Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Психология отношений: замещающая семья и приемный ребенок


Скачать 0.72 Mb.
НазваниеПсихология отношений: замещающая семья и приемный ребенок
страница2/4
Дата23.04.2016
Размер0.72 Mb.
ТипГлава
1   2   3   4

Психолого-педагогические проблемы приемного ребенка в замещающей семье.


После периода адаптации дети из государственных учреждений, помещенные в замещающие семьи продолжают адаптироваться и изучать свое новое социальное положение. И для них продолжается процесс становления личности в замещающей семье.

Перед ребенком стоят следующие проблемы, которые ему необходимо решить в замещающей семье и при их участие:

1. Проблемы, связанные с прошлым жизненным опытом ребенка.

У каждого приемного ребенка есть своя «история», и каждая «история» накладывает свой отпечаток на жизнь и развитие ребенка. У ребенка была или есть кровная мама, и никакая другая не сможет её заменить. Если рассматривать ребенка «отказника», то у него давно уже сложился идеальный образ матери и это тоже его «история».

Ребенок, живя в кровной семье, видел модель поведения своих родителей и эта модель поведения и жизни для него единственно правильная. От этой модели будут зависеть нормы поведение и успешность развития самого ребенка в приемной семье. На успешность адаптации и благополучность проживания ребенка в приемной семьей могут влиять, пережитые им:

• насилие

По статистике более 80% детей, оставшихся без попечения родителей, пережили физическое насилие в кровной семье. Насилие становится нормой жизни ребенка, и по его представлению свидетельствует о проявление любви со стороны родителей. В приемной семье в адаптационный период ребенок, переживший насилие, будет провоцировать родителей всеми известными ему способами, побуждая их совершать физическое насилие в отношении себя. Если родители отказываются наказывать ребенка, он начинает думать, что его не любят, и откровенно требует наказания.

Например, Наташа К. 7 лет. Приемная мать обратилась к психологу с проблемой - её приемная дочь постоянно просит о наказании. За любую провинность просит, чтоб её заперли в темном чулане с крысами на двое суток. В случае отказа грубит маме и упрекает её в отсутствии любви и требует отвезти её обратно в детский дом.

Такое поведение ребенка пугает родителей, они начинают сомневаться в своем выборе и отзываться о детях как о психически неполноценных, а это всего лишь естественная реакция на новые условиям проживания.

• агрессия

Ребенок, переживший насилие, считает физическое наказание нормой своей жизни, его поведение носит агрессивный характер. У такого ребенка снижена самооценка и высок уровень личностной тревожности. Агрессивные действия направлены в большинстве случаев на детей младших по возрасту или физически слабых. Наиболее ярко агрессивное поведение проявляется в играх детей.

Например, Игорь С. 6 лет. На консультацию к психологу пришла приемная мама Игоря. Она рассказала психологу о том, что её настораживают некоторые моменты в поведении ребенка. Во время игры Игорь постоянно душит мишку, заклеивает ему рот, с машинками он постоянно устраивает аварии и радуется происходящему. Как выяснилось, кровная мама, приводя в дом нового мужчину, привязывала сына к батарее, чтобы он не мешал ей, а когда он плакал, она заклеивала ему рот и душила его, пока мальчик не замолчит.

Но не только в играх проявляется агрессивное поведение детей. В некоторых случаях агрессия становится личностной чертой ребенка, в свою очередь, избивая сверстника в детском саду или в школе, такие дети получают удовольствие.

Мальчик, изъятый, из семьи, где он испытывал на себе физическое насилие со стороны отца, начал проявлять агрессивное поведение в приюте: он зажимал в проемах дверей руки детей и наслаждался их криками о пощаде.

К сожалению, дети, испытавшие физическое насилие привносят его не только в игру, но и в повседневную жизнь.

