Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Практическая работа №1 Тема№1. 1 Процесс управления. Цикл менеджмента. Тема практической работы


Скачать 1.28 Mb.
НазваниеПрактическая работа №1 Тема№1. 1 Процесс управления. Цикл менеджмента. Тема практической работы
страница6/8
Дата26.04.2016
Размер1.28 Mb.
ТипПрактическая работа
1   2   3   4   5   6   7   8
Тема 3.4.

Управление конфликтами
Тема практической работы

Выбор методов управления конкретной конфликтной ситуацией.
Цель занятия: научиться методам управления конфликтами
Задание 1. Прочитав материал лекции «Управление конфликтами в коллективе», проанализируйте типы и причины конфликтов. Используя материал и собственные наблюдения конфликтных ситуаций, возникающих в учебных и трудовых коллективах, заполните таблицу.

Таблица Причины конфликтов в управлении

Конфликты по вине руководителя

Конфликты по вине подчиненных

объективные

субъективные

объективные

субъективные













Задание 2. Решение конфликтных ситуаций.

Познакомьтесь с предложенными ситуациями. Проанализируйте, каковы могут быть причины таких ситуаций. Предложите свои варианты действий руководителя. Постарайтесь отойти от стереотипов.
Ситуация 1.

Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает срочное задание подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными. Как Вы поступите?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2.

Неопытный сотрудник поехал на встречу к конфликтному клиенту. Тот остался недоволен результатами встречи, позвонил руководителю этого работника. Начальник уладил разногласие, затем пригласил своего подчиненного, сообщил ему о факте конфликта и его разрешении, а также рассказал об ошибке, которую, по его мнению, совершил сотрудник при построении отношений с этим клиентом. Проанализируйте ситуацию и предложите свой более удачный вариант действий руководителя.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 3.

Сотрудник сообщает своему начальнику о возникшей сложной ситуации, тот предлагает несколько путей выхода из нее и просит подчиненного самостоятельно выбрать лучший. Проанализируйте эту ситуацию и, если необходимо, измените действия руководителя.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 4.

Когда сотрудники приходят к вышестоящему лицу с вопросом о возникшей сложной ситуации, тот раздражается и говорит о том, что они выдумывают проблемы сами. Проанализируйте, каковы могут быть причины такой ситуации. Постарайтесь отойти от стереотипов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 5.

Когда менеджер Юрий пришел на работу, то обнаружил, что Александр ожидает его возле офиса: «Я просто не могу работать с Марией в одной команде, занимающейся новым проектом, - были его первые слова. - У нее еще мало опыта, и она не желает воспринимать мою точку зрения серьезно, потому что у меня нет высшего образования». Проанализируйте, каковы могут быть причины такой ситуации. Предложите свой вариант действий руководителя.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Вспомните конфликт, который Вы наблюдали на своем рабочем месте во время практики. Ответьте на вопросы.

Что было причиной конфликта?

Как он был разрешен?

Если бы Вы были менеджером, как бы Вы справились с ним по-другому?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Требования к отчету

Отчет о работе должен содержать:

  • название темы и цель работы;

  • выполненные задания


Рекомендуемая литература:

Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент»
Интернет-ресурсы:

http://ecsocman.hse.ru/

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 22
Тема 3.4.

Управление конфликтами
Тема практической работы

Ролевая игра «Конфликт в организации».
Цель занятия: научиться методам управления конфликтами
Негосударственный вуз быстро разрастался. Если вначале достаточно было лишь двух факультетов – экономического и юридического, т.к. набор студентов был сравнительно небольшой, количество преподавателей тоже, то уже через два года возникла необходимость открытия новых специальностей («управление персоналом», «социальная работа»), а также открытия новых кафедр и разделения факультетов. Много преподавателей работало по совместительству, т.к. их основное место работы было в другом вузе, обычно государственном. Руководство вуза предложило открыть новую кафедру «Управление персоналом и социальная работа», которая выпускала бы по двум специальностям, и предложило занять место зав. кафедрой (постоянно, т.е. на полную ставку) одну из совместителей, недавно ставшему доктором социологических наук. Однако он не соглашался по трем основным причинам:

  1. постоянное место работы в государственном вузе представлялось более надежным и перспективным;

  2. познакомившись с коллегами, он убедился, что на будущей кафедре будут, по крайней мере, 3 человека, которые могут создать источник конфликта (один – пенсионного возраста, с плохим здоровьем, но не желающий уходить на пенсию; другой – молодой, но очень недисциплинированный, допускающий срывы занятий, легкомысленный; третий – мать двоих малолетних детей, которая часто берет бюллетени по уходу за заболевшими детьми и, кроме того, проявляет черты конфликтной личности);

  3. более привлекательной он считал для себя научную работу, а не руководящую должность.

