Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Психология отношений: замещающая семья и приемный ребенок


Скачать 0.72 Mb.
НазваниеПсихология отношений: замещающая семья и приемный ребенок
страница3/4
Дата23.04.2016
Размер0.72 Mb.
ТипГлава
1   2   3   4

2.2 Возвраты из замещающих семей: последствия для дальнейшего развития ребенка
Возврат ребенка в государственное учреждение, после неудачного семейного жизнеустройства, оставляет отпечаток на всей дальнейшей судьбе такого ребенка. Стоит отметить, что данная категория детей никогда не была объектом специального изучения, т.к. она вообще не выделялась в отдельную клиентскую группу, а ее потребности в помощи не рассматривались в качестве специфических.

В настоящее время ситуация изменилась. Оборотной стороной политики деинституционализации детей-сирот стала их массовая передача в замещающие семьи, нередко не только не подготовленные к приему детей, но и просто не являющиеся ресурсными по ряду объективных причин. Поспешность в этом процессе, отсутствие опыта у лиц, занимающихся передачей детей на семейное устройство, увеличили количество детей, возвращенных из замещающих семей в специальные учреждения, а перед наукой и практикой возникла задача: разработать и внедрить систему помощи «возвращенным» детям. Безусловно, подобная система может быть создана только на основе исследования особенностей и потребностей данной категории детей22.

Отказ от приемного ребенка, как правило, связан с серьезными переживаниями замещающих родителей по поводу собственной некомпетентности и своего бессилия, невозможности справиться с поведением ребенка. Сам ребенок, страдающий от многочисленных «разломов привязанностей», испытывает значительные трудности при интеграции в новую семью. Он идентифицирует себя с проблемным членом семьи, из-за которого происходят все неприятности, и в результате приемный ребенок и семья начинают провоцировать друг друга на конфликты и отторжение. Это актуализирует у ребенка нарушенное поведение, а у семьи – желание отказаться от приема. Проблемы подросткового кризиса у детей, с которыми трудно справиться любой семье, у семьи замещающей зачастую становятся той последней каплей, которая запускает и актуализирует механизмы отторжения, и дети оказываются «за бортом» семьи. В российской практике таких детей, как правило, устраивают в сиротское учреждение.

Несмотря на печальный исход, ребенок в замещающей семье получает опыт семейного воспитания, который, безусловно, оказывает влияние на формирование его личности. И чем дольше он живет в семье, тем больше впитывает в себя ее нормы и механизмы адаптации, в значительной степени отличающиеся от аналогичных в сиротском учреждении. Возвращение в коллектив интерната становится для ребенка стрессовой, а нередко и травматической ситуацией, а реакция самих детей на этот стресс, а также педагогов и других воспитанников может усугубить их состояние и оказать негативное воздействие на развитие личности и социализацию.

Чтобы оказать эффективную адресную помощь этим детям, необходимо ответить на ряд вопросов. Какие дети возвращаются из замещающих семей? Как влияет на состояние и социализацию ребенка отказ от него замещающей семьи и помещение в учреждение для детей-сирот? Какова динамика интеграции таких детей в учреждении? Есть ли различия в некоторых аспектах личностного развития «возвращенных» детей и постоянных воспитанников, которые не имели опыта жизни в замещающей семье?

На эти вопросы, получили ответ, используя материалы и практику работы КГОБУ Детский дом г. Уссурийска. Исходя из анализа личных дел, детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, можно выделить следующее:

В рамках анализа социально-демографических характеристик возвращенных детей выявлена устойчивая взаимосвязь между воспитанием в замещающей семье братьев или сестер и отказом семьи от замещающей семейной заботы. Это можно объяснить, с одной стороны, склонностью таких детей к образованию коалиций в структуре замещающей семьи, а с другой тем, что сама семья нередко воспринимает их как коалицию и отказывается от всех детей сразу. Воспитание в одной семье детей-сирот, не связанных родственными узами, в меньшей степени способствует отказу от детей.

Каждый шестой возвращенный ребенок согласен на помещение в другую замещающую семью. Несмотря на свое желание вернуться, только часть детей имеет возможность поддерживать отношения с замещающими семьями.

Каждый третий воспитанник (чаще всего это характерно для бывшей родственной опеки) встречается с кем-нибудь из замещающей семьи, а каждый пятый - обращается к ней за помощью.