• сексуальное развращение

Например, Катя Р. 8 лет. Девочка проживала в одной комнате с мамой, с бабушкой и их сожителями, спала на грязном полусгнившем диване, без постельного белья, в комнате без окон, топившейся по- черному. Комната находилась на втором этаже, лестница, ведущая на второй этаж, отсутствовала, чтобы девочке попасть в комнату, ей надо было карабкаться наверх по коробкам.

При помещении Кати в приемную семью, в адаптационном периоде столкнулись с проблемами сексуального характера. Девочка, приходя утром в комнату приемных родителей, постоянно советовала, как надо спать ночью. Все её игры имели сексуальный подтекст. Девочка постоянно просила кровных сыновей приемной мамы жениться на ней и готовила для этого постель. В другие игры играть отказывалась.

К сожалению, это не единичный случай, почти все дети из неблагополучных семей в той или иной мере проявляют сексуализированное поведение, как отпечаток прошлой жизни.

    • последствия, связанные с пребыванием ребенка в государственном учреждении

Все дети, находящиеся в государственных учреждениях испытывают на себе последствия материнской депривации, которые особенно ярко проявляются в адаптационный период. К таким последствия можно отнести:

  • высокий уровень личностной тревожности

На начальных этапах адаптации ребенка к новым условиям среды уровень тревожности резко повышается, в этот период наблюдаются обострение симптомов невротизации: энуреза, онанизма, раскачивания ребенка перед сном, и т.д. К завершению адаптационного периода уровень личностной тревожности ребенка снижается, но остается в пределах высоких показателей.

• нарушение привязанности

Те дети, которые имели опыт проживания в семьях, имеют и опыт формирования привязанностей, но в связи с тем, что многие хорошо помнят кровных родителей, процесс формирования привязанности к приемным родителям проходит долго и сложно12 Дети - отказники не помнят своих родителей, у них отсутствует чувство привязанности к кому-либо и поэтому для них процесс формирования привязанностей не менее долгий и не менее сложный.

• несформированность эмоционально-волевой сферы

Незрелость эмоционально-волевой сферы формируют проблемы поведенческого характера. Несформированность внутреннего локуса контроля, т.е. неумение контролировать свои чувства, эмоции и поведение - одна из главных проблем адаптационного периода проживания ребенка в принимающей семье.

• собственничество

В адаптационный и постадаптационный период чувство собственничества выражено особенно ярко. Ребенок ведет себя обособленно, все свои вещи держит при себе, конфетами и подарками отказывается делиться с близкими, считает, что все только для него, и мама тоже. На этой почве возникают конфликты с кровными детьми, в том числе и ревность.

• привлечение внимания к себе

Как в кровной семье, так и в государственном учреждении ребенку всегда не хватало внимания со стороны взрослых. Придя в семью, ребенок пытается обратить на себя внимание всеми известными ему способами. Он хочет, чтобы все внимание было уделено ему одному.13 В начальный период адаптации ребенок стремится понравиться, завоевать расположение, показать себя с лучшей стороны.

• проблемы, связанные со здоровьем детей

Немало проблем доставляет приемным родителям здоровье детей, а точнее его отсутствие. Многие дети имеют сложные хронические заболевания, обусловленные асоциальным поведением их кровных родителей.

Исходя из практики работы Детского дома г. Уссурийска Приморского края, можно сказать следующее: сопровождение замещающих семей в адаптационный и постадаптационный период, должно быть направлено на поддержку ребенка, на его умение строить положительные взаимоотношения со всеми, кто его окружает. Оно должно быть длительным, постоянным и систематичным, необходим четкий план по развитию и реабилитации ребенка в приемной семье. Только такой способ позволит уменьшить конфликт с приемными детьми и снизить процент возврата детей-сирот в государственные учреждения.
1.4 Психолого-педагогические проблемы приемных родителей
Из опыта работыКГБОУ Детского дома г. Уссурийска и Службы психолого-педагогической сопровождения можно сделать вывод, что психолого-педагогические проблемы возникают не только у приемных детей, но и их родителей, а также и у других членов семьи, которые в дальнейшем приводят к возврату приемных детей.