Ситуация обострилась, когда тот преподаватель, которого считали недисциплинированным, заявил, что пишет и будет защищать диссертацию по проблемам управления персоналом и тоже может заведовать открывающей кафедрой. Кроме того, неожиданно в этот вуз пришло письмо от иногороднего кандидата педагогических наук, который имеет опыт заведования кафедрой «Педагогика и социальная работа». Он советовал открыть такую же кафедру и предлагал свои услуги в качестве заведующего.

Постепенно в коллективе сложились противоборствующие группы. Одних устраивал руководитель, который «не будет замечать» частых нарушений в работе, другим, хотелось, чтобы пришел новый, активный руководитель, который сумеет навести порядок.

Роли: ведущий, кандидаты на должность зав. кафедрой (3 чел.), руководство вуза, преподаватели, согласительная комиссия для оценки принятого решения.
Задания:

  1. распределить роли в соответствии с интересами участников конфликтной ситуации.

  2. Определить предмет, источник и мотивы возникновения конфликта.

  3. Определить стадии начала развития конфликта и сделать прогнозы его дальнейшего развития.

  4. Определить средства разрешения конфликта и оценить наиболее вероятное и оптимальное из них.


Требования к отчету

Отчет о работе должен содержать:

  • название темы и цель работы;

  • выполненные задания

  • ответы на вопросы


Рекомендуемая литература:

Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент»
Интернет-ресурсы: http://ecsocman.hse.ru/

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 23
Тема 4.1.

Должностные права и обязанности руководителей
Тема практической работы

Организация делегирования в работе руководителя.
Цель занятия: получить навыки делегирования полномочий
Задание:

  1. Из перечисленного списка определите полномочия, которые, на Ваш взгляд, может делегировать руководитель среднего звена руководителям низшего звена, а которые нет:

  1. функции поощрения и наказания сотрудников;

  2. рутинную работу;

  3. решения по рискованным проектам;

  4. распределение обязанностей сотрудников;

  5. срочные дела;

  6. стратегические решения;

  7. распределение ресурсов;

  8. оперативные задачи;

  9. составление оперативных планов;

  10. вопросы координации работы со смежным подразделением;

  11. контроль работы своего подразделения (самоконтроль);

  12. контроль работы смежного подразделения;

  13. прием на работу новых сотрудников;

  14. принятие решения об увольнении сотрудников;

  15. ознакомление гостей с организацией;

  16. изложение на общем собрании программы работы на будущий год;

  17. участие в совещании по обмену опытом.

  1. Обоснуйте свой выбор.


Требования к отчету

Отчет о работе должен содержать:

  • название темы и цель работы;

  • выполненные задания

  • ответы на вопросы


Рекомендуемая литература:

Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент»
Интернет-ресурсы: http://ecsocman.hse.ru/
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 24
Тема 4.2.

Организационно-правовая документация

Тема практической работы

Разработка должностной инструкции руководителя.

Цель занятия: научиться составлять должностные инструкции.

Задание:

  1. Определить должностные обязанности начальника цеха химического производства.

  2. Составить должностную инструкцию.



Требования к отчету

Отчет о работе должен содержать:

  • название темы и цель работы;

  • выполненные задания


Рекомендуемая литература:

Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент»
Интернет-ресурсы: http://ecsocman.hse.ru/

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 25
Тема 4.2.

Организационно-правовая документация

Тема практической работы

Разработка должностной инструкции работника предприятия.

Цель занятия: научиться составлять должностные инструкции.

Задание:

  1. Определить должностные обязанности лаборанта химического анализа.

  2. Составить должностную инструкцию.



Требования к отчету

Отчет о работе должен содержать:

  • название темы и цель работы;

  • выполненные задания


Рекомендуемая литература:

Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент»
Интернет-ресурсы: http://ecsocman.hse.ru/

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 26
Тема 5.1.