Сравнительный анализ некоторых аспектов личностного развития «возвращенных» детей и постоянных воспитанников.

Воспитатели отмечают, что в целом замещающая семья позитивно влияет на личностное развитие детей. Педагоги, знавшие детей до помещения в семью, увидели в них существенные изменения.

Прежде всего - это повышение самооценки собственной эффективности, т.е. способности успешно действовать в той или иной ситуации, что позволяет подросткам развиваться и не сдаваться при сложностях.

Воспитатели отмечают и повышение эффективности у детей на уровне реального поведения, также наблюдаются и повышение уровня эмпатии в отношениях с окружающими.

Таким образом, можно сделать предположение, что наиболее значимые характеристики сиротского симптомокомплекса, которые акцентуируются в интернатных учреждениях, были нивелированы в замещающей семье.

Сравнительный анализ показателей персональной идентичности у детей-сирот, возвращенных из замещающих семей, и постоянных воспитанников показал, что первые обладают более высокой глобальной самооценкой, т.е. в большей степени принимают собственную индивидуальность, чаще ориентированы на внутренний контроль в противовес внешнему и лучше осознают свои личностные границы. Они выше оценивают и свою школьную компетентность, умение и способность учиться, воспринимают себя более привлекательными внешне.

Возвращенные дети в большей степени готовы к трудовой деятельности и не видят себя только в роли «ученика» и «воспитанника», как это свойственно интернатным детям.

Последние, в свою очередь, отличаются от «возвращенных» детей большей зависимостью от правил и ориентированностью на внешний контроль23. Опрос возвращенных подростков показал и то, что они в большей степени, чем постоянные воспитанники, ориентированы на создание семьи.

Сравнительный анализ уровня мотивации к достижениям в группах «возвращенных» детей и постоянных воспитанников показал, что значимые отличия достигнуты по таким показателям, как «избегание неуспеха» и «позитивное отношение к успеху».

Поведение возвращенных детей в меньшей степени окрашено негативной оценкой собственных достижений, они в меньшей степени испытывают страх перед неудачей, и они могут проявлять большую инициативу в новых начинаниях.

Как известно из многочисленных исследований, воспитанники сиротских учреждений для того, чтобы адаптироваться в них, вырабатывают особые механизмы приспособления, которые приводят к желаемому результату – ребенок адаптируется к жизни в детском доме, но эти навыки становятся препятствием для дальнейшей социализации. В рамках привычной среды детского дома они чувствуют себя более спокойными и удовлетворенными жизнью по сравнению с возвращенными из семьи детьми.

Сравнительный анализ уровня удовлетворенностью жизнью у постоянных воспитанников и возвращенных детей показал, что у последних уровень неудовлетворенности значительно выше. Для сравнения: на неудовлетворенность жизнью указал каждый пятый постоянный воспитанник (22,2%) и чаще, чем каждый второй (68%) - возвращенный подросток.

У возвращенных детей-сирот выявлена достаточно высокая степень (выше среднего) выраженности депрессивных проявлений (тест М.Ковак). Для этих детей характерен постоянно сниженный фон настроения, значительные сложности в выстраивании межличностных отношений, особенно в учреждении. При этом у девочек диагностирован более высокий уровень депрессии по сравнению с мальчиками.

Сравнительный анализ такого компонента личности, как «жизнестойкость» у детей «возвращенных» и у постоянных воспитанников не выявил значимых различий. В обеих группах все показатели жизнестойкости оказались значительно ниже нормы.

Для всех воспитанников характерно переживание чувства отвергнутости, убежденность в невозможности найти для себя нечто интересное и стоящее, влиять на происходящее, развиваться за счет принятия собственного опыта. Низкая жизнестойкость является общей характеристикой всех детей-сирот.

Оценка динамики поведения детей, возвращенных из замещающих семей, с позиции воспитателей.

Анализ динамики нарушений, поведения подростков после возвращения из семьи показал, что в учреждениях у них наблюдается явный регресс в личностном развитии.