Исходя из анализа практики сопровождения замещающих семей, можно выделить следующие проблемы, возникающие у родителей:

• дефицит знаний о психологических особенностях детей-сирот;

• безрезультатные попытки родителей опереться на свой положительный жизненный опыт в воспитании собственных детей;

• преобладание авторитарного стиля воспитания приемного ребенка и стремление к абстрактному идеалу;

• завышенные требования к ребенку;

• выбор неправильного стиля воспитания, направленного на исправление врожденных недостатков ребенка;

• преуменьшение достоинств ребенка;

сравнение ребенка со сверстниками и (или) с кровными детьми, которое зачастую не в пользу приемного ребенка;

• отсутствие чуткого реагирования на малейшие достижения ребенка;

• проблемы в воспитании приемного ребенка, связанные с отсутствием личного опыта воспитания кровных детей;

• проблемы, связанные с особым образом жизни и мировоззрением верующих приемных семей.

Определив проблему, стоящую перед конкретной семьей специалисты службы сопровождения ставят перед приемными родителями те или иные задачи:

• повышение родительской компетентности через обучение в «Школе приемных родителей»;

• формирование умения оказать своевременную поддержку приемному ребенку в трудных ситуациях;

• формирование умения адекватной оценки возможностей приемного ребенка;

• выстраивание доверительных отношений между ребенком и своими кровными детьми;

• выстраивание комфортных отношений между приемным ребенком и другими членами семьи (бабушки, дедушки, тети и т.д.);

• формирование умения чутко реагировать на малейшие достижения ребенка и в последующем опираться на них;

• перераспределение обязанностей внутри семьи;

• организация режима дня понятного для приемного ребенка и доступного для его исполнения;

• поддержание уверенности родных детей в прочности их положения, любви к ним, соблюдения их интересов;

• оказание помощи приемному ребенку в социализации в среде сверстников (детский сад, школа и т.д.);

• формирование умений устанавливать контакт с приемным ребенком и выбирать оптимальный стиль воспитания и общения14.

Для решения всех этих задач и преодоления множества проблем приемным родителям необходимо понимание, терпение, выдержка, а также постоянное сотрудничество со специалистами и общение с такими же приемными родителями. Все это приведет к пониманию и принятию ребенка из государственного учреждения.


  1. ВТОРИЧНОЕ СИРОТСТВО В РФ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ


2.1 Феномен вторичного сиротства в РФ
Вторичное сиротство - социальный феномен отказа от приемных детей усыновителей, опекунов, приемных родителей и воспитателей, влекущий нравственную и психическую деградацию ребенка.

Вторичное сиротство - отказ от воспитания детей выпускников государственных учреждений для детей-сирот.

Феномен «вторичное сиротство» появился в России наряду с массовым проявлением общественной аномии в форме «социального сиротства» детей. Причинами социального сиротства являются такие проблемы, как падение жизненного и культурного уровня в некоторых слоях российского общества, трансформация семейных ценностей и смещение приоритетов не в пользу семьи. Причины же вторичного сиротства - в отсутствии государственных институтов контроля, отбора, подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей, а также адекватной системы социальной адаптации и интеграции выпускников государственных учреждений в социум15.

Анализ архивных документов КГБОУ Детский дом г. Уссурийска позволил проследить динамику развития данного феномена – вторичного сиротства: впервые случаи повторного изъятия детей из неблагополучных семей после пребывания в приюте были зафиксированы в 2008 г. и составили 20% от всего числа детей, поступивших в приют за год. В 2009 году численность детей, изъятых из семей повторно органами опеки и попечительства и милицией, составляла 50% от количества возвращенных в биологическую семью за год. В то же время резко упала численность детей, переданных под опеку родственникам.

Согласно результатам исследования, 2009 г. стал пиком массовых отказов биологических семей от воспитания собственных детей. Социально-экономический коллапс в российском обществе того периода, отсутствие социальных систем поддержки населения, спровоцировали неудержимый рост социального сиротства.

