Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Психология отношений: замещающая семья и приемный ребенок


Скачать 0.72 Mb.
НазваниеПсихология отношений: замещающая семья и приемный ребенок
страница1/4
Дата23.04.2016
Размер0.72 Mb.
ТипГлава
  1   2   3   4


Глава 1. Психология отношений: замещающая семья и приемный ребенок…….6

    1. Мотивы принятия детей-сирот в замещающую семью в семью……….6

    2. Закономерности процесса адаптации детей-сирот в

замещающей семье: основные этапы процесса адаптации…………….13

    1. Психолого-педагогические проблемы приемного

ребенка в замещающей семье…………………………………….........23

    1. Психолого-педагогические проблемы приемных родителей……….....28

Глава 2. Вторичное сиротство в РФ: проблемы и тенденции……………………30

2.1 Феномен вторичного сиротства в РФ………………………………….30

2.2 Возвраты из замещающих семей: последствия для

дальнейшего развития ребенка………………………………………..42

Глава 3. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка

детей и семей как основное направление профилактики

вторичного сиротства……………………………………………………50

Список используемых источников…………………………………………………67



  1. ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ: ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ И ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК




    1. Мотивы принятия детей-сирот в замещающую семью


Судьба детско-родительских отношений в новой семье в значительной степени определяется мотивацией принятия ребенка – сироты в семью. Можно выделить следующие мотивы:

1) Мотив, удовлетворяющий потребность в продолжении рода. Как правило, причины принятия ребенка в семью связаны с бесплодием супругов, безуспешно пытающихся на протяжении ряда лет с помощью лечения решить эту проблему. Принятие на воспитание ребенка воспринимается бездетными супругами как единственный способ создания полноценной семьи. Обычно, инициатором выступает супруга, в силу выраженной «спонтанной тяги» к материнству1.

Факторами риска в воспитании приемного ребенка в данном случае выступают разногласия супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах на воспитание, страх «дурной наследственности», предвзятое восприятие индивидуально-психологических особенностей приемного ребенка. Все это приводят к тому, что замещающие родители пугаются различных негативных поведенческих проявлений ребенка в период его адаптации к проживанию в семье, склонны всю ответственность за свои неудачи в деле воспитания перекладывать на ребенка, объясняя все «дурной наследственностью». В последствии в этой семье не складываются детско-родительские отношения, возникает риск возврата ребенка в интернатное учреждение.

Например, супруги С., в браке более 15 лет, бездетные. Прошли медицинское обследование, лечение – безрезультатно. Жена считала, что единственный способ создать полноценную семью - принять в свой дом ребенка из государственного учреждения, муж к этому решению относился равнодушно. Так в семье появилась Маша 7 лет. Через шесть месяцев проживания в семье девочка пошла в школу. Она трудно адаптировалась в школе, возникли сложности в обучении и общении со сверстниками. Все это родители объясняли «дурной наследственностью» девочки, они не знали как себя вести в данной ситуации, поскольку опыта воспитания детей не имели. Кроме того, возникли разногласия и между самими родителями по поводу методов воспитания. В конечном счете, родители не видели другого выхода из сложившейся ситуации, как возврат ребенка в интернатное учреждение.

При работе с семьей такого типа специалисты определили, что основной проблемой замещающих родителей является недостаток информации о детях - сиротах, об их поведенческих и характерологических особенностях, способах взаимодействия с детьми, отсутствие собственного родительского опыта, педагогическая некомпетентность. Поэтому, для решения вопроса о поведении ребенка, необходимо восполнить эти пробелы, и получить таким родителям исчерпывающую информацию по различным вопросам воспитания детей и особенностям их поведения вообще и в адаптационный период, в частности, показать наиболее приемлемые способы взаимодействия с детьми, давать психолого-педагогические консультации по всем интересующим вопросам. Только так возможно предупредить нежелательный исход – возврат ребенка в интернатное учреждение.