Анализ нарушений в поведении на 1-м этапе (сразу после возвращения) показал, что дети находились в состоянии острой травмы, обусловленной горем и утратой. При этом девочки переживали ее тяжелее, чем мальчики. А подростков явно не хватало сил ни справиться с возникшей ситуацией, ни препятствовать ее развитию Они переживали состояние бессилия и невозможности контролировать эту ситуацию. Воспитатели наблюдали у детей сниженное настроение, слезливость. Подростки пытались оправдать свое воз-вращение в учреждение в глазах окружающих, подменяя реальность собственными фантазиями, что нередко явно противоречило очевидному.

Возвращенные дети явно нуждались в помощи, постоянно стремились привлечь к себе внимание любыми способами и нередко путем нанесения травм себе. Они были либо перевозбуждены и излишне агрессивны, либо заторможены и излишне пассивны. У них наблюдались серьезные проблемы со сном или засыпанием, их мучили различные страхи, чрезмерная тревога. Они навязчиво старались заниматься улучшением своего внешнего вида, а некоторые пытались убежать и вступить в контакт со своей бывшей компанией, снять тревогу с помощью алкоголя.

Через год появились явные признаки регрессивного поведения, что выразилось в возвращении к примитивным способам реагирования.

Дети (в основном, девочки) стали плаксивыми и капризными, склонными к истерикам. Значительно снизилась мотивация к обучению, какой-либо самостоятельной деятельности. Поведение становилось все более пассивным и зависимым, явно снизилась способность к сосредоточению.

Сузился круг интересов, появилась настороженность в отношении нового опыта, пессимистическое программирование результатов своей деятельности, а также снизилась успеваемость и общая эффективность. В поведении подростков стали наблюдаться и такие регрессивные формы поведения, как «манерничанье» и «кривляние», вредные привычки, характерные, в основном, для маленьких детей (сосание пальцев, кручение волос и др.). Дети становились все более раздражительными и отчужденными, погруженными в собственные переживания.

В настоящее время (после 2х-3-х лет жизни детей в интернате) на первое место воспитатели поставили постоянную готовность к агрессии, в т.ч. и вербальной. Выявляется явная тенденция к аффективному реагированию, обиде, проекции собственных негативных переживаний на других. Дети находятся в замкнутом кругу постоянных конфликтов со сверстниками, учителями, воспитателями. Особенно плохо выстраиваются отношения с другими воспитанниками сиротского учреждения. Внешние конфликты выполняют функцию транквилизаторов, то есть благодаря им, у возвращенных подростков улучшается сон, снижается уровень беспокойства по поводу собственной внешности, уменьшается склонность к фантазированию.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Дети, возвращенные в учреждения после неудачного семейного жизнеустройства, обладают более высокими показателями личностного развития, чем воспитанники, не имеющие опыта жизни в замещающей семье;

2. В ходе интеграции возвращенных детей в коллектив учреждения наблюдается явная негативная динамика в их социализации;

3. Можно выделить три основных этапа в динамике интеграции возвращенных детей-подростков в учреждение на основании изменений в их состоянии и поведении:

• 1-й этап (сразу после возвращения). Дети переживают состояние острой травмы, потери семьи;

• 2-й этап (через 1 год после возвращения), характерный примитивными способами реагирования;

• 3-й этап (через 2-3 года после возвращения). Выстраивание психологических защит, характерных для воспитанников институциональной системы;

4. Дети, возвращенные в учреждения после неудачного семейного жизнеустройства, нуждаются в специализированной психолого-педагогической помощи в соответствии с выделенными этапами их интеграции в коллектив учреждения.


  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И СЕМЕЙ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА


Говоря о сопровождении ребенка в приемной семье можно сказать, что под сопровождением, мы понимаем психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психического развития, использование активных групповых методов индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами. Основной задачей специалистов службы сопровождения (социальных педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников), является помощь приемному ребенку в решении проблем адаптации в новых условиях воспитания и образования, и предупреждение их возникновения.