До 2009 года государство видело свою основную задачу в срочном разрешении проблем беспризорных детей, которую решало за счет перепрофилирования целого ряда учреждений в реабилитационные центры для несовершеннолетних, из которых, по истечении 6 месяцев пребывания, дети возвращались в биологические семьи, в семейное окружение через оформление родственной опеки. Но отсутствие государственной системы по предотвращению семейного неблагополучия и как его причины - социального сиротства, системы помощи и поддержки кризисной семьи, системы эффективного контроля семей, принявших на воспитание детей, создали предпосылки для дальнейшего развития и утверждения как явления вторичного сиротства.

Причины попадания детей в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

• отказ матерей от новорожденных и малолетних детей;

• смерть родителей;

• побег из дома, государственного учреждения;

• беспризорные, безнадзорные;

• госпитализация родителей на длительный срок;

• нахождение родителей в местах отбывания наказания;

• изъятие детей из семьи органами опеки в случаях угрозы для их жизни и здоровья;

• отказ (отмена) усыновления, опеки (попечительства);

• ограничение родителей в правах (до установления статуса сироты);

• ограничение родителей в правах по медицинским показаниям до совершеннолетия детей;

• лишение родителей родительских прав.

Из перечисленных выше причин, практически утратила свою актуальность на сегодняшний день категория «беспризорные», которая была основной в 90-е годы прошлого столетия16.

Особенности родительства в России в период социокультурной трансформации изучал И.С. Кон, проанализировавший этнокультурные и гендерные его аспекты.

Так, «социальное сиротство» как феномен наиболее распространен в титульной нации России, что свидетельствует о негативной трансформации семейных ценностей: материнства, отцовства, ценности детей для семьи, престарелых родителей.

Родительство на стыке демографии и социологии семьи рассматривал А.И. Антонов, именно ему принадлежит понятие «потребность в детях» и его работы отражают динамику этой потребности. Термин «родительство» введен в 1990-х годах А.И. Антоновым и в отечественной социологии использовался редко, в последнее время получил известность в сочетании «ответственное» и «безответственное» родительство, отражающее качество детско-родительских отношений и отношение родителей к воспитательной функции. Именно качество выполнения родителями своих функций в отношении детей и является основным критерием «ответственного» или «безответственного» родительства.

К семьям группы риска по социальному сиротству следует отнести:

• кризисные семьи (развод родителей, утрата жилья, смерть главы семьи, родители-инвалиды и др.);

• асоциальные семьи (зависимые от алкоголя, наркотиков, семейное насилие и др.);

• аморальные семьи (криминальные).17

Анализ личных дел воспитанников детского дома г. Уссурийска за период с 1995 по 2008 г. позволил сделать вывод, что основным «поставщиком» социальных сирот стала неполная семья.

К социально-демографическим факторам, инициирующим процессы социальных девиаций, к которым относятся социальное сиротство, вторичное сиротство, следует отнести экономическую нестабильность института семьи, деформацию семейных ролей, ответственности за воспитание детей, моральных норм, первичной социализации ребенка в семье. Родители утратили связь с детьми, не являясь для них авторитетом и примером для подражания. Претерпели негативные изменения институты воспитания, образования. Еще в 80-х годах прошлого столетия в феминистской литературе было подмечено, что происходит путаница между стремлением обоих полов к равноправию и автономии, которыми воспользовались в полной мере мужчины, освободив себя от традиционных мужских обязанностей: экономической поддержки семьи, сексуальной верности и эмоциональной преданности. Получившие распространение ценности индивидуализма, гедонизма, потребительства вытеснили ранее главенствующие семейные ценности: дети, верность, брак.

Алкоголизация родителей является основной причиной родительской несостоятельности, одним из определяющих факторов является деградация матери: алкоголизм, насилие, невыполнение родительских функций по уходу, защите, воспитанию детей.