2) Мотив «смысла жизни». Приемный ребенок придает осмысленность существованию родителей, позволяет определить жизненные цели и задачи.

Здесь существует опасность в том, что замещающие родители будут иметь склонность к идеализации приемного ребенка. И после того, как пройдет первый период адаптации и ребенок станет познавать границы дозволенного в семье, когда в его поведении наметится регресс, родители могут испытать сильное разочарование. Но имеется и позитивный момент, который выражается в готовности родителей преодолеть все трудности адаптационного периода2.

Например, Елизавета П. 41 год, разведена. Имеет хорошую работу, материально обеспечена. У неё широкий круг интересов и множество друзей и знакомых. Тем не менее, удовлетворенности от жизни не испытывала. Для придания определенного смысла своей жизни решается взять на воспитание ребенка. Игорь 6 лет, оказался мальчиком активным и подвижным. Особенно ярко проблемы в поведении стали проявляться после поступления ребенка в школу. Игорь бегал по классу во время уроков, вскакивал с места, поведение в школе было просто невыносимым. Мать была сильно разочарована, но, тем не менее, была готова к сотрудничеству со специалистами, трудной и продолжительной работе с мальчиком.

Помощь специалистов таким родителям направлена на повышение их психолого - педагогической осведомленности, проведение индивидуальных консультаций по вопросам воспитания и коррекционно-развивающих занятий с детьми.

3) Мотив преодоления одиночества. Ребенок рассматривается как значимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия, источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости. Подобная мотивация превалирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевшим создать или сохранить семью.

Факторами риска в этом случае являются чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личностных качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т.д.), возраст усыновителей (предпенсионный и пенсионный), не позволяющий полностью реализовать воспитательную функцию в период высокой профессиональной и социальной активности , отсутствие опыта в воспитании детей.3 Все это, как и в предыдущем случае, может привести к разочарованию в ребенке, особенно велика эта опасность в период адаптации ребенка к проживанию в семье.

Например, супруги Р., бездетные, жена - 45 лет, муж - 48 лет. Не имея возможности иметь своих детей, они взяли на воспитание 3-х летнего мальчика. После определения ребенка в детский сад от воспитателей приемным родителям стали поступать жалобы на то, что ребенок ломает игрушки, обижает детей, требует к себе особого внимания.

Во время беседы педагога-психолога детского дома и Службы сопровождения замещающих семей, с приемной матерью выяснилось, что в семье мальчику во всем потакают, исполняют все его требования и капризы, ни в чем не отказывают. Родители говорят: «Мы все для него – зато в старости будет на кого опереться».

4) Альтруистическая мотивация. Стремление защитить ребенка, оказать ему помощь и содействовать в создании благоприятных условий развития, «вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Этот вид мотивации представляется особенно важным, поскольку в данном случае приемный родитель фокусом своих усилий делает благополучие и интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей4.

Например, Игорь и Марина Р. приняли в семью на воспитание Сашу 8 лет. Родители решили приложить все усилия для того, чтобы мальчик как можно скорее забыл всё то плохое, что было у него в прошлом. Они баловали его, выполняли все его требования и капризы. Вскоре они почувствовали, что мальчик стал к ним относиться как к источнику получения различных благ и удовлетворения своих потребностей. Он не хотел учиться, хотел гулять, грубил родителям, требовал купить дорогой телефон и компьютер. В свою очередь, родители стали упрекать его в том, что он неблагодарный.

Опасность такого вида мотивации кроется в стремлении родителя из самых благих намерений построить асимметричные отношения с ребенком, в которых ребенку неосознанно навязывается роль «потребителя» тех условий, которые создает для него родитель - благодетель. Очевидно, что при такой потворствующейгиперпротекции ребенок выучится только брать, ничего, не отдавая взамен. Кроме того, такие родители полагают, что ребенок должен быть им благодарен за «спасение» из детского дома и очень огорчаются, когда не получают ожидаемой признательности и благодарности. Это приводит к ухудшению детско-родительских отношений, затруднению процесса взаимной адаптации.