В КГБОУ Детский дом г. Уссурийска сопровождением и поддержкой детей и семей занимается Школа приемных родителей. Целью работы специалистов школы в период адаптации является изучение социально-психологических особенностей развития ребенка в приемной семье, разработка модели социально-педагогического сопровождения адаптации ребенка и разработка социально-педагогических и психолого-педагогических рекомендаций для приемных родителей, учителей, воспитателей, занимающихся воспитанием и обучением ребенка.(приложение 1)

Для эффективной реализации поставленной цели специалистами школы решаются следующие задачи:

  • проводится наблюдение за ходом адаптации ребенка в приемной семье (осуществляется через посещение семьи, детского сада, школы, где воспитывается и обучается ребенок);

  • определяются особенности процесса адаптации ребенка в условиях воспитания и обучения в приемной семье;

  • анализируются результаты процесса адаптации ребенка (консилиум, ведение замещающими родителями «дневника приемного родителя»);

  • проводятся коррекционно-развивающие занятия с ребенком и членами приемной семьи для налаживания внутрисемейных отношений;

  • проводятся обучающие занятия с приемными родителями по вопросам адаптации и воспитания;

  • разрабатываются психолого-педагогические и социально-педагогические рекомендации для приемных родителей по созданию благоприятных условий воспитания детей и преодолению кризисных ситуаций24.

В процессе сопровождения ребенка в период адаптации специалисты школы используют разнообразные формы работы с приемной семьей, включающие в себя: посещение ребенка на дому, в образовательных учреждениях, телефонные переговоры с приемными родителями, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, беседы и индивидуальные консультации родителей, а также консультации для родителя и ребенка одновременно, психотерапевтическая работа, коллегиальное консультирование ребенка (социальный педагог, педагог-психолог, врач-педиатр, врач-психотерапевт, врач-психиатр( по запросу), проведение мониторингов развития детей, проведение консилиумов по результатам процесса адаптации.

С целью наблюдения за психологическим состоянием ребенка, в первую неделю его проживания в приемной семье, специалистам Центра необходимо осуществить визит в семью( приложение2). Встречу в семье специалист начинает с налаживания контакта с ребенком. Не стоит сразу же настойчиво расспрашивать ребенка о его поведении, об учебе. Необходимо деликатно попросить ребенка показать, как он устроился, где его комната, какая у него кроватка, где он рисует, играет и т.д. (очень важно, чтобы ребенок самостоятельно без «новых родителей» провел «экскурсию» по дому). Из беседы и «экскурсии» можно определить, насколько ребенок ознакомился с домом, с его правилами, со своим положением внутри семьи, и какой уровень отношений сложился между ним, приемной мамой и другими членами семьи.

Например, Катя Ч. 5 лет. При первом посещении специалистов девочка активна, немного волнуется, рада нас видеть. Ребенок бегает по дому, показывает свои игрушки, свою комнату, знакомит специалистов со всеми членами семьи. По детской комнате разбросаны карандаши, игрушки. Приемные родители рады видеть специалистов и получают удовольствие от такого поведения приемной дочери. Из увиденного можно сделать вывод о том, что в семье создана обстановка непосредственности и эмоционального комфорта для ребенка, первый этап адаптационного периода проходит успешно.

Или другой пример:

Кирилл С. 4 года. При первом посещении семьи ребенок замкнут, не желает общаться со специалистами, при ответе на любой вопрос смотрит на приемную маму, желая получить поддержку (как бы спрашивая разрешение отвечать на вопрос). Сразу понятно, что ребенок находится в эмоционально не комфортной обстановке.

Первое посещение в семье всегда является для ребенка испытанием. Дети волнуются, ждут, переживают, некоторые думают, что их могут вернуть в детский дом. Поэтому специалистам очень важно в момент передачи ребенка в семью, договориться с ним о своем будущем визите в его новую семью.

В течение первого месяца проживания ребенка в семье, специалисты Центра осуществляют постоянные телефонные переговоры с семьей, интересуются успехами и проблемами. В этот период составляется график посещения семьи, детских дошкольных и школьных учреждений. Ведение такого графика позволяет специалистам четко регламентировать работу с семьей и пошагово анализировать этапы адаптации.

Дальнейшее сопровождение приемных семей в адаптационный период идет по запросу. В случае возникновения кризисной ситуации, родители обращаются в Центр за помощью. Полноценная психолого-педагогическая помощь может быть оказана только тогда, когда приемный родитель осознает свою проблему и проблему ребенка, и целенаправленно приходит к специалистам, чтобы совместно её решить. Специалисты оказывают следующие виды помощи семье: телефонные консультации, коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные беседы и консультации. Помимо работы с семьей, в этот период идет постоянная работа с социальным окружением приемной семьи. Специалисты осуществляют посещения дошкольных и школьных образовательных учреждений с целью оказания консультативной помощи педагогам по особенностям обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На первых этапах проживания ребенка в семье огромную роль в успешности его адаптации играет ближайшее окружение, поэтому специалисты уделяют особое внимание работе со старшим поколением семьи, кровными детьми приемных родителей и соседями25.