Социологическое изучение причин сиротства, проведенное Московкиной А.Г. и Сагдулаевым А.А., показало, что около 30% детей в домах ребенка относится к разряду «подкидышей». Около 60% являются так называемыми «отказными», из малообеспеченных и семей матерей-одиночек; родители аргументируют свой отказ тяжелым материальным положением, молодые матери – отсутствием материнских чувств.

Общеизвестно и неоспоримо, что дети должны воспитываться только в семьях, приоритетно - в родных, биологических, при невозможности устройства под опеку в социально-благополучные семьи родственников - в замещающие семьи. Хотя для того, чтобы дети остались в родных семьях, государством делается ничтожно мало (можно сравнить размеры государственного пособия на ребенка в биологической семье и в любой замещающей).

Опасение вызывает тот факт, что основными направлениями стимуляции развития института замещающей семьи со стороны государства стали, к сожалению, материальные стимулы. В просвещенном XXI веке сироты сначала передаются в неподготовленные чужие семьи на воспитание и лишь затем делается попытка создания структуры, которая после периода становления и определения функционала (на что уйдут годы), будет способна готовить и сопровождать семьи, принявшие на воспитание детей-сирот. А то, что немалая часть из них за это время вновь станут сиротами - будет отнесено, скорее всего, к неизбежным издержкам (следует учесть, что большая часть фактов отказа от приемных детей никоим образом не попадет в статистику).

Изучение феномена «вторичного сиротства», в силу особой непопулярности этой темы в период развернутой государственной кампании по тотальной передаче детей-сирот на воспитание в семьи становится для специалистов, работающих с детьми-сиротами, – архиважным направлением в деятельности. Задача работы не в том, чтобы раскритиковать или беспрекословно одобрить кампанию, но нужно сделать все, от нас зависящее, чтобы защитить от травмы, разочарования и более серьезных бед детей18.

Отказ приемных родителей от детей - явление, носящее сегодня латентный характер, все регионы стараются замалчивать факты отказов и как в советские времена спешат отчитаться о 100% закрытии детских домов из-за отсутствия сирот.

В проблемном поле исследования феномена «вторичного сиротства» проанализируем качественный состав воспитанников детского дома за период с 2001 по 2007 годы. В этот период происходит рост числа отказов от детей опекунами, и этот показатель имеет тенденцию к увеличению. Улучшение экономической ситуации в стране в целом положительно сказалось на снижении числа детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с 2004 года, но нельзя не отметить факт увеличения числа детей, от воспитания которых отказались ближайшие родственники, данная тенденция наметилась в 2002 г.

С 2011 года в Детском доме г. Уссурийска создана уполномоченная Служба для передачи детей в семьи. Средний возраст детей, устроенных в семьи: 2010г. -10.4 лет, 2011г. - 8.1 лет, 2012г. - 10.1 лет, 2013г. - 12.4 лет. Показатель устройства детей-сирот в замещающие семьи в 2013г. - 5.52, показатель отказа от детей патронатными семьями - 2.76. Причины отказа от детей и расторжения договора о патронатном воспитании, указанные семьями, - психологическая несовместимость, невыполнение условий договора сторонами, дурная наследственность приемных детей, достижение возраста совершеннолетия детьми. Все данные свидетельствуют о том, что с развитием патронатного воспитания в предлагаемой сегодня форме, снизились показатели постоянного семейного устройства детей-сирот, т.е. детей стали меньше усыновлять и оформлять опеку (попечительство). Среди кандидатов, которые совсем недавно заявляли о своем желании усыновить ребенка, все чаще берут верх корыстные мотивы и нежелание брать полноту родительской ответственности за приемного ребенка.