5) Мотив компенсации утраты собственного ребенка. Родители, пережившие смерть ребенка, стремятся как можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением ребенка.

Это один из самых опасных мотивов. Подобная мотивация может стать причиной трудностей детско-родительских отношений и даже отвержения приемного ребенка. Идеализация прошлого и постоянное сравнение родителями своего собственного и усыновленного ребенка, осуществляемое как на осознанном, так и на неосознанном уровне, приводят к разочарованию, дистанцированию, отчужденности и даже отказу от усыновления.5

Обычно усыновители стремятся взять в семью ребенка, максимально похожего на собственного сына или дочь – того же возраста, пола, той же внешности. Сходство в этих случаях не помогает, а, напротив, осложняет принятие ребенка-сироты, который, естественно по всем показателям будет в глазах родителей уступать их родному ребенку. Поэтому рекомендуется принимать в семью ребенка другого пола и более младшего возраста, чем родной ребенок.

Например, Ирина С. 36 лет, потеряла сына. Для компенсации утраты решила усыновить мальчика такого же возраста, как и её погибший сын.

Уже в период знакомства с будущим приемным ребенком Ирина спрашивала у педагога-психолога: «Почему Диме не интересно то, о чем я ему рассказываю, ведь мой сын был в этом возрасте очень любознательным?» Идеализация прошлых отношений и постоянное сравнивание приемного ребенка с собственным привели Ирину к неуверенности, разочарованию в Диме, охлаждению в их отношениях.

Психологи, работающие с подобными случаями, рекомендуют родителям, желающим принять ребенка на воспитание, временно отложить это для того, чтобы справиться с горем и скорбью утраты.

6) Мотив стабилизации супружеских отношений. Данная мотивация является деструктивной, поскольку, в этом случае, ребенок выступает, в первую очередь, как средство налаживания «давших трещину» супружеских отношений. Трудно предсказывать успех в решении подобной задачи, поскольку воспитание приемного ребенка, со своими проблемами и трудностями развития, станет скорее еще одним поводом для конфликтов и охлаждения, чем для сплочения супругов, что может привести и к распаду семьи, и к возврату ребенка в интернатное учреждение6. Вместе с тем, при определенных условиях, вариант объединения супругов на почве общей цели воспитания также возможен.

Например, отношения в семье супругов Г. далеки от идеальных, они решают взять ребенка на воспитание, который, по их мнению, укрепит их союз. В первые месяцы проживания ребенка в семье все шло хорошо, а именно: взаимоотношения с ребенком складывались удачно, да и супруги почувствовали, что их отношения налаживаются. Но адаптация ребенка в семье процесс длительный и сложный и при возникновении первых незначительных проблем муж испугался и решил покинуть семью.

7) Прагматический мотив улучшения материального и жилищного положения. Несомненно, данная мотивация является самой деструктивной и тщательно скрывается замещающими родителями. Трудно предугадать, как будут складываться детско-родительские отношения в данной семье и как будет проходить адаптационный процесс, т.к., в данном случае, возможно все: от пренебрежения основными нуждами и потребностями ребенка, эмоционального отвержения до формирования привязанности друг к другу, как положительного исхода процесса адаптации ребенка в замещающей семье.

Например, одинокая женщина взяла на воспитание мальчика 6 лет. Во время посещений семьи специалистами Центра выяснилось, что у ребенка отсутствуют игрушки, книги, одежда, соответствующая возрасту и погодным условиям. Специалистами так же отмечалось несоответствие веса и роста мальчика возрастной норме. В беседе ребенок рассказал, что на завтрак он пьет чай с булкой, обедает в школе, а на ужин ест гречневую кашу. Приемная мама объясняла, что мясо мальчик не любит, а рыбу в их семье есть не принято. Впоследствии выяснилось, что все деньги, выплачиваемые на содержание ребенка, мама откладывала себе на отдых.

