Учебное занятие
Тема учебного занятия Природные зоны и органический мир Австралии
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации через организацию самостоятельной групповой работы.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала
ТДЦ: : Образовательная: сформировать представление о природных зонах, об особенностях природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии.
Развивающая: продолжать формирование умений навыков самостоятельной работы и самоконтроля, ведения записей, умение анализировать и делать выводы, речевой деятельности.
Воспитательная: 1. Способствовать формированию позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников.
2. Способствовать развитию самостоятельности, активности, ответственности.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная
Технология: «путешествие-исследование» с использованием ИКТ (компьютерная демонстрация)
Средства обучения: физическая карта Австралии, атласы для 7 класса, компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, карточки с новыми словами, листки «Походный дневник», карточки с названиями природных зон на парты, карточки с заданиями для закрепления изученного материала. На доске запись: «…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного». (К.П. Паустовский) Подготовительная работа: ученики заранее получают задание подготовить сообщение о деревьях Австралии: эвкалипты, бутылочное дерево, и животных: кенгуру, утконос, коала. Технологическая карта учебного занятия
№
этапа
п/п
| Наименование
этапа
| Деятельность педагога
| Деятельность учащихся
| 1.
| Организационный момент
| Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает на работу.
| Приветствуют учителя, проверяют готовность учебного места к работе
| 2.
| Мотивация
| Создаёт эмоциональный настрой, используя музыку, зачитывает отрывок из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» .
Слайд1:
«…Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда – либо существовавших!», - так описал Австралию один из героев Жюля Верна в романе «Дети капитана Гранта». И сегодня мы с вами продолжим изучение этого удивительного материка.
| Слушают учителя
| 3.
| Актуализация
| Подводит учащихся к теме урока, используя стихотворение
Прослушайте отрывок из стихотворения Ирины Яворовской и определите, пожалуйста, о чём пойдёт речь на уроке.
Слайд2:
Синий-синий океан,
Кенгуру прыгучий,
Быстрый-быстрый бумеранг
И цветок пахучий.
Страус весело бежит,
Тень короче стала.
А на ветках сладко спит
Маленький коала.
| Слушают учителя, рассматривают наглядность
| 4.
| Целеполагание
| Предлагает учащимся поставить цель и в случае затруднения помогает её сформулировать.
Правильно, речь сегодня пойдёт о растениях и животных Австралии. Изучая органический мир, нельзя оставить в стороне природные зоны. Сформулируйте, пожалуйста, тему урока и цели.
Слайд 3, 4
- Природные зоны и органический мир Австралии.
Приглашает учащихся в путешествие и объясняет, что необходимо взять с собой.
Я приглашаю вас совершить путешествие на удивительный материк Австралию. «…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного», - писал К.П. Паустовский. В путешествии вам пригодятся дневники. Их вы найдёте на своих партах. В дневниках вы будете делать записи по ходу путешествия. Вам также необходимо будет обратить внимание на слова и их правописание и правильно, без ошибок записать их в походных дневниках. Ещё мы возьмём с собой учебник, атласы.
| Слушают учителя, формулируют тему урока и ставят конечную цель совместной учебной деятельности
Слушают учителя.
| 5.
| Осознание и осмысление учебной информации
| Создаёт группы из учащихся класса. Предлагает отправиться в экспедицию в разные части Австралии, собрать материал и составить отчёты. Каждой группе вручает «походные дневники».
Запишите дату и тему сегодняшней нашей экспедиции в дневниках. Чтобы запомнить и понять лучше основные моменты путешествия в дневнике вы должны будете заполнять таблицу-конспект.
Природная зона
| Географическое положение
| Тип климата
| Растения
| Животные
|
|
|
|
|
|
Мы отправляемся в заочное путешествие по Австралии. Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты. В атласе найдите карту природных зон. Какие природные зоны встречаются в Австралии? Покажите их на карте. Запишите в дневники. Каждая экспедиция отправляется в одну природную зону, исследует её и делает короткий отчёт о своём путешествии. А также рассказать об одном животном и растении, которые встретите в пути.
Наблюдает за работой учащихся, в случае затруднения оказывает помощь. После выступления каждой группы корректирует ответыи показывает слайды презентации.
Слайд 5 –11.
Мы находимся на территории саванн и редколесий Австралии.
Среди травы растут бутылочные деревья, встречаются эвкалипты, акации, и другие деревья. Среди животных здесь можно увидеть ехидну, вомбата, а также кенгуру, динго, термитов и другие.
Не забывайте вести записи в дневниках.
Слайд 12- 22.
Южнее саванн и редколесий распространены пустыни.
В австралийских пустынях растут низкие колючие эвкалипты и другие кустарники, их заросли называют скрэбом (запишите). Такие пустыни являются хорошими пастбищами для овец.