Для такой категории участников процесса адаптации педагоги-психологи, социальные педагоги проводят индивидуальные консультации, беседы не только при посещении семьи, но и приглашают их для работы с ними в школу.

Например, Катя С. 5 лет. Приемная мама обратилась за помощью в Центр с проблемой взаимоотношений между приемной девочкой и бабушкой. Бабушка, вначале поддержавшая маму в решении взять приемного ребенка, стала капризничать, ревновать собственную дочь к приемной девочке. Для налаживания отношений между приемным ребенком и бабушкой была искусственно создана ситуация, в которой без помощи бабушки было просто не обойтись. Бабушка стала привозить ребенка для занятий с педагогом-психологом в Школу. Специалистами велась индивидуальная работа не только с девочкой, но и с бабушкой, результатом которой явилось налаживание отношений между членами приемной семьи.

Групповые формы работы с семьей на данном этапе также необходимы, именно такие формы способствуют осознанию родителями:

  • своих собственных проблем;

  • воспитательных ресурсов своей семьи;

  • возможности и необходимости получения помощи не только от специалистов, но и таких же приемных родителей.26

Такими групповыми формами работы в Школе являются: школа для приемных родителей; тренинги по профилактике эмоционального выгорания; тренинги по эффективному взаимодействию с детьми.

Во время проведения тренинга по эффективному взаимодействию с детьми Наталья К. поделилась своей проблемой о том, что не может накормить дочь. Психолог, ведущая тренинг, предложила остальным участникам рассказать о том, как они сами поступают в таких ситуациях, тем самым увеличив ресурс Натальи в решении данной проблемы. Приемная мама, во-первых, почувствовала, что она не одна столкнулась с такой проблемой, во-вторых, получила много способов выхода из данной ситуации. Да и все остальные участники тренинга приобрели новый опыт в решении похожей проблемы.

Исходя из вышесказанного, на определенных этапах жизнедеятельности замещающей семьи наиболее эффективной является такая форма работы с семьей, как коллегиальные консультации специалистов. Цель данной формы работы- дать комплексный анализ проблемы, которая возникла в семье. Чаще всего такая форма применяется при работе с наиболее сложными случаями адаптации, отягощенными неадекватными поведенческими реакциями ребенка.

Например, Гриша К. 5 лет. В приемной семье проживает 2 года. Семья обратилась в школу с проблемой, связанной с «супергиперактивностью» ребенка, которого нельзя оставить без присмотра ни на одну минуту. Особенно эти проявления стали ярко выраженными после помещения в семью второго приемного ребенка.

После беседы с приемной мамой и анализа медицинской карты ребенка было проведено коллегиальное консультирование семьи. Итогом проведения коллегиального консультирования стала разработка комплексной программы реабилитации данного ребенка.

Протекание процесса адаптации ребенка в семье требует от специалистов постоянного наблюдения за ребенком и его психологическим состоянием в новой семье( приложение3), а также оценивания некоторых промежуточных результатов адаптации и внесение корректив в реабилитационный план работы ( приложение 4) с семьей и ребенком. Промежуточные результаты адаптации и ход гармоничного развития ребенка в приемной семье оцениваются на психолого-медико-педагогическом консилиуме. Консилиум по отслеживанию процесса адаптации проводится 1 раз в полугодие. В ходе проведения консилиума обсуждаются следующие показатели развития ребенка в приемной семье:

1.Здоровье ребенка, его уровень:

  • динамика в развитии роста и веса;

  • наличие частых и длительных заболеваний;

  • учет заболеваний и их преодоление;

  • несчастные случаи и их учет.

2. Развитие умственных и познавательных способностей ребенка:

  • развитие ребенка, посещение детского сада, согласно его возрасту и диагнозу;

  • освоение учебных умений и навыков согласно возрасту;

  • успеваемость ребенка в школе, соответствие успеваемости его способностям и диагнозу.

3. Эмоционально-волевое развитие:

  • наличие проблем эмоционального и поведенческого характера (агрессия, беспокойство, непослушание и т.д.);

  • умение сдерживаться, не выражать свои эмоции в определенных ситуациях.