Учет мотивации принятия ребенка в семью позволяет прогнозировать успешность взаимной адаптации родителей и детей и корректировать, в случае необходимости, как психологическую готовность супругов, так и детско-родительское взаимодействие.

Психологическая готовность замещающих родителей к принятию на воспитание ребенка включает следующие компоненты: мотивационную готовность; психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания детей (информированность о возрастно-психологических особенностях детей, целях, задачах и методах воспитания, знание и понимание того, какое влияние оказывает социальная и семейная депривация на психическое развитие ребенка в разные возрастные периоды); адекватность когнитивного образа приемного ребенка (информированность усыновителей об истории развития ребенка, его родителях и родственниках, основных жизненных событиях и характере переживания их ребенка, знание индивидуально-личностных особенностей приемных детей, их интересах, привычках, «сильных» и «слабых» сторонах; информированность о круге общения ребенка, его друзьях); эмоционально-волевую готовность (настойчивость в преодолении трудностей воспитания, эмоциональная стабильность, толерантность к проявлению дезадаптивного поведения, развитая эмпатия, центрация на интересах ребенка, а не на собственных желаниях).

1.2 Закономерности процесса адаптации детей-сирот в замещающейсемье: основные этапы процесса адаптации
Адаптация ребенка в замещающей семье – двухсторонний процесс, в котором и родители, и ребенок должны решить задачи, связанные с изменением состава и функционально-ролевой структуры семьи. Под адаптацией ребенка к новой семье следует понимать включение ребенка в семейную систему, принятие им предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Адаптация родителей к появлению нового члена семьи, предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей (матери и отца), становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа.

В первые две-три недели закладываются основы будущих взаимоотношений в семье. Успешность адаптации ребенка в первую очередь зависит от умения взрослых построить внутрисемейное общение.

Воспитанники специализированных учреждений, как правило, испытывают затруднения в общении с членами семьи, не сразу «вписываются» в сложившуюся систему семейных отношений. Они глубоко обижены кровной семьей, не умеют сопереживать другому человеку, проявлять любовь к нему, не доверяют окружающим, сохраняют дистанцию при взаимодействии с ними. Им трудно контролировать поведение, видеть последствия своих поступков, быстро освоить правильный тон общения. Первое, что они хотят понять, попадая в новое место, - это «почему я здесь?», «долго ли я тут пробуду?», «что будет со мной в дальнейшем?»

Приход ребенка в семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей. А это означает, что приспосабливается не только ребенок, но и каждый член семьи. И чем больше людей включено в этот процесс, тем он сложнее.

Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты к новой семье является взаимное соответствие ролевых ожиданий ребенка и приемных родителей, а также всех членов приемной семьи между собой7.

Первоначальный период воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в замещающей семье любого типа называют «медовым месяцем». Считается, что это время, несмотря на многочисленные трудности и притирки характеров, привычек, является счастливым, так как приносит много радости, как воспитателям, так и ребенку.

Период адаптации ребенка в разных семьях не проходит одинаково, его особенности зависят от многих причин, связанных как с семьей воспитателя, его личной готовностью воспитывать приемного ребенка, так и характером и поведением самого ребенка, его отношением к своему прошлому и настоящему положению.

И при сочетании этих условий и причин получается множество вариантов адаптации. Действительно, каждый ребенок проходит свой единственный период адаптации, определенный той единственной ситуацией, в которую он попадает.

Успешность первых шагов зависит прежде всего от того настроя, который продемонстрируют друг другу воспитатель, семья и ребенок. Взрослые иногда искренне полагают, что помещение ребенка в семью воспринимается им как благо, как спасение. Обычно каждый ребенок, которого изъяли из родной семьи, даже признавая, что в ней не все было хорошо, хочет вернуться к своим родителям, родным и помещение в приемную семью считает скорее отрицательным фактом, чем положительным. Поэтому первым важным шагом должно стать определение положения ребенка в этой семье. Ребенок не всегда понимает, почему он здесь, сколько будет жить в этой семье, вернется ли к своим родным, сможет ли с ними встречаться. Привязанность к родным усиливается, если мама или отец больны, требуют помощи и т.д. Необходимо все это объяснить ребенку, найти приемлемые пути для поддержания эмоционального равновесия в отношениях с ребенком. Тогда он быстрее сможет принять жизнь новой семьи.