Кадры предприятия
Тема практической работы

Расчет численности работников предприятия. Расчет движения кадров предприятия.
Цель занятия: освоение методики расчёта численности работников организации.

Методические указания.

Потребность в персонале – это совокупность работников соответствую-щей квалификации, объективно необходимых для реализации стоящих перед организацией целей и задач, согласно стратегии и тактики развития.

Определение плановой численности рабочих зависит от производственной программы и специфики производства, характера производственного процесса и трудовых функций, выполняемых рабочими

Ч = Т/(tr * Кв.н) ,

где Т - общее время, требуемое для выпуска продукции – чел-дн ;

tr – годовой фонд времени одного работника по календарному графику, дн;

Кв.н – средний коэффициент выполнения нормы работником.
Пример 1

Определить необходимую численность рабочих по профессиям.

Строительной организации по плану необходимо выполнить :

Кирпичной кладки 7680 м3 ;

Смонтировать сборного железобетона – 4840 м3 ;

Штукатурных работ – 70000 м2 .

Трудоёмкость на :

1 м3 кирпичной кладки – 0,51 чел – дн ;

1 м3 монтажа железобетона - 0,36 чел - дн ;

1 м2 штукатурки – 0,14 чел – дн.

Средний коэффициент перевыполнения норм – 1,21. Плановое число рабочих дней в году – 230.

Решение

1 Определяем численность каменщиков

Ч1 = (Q1*tн) /(tr * Кв.н)

Ч1 = (7680*0,51)/(230*1,21) = 3916,8/278,3 = 14 чел

2 Определяем численность монтажников

Ч2 = (Q2*tн) /(tr * Кв.н)

Ч2 = (4840 * 0,36)/(230*1,21) = 1742,4/278,3 = 6 чел

3 Определяем численность штукатуров

Ч3 = (Q3*tн) /(tr * Кв.н)

Ч3 = (70000 * 0,14)*(230 * 1,21) = 9800/278,3 = 35 чел

Вывод: численность по профессиям на плановый период составляет : каменщики – 14 чел, монтажники – 6 чел , штукатуры – 35 чел.

На отдельных участках производства необходимую численность рабочих можно определить по нормам выработки

Ч = Q/(Нв * Кв.н * tr)

где Q – общий объём работ в натуральных единицах;

Нв – норма выработки в смену, в натуральных единицах ;

tr – число рабочих дней в году ;
Пример 2

Определить необходимую численность рабочих.

В течение года выполнено 43600 м3 кирпичной кладки, сменная норма выработки – 24 м3 , норма выполнена на 120%. Среднее число рабочих дней в году – 225.

Решение

1 Определяем численность рабочих

Ч = Q/(Нв *Кв.н *tr)

Ч = 43600/(24*1,2*225) = 43600/6480 = 7 чел

Вывод: численность рабочих составляет 7 чел.
Пример 3

Определить среднесписочную численность рабочих за отчётный год.

Рабочие строительной организации за отчётный год фактически отработали 17400 чел – дней. Праздничные и выходные дни – 12560 чел-дней. Неявки по другим причинам составили – 10400 чел- дней. Среднее число рабочих дней в году – 250.

Решение

1 Определяем среднесписочную численность рабочих

Чср = Т/tr

Чср = (17400 + 12560 + 10400)/250 = 40360 /250 = 161 чел.

Вывод: среднесписочная численность рабочих в отчётном году

составляет 161 чел.

Движение кадров на предприятии характеризуется следующими коэффициентами:

1 Коэффициент выбытия кадров:

Кв.к = Чув/Чср*100%

где Чув – численность работников, уволенных по всем причинам за дан- ный период времени, чел.;

Чср – среднесписочная численность работников за тот же период, чел.

2 Коэффициент приема кадров:

Кп.к = Чпр/Чср*100% ,

где Чпр – численность принятых за период работников, чел.

3 Коэффициент текучести кадров:

Кт.к = Ч,ув/Чср*100%

где Ч,ув – численность работников, уволенных за период по внеплано-вым причинам (по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины), чел.

4 Коэффициент стабильности кадров:

Кс.к. = (1-Ч,ув/(Чоср+Чпр))*100%,

где Чоср – среднесписочная численность работающих в предыдущем периоде, чел.
Пример 4

Определить коэффициенты:

- текучести кадров;

- оборота кадров;

- приёма кадров;

- выбытия.

