Тема 3.3.
Этика делового общения Тема практической работы
Этика делового общения Цель занятия: выявить установки на соблюдение служебной этики. Контрольные вопросы:
Раскройте понятие «этика деловых отношений».
Соблюдение каких этических принципов Вы считаете наиболее важными для развития деловых отношений в современных условиях?
Каковы, по Вашему мнению, причины усиления внимания в современном обществе к этической стороне деловых отношений?
Выделите этические проблемы на макроуровне и микроуровне деловых отношений.
Задание
Определите для себя, как часто Вы совершаете, совершали или будете совершать в будущем указанные поступки. Количество баллов, соответствующее ответам: «часто» - 4, «время от времени» - 3, «редко» - 2, «никогда» - 1.
Опросник
Если имеется возможность и это мне ничем не грозит, то:
я опаздываю на работу, хотя знаю, что мне, тем не менее, продолжают платить деньги за весь рабочий день;
я ухожу с работы пораньше, хотя знаю, что мне, тем не менее, продолжают платить деньги за весь рабочий день;
я делаю длительные перерывы при выполнении работы, хотя знаю, что мне, тем не менее, продолжают платить за весь рабочий день;
я звоню и сообщаю, что я болен (хотя это неправда), чтобы получить лишний выходной;
я использую рабочий телефон для ведения личных междугородних переговоров;
я занимаюсь своими личными делами во время работы;
я использую ксерокс в офисе в своих личных целях;
я пересылаю свою почту вместе с почтой компании, в которой я работаю;
я уношу домой часть продукции, производимой компанией;
я раздаю ее своим друзьям или позволяю им пользоваться этой продукцией без спросу;
я заставляю компанию платить за еду, которую я в действительности не ел, или за поездки, которые я в действительности не делал, или покрывать мои прочие затраты, которых, по правде говоря, не было;
я использую служебную машину в своих личных целях;
я приглашаю своего друга куда-нибудь пообедать и записываю это на счет компании;
я приглашаю своего друга в какую-либо поездку и записываю это на счет компании;
я принимаю подарки от поставщиков или клиентов за оказанные им мною услуги.
Обработка и интерпретация результатов: Подсчитайте количество баллов. У Вас должно получиться от 15 до 60 баллов в сумме. Поскольку все утверждения и высказывания были неэтичными, то чем меньше очков Вы набрали, тем более этично Ваше поведение на работе.
В странах Запада трудовая этика по сравнению с Россией имеет глубокие отличия, и ее показатели в тесте существенно выше. Уровень трудовой этики в современной России применительно к молодежи таков:
до 30 баллов — высокий уровень;
30 - 38 баллов — средний уровень;
свыше 38 баллов — низкий уровень. Требования к отчету
Отчет о работе должен содержать:
название темы и цель работы;
ответы на вопросы
выполненные задания
Рекомендуемая литература:
Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент» Интернет-ресурсы:
http://ecsocman.hse.ru/
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 17 Тема 3.3.
Этика делового общения Тема практической работы
Критерии оценки устного выступления. Цель занятия: оценка студентами выступления своего товарища по следующим критериям:
1
| Первое впечатление благоприятное
| 5 4 3 2 1
| впечатление неблагоприятное
| 2
| Начало привлекает внимание
| 5 4 3 2 1
| внимания не привлекает
| 3
| Соответствие речи особенностям аудитории (собеседника): ясна, понятна, доходчива
| 5 4 3 2 1
| речь не соответствует особенностям аудитории
| 4
| Выразительность выступления
| 5 4 3 2 1
| выступление невыразительно
| 5
| Убедительность высказываний
| 5 4 3 2 1
| высказывания неубедительны
| 6
| Логичность, аргументированность
| 5 4 3 2 1
| отсутствие логики
| 7
| Правильность речи
| 5 4 3 2 1
| речь неправильная,
с ошибками
| 8
| Владение материалом
| 5 4 3 2 1
| материалом не владеет
| 9
| Контакт
с аудиторией
| 5 4 3 2 1
| контакт отсутствует
| 10
| Личная убежденность
| 5 4 3 2 1
| отсутствие убежденности
| 11
| Правильность реагирования на вопросы и реплики
| 5 4 3 2 1
| реагирует неправильно
| 12
| Проявление индивидуальности в выступлении
| 5 4 3 2 1
| индивидуальности
не проявляет
| 13
| Непринужденность, свобода, естественность поведения
| 5 4 3 2 1
| скованность, напряженность
| 14
| Лаконичность выступления
| 5 4 3 2 1
| выступление затянуто
| 15
| Тактичность, внимание к аудитории (собеседнику)
| 5 4 3 2 1
| отсутствие такта и внимания
| 16
| Доброжелательность
| 5 4 3 2 1
| сухость, официальность
| 17
| Проявление качеств лидера
| 5 4 3 2 1
| качеств лидера
не проявляет
| 18
| Яркое заключение
| 5 4 3 2 1
| заключение слабое
| 19
| Выступление запоминается
| 5 4 3 2 1
| выступление
не запоминается
|
Интерпретация результатов:
95-77 баллов - отличный результат. Ваше выступление выше всяких похвал.