Считается, что нет какого-то единственно правильного пути воспитания и безупречных воспитателей. В каждой семье - свои системы воспитания, главное, чтобы были учтены основные нужды ребенка. Тогда он вырастет счастливым. Для этого прежде всего нужны любовь, уход, похвала не только за то, что он сделал, но за то, что он пытается сделать; это уважение и внимание, когда вы стремитесь понять, что хочет от вас ребенок; это поощрение и безопасность, которое выражается в том, что дети знают, что вы рядом в тот момент, когда им трудно.

Замещающая семья и ребенок – сирота в процессе адаптации проходят несколько стадий.

Стадия 1. «Знакомство», или «Медовый месяц».Ознакомление с домом, окружением, изменение режима. Опережающая привязанность родителей и детей друг к другу.

Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили, — они только хотят полюбить новых родителей8.

Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Лихорадочно-возбужденное состояние детей. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются.

Реакция на новизну. Перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить. Не удивляйтесь, что иногда он может забывать, где папа-мама, не сразу скажет, как их зовут, путает имена, родственные отношения, спрашивает «Как тебя зовут?», «А что это?» много раз. Причина — не в его плохой памяти или в его недостаточном уме. Такое происходит либо потому, что мозг ребенка пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него, либо потому, что ему очень нужно лишний раз пообщаться, подтвердить, что это действительно его новые родители.

Воспоминания прошлого. В то же время довольно часто совершенно неожиданно и, казалось бы, в неподходящее время дети вспоминают биологических родителей, эпизоды, факты из прежней жизни, начинают спонтанно делиться впечатлениями. А вот, если специально спрашивать о бывшей жизни, некоторые дети отказываются отвечать или говорят неохотно. Это не свидетельствует о плохой памяти, а объясняется обилием впечатлений, которые ребенок не в состоянии усвоить.

Стадия 2. «Возврат в прошлое», или «Регрессия». Проверка родителей «на прочность». Установление первых детско-родительских отношений, привыкание членов семьи друг к другу- взаимная адаптация. Другие люди-другие правила.

Ребенок не сразу может приспособиться к новым отношениям, другим установкам, условиям жизни. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести, как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. На этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как:

• фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности;

• чувство беспомощности или чувство зависимости;

• чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность;

• отказ от всего нового;

• необъяснимые припадки злобы, плача;

• признаки усталости или тревоги, признаки депрессии и т. п.

Психологические барьеры

Обнаруживается несовместимость темпераментов, черт характера, привычек родителей и привычек ребенка9.

Разрушение идеалов. У детей, воспитывавшихся в детских домах, за время пребывания в них формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание папы с мамой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не находят для ребенка времени, оставляют наедине с самим собой, считая его большим («Иди, поиграй, займись чем-нибудь...»). Либо чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг.

Истощение сил. У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное, терпения дождаться, пока ребенок сделает то, что им нужно.

Дефицит знаний у родителей. Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбор нужного стиля общения. В этот период психологи выделяют:

• безрезультатные попытки родителей опереться на свой жизненный опыт, на то, как их воспитывали;

• разницу во взглядах на воспитание у родителей;

• влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу;

• завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку;

• процесс воспитания рассматривается родителями как исправление врожденных недостатков;

• исчезновение радости общения, естественности отношений;

• возникновение стремления подчинить ребенка себе, своей власти;

• преуменьшение достоинств ребенка;

• начинается сравнение ребенка со сверстниками, которое зачастую не в его пользу;

• отсутствует чуткое реагирование на малейшие достижения ребенка.