С 2012 г. патронатное воспитание в учреждении в экспериментальном режиме используется лишь, как промежуточная форма, т.е. договор о передаче на патронат заключается с семьей (в зависимости от возраста ребенка и его истории) только на период адаптации - 6 месяцев - 1.5 года, с дальнейшим изменением статуса патронатной семьи на более ответственный и самостоятельный - оформление усыновления, опеки (попечительства), приемной семьи. Эта практика дала свой положительный результат: позволила конкретизировать мотивацию родителей с попытки просто попробовать себя в роли родителя на прием ребенка на воспитание в свою семью со всей полнотой ответственности за его судьбу. В то же время в учреждении появилась еще одна разновидность патронатного воспитания: интегративный патронат, т.е. передача на воспитание в мотивированные замещающие семьи детей перед выходом из учреждения в возрасте 16, 17 лет. Проживание в замещающей семье дает возможность ребенкуадаптироваться, научиться самостоятельно принимать решения в жизни, знать не только о своих правах, но и выполнять все обязанности в семье, стать частью семьи, увидеть семейные роли, отношения между членами семьи, что впоследствии поможет построить собственную семью19.

В рамках исследования феномена «вторичного сиротства» в силу особой общественной значимости и серьезности последствий данного явления для общества, поставлена задача выявления частоты отказов от приемных детей, причин и возможности повторного устройства этих детей в другие семьи.

Исследование проведено прииспользование данных за 2011-2013г. КГБОУ Детский дом г. Уссурийска. Было выбрано - 100 личных делдетей-сироты в возрасте от 10 лет до 17 лет. Принципы формирования выборки личных дел были следующие:

1. сироты, не имеющие опыта проживания в семье;

2. сироты, имеющие семейный опыт;

3. сироты, имеющие опыт проживания в замещающей семье;

4. сироты, помещенные в замещающую семью повторно.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что от приемных детей семьи отказываются, не зависимо от периода проживания в замещающей семье. Из 100 детей ( личных дел) 23 ребенка имели опыт возврата в государственное учреждение.

Адаптационный период в развитии ребенка, пришедшего из государственного учреждения, оценивается родителями как наиболее сложный, а учеными - как один из нормативных кризисов в развитии семьи. Социальная дифференциация отразилась на неравенстве стартовых условий нового поколения. С законодательной позиции «социальный возраст» ребенка постепенно снижался в сравнении с советским периодом. Это касается обязательного уровня образования, права работать, вступать в брак и т.д. Одновременно не была сформирована система социальной помощи для интеграции подростков, молодежи во взрослую жизнь. Особой проблемой для родителей стали раннее вступление в сексуальные отношения, употребление спиртных напитков, курение, рождение детей и раннее вступление в брак.

Как правило, отказываются от приемных детей в подростковом возрасте или при выявлении у приемного ребенка психических отклонений в развитии. Как показало исследование, от девочек отказываются в 65% случаях от всего числа оформленных отказов.

По данным отдела опеки и попечительства УГО категории детей-сирот, воспитанников детского дома:

1. сироты (родители умерли, и нет родственников);

2. отказные (отказ в роддоме);

3. подкидыши;

4. родители лишены родительских прав;

5. отказ приемных родителей от детей, отмена опеки, усыновления;

6. родители ограничены в родительских правах;

7. сироты (родители умерли, но есть родственники, поддерживающие связь с детьми).

Категории детей-сирот, которые дают согласие на воспитание в замещающей семье:

1. сироты;

2. отказные и подкидыши;

3. социальные сироты - жертвы семейного насилия;

4. социальные сироты, с которыми семейное окружение не поддерживает отношений;

5. дети-сироты с девиантным и делинквентным поведением.

Категории 4,6,7 отказываются от перехода в чужие семьи, в 100% случаев предпочитают вернуться в родную семью или семьи родственников, 5 категория - предпочитает остаться в детском доме до совершеннолетия.