76-58 баллов - хорошо. У Вас высокий уровень подачи материала.
57-39 баллов - удовлетворительно. Вам необходимо работать над собой.
38-19 баллов - Ваше выступление - это провал. Практическое задание №2: Упражнения для подготовки к выступлению
Цель задания – отработка универсальной фразеологии, которая часто используется в деловом общении. Объясните ошибки, допущенные в примерах, и исправьте их:
- Необходимо отметить о расходе средств.
- Он многое сделал для повышения природного дарования.
- Все интересовались о результатах переговоров.
- Это говорит за то, что вопрос злободневный.
- Важно отметить о росте доходов.
- Я не в курсе дел по этому вопросу.
- Форма в искусстве имеет большую роль.
- Эта фирма давно стремится получить первую скрипку в деловом мире.
- Сейчас это не играет никакого значения.
- Зал был переполнен до отказа.
- Подготовка кадров будет иметь особое значение в свете решений сегодняшнего дня.
Прочитайте предложения. Обратите внимание на правильное произнесение числительных:
Этот концерн объединяет около 54 фирм.
Банк продолжает подписку на акции по номинальной стоимости до: 1000 руб., 5000, 10 000, 100 000, 500 000, 1 млн. руб. Для валютных платежей - соответственно до: 100, 500, 1000, 10 000, 50 000 долларов США.
Ускоренную приватизацию поддерживают 43,7% опрошенных, не поддерживают - около 34,2%, затрудняются ответить - около 22,1%. Либерализацию цен поддерживают около 25,8%, не поддерживают - около 56,1%, затрудняются ответить - около 16,1%.
В 1993 г. на Нижневартовской бирже было продано до 18 - 20 млн. т нефти, около 300—350 тыс. кубических метров леса. Стоимость брокерского места оценивается до 1200 тыс. рублей.
По заключенному договору СП обязалось заплатить более 436 тыс. руб. Ремонт помещения обошелся СП около 1639 тыс. руб.
Участок земли размером 10 215 квадратных метров был продан за 52 800 тыс. рублей.
Бой продолжается с 867 бойцами.
Требования к отчету
Отчет о работе должен содержать:
название темы и цель работы;
выполненные задания
Рекомендуемая литература:
Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент» Интернет-ресурсы:
http://ecsocman.hse.ru/ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 18 Тема 3.3.
Этика делового общения Тема практической работы
Правила построения деловой беседы Цель занятия: научиться правилам построения деловой беседы Задание 1.
Изучите правила подготовки деловой беседы.
Разработайте согласно правилам план мероприятий по подготовке и проведению деловой беседы.
Правила построения деловой беседы:
1 этап – подготовительный:
- задачи
- составление плана
- регламент
- место проведения
- время проведения
- согласование с собеседником
На этом этапе проверяется готовность по следующим пунктам:
- тщательная продуманность хода беседы
- свобода от стереотипов, готовность принимать людей такими, какие они есть,
- полная готовность выслушать собеседника, ответить на все его вопросы
- наличие точного, ясного и корректного плана беседы
- способность составленного плана вызывать вопросы, уводящие обсуждение в сторону,
- наличие естественных и убедительных формулировок
- выражение мыслей точно и ясно
- правильный выбор тона беседы
- попытка представить себя на месте собеседника и понять его
2 этап – ознакомительный:
- преодоление психологического барьера,
- установление атмосферы доверия.
3 этап – основной:
- вводная часть
- основная часть
- заключительная часть
вводная часть
| вопросы
|
| возражения
|
| основная часть
| доказательства
| слушание
| выводы
|
| заключительная часть
| решения
|
| Структура основной части деловой беседы Требования к отчету
Отчет о работе должен содержать:
название темы и цель работы;
выполненные задания
Рекомендуемая литература:
Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент» Интернет-ресурсы:
http://ecsocman.hse.ru/
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 19 Тема 3.3.
Этика делового общения Тема практической работы
План мероприятий по подготовке делового совещания Цель занятия: научиться правилам подготовки и проведения делового совещания Задание
Изучите правила подготовки делового совещания.
Разработайте согласно правилам план мероприятий по подготовке и проведению делового совещания.
Правила подготовки делового совещания:
Определить тему проведения совещания.
Обосновать актуальность, целесообразность выбранной темы.
