Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Мои первые шаги в научном мире


Скачать 68.76 Kb.
НазваниеМои первые шаги в научном мире
Дата19.04.2016
Размер68.76 Kb.
ТипРеферат

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОДОВИННОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Научное общество учащихся

МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУЧНОМ МИРЕ

Рекомендации для учащихся и педагогов

по проведению исследовательской деятельности

и оформлению ее результатов




с. Подовинное

2011

Содержание:

  1. Введение………………………………………………….

  2. Научное исследование…………………………………..

  3. Рекомендации по оформлению работы…………………

  4. Требования к оформлению исследовательской работы…

  5. Проектная деятельность учащихся……………………….

  6. Этапы работы над проектом……………………………….

  7. Формы продуктов проектной деятельности……………….

  8. Оформление проектной папки……………………………..

  9. Подготовка защитной речи………………………………

  10. Подготовка электронной презентации…………………..

  11. Критерии оценки защиты работ…………………………

  12. Литература……………………………………………….

  13. Приложения………………………………………………


Введение

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения в обществе, которое требует от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Именно исследовательская деятельность в школе позволяет сформировать такие качества личности школьника.

У начинающих исследователей всегда возникает масса вопросов, связанных с методикой написания и правилами оформления научной работы. Им, прежде всего, недостает опыта в организации своей работы, в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил. Это значительно снижает научную активность начинающих исследователей и не позволяет им в полной мере реализовать свои возможности. 

Еще одна проблема, решение которой вызывает затруднения у участников исследовательской деятельности, связана с этапом оформления исследования, где также действуют выработанные для оформления научных текстов правила и приемы.

В настоящих рекомендациях сделана попытка рассмотреть весь процесс подготовки учебной исследовательской работы, а также учебного проекта, начиная с выбора темы исследования до его публичной защиты. Несмотря на разнообразие научных дисциплин и их, казалось бы, совершенную несводимость к общему знаменателю (например, физика и литература) при написании исследовательской работы в любой отрасли знания сохраняется общая логика построения. Поэтому приводимые рекомендации, естественно с учетом специфики предмета, соотносимы с проведением исследования по любой из школьных дисциплин.

Научное исследование

Научно-исследовательская работа — это самостоятельное изучение какого-либо вопроса по определенной проблеме с последующими выводами. При написании работы необходимо учесть следующие аспекты:

  1. Выбор темы. Тема — это не просто название реферата. Тема — это намечаемый результат исследования, направленного на решение конкретной научной задачи (проблемы). Поэтому в первую очередь следует сформулировать цель, на решение которой старшеклассник собирается потратить силы, энергию, время, приложить свои интеллектуальные способности.

  2. Актуальность темы — это необходимость исследования для развития и дальнейшего совершенствования данной отрасли науки и производства. Актуальность темы наиболее очевидна, если она входит в качестве составляющей в решаемую средней школой или производством крупную проблему.

  3. Самостоятельность — непременное условие научной работы, свидетельствующее о научной зрелости старшеклассника, как и новизна полученных им результатов.

  4. Проблема — это неблагополучное положение в какой-либо области науки, народного хозяйства, т.е. расхождение между ожидаемым и фактическим состоянием дел. Проблема должна быть охарактеризована объективными социально-экономическими показателями, со всей очевидностью доказывающими это неблагополучие. Важно четко определить объект и предмет исследования.

Общая схема хода научного исследования:

1.Обоснование актуальности выбранной темы.
2.Постановка цели и конкретных задач исследования.
3.Определение объекта и предмета исследования.
4.Выбор методов (методик) проведения исследования.
5.Описание процесса исследования.
6.Обобщение результатов исследования. 
7.Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

1.Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Как грамотно автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость. Школьники должны уметь объяснить актуальность проблемы с точки зрения практической необходимости и теоретической значимости.

2.Следующий этап выполнения исследовательской работы включает определение цели и задач исследования.

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, а задачи формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения целей исследования.

Задачи – тот круг вопросов, на которые необходимо найти ответы в процессе исследования.

3.Определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования могут быть реальные процессы и явления действительности, то есть то, на что направлено исследование. Но изучается не весь объект целиком, а отдельные его стороны, свойства, особенности, то есть предмет исследования.

4.Следующий этап – собственно исследование. На этом этапе автору предстоит уточнить рабочий план, отобрать методы исследования, провести эксперимент и статистическую обработку полученных результатов, проверить рабочую гипотезу.

5-7. Заключительный этап любого научного исследования – работа над литературным сочинением и оформление работы.

Результаты проделанной работы авторы представляют на научно-практической конференции.

Рекомендации по оформлению работы

Работа должна показать умение исследователя сжато, логично и убедительно излагать мысли. Поэтому очень важно, чтобы между главами и параграфами четко просматривалась связь, была выявлена логика всей работы, ее основная идея.

  1. Во введении к работе должно содержаться обоснование актуальности темы, необходимости ее исследования,   краткая аннотация того нового, что привносится учащимся в исследовании проблемы.
    Введение предполагает описание ситуации, которая побудила приступить к данной теме. Здесь важно емко изложить историю проблемы, ее разработанность.

  2. Основное содержание работы, как привило, включает 2 главы, и каждая глава — 2-3 параграфа. (Может быть и другая структура — 3, 4 вопроса). Сюда включают:
    ·     оценку степени разработанности данной темы, раскрытия ее теоретических аспектов;
    ·     оценку состояния практики;
    ·     разработку путей решения вопроса, поставленного в работе, методы сбора необходимой информации, анализ (обобщение материалов, составление анкет, таблиц и др.). Выводы по каждой главе должны быть краткими, с конкретными данными о результатах.

  3. Заключение лучше составить на основе выводов по главам. В нем же даются ответы на все вопросы, поставленные в работе. Объем заключения не должен превышать 1,5 - 2 страниц.

  4. Работа выполняется на основе глубокого изучения литературы, список которой прилагается в конце.

  5. В список литературы включаются все источники, цитируемые или использованные в реферате. Располагают источники по алфавиту.
    Текст работы по объему должен быть не менее 20-25 и не более 30 страниц машинописного текста.
    Все страницы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от первой до последней без пропусков, повторений, литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист (элемент книги, брошюры, рукописи, на котором помещают заглавие, фамилию автора, год издания и др.).

Многое зависит от методики распределения написания работы по времени. Опыт показал, что плохо написанная работа чаще всего оказывается у старшеклассников, откладывающих написание и оформление его до полного накопления материала. Написание работы должно начинаться не позже начала учебного года.

Этот длительный процесс перехода от первых набросков к окончательной редакции и оформлению можно разделить на четыре стадии:

  1. Записи отдельных пунктов с формулировкой определений, задач и выводов по мере окончания частей исследования. Отрабатывается точность и последовательность изложения, в том числе и по вопросам, которые впоследствии могут не войти в основное содержание работы.

  2. Объединение подготовленных заранее фрагментов в рукопись работы с отбором наиболее существенного, выносимого на защиту материала, отделением вспомогательного или второстепенного в приложение. На этой стадии оформляются рукописи основных разделов, параграфов, наличие которых и качество проверяются периодически    учителем — научным руководителем.

  3. Печатный черновик — первая редакция работы со связным и логическим изложением, отредактированная по замечаниям и дополненная. Она дает представление о соответствии работы в целом требованиям, в том числе по объему и оформлению.

  4. Печатный чистовик — окончательно оформленная с учетом замечаний учителя (научного руководителя) работа.