4. Отношения в приемной семье:

  • взаимоотношения с приемными родителями;

  • привязанность ребенка к своим приемным родителям;

  • взаимоотношения с остальными членами семьи (теплые, дружественные, настороженные, напряженные и т.д.).

5. Социальное развитие:

  • умение общаться с чужими людьми (педагоги, соседи, специалисты Школы);

  • умение налаживать контакты со сверстниками;

  • знание правил поведения в семье и общественных местах;

  • умение выглядеть чистым, ухоженным по ситуации;

  • наличие навыков самообслуживания.

По данным показателям оценивается уровень социально - психологической адаптации ребенка в приемной семье. По итогам проведения консилиума специалисты вносят коррективы в индивидуальный план сопровождения ребенка в период адаптации, приемным родителям выдаются письменные рекомендации по воспитанию и адаптации ребенка в семье.

Чем больше физическое и психическое здоровье, развитие интеллектуальной сферы, эмоционально-волевое и социальное развитие ребенка соответствуют возрастным нормам, чем гармоничнее складываются внутрисемейные отношения, тем с большей уверенностью мы можем сделать вывод об успешности процесса адаптации ребенка в замещающей семье и эффективности работы специалистов по сопровождению семьи и ребенка в адаптационный период.

При сопровождении семей в период адаптации специалисты Школы опираются на стадии, выделенные ими исходя из практики своей работы.

I. Стадия идеализированных ожиданий.

1. Время мифов.

В это время ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения. Многие дети сразу начинают называть взрослых мамой и папой, не до конца осознавая самого смысла этих слов. Родители хотят выплеснуть на ребенка всю нерастраченную любовь. У них наблюдаются частые проявления жалости к ребенку-сироте. Это первая ошибка принимающей семьи, которая способствует формированию манипулятивного стиля поведения у детей по отношению к взрослым.

Задача педагога-психолога разработать совместно с приемными родителями единую стратегию поведения по отношению к ребенку, установить рамки дозволенного поведения. Социальный педагог предлагает приемным родителям регулярно вести «Дневник приемного родителя».

2. Обследование территории.Ребенок после установления контакта со взрослыми становится исследователем. Ему все интересно, он заглядывает во все укромные уголки квартиры. Исследование территории происходит в то время, когда родители отсутствуют. Даже если инициатором показа выступают сами взрослые, дети все равно проводят самостоятельный осмотр квартиры.

Задача педагога-психолога на данном этапе состоит в убеждении родителей в том, что это естественный процесс и ребенок должен его пережить.

3. Реактивное поведение.Поведение ребенка на первом этапе адаптации может быть различным: от пассивности и заторможенности до лихорадочно-возбужденного состояния.

На этом этапе очень важно оценить уровень тревожности ребенка, для чего вводится и заполняется анкета по выявлению проблем адаптации ребенка в принимающей семье. Данную анкету приемные родители заполняют трижды. Первый раз - после первой недели проживания ребенка в семье, второй- после месяца и последний раз через два месяца проживания ребенка в семье. Троекратное заполнение анкеты позволяет педагогу-психологу определить повышенный уровень тревожности на ранних этапах адаптации, также совместно со специалистами для снижения уровня тревожности вырабатываются семейные ритуалы и традиции: ритуал вечернего чаепития с обсуждением итогов прожитого дня, ритуал подготовки ко сну и т.д.

II. Стадия конфликтов. 1. Расширение границ дозволенного поведения.

До определенного времени ребенок почти беспрекословно подчинялся правилам новой семьи, он изучил особенности всех членов семьи, и в частности, приемных родителей и начинает ими манипулировать. На этом этапе могут отмечаться у ребенка: резкая смена настроения, преувеличенные жалобы, приступы злобы и плача, отказ от всего нового, просьбы вернуть его обратно.

Например, Маша К., 5 лет. За консультацией к психологу обратилась мама. Девочка требовала все новых и новых игрушек, хотя её комната была полна ими. В случае отказа покупки новой игрушки, девочка громко плакала, топала ножками и требовала вернуть её обратно в детский дом.

В данной ситуации необходимо сказать ребенку о том, что удерживать его в семье насильно никто не станет, предложить ему завтрашний поход в детский дом с целью навестить его друзей. Обычно, проснувшись утром, дети уже не вспоминают о вчерашнем событии и своих требованиях.