Определить повестку дня: разработать круг вопросов, освещение которых позволит раскрыть данную тему, назначить выступающих по каждому вопросу.
Определить качественный и количественный состав участников совещания.
Назначить день и время проведения.
Выбрать место проведения совещания.
Описать деятельность по подготовке участников совещания:
кто проводит консультирование по каждому вопросу (экономист, инженер, научный консультант, представитель администрации, заместитель директора по определенному вопросу, начальник подразделения, отдела и т.д.);
где получить информацию по каждому вопросу (отдел кадров, служба маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия, ОТК и др.);
информирование о проведении, повестка дня.
Определить продолжительность совещания, регламент.
Просчитать возможные итоги совещания:
спрогнозировать выводы, сформулировать возможные решения, к которым придут участники совещания;
определить тех, кто и в какие сроки должен выполнить определенный объем работ;
определить формы подведения итогов совещания.
Составить проект информирования об итогах совещания (приказ, информация на сайте, информация в СМИ и др.)
Определить круг лиц, осуществляющих контроль за выполнением принятого решения.
План подготовки делового совещания (рекомендации):
1.Тема совещания.
2. Актуальность, целесообразность выбранной темы.
3.Повестка дня.
4.Состав участников совещания.
5.Назначить день и время проведения.
6.Выбрать место проведения совещания.
7.Описать деятельность по подготовке участников совещания:
кто проводит консультирование по каждому вопросу (экономист, инженер, научный консультант, представитель администрации, заместитель директора по определенному вопросу, начальник подразделения, отдела и т.д.);
где получить информацию по каждому вопросу (отдел кадров, служба маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия, ОТК и др.);
информирование о проведении, повестка дня.
9.Определить продолжительность совещания, регламент.
10.Просчитать возможные итоги совещания:
спрогнозировать выводы, сформулировать возможные решения, к которым придут участники совещания;
определить тех, кто и в какие сроки должен выполнить определенный объем работ;
определить формы подведения итогов совещания.
11.Составить проект информирования об итогах совещания (приказ, информация на сайте, информация в СМИ и др.)
12.Определить круг лиц, осуществляющих контроль за выполнением принятого решения.
План мероприятий по подготовке и проведению делового совещания:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Требования к отчету
Отчет о работе должен содержать:
название темы и цель работы;
выполненные задания
Рекомендуемая литература:
Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент» Интернет-ресурсы: http://ecsocman.hse.ru/
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 20 Тема 3.4.
Управление конфликтами Тема практической работы
Управление конфликтами, стрессами, и
изменениями. Цель занятия: понимать причины конфликтов в организации, причины стресса. Получить навыки управления изменениями. Прочитайте ситуацию и письменно ответьте на вопросы:
Бригада слесарей-литейщиков (6 человек) всегда держались очень сплоченно. Члены бригады, несмотря на существенную разницу в возрасте, часто вместе проводили время. Старшие к младшим относились покровительственно, младшие к старшим – с уважением. Когда один из членов бригады, ушел на пенсию, был принят молодой слесарь Акимов, года два или три назад окончивший ПТУ. Вначале к нему относились настороженно. Но через месяц-два между ним и бригадой сложились вполне дружеские отношения, он был принят в коллектив, стал своим.
Еще месяца через два положение изменилось. Акимову, как молодому работнику поручили изготовление крупной серии стандартных лекал. Используя традиционную технологию, он имел бы заработок на среднем для бригады уровне. Однако Акимов быстро догадался, как можно рационализировать работу. Он брал десяток заготовок и приваривал их друг к другу. Получался пакет. Затем он вырезал нужную форму сразу же на всем пакете, шлифовал торцы, разъединял пакет и обрабатывал поверхность каждого лекала.
Вскоре Акимов перекрыл нормы выработки в три-пять раз, заработок его стал быстро расти и в полтора раза превысил заработок бригадира. На Акимова в бригаде начали коситься и замечать в его поведении массу изъянов: то отлучился неизвестно куда, то навязался непрошенным советом, то, наоборот, молчал, когда все старались подать полезные советы товарищу. Наконец, наступил полный разрыв отношений. Акимов попросил начальника цеха перевести его в другую бригаду. Но оказалось, что и другие бригады слесарей не хотят его принимать к себе. Через месяц Акимов уволился с завода.
Вопросы к ситуации:
О каком конфликте – конструктивном или деструктивном – идет речь?
Конфликт какого вида представлен в ситуации?
Был ли разрешен данный конфликт?
Предложите разрешение конфликта.
Прочитайте и письменно ответьте на вопросы.