Псевдорегресс. Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Он становится слишком требовательным и капризным, предпочитает играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Некоторые дети проявляют враждебность к своему новому окружению. Отмечается возврат вредных привычек.

Страхи детей. Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и возвращенными в детский дом, поэтому они отказываются покидать новый дом. Некоторые длительное время боятся остаться в доме без новых родителей, не отпускают их от себя ни на минуту, боясь, что те уйдут и не вернутся.

Изменения поведения. Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Поэтому вас не должно удивлять, что веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть), делает назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый ребенок иногда вдруг начинает проявлять интерес к окружающему, особенно когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным.

Первые «маячки» адаптации. Об успешном преодолении трудностей этого адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка: изменяется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, чаще появляется улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, «расцветает».

Стадия 3. «Привыкание», или «Медленное восстановление».

Эта стадия завершает процесс адаптации ребенка в новой семье. Развитие этой стадии может идти в двух направлениях.

Первое направление. Дети и родители постепенно начинают жить жизнью обычной нормальной семьи, если замещающая семья успешно преодолела предыдущий этап, если родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью ребенка и готовы адекватно воспринимать происходящие в нем возрастные изменения.

Становление адекватного поведения у ребенка:

  • ребенок как-то неожиданно повзрослел; если раньше его привлекали малыши, то теперь он покидает их игры, выбирает компании, близкие ему по возрасту;

  • у ребенка исчезает напряжение, он начинает шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми;

  • ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении;

  • ребенок принимает активное участие во всех делах семьи;

  • ребенок без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни;

  • поведение ребенка соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям;

  • ребенок чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным;

  • у многих детей меняется даже внешность, становится более выразительным взгляд;

  • дети становятся эмоциональнее; расторможенные - более сдержанными, а зажатые - более открытыми. Это и есть форма проявления благодарности родителям, принявшим их в свою семью.10

Концентрация на настоящем. Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи, не хочет в него возвращаться. Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали?

Положительные изменения в поведении. Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы. Проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, посильно участвуя в них. Сам отмечает происходящие с ним изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было), сочувствует и сопереживает родителям. Приемные дети в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок.

Второе направление. Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним. У ребенка усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству). А также то, что уже отмечалось выше: мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм.

В подростковый период у такого ребенка могут наблюдаться различные негативные реакции по отношению к своим приемным родителям. Ребенок может изменить свое отношение к приемным родителям, критиковать их, особенно когда испытывает обиду. Подросток может начать демонстрировать отрицание ценностей, обычаев усыновителей.

Некоторые ученые, в частности В.Н. Ослон и А.Б. Холмогорова, выделили иные этапы адаптации ребенка и приемной семьи. В течение первого года приема ими выделены такие этапы:

  • «ориентировка» (взаимное изучение – около 2 месяцев);

  • «напряжение» (преобладание эмоционального дискомфорта – 3-8 месяцев);

  • «отвержение» (преобладание негативного фона отношений и конфликтности – 8 - 10 мес.) или первый кризис «системной перестройки».

На протяжении последующих 2-3 лет после приема ребенка:

  • «штиль» - (осознание причастности – 11 – 24 мес.);

  • «депрессия» - постепенное осознание проблем, связанных с приемом (24-30 мес.) или второй кризис системной перестройки;

  • «принятие проблем» (принятие новой семейной идентичности и завершение процесса формирования новой семейной системы)

Динамика процесса адаптации – фазы адаптации, их содержание и последовательность, продолжительность – определяется следующими факторами:

  • возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем выше вероятность возникновения сложностей в процессе адаптации;

  • характерологическими и личностными чертами детей. Дети раннего возраста с «трудным темпераментом», младшие школьники и подростки с выраженными характерологическими чертами и акцентуацией характера, безусловно, являются «группой риска» для успешности протекания адаптации к приемной семье. Эффективность адаптации будет определяться соответствием семейной среды и поведения родителей наследственным конституциональным и приобретенным особенностям ребенка;

