Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Методическая разработка теоретических занятий по предмету «Ветеринарная паразитология» на темы: «Полостные паразиты» |
 Скачать 0.57 Mb. |
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Осташковский ветеринарный техникум
Методическая разработка
теоретических занятий по предмету
«Ветеринарная паразитология» на темы: «Полостные паразиты»,
«Паразиты внутренней среды»
Специальность 111801 «Ветеринария»
Автор М.И.Синицына – преподаватель
высшей квалификационной категории
ГБОУ СПО Осташковский ветеринарный техникум
Предназначение
Данный методический материал представлен модулем двух теоретических занятий и предназначен преподавателям для подготовки студентов специальности 111801 «Ветеринария».
Методическая разработка может использоваться преподавателями дисциплин «Основы микробиологии и эпизоотологии» при изучении инфекционных болезнях.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка теоретических занятий по темам: «Ветеринарная протозоология» соответствует Государственному образовательному стандарту выпускников по специальности 111801 «Ветеринария»
Материал методической разработки направлен на развитие, прежде всего, общеучебных компетенций обучающихся: работа с визуальной информацией, умение анализировать и структурировать учебный материал (перевод текстуальной информации в табличную форму), умение работать со схемами, рисунками.
Методическая разработка включает материалы для проведения двух теоретических занятий. Первое занятие посвящено полостным паразитам, т.е. паразитам пищеварительной и мочевыделительной систем, второе – паразитам внутренней среды, хотя методический материал может быть использован и на практических занятиях. Рекомендации по проведению размещены в информационных блоках каждого занятия.
Рисунки, схемы, тесты разного уровня сложности, кроссворд помогут преподавателю не только объяснить, но и осