукового состава слова; учить различать и соотносить гласные звуки и буквы, с помощью которых они записываются.

Различает гласные и согласные звуки и буквы

Учебно-познавательные (умение анализировать коммуникативные (владеют способами совместной деятельности в паре, группе

Таблица № 1

Звуковые модели слов.

3.




Обозначение звуков речи на письме.

Учить различать парные по твердости-мягкости согласные звуки; соотносить звуковую и буквенную записи слов.

Обозначает мягкость согласных звуков на письме

Рефлексивные

(умение высказывать в устной

форме о звуковых моделях слов.

Памятка для учащихся

Картинки дуба, совы, леса, лося.

4.




Ударные и безударные гласные звуки в слове.

Повторить понятие «ударение»; учить выделять ударный гласный в слове.

Различает безударные и ударные гласные

Учебно-познавательные, коммуникативные

Памятка для учащихся

Загадки.

5.




Согласные звуки.

Учить различать согласные звуки, в том числе звук [й]; повторить функции йотированных букв.

Отличает согласные звуки от гласных

Учебно-познавательные, коммуникативные

(умение слушать и слышать)

Памятка для учащихся

согласных букв и звуков

6.




Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Закреплять знания о согласных; учить классифицировать согласные по твердости-мягкости и звонкости-глухости.

Различает согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Рефлексивные

(умение высказывать в устной

форме о звуковых моделях слов

Звуковые модели.

Памятка для учащихся

(звонкие и глухие согл.)

7.




Сочетания жи-ши.

Повторить правила написания буквосочетаний жи-ши; орфографический тренинг.

Пишет слова с сочетаниями.

Различает произношение и написание слов.

Демонстрирует правильное использование правила

Демонстрирует правильное использование правила

.

Учебно-познавательные, коммуникативные,

Веер букв.

8.




Сочетания ча-ща.

Повторить правила написания буквосочетаний ча-ща; орфографический тренинг.

Пишет слова с сочетаниями ча-ща.

Учебно-познавательные, коммуникативные

Веер букв

9.




Сочетания чу-щу.

Повторить правила написания буквосочетаний чу-щу; орфографический тренинг; отработать написания буквосочетаний чк, чн, щн, нщ.

Пишет слова с сочетаниями чу-щу.

Учебно-познавательные, коммуникативные

(умение

работать в паре, анализировать)

Веер букв
Загадки.

10.




Разделительный мягкий знак (ь).

Повторить две функции буквы «мягкий знак»:а) показатель мягкости согласных и б) разделитель согласных и гласных звуков.

Пишет слова с разделительным мягким знаком.

Применяет правила к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные, коммуникативные

Соблюдать правила этикета в общении.

Памятка для учащихся

(правописание

разделительного мягкого знака)

11.




Звонкие согласные в конце слова.

Учить различать парные по звонкости-глухости и согласные; наблюдать оглушение звонких согласных на конце слова; орфографический тренинг.

Различает парные по звонкости-глухости согласные.

Аргументирует своё понимание и непонимание к изучаемой проблеме.

Учебно-познавательные,

(умение

задавать вопросы. обозначить своё понимание и непонимание к изучаемой проблеме)

Веер букв

12.




Слог. Перенос слова.

Учить определять количество слогов в словах, делить слова на слоги для переноса; познакомить с правилами переноса слов с буквами й, ь, ъ.

Делит слова на слоги; определяет количество слогов в слове.

Применяет правила к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные,

Рефлексивные

(умение высказывать в устной

форме о переносе слова слов)

Набор слогов.
Таблица переноса слов.

13.




Перенос слов.

Закреплять правила переноса слов; отрабатывать умения делить слова для переноса.

Делит слова на слоги;

знает правила переноса слов.

Применяет правила к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные,




14.




Перенос слов.

Закреплять правила переноса слов; отрабатывать умения делить слова для переноса.

Делит слова на слоги;

знает правила переноса слов.

Применяет правила к ситуациям в практике.

Учебно-познавательные,




15.




Диктант (текущий).


Проверить полученные знания по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.»

Пишет слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Интерпретирует полученные знания.

Учебно-познавательные,




16.




Анализ диктанта. Контрольное списывание.

Закрепить полученные знания по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.»

Пишет слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Действует по алгоритму.

Учебно-познавательные,

Инд. листы с текстом.

17.




Ударение.

Отрабатывать умения определять ударный гласный в слове и правильно ставить ударение в словах.

Определяет ударный гласный в слове.

Перечисляет этапы нахождения ударного гласного.

Учебно-познавательные, коммуникативные

Стихотворения Я. Козловского

«Окуни», «Капель».

18.




Слово.

Представить слово как единство звучания (написания) и значения; обнаруживать это единство в придуманных словах (различать слова и не слова).