Дети–сироты в большей степени, чем кто–либо, входят в группу риска по вторичному социальному сиротству. Причины этого не столько материальные, сколько психологические. Для того, чтобы девочка стала в будущем примерной матерью, необходимо чтобы в ее раннем детстве была первоначально сформирована глубокая эмоциональная привязанность к матери, а затем с трех–пяти лет началось отчуждение. Чувства материнства и отцовства формируются на основе материнского и отцовского инстинктов. Материнский инстинкт – основополагающий в жизни женщины и направлен на вынашивание потомства и заботу о нем. Отцовский инстинкт менее устойчив, более сексуально детерминирован и ориентирован, главным образом, на защиту матери и потомства. Как материнский, так и родительский инстинкт, – это, прежде всего, преломление инстинктов самосохранения и продолжения рода. Не подлежит сомнению социальная обусловленность инстинкта продолжения рода, поскольку человек может выжить только в сообществе и на него сильное влияние оказывает пример родителей и нормы, принятые в сообществе. Инстинкты материнства и отцовства альтруистичны по своему содержанию, подразумевают жертвенность и бескорыстие.

Из опыта работы специалистов КГБОУ Детский дом г. Уссурийска эффективность семейного устройства детей-сирот зависит от следующих данных:

1. От возраста детей.

2. От периода проживания в условиях государственного учреждения.

3. От наличия родственников и качества связи с ними.

4. От состояния здоровья ребенка и приемных родителей.

5. От опыта ребенка.

Не секрет, что все кандидаты на любую из форм семейного устройства сирот хотят взять на воспитание детей не старше 2 лет, здоровых, не имеющих родственных связей. В то время как сегодня воспитанники детских домов преимущественно подростки в возрасте от 10 по 17 лет, 95-97% из них – социальные сироты, т.е. их родители лишены родительских прав. Все дети, поступающие в государственные учреждения, имеют сформировавшийся характер, вредные привычки, педагогическую запущенность, многие - криминальный опыт. Налицо расхождение между желанием будущих приемных родителей и реальной ситуацией. Это первая причина отказов от воспитания детей - неумение приемных родителей справляться с девиантным поведением подростков-сирот20.

Проживание в государственном учреждении более 3 лет, ущербность воспитательной системы учреждений формирует инфантилизм, социальное иждивенчество у воспитанников, нежелание работать, учиться. Дети, дающие согласие на воспитание в замещающей семье – это сироты, не имевшие опыта проживания в семье, отказные или дети, попавшие в учреждение в раннем возрасте, которым хочется попробовать жизнь в семье и привлекает их свобода, возможность выбора, отсутствие жесткого контроля и регламентирования их жизни. Привыкшие жить «на всем готовом», они, как правило, начинают сопротивляться приемным родителям, пытающимся приучить их к самостоятельности, ответственности за свои поступки, самообслуживанию, необходимости считаться с мнением и потребностью других людей, к выполнению обязательных правил и обязанностей. Это вторая причина отказов от приемных детей.

У всех сирот, за редким исключением, есть родственники и практически все из них поддерживают отношения с детьми: некоторые приходят в учреждение навестить детей, другие оформляют разрешение в органах опеки и забирают детей на выходные. Это своего рода «детский сад», в который отдают, потому, что государство позаботится о детях лучше, чем родственники. В результате, детей в семьи не забирают, потому что это не выгодно (у сирот очень много льгот), и в то же время, далеко от себя не отпускают. Вот такой преступный эгоизм. Дети остаются воспитанниками детских домов, родственники любят и ждут на выходные в гости, приемные родители не могут взять ребенка, пока он мал и не втянулся в жизнь «сироты», потому что родственники против их устройства в чужую семью. Это третья причина.

К сожалению, давно известно, что практически здоровых детей сегодня нет. Априори, дети, воспитывающиеся в детских домах, в большинстве своем рождены алкоголиками, наркоманами, асоциальными элементами, несовершеннолетними, которые всячески пытались до родов освободиться от бремени. Значит, детей здоровых среди сирот нет. Особая проблема – психопатологии, депрессивные состояния у детей вследствие расставания с семьей, таких детей среди сирот более 30%.