Среднесписочная численность работников предприятия за год составляет 740 чел. В течение года уволились по собственному желанию 31 чел, уволено за нарушение трудовой дисциплины – 14 чел, переведены на другие должности – 5 чел. За год на предприятии принято 49 чел.

Решение

1 Определяем коэффициент текучести кадров

Кт.к = Ч,ув/Чср*100%

Кт.к = 45/740*100% = 6%

2 Определяем коэффициент оборота кадров

Ко.к = (∑Чпр-∑Чув)/ Чср

Ко.к = (49-50)/740 = -1/740 = -0,0013

3 Определяем коэффициент приёма кадров

Кп.к = Чпр/Чср*100%

Кп.к = 49/740*100% = 6,6%

4 Определяем коэффициент выбытия кадров:

Кв.к = Чув/Чср*100%

Кв.к = 50/740*100% = 6,8%

Вывод: коэффициент текучести кадров составляет 6%, коэффициент приёма равен – 6,6%, а выбытия – 6,8%.
Пример 5

Определить потери организации от текучести кадров.

В строительной организации среднегодовая численность рабочих за отчётный год составляет 1480 чел. По собственному желанию было уволено 97 чел, за нарушение трудовой дисциплины – 11 чел. Перерыв в работе при каждом переходе рабочего из одной организации в другую – 19 дней. Среднее число рабочих дней в году – 250 .
Решение

1 Определяем коэффициент текучести кадров

Кт.к = Ч,ув/Чср*100%

Кт.к = 108/1480*100% = 7,3%

2 Определяем потери от текучести кадров

∆Ч = (Д* Кт.к*Чср)/tr

∆Ч = (20* 0,073*1480)/250 = 9 чел.

Вывод: потери от текучести кадров составили 9 чел.
Задания
Задача 1

Определить плановую численность работающих, если известно, что планируется увеличить выпуск продукции на 20%, а выработку – на 5%, используя данные таблицы.


Показатель базисного года

Вариант

1

2

3

4

5

Объём продукции, тыс. руб.

45 000

42 000

48 000

43 000

42 500

Среднесписочная численность работающих, человек

8 500

9 000

8 000

8 200

8 700



Задача 2

В отчетном году цех выпустил валовой продукции на 240 млн руб. при списочном составе работающих 156 человек. В планируемом году задание по выпуску составляет 750 изделий стоимостью 450 тыс. руб. каждое. Предусматривается увеличение незавершенного производства на 40 комплектов, т.е.на 18 млн руб. Задание по производительности труда составляет 8%. Как изменится численность (списочный состав) рабочих в планируемый периоде?

Задача 3

План по выпуску продукции увеличен по сравнению с отчетным периодом на 16% и составляет 2,4 млн. руб.

Определить необходимое число рабочих для выполнения плана, если известно, что намечен рост производительности труда на 8% и что в отчетном периоде работало на предприятии 725 человек.
Задача 4

Среднесписочная численность работников предприятия за год составила 600 человек. В течении года уволились о собственному желанию 37 человек, уволено за нарушение трудовой дисциплины 5, ушли на пенсию 11, поступили в учебные заведения и призваны в вооруженные силы 13, переведены на другие должности и другие подразделения предприятия 30 человек.

Определить:

А) коэффициент выбытия кадров;

Б) коэффициент текучести кадров.
Задача 5

Среднесписочная численность работников предприятия за год составила 800 человек. В течение года уволились по собственному желанию 43 человека, уволено за нарушение трудовой дисциплины 37, ушли на пенсию 15, поступили в учебные заведения и призваны на службу в армию 12, переведены в другие должности внутри предприятия 35 человек. За год на предприятие поступило 53 человека.

Определить коэффициенты:

А) текучести кадров;

Б) оборота кадров;

В) приема кадров;

В) выбытия.
Требования к отчету

Отчет о работе должен содержать:

  • название темы и цель работы;

  • выполненные задания


Рекомендуемая литература:

Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное пособие под ред. проф. В.К. Скляренко, В.М. Прудникова
Интернет-ресурсы: http://ecsocman.hse.ru/

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 27
1   2   3   4   5   6   7   8