  • историей развития ребенка. Особое значение приобретает вопрос о том, воспитывался ли ребенок ранее в семье или с момента рождения находился в детском учреждении (так называемые «отказные дети»). Если ребенок попал в детское учреждение из семьи, то в ходе адаптации к приемным родителям он постоянно будет сравнивать новый семейный уклад, традиции, правила, отношение к нему взрослых со своей прежней семьей. В случае, когда ребенок был «изъят» в детское учреждение из асоциальной и алкогольной семьи вследствие лишения родительских прав, скорее всего, сравнение будет в пользу новой семьи. Если же ребенок потерял семью по причине смерти и гибели родителей, то весьма вероятен протест против всего уклада новой семьи, как проявление острой аффективной реакции на не пережитое горе. Дети-сироты, вовсе не имеющие опыта проживания в семье, столкнутся с проблемой освоения тех норм и правил поведения в семье, которые «домашние дети» буквально впитывают с молоком матери, и попытаются привнести в новую семью опыт прежних детдомовских отношений, далеко не всегда адекватно отвечающих нормам взаимного уважения, принятия и кооперации;

  • продолжительностью знакомства с приемными родителями. Чем лучше узнают друг друга члены будущей семьи, тем легче будет решать проблемы, связанные с адаптацией. Имеет значение не только время знакомства и количество встреч, но и содержание общения, его эмоциональная насыщенность, взаимная ориентация партнеров на личность друг друга. Аффективный и деловой опыт отношений ребенка с приемными родителями в период знакомства создает основу для развития семейного взаимодействия и лучшего познания друг друга;

  • психологической готовностью родителей к принятию ребенка. Очевидно, что именно приемным родителям принадлежит инициатива в создании новой семьи, как правило, именно они определяют правила и нормы ее жизни. Поэтому степень психологической готовности родителей к выполнению воспитательной функции, учет и уважение индивидуальности ребенка, принятого в семью, и, соответственно, готовность к сотворчеству в развитии новой семьи будет увеличивать скорость и успешность психологической адаптации;

  • возможностью сохранения ребенком системы прежних социальных и межличностных отношений. Существуют две противоположные позиции в вопросе о целесообразности сохранения ребенком контактов с детским учреждением, каждая из которых имеет свои аргументы «за и «против». Первая позиция - «уйти от прошлого» - настаивает на необходимости как можно скорее покончить с «тяжелым прошлым», забыть его как кошмарный сон, и строить новую жизнь и новые отношения с «чистого листа». Отсюда требование – прекратить все прежние контакты и отношения. Дополнительным аргументом сторонников позиции разрыва с прошлым является сохранение тайны приемной семьи. Чем скорее забудет ребенок свое детдомовское прошлое, чем меньше вероятность случайной встречи с ним, тем более надежно можно сохранить тайну , считают сторонники такой позиции.11

Вторая позиция настаивает на сохранении ребенком сети прежних социальных и межличностных отношений – прежней школы и класса друзей, круга общения – в силу того, что кардинальное изменение условий жизни ребенка даже в условиях обретения им новой семьи, делает задачу психологической адаптации ребенка крайне сложной. Сохранение социальной поддержки облегчает процесс адаптации и повышает уровень толерантности детей к неизбежным «нештатным» воздействиям.

Как отмечали выше, период адаптации в разных семьях проходит по-разному, его особенности зависят от многих причин, связанных как с членами приемной семьи, так и характером и поведением самого приемного ребенка. Специалисты Службы психолого-педагогического сопровождения замещающих семей при работе с семьей и ребенком в этот период учитывают все эти причины.

Однако, исходя из анализа практики возврата детей из замещающих семей в государственные детские заведения именно в период адаптации происходит большинство (37%) возвращений.

  1   2   3   4