Таким образом, семьи, которые приняли решение взять ребенка на воспитание, должны быть готовы к реальным ситуациям, с которыми они неизбежно встретятся, поэтому необходимы отбор, психолого-педагогическое обследование кандидатов, обучение в профессиональных службах и обязательное сопровождение замещающих семей до совершеннолетия детей.

Таким образом, можно перечислить ряд обязательных условий для воспроизводства «социального и вторичного сиротства».

• Экономическая привлекательность сиротства: только сироты обеспечиваются жильем, бесплатным и гарантированным образованием, отдыхом и оздоровлением за счет государства, многочисленными пособиями, субсидиями, льготами.

• Перевернутая пирамида приоритетности в защите прав и интересов детей-сирот в противовес защите прав и интересов детей в биологических семьях инициирует рост социального сиротства и вторичного сиротства, в том числе. Государство защищает ребенка от родной семьи, не представляя ей реальных механизмов реабилитации, возврата ребенка в семью, помощи в получении социального жилья, адекватного уровня материальной поддержки в период кризиса, профессиональной помощи и адекватного социального контроля.

• Ущербность законодательства, нормативно-правовых актов - например: Закон Приморского края № 61 от 2007 г., предписывающий предоставлять отдельное жилье сиротам, в случае, если в жилье, закрепленном за ребенком, прописаны родители, лишенные родительских прав, опекуны, усыновители, при отмене усыновления и опеки. Желание защитить интересы детей в то же время создает механизм улучшения жилищных условий для неблагополучных, асоциальных и криминальных семей. Более оправданно было бы выселение из жилья, закрепленного за ребенком, родителей, лишенных родительских прав, и предоставление им социального жилья в виде койки в общежитии, а не наоборот, как это происходит в регионах.21 Следующий пример: предоставление сиротам возможности становиться на биржу труда и получать пособие по безработице, которое развращает молодых людей. Было бы опять же целесообразнее из государственных средств доплачивать до среднего уровня заработной платы, сложившейся в регионе, всем молодым людям (не только сиротам), которые начинают трудовую деятельность и, в силу отсутствия стажа работы, квалификации, низкого разряда - не могут обеспечить себе прожиточный уровень. И таким примерам нет числа. В результате сироты рассматриваются в качестве социальных инвалидов, которыми, как правило, и становятся, дезадаптированными личностями, не приученными к труду, преодолению трудностей, без жизненных планов и перспектив.

• Правовая беспомощность государства в отношении обязательного взыскания алиментов с родителей, лишенных родительских прав.

• Приоритетность экономического стимулирования в решении вопросов передачи на воспитание детей-сирот в приемные семьи (мотивация корысти при приеме детей на воспитание и как результат – отказ от воспитания сирот в подростковом возрасте).

В отношении ущербности педагогической системы воспитания в государственных учреждениях:

• Создание инвалидизирующей системы воспитания, предполагающей отсутствие производств, на которых бы подростки получали трудовые профессиональные навыки, зарабатывали деньги на карманные расходы, понимали цену деньгам и государственным гарантиям.

• Сироты по выходу из государственной опеки - ничего не должны и ничем не обязаны государству: нет обязательной воинской повинности, социальной повинности в виде ухода за малолетними сиротами и сиротами престарелыми.

• Нет системы воспитания высших чувств у сирот: сопереживания, сострадания, воспитываются лишь иждивенчество и исключительность.

• Резкая конфронтация требований социальной адаптации (самообслуживание, самостоятельность, самообеспечение, социальная и правовая зрелость и др.) с требованиями и правилами государственных служб и инспекций, предъявляемых к работе с воспитанниками в государственных учреждениях: СЭС, Роспотребнадзора, Роспожнадзора и другие. Это запрет на самостоятельное приготовление пищи, использование труда детей по самообеспечению и многое другое.

Таким образом, вторичное сиротство – возврат детей из замещающих семей обратно в государственные учреждения это не только правовая, но и социальная, педагогическая, психологическая проблема, в основе которой лежит отношение всего общества к детям- сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей и детям вообще.
1   2   3   4