Различает слово, как единство звучания(написания) и значения.

Дифференцирует слово и набор букв.

Учебно-познавательные, коммуникативные

Отрывок из сказки Г. Остера

«Зарядка для хвоста».

19.




Слова, которые называют предмет.

Познакомить с понятием «имя существительное»; учить находить существительное по вопросу, на который оно отвечает, и значению ( что называет)

Знает понятие «имя существительное»

Распознаёт признаки имени существительного.

Учебно-познавательные, коммуникативные

Таблица№1.
Схема слов, которые называют предметы.

20.




Слова, которые называют признаки и действия предметов.

Познакомить с понятиями «имя прилагательное», «глагол»; отрабатывать умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.

Знает понятием «имя прилагательное»

Распознаюёт признаки имени прилагательного.

Учебно-познавательные, коммуникативные

Таблица№2.,№3.
Схемы слов, которые называют признаки и действия предметов.

21.




Слово и предложение.

Познакомить с понятием «предложение» и видами предложений по цели высказывания; отрабатывать умения определять цель предложения.

Различает слово и предложения; знает виды предложений по цели высказывания.

Классифицирует слова и предложения.

Учебно-познавательные, коммуникативные




22.




Восклицательные и невосклицательные предложения.

Познакомить с интонацией предложений ( восклицательная и невосклицательная); отрабатывать умение определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Знает виды предложений по эмоциональной окраске.

Различает предложения по цели высказывания, интонации.

Учебно-познавательные, коммуникативные

Стихи К. Чуковского.

23.




Слова в предложении.

Отрабатывать умение определять тип предложения по цели высказывания и интонации; наблюдать за «поведением» слов в предложении (изменение формы слова).

Различает слова и предложения.

Выделяет слова в предложении.

Учебно-познавательные, коммуникативные

Набор слов.

Модели предложений.

24.




Слова изменяемые и неизменяемые.

Наблюдать над изменением формы слова; познакомить с окончанием как частью слова, которая изменяется при изменении формы слова.

Определяет окончание как изменяемойую часть слова.

Цитирует правило.

Учебно- познавательные и

рефлексивные



25.




Окончание.

Отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые.

Находит и выделяет окончание.

Приводит примеры.

Учебно-познавательные и

рефлексивные.

Словарные слова, схемат. обозначение окончаний.

26.




Неизменяемые слова.

Познакомить со словами, форма которых не меняется; отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов.

Знает слова, форма которых не изменяется.

Выбирает нужное из предложенного.

Учебно-познавательные и

рефлексивные.

Таблица неизменяемых слов.

Памятка для учащихся.



27.




Повторение правил написания большой буквы.

Орфографический тренинг написания заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных; в географических названиях.

Знает правила написания слов с большой буквы.

Демонстрирует правильное использование правила.

Учебно-познавательные; организационные




28.




Повторение правил написания большой буквы.

Орфографический тренинг написания заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных; в географических названиях.

Знает правила написания слов с большой буквы.

Демонстрирует правильное использование правила.

Учебно-познавательные; организационные




29.




Корень слова.

Учить выделять и характеризовать корень как главную, обязательную часть слова; познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»; наблюдать за группами родственных слов и формами одного и того же слова.

Знает понятие «корень слова»; научились выделять корень слова.

Приводит свои примеры.

Учебно-познавательные

Схематическое обозначение

корня слов.

30.




Правописание гласных в корне слова.

Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила.

Знает правило обозначения безударных гласных в корне слова.

Перечисляет этапы процесса.

Учебно-познавательные; информационные

Словари.

31.




Правописание гласных в корне слова.

Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила.

Знает правило обозначения безударных гласных в корне слова.

Перечисляет этапы процесса.

Учебно-познавательные; информационные

Словари.

32.





Правописание гласных в корне слова.

Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила.

Знает правило обозначения безударных гласных в корне слова.

Перечисляет этапы процесса.

Учебно-познавательные; информационные

Словари.

33.




Правописание гласных в корне слова.

Познакомить с понятиями «опасное место»» «орфограмма»; изучить правила обозначения безударных гласных в корне слова; отработать применение данного правила.

Знает правило обозначения безударных гласных в корне слова.

Перечисляет этапы процесса.

Учебно-познавательные; информационные

Словари.

34.




Корень слова.

Закрепить представление о двух признаках родственных слов ( слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению)

Находит и выделяет корень слова.

Демонстрирует правильное использование правила.

Учебно-познавательные


Веер букв

35.




Безударные гласные в корне.

Закреплять умение правильно подбирать проверочные слова; отрабатывать алгоритм самоконтроля; орфографический тренинг.

Определяет способы проверки слов с безударной гласной в корне.

Действует по алгоритму.

Учебно-познавательные

Веер букв.
  1   2   3   4   5   6   7   8