Перед Ириной стояла дилемма, как ей поступить? Недавно она начала работать в одной консультационной бухгалтерской фирме и уже столкнулась с проблемой, которая могла повлиять на ее будущие отношения в фирме. В ходе аудита одной компании она обнаружила, что большая сумма денег, в действительности выплаченная работникам этой компании, не была проведена, как положено, через фонд заработной платы. Такая практика являлась достаточно распространенной во многих коммерческих и государственных структурах и помогала скрыть существенную часть наличности от налогов.
Ирина считала, что эта практика является не правильной и незаконной и должна получить соответствующее отражение в аудиторском отчете. Она подняла этот вопрос в разговоре с Николаем, старшим в ее аудиторской группе. Он признал, что такая проблема в целом существует, но ничего не сделал, чтобы продвинуться в ее разрешении дальше. Николай предложил Ирине поговорить с руководителем фирмы, если ее что-то в этом деле не удовлетворяет.
Прежде, чем идти к руководителю, Ирина долго думала об этой проблеме. На занятиях по аудиту, которые она продолжала посещать и которые периодически проводились фирмой, упор делался на этику профессионального аудита и на приверженность ее фирмы высоким этическим стандартам. Это ее окончательно убедило в необходимости встречи с руководителем фирмы. Однако визит к руководству оказался неудачным. Алексей Петрович, директор фирмы, согласился с тем, что обнаруженная Ириной практика вообще-то не является правильной. Вместе с тем он отметил, что и другие клиенты, с которыми им приходилось иметь дело, поступали подобным образом. Алексей Петрович пошел даже на то, что сказал Ирине о возможности потери клиента в том случае, если обнаруженный ею факт найдет отражение в аудиторском отчете. Он дал понять, что его такой исход дела мало устраивает. От этой встречи у Ирины осталось ощущение, что, если она пойдет в разрешении проблемы дальше, то непременно приобретет себе врага.
Состояние неудовлетворенности и беспокойства у нее не проходило, и она решила обсудить эту проблему с кем-нибудь из коллег. Ирина обратилась к Борису и Михаилу, работавшим в фирме уже около двух лет. Оказалось, что они и раньше сталкивались с подобными случаями в своей аудиторской работе. Они были удивлены, что Ирина обратилась к директору фирмы, минуя своего непосредственного руководителя – начальника отдела аудита. Борис и Михаил обратили ее внимание на то, что если она настоит на своем, то и не избежать неприятностей. Они признали, что в сущности действия клиентов были неверными, но они не решались отражать это в аудиторских отчетах. К этому их подталкивало знание факта, что руководство фирмы смотрит на это «сквозь пальцы». Поэтому они не хотели создавать проблемы. Борис и Михаил призвали Ирину быть членом «команды» и снять этот вопрос. Перед Ириной встал выбор. В принципе она могла бы настоять на своем через голову своего непосредственного начальника. Она понимала, что если даже она будет прощена, ей сразу придется сменить работу. И что совершенно точно, ее действия будут не по душе ее коллегам. Конечно, можно было бы просто забыть о случившемся и ничего не делать. При таком исходе, как она считала, сотрудники фирмы остались бы довольны и это, может быть, помогло ей сделать карьеру в фирме. Единственной проблемой, с которой ей по-прежнему пришлось бы иметь дело, оставалась совесть. Времени для решения было совсем мало.
Какого типа межличностные конфликты имеют место в ситуации? Объясните и подтвердите фактами.
Имеется ли в описанном в ситуации конфликте конструктивная сторона? Если да, то в чем она выражается?
Имеются ли в ситуации конфликты других уровней, кроме межличностного? Какие? Объясните и подтвердите фактами.
Какой стиль разрешения межличностного конфликта был использован каждым из участников событий? Подтвердите фактами.
Как Вы предложили бы поступить Ирине в данной ситуации?
Прочитайте ситуацию и выполните задание.
Совещание у директора фирмы «Атлант». Подводились итоги работы за первый квартал текущего года. Ситуация на рынке холодильников изменилась, в результате чего на складах фирмы скопилось большое количество нереализованной продукции. Директором фирмы все обвинения за упущения были возложены на коммерческого директора И.И.Петрова. В свою очередь И.И.Петров уведомил участников совещания о том, что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации холодильников и поэтому он дал устное указание начальнику отдела маркетинга В.П.Сидорову определить конъюнктуру рынка на февраль и март. Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он об этом впервые слышит. Возник конфликт.
Определите природу и тип конфликта (причины, объект, субъект).
Разработайте модель эффективного управления конфликтом.
Соберите пословицы и поговорки (5 – 7 шт.), в которых присутствует отношение к конфликту, например: «Худой мир лучше доброй ссоры», «В споре рождается истина». Требования к отчету
Отчет о работе должен содержать:
название темы и цель работы;
выполненные задания
Рекомендуемая литература:
Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов « Менеджмент» Интернет-ресурсы: http://ecsocman.hse.ru/
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 21
|