Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Конкурс школьных библиотек «Школьная библиотека. XXI век» Номинация: «2015 год Год литературы» |
 Скачать 66.83 Kb. |
Городской виртуальный конкурс школьных библиотек
«Школьная библиотека. XXI век»
Номинация:
«2015 год – Год литературы»
Конкурсная работа
заведующей библиотекой
МБОУ СОШ №12
Бутенко Елены Евгеньевны
«Помните: то, что вы собой представляете,
определяется тем, что вы читаете…»
Хабаровск 2015
Я книги выбираю с наслажденьем – На полках, в тишине библиотек, То радость вдруг охватит, то волненье, Ведь книга каждая – как будто человек. Одна - стара, мудра, зачитана до дыр, В другой - все необычно, странно, ново.
Мне книги открывают целый мир, За шагом шаг иду от слова к слову.
Лилия Охотницкая
Общество стало катастрофически мало читать. Об этом В.В. Путин говорил на Российском литературном собрании в 2013 году, тогда же было заявлено о необходимости повышать интерес к чтению у подростков.
Статистическое измерение катастрофы — это 9 минут в день, затрачиваемых «усреднённым» россиянином на чтение книг. С этими 9 минутами России далеко до лавров «самой читающей страны». Остроту ситуации придаёт тот факт, что молодёжь, при всей её «продвинутости» и «открытости», является наименее читающей категорией. «Новые медиа» (интернет, компьютерные игрушки, социальные сети) готовы без остатка «съесть» эти жалкие 9 минут, оставшиеся для Толстого, Достоевского, Пушкина…
Год литературы – одно из важнейших культурных событий, основными задачами которого являются привлечение внимания к чтению и литературе, решение проблем книжной сферы и стимулирование интереса россиян к книгам.
Сегодня многие поднимают проблему чтения, утверждая, что люди перестали читать. Но так же часто приходится встречать людей, которые задаются вопросом: что бы почитать или какие книги надо прочитать непременно. Я так понимаю, что читатели осознают огромное значение выбора из всего предложенного к чтению. Я нахожу это правильным, ибо у нас не так много времени в жизни, чтобы успеть перечитать все и понять на собственном опыте, что есть то самое золото, что блестит. Поэтому многие пользуются так называемой рекомендательной библиографией. Наша задача выбрать лучшее и решить, какие книги надо читать сейчас, а какие можно пропустить или отложить на потом.
Я предлагаю два списка рекомендательной литературы, ориентированные на родителей, которых интересует какие книги читают их дети, и которые сами хотят читать правильные книги.
2015 год будет отмечен большим количеством различных литературных событий. В частности, в их список включены мероприятия, связанные с юбилеями писателей.
29 января 2015 года исполнилось 155 лет со дня рождения истинно русского писателя Антона Павловича Чехова. С его творчеством мы знакомимся в детстве, в школе. О Чехове сказано как будто все. Но многое остается непонятым. 125 лет назад Антон Павлович совершил путешествие на «остров отверженных» - Сахалин, путешествие тяжелое, сопряженное с массой испытаний, тревог и опасностей. А знаете ли вы, что во время этого путешествия, летом 1890 года писатель побывал в нашем городе. Мы захотели взглянуть на Хабаровск того времени глазами великого писателя, вместе с ним пройтись по улицам, посетить интересные места, познакомиться с жизнью горожан.
Тема оказалась малоизученной и очень интересной. Сначала мы просмотрели фонды нашей школьной библиотеки, ресурсы Интернет. Захотелось узнать больше – группа краеведов отправилась в Дальневосточную Государственную научную библиотеку. Сотрудники отдела краеведения оказали нам большую помощь, подобрали нужные книги.
Следующим этапом было посещение Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова. Мы познакомились с интереснейшим человеком - Гребенюковой Натальей Петровной, старшим научным сотрудником Научно-исследовательского сектора истории культуры и искусства Гродековского музея. Благодаря подвижничеству Н.П. Гребенюковой в музее была сформирована богатейшая коллекция о жизни и творчестве писателей, дальневосточных литераторов 2-ой половины XIX века.
Результатом наших поисков стала научно-исследовательская работа учениц 7 класса Балашовой Эмилии и Тихомировой Ксении «Я в Амур влюблен…», посвященная дальневосточной эпопее писателя и пребыванию классика русской литературы в Хабаровске. С этой работой краеведы выступили на научно-практической конференции, заслуженно получив диплом I степени.
Судьба любого города — это соединение судеб самых разных людей, великих и вполне обычных. Подобно листьям большого дерева они образуют пышную крону — нашу историю, нашу память. А ветви, сплетенные в замысловатый узор, как вехи времен — прерывистые, прямые, запутанные. И вырви из контекста пусть даже не слишком заметную жизнь, поверни вспять ход стрелок, кто знает, каким было бы древо жизни города, страны, планеты. Сегодня, когда прикасаешься к архивным материалам, исследованиям краеведов и историков, старым фотографиям и документам, остро, иногда до боли, ощущаешь ту самую связь времен и сопричастность к судьбе родного города. В этом черпаешь силы, обретаешь надежду. Предлагаем вам еще раз перелистать страницы дальневосточного путешествия А.П. Чехова, посмотреть на Хабаровск конца 19 века…
В год литературы мы постарались не забыть еще об одной важной дате – 70-летии Великой Победы. Сколько художественных и документальных произведений написано о Великой Отечественной войне! Среди них и книги хабаровских писателей-фронтовиков. У каждого из писателей была своя война, свои горести, радости и потери. Они видели фронт, пережили смерть, выстрадали Победу. Мы подумали, что хорошо бы собрать в один список писателей-фронтовиков, чтобы молодежь помнила героев, защитивших родную страну, и обязательно читала их книги.
Имя Владимира Ивановича Клипеля для Дальнего Востока знаковое, приметное. Но, наверное, не все знают, что ему пришлось долго и упорно воевать – он прошел через три войны и дослужился до звания гвардии майора. И не где-нибудь в обозе или во второй линии обороны, а в пехоте, разведке, на передовой. Военная проза Клипеля обыденная, будничная, он рассказывает все так, как оно было на самом деле…
Современный библиотекарь – проводник не только в мир книг, но и в загадочный мир Интернет. Если уметь искать, то в сети можно найти практически все. В привлечении учеников к чтению нельзя противопоставлять традиционные книги и электронные. Я сама много времени провожу с электронной книгой, при этом, не отказываясь, от традиционной, бумажной. Пусть дети читают с экрана или планшета – главное чтобы они читали хорошие книги. В библиотеке всегда могут дать нужный совет, проконсультировать, помочь в поиске нужной информации к уроку, конкурсам, викторинам, праздникам. В помощь ученикам и учителям составляются списки вспомогательных материалов – ресурсные листы. Такой лист указывает все возможные источники нахождения информации по теме, не регламентируя последовательность ознакомления с информацией, дает свободу выбора. Такие ресурсные листы составляют и сами дети, это способствует развитию информационной грамотности, умению работать с разными источниками информации.
Одним из новых направлений в работе школьного библиотекаря является проектная деятельность. Обращение к ней сегодня – не дань моде. В настоящее время, в условиях ФГОС, все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов и приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Мы начали работать над проектом «Хабаровск литературный», фрагменты которого предлагаю вашему вниманию.
Год Литературы в нашей библиотеке продолжится литературными праздниками, викторинами, конкурсами, презентациями. Значит впереди новые открытия и встречи с любимыми книгами!
|
|
|