1. Психологические барьеры. Обнаруживается несовместимость темпераментов, черт характера, привычек взрослого и ребенка.

Например, Игорь К., 6 лет.На прием к психологу обратилась мама Игоря. Ей казалось невыносимой медлительность и безынициативность мальчика. Сама приемная мама энергична, активна и эмоциональна. Мама стала часто проявлять раздражительность, повышать голос, чувствовала себя беспомощной. Возник конфликт между ребенком и приемным родителем- несовместимость темпераментов.

В данной ситуации в первую очередь необходима работа с приемным родителем, так как взрослый должен понять, что изменить темперамент ребенка невозможно. И адаптироваться должен не только ребенок к семье, но и взрослые к его особенностям.

Работа специалистов заключается в научении родителей находить привлекательные черты в непривлекательном, по их мнению, темпераменте ребенка. По опыту своей работы мы можем утверждать, что нежелание родителями видеть в ребенке положительное, в последующем приводит к неизбежным конфликтам внутри семьи и как следствие - возврату ребенка в государственное учреждение.

1. Развенчание мифов. Опыт проживание в кровной семье, который ребенком усвоен как норма ребенок начинает проецировать в новую семью.

Например, Лена М. в семье живет недавно. Первый этап адаптации проходил без особых проблем. Однажды, приемная мама, придя домой, обнаружила в комнате девочки коробку из под телевизора, внутри которой была устроена постель. Лена наотрез отказывалась спать в кровати: «Вы неправильно спите! Спать надо здесь! Это настоящая кровать! Вы ничего не знаете и не понимаете!! Я всегда так спала!»

Специалисты объясняют приемной маме, что зачастую дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеют представления об элементарных вещах: режиме дня, правилах личной гигиены и т. д. Приемная мама в данной ситуации должна выработать ритуал отхода ко сну, принятие перед сном гигиенических процедур. В то же время ребенок должен видеть, что родители тоже придерживаются этого же ритуала.

Педагог-психолог объяснила приемной маме, что необходимо присутствовать в детской спальне до того момента, пока ребенок уснет.

Ребенок начинает понимать, что не все в новой семье будет ему позволено, что есть новые правила, по которым он должен жить. Стереотип об идеальной семье рушится. То же самое происходит и с приемными родителями. Сталкиваясь с первыми проблемами, приемные родители испытывают негативные чувства к ребенку, их посещает мысль о возврате ребенка.

Работа специалистов заключается в том, чтобы помочь родителям выбрать правильный стиль воспитания, восполнить те знания, дефицит в которых они испытывают на этом этапе, научить реагировать на малейшие достижения ребенка.

На данном этапе важно вовлекать родителей в групповые формы работы (семейные сессии и занятия в «Школе приемных родителей»), которые помогут им понять, что и в других семьях существуют такие же проблемы.

Для некоторых родителей эффективны только индивидуальные консультации.

1. Страхи детей.Некоторые дети испытывают страх вновь быть обманутыми, поэтому длительное время отказываются: от визитов к врачу, походов в детский сад, посещений специалистов Центра и т.д.

Например, Вова Т. 4 года, Саша Т. 7 лет. В семье приемных родителей находятся 4 месяца. Получив приглашение на детский утренник в Центр, дети наотрез отказывались идти, их долго пришлось уговаривать, и только после заверения, что они идут в гости, а после праздника вместе с мамой вернутся домой, нехотя согласились. Во время проведения утренника в Центре они не участвовали в детских играх, отказывались читать стихи, оставались сидеть рядом с мамой.

Специалистам необходимо предупреждать родителей о возможности возникновения таких ситуаций. Перед посещением различных учреждений родителям следует заверить ребенка в том, что он обязательно вернется домой, этот визит временный, он теперь живет в семье и как все члены семьи, уходя из дома, вновь и вновь будет возвращаться домой.

1. Псевдорегресс.Ребенок начинает проявлять регрессивное поведение, несоответствующее возрасту, он становится слишком требовательным и капризным. Некоторые дети просят, чтобы их положили в коляску или дали соску. У многих наблюдается эмоциональная инфантильность.

Например, Миша М. 6 лет. Приемная мама обратилась к педагогу-психологу с просьбой объяснить странное желание мальчика. Он просил как младенец грудь.