Есть здесь и песчаные пустыни, например Большая песчаная пустыня. В пустынях Австралии нет оазисов.
Обитают животные: кенгуру, динго, ящерицы, змеи, страус эму.
Растения: спинифекс, низкорослые колючие акации, иногда эвкалипты и бутылочные деревья.
Слайд 23 – 31.
Зелень лесов нарушает акация, разные виды цветут круглый год. Во влажных тропических лесах встречаются фикусы, древовидные папоротники, эвкалипты, баньян, мангровые деревья, лианы; в более засушливых районах – акации. Животные: коала, древесный кенгуру, крокодилы на севере, птицы (лирохвост, попугаи, райские птички)
Что такое эндемики?
Правильно. Много эндемиков встречается только в Австралии и на близлежащих островах.
Уникален растительный и животный мир материка.
- В чем же заключается уникальность животных и растений Австралии?
Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие животные, близкие тем, что населяли Землю в далекие времена.
В Австралии встречаются сумчатые, яйцекладущие и выкармливающие молоком организмы. Но не встречаются обезьяны и копытные.
- А почему эти животные и растения встречаются только на этом материке?
- Австралия – это самый уникальный материк! Но с освоением материка особенно сильно пострадала природа. Многие животные находятся на грани вымирания. Значительные площади, очищенные от леса, заняты полями и виноградниками.
Слайд 32-34
Австралийцы стремятся сохранить уникальный органический мир. На гербе и флаге Австралии изображены страус и кенгуру, на монетах, стоимостью 5, 10, 20 центов изображены ехидна, лирохвост, утконос.
| Создают группы, получают «походные дневники».
Слушают задание, отправляются в путешествие.
Самостоятельно работают в группах с учебником, атласом. По окончании работы предоставляют отчёт.
Записывают определение скрэба
Ответ учащихся.
Ответ учащихся.
Ответ учащихся.
| 6.
| Первичное закрепление материала
| Провожу работу с тестом и по карточкам, позволяющую проверить уровень усвоения материала
Задание №1. Рассказ - провокация.
Найти в рассказе ошибки и подчеркните их:
Большая часть Австралии находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат.
В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальмами, фикусами) произрастают своеобразные деревья баобабы с толстыми у основания стволами, резко суживающимися к верху.
Животный мир своеобразен. Здесь обитают ехидна, утконос, которые выводят детёнышей из яиц. Часто встречаются бегемот, слон, другие крупные животные. Много сумчатых. Задание 2. Найдите соответствие.
На доске даны природные зоны и указаны растения и животные данных природных зон.
Леса
Саванны и редколесья
Пустыни и полупустыни
Кенгуру, акация, вомбат, лиана, крокодил, казуарин, дикая собака динго, страус эму, утконос, ехидна, эвкалипт, древовидный папоротник, коала. Задание 3. Географический тест «Природные зоны и органический мир Австралии».
Если утверждение верное – ставите знак «+», а если неверное – ставите «-».
Тест:
- 1. На материке Австралия живут обезьяны и копытные животные.
+2. Коала питается только листьями эвкалиптов.
-3. Скреб – лес, состоящий из высокорослых деревьев.
+4. Эвкалиптовые леса светлые, так как листья повернуты к солнцу ребром.
+5. Утконос и ехидна яйцекладущие млекопитающие.
-6. Самую большую площадь в Австралии занимают леса.
-7. Собака Динго приносит пользу сельскому хозяйству.
+8. Кенгуру изображен на государственном флаге Австралии.
+9. В Австралии много эндемиков.
+10. Австралия давно отделилась от других материков, ее органический мир развивался изолированно.
| Работают с тестом и по карточкам
| 7.
| Подведение итогов
| Анализирует вместе с учащимися достижение целей урока. Оценивает результаты деятельности учащихся.
Оценки за урок.
| Озвучивают результаты выполнения самостоятельного задания, делают выводы.
| 8.
| Домашнее задание
| Предлагает домашнее задание + вопрос для любознательных
читать и пересказывать § 24, вопрос 3 (с. 150). Вопрос для любознательных: Осваивая вновь открытые земли, люди завозили туда домашних животных и семена растений. Вы знаете, что привезенные в Австралию кролики так размножились, что стали наносить вред сельскому хозяйству. А не случилось ли что - нибудь подобное и с представителями растительного мира?
| Записывают домашнее задание, осмысливают его.
| 9.
| Рефлексия
| Предлагает учащимся оценить свое эмоциональное состояние и результаты своей работы на уроке.
Слайд35-36
Вот и подошло наше путешествие к концу. Мне было очень приятно с вами путешествовать.
| Анализируют свое эмоциональное состояние и результаты своей работы на уроке.
| |