Сережа И. 9 лет. Увидев у маленького ребенка соску-пустышку, поинтересовался у приемной матери, что это за предмет и попросил купить ему такую же.

Такие странные желания детей и, казалось бы, их неадекватные поступки объясняются «застреванием» ребенка в тот период его жизни, когда он перенес травму – разлучения с матерью. В таких случаях работа специалистов направлена на формирование у родителей адекватного реагирования на ситуацию. Необходимо дать ребенку прожить и этот этап своего развития.

Стадия конфликтов может затянуться во времени, в случае, если родители:

  • не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним;

  • не учитывают реальные возможности детей и предъявляют к ним завышенные требования;

  • не обладают гибкостью в решении конфликтных ситуаций и определенным запасом знаний в вопросах воспитания детей.27

Например, Маша К. 7 лет, Саша К. 9 лет. Приемная мать постоянно кричит и обвиняет детей в плохих оценках, полученных в школе, неопрятности. Дети боятся обвинений матери и постоянно находятся в состоянии стресса. В связи с этим во время возвращения их из школы неоднократно проявляются случаи энуреза.

Тогда на этой затянувшейся стадии у ребенка:

  • усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность);

  • проявляются нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству);

  • обостряются такие качества личности как мстительность, демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания, упрямство, негативизм.

Сергей С. 6 лет. В семье полгода. Ребенок поступил в семью с редкими случаями проявления энуреза. В первый период адаптации приемная мама терпимо относилась к случаям энуреза. В дальнейшем, увидев мокрую кровать, она начинала громко возмущаться, грозила физическим наказанием и обещанием вернуть ребенка в детский дом. Реакцией ребенка на подобное поведение матери стали участившиеся случаи энуреза и даже несколько случаев проявления энкопреза.

III. Стадия «равновесие». Эта стадия является завершающей в процессе адаптации ребенка в новой семье. Дети и родители постепенно начинают жить жизнью обычной нормальной семьи, родители перестают испытывать страх перед отягощенной наследственностью ребенка и готовы адекватно воспринимать происходящие в нем возрастные изменения.

В этот период можно выделить следующие признаки, наблюдающиеся у ребенка:

  • исчезает напряжение, он начинает шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми;

  • привыкает к правилам поведения в семье и в дошкольных и школьных образовательных учреждениях;

  • принимает активное участие во всех делах семьи и вносит свой посильный вклад;

  • без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни и освобождается от преследовавших его тяжелых воспоминаний и страхов;

  • поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям;

  • чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным в поступках и принятии собственных решений ;

  • резко повышается уровень развития познавательных процессов;

  • меняются: выражение лица; внешность; взгляд становится более выразительным28.

Для приемных родителей можно также выделить несколько основных признаков принятия ребенка:

  • находят в ребенке привлекательные черты характера, не фиксируясь на отрицательных поступках;

  • принимают ребенка таким, каков он есть (с определенным уровнем познавательных процессов, с наличием ряда заболеваний и т.д.);

  • замечают и радуются самым незначительным положительным изменениям, происходящим в ребенке;

  • адекватно воспринимают проблемы, как правило, связанные с кризисными этапами возрастного развития29.

Например, Миша С. 5 лет. В приемной семье 2 года. В начальные периоды адаптации у ребенка проявлялись вспышки агрессивного и протестного поведения. Приемная мама реагировала на поведение ребенка также агрессивно, не понимая причин такого поведения мальчика. После проведения коррекционных занятий с педагогом-психологом мама с пониманием и терпением стала относиться к вспышкам агрессии ребенка. Через какое-то время их отношения наладились, установилась тесная эмоциональная связь между ребенком и родителем, проявляющееся во взаимных прикосновениях, улыбках, нежно-доверительных взглядах. Изменилось отношение мальчика и к специалистам службы сопровождения.

Таким образом, исходя из практики и материалов работы КГБОУ Детский дом г. Уссурийск, «Школы приемных родителей» при КГБОУ Детский дом г. Уссурийска и территориального отдела опеки и попечительства УГО, можно сказать, что на сегодня основным направлением решения проблемы вторичного сиротства или проблемы возврата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственные детские учреждения является постоянная, совместная работа по поддержке, сопровождению замещающих семей. Но это необходимо делать не только на уровне детский домов, реабилитационных центров, но и на уровне всего государства.
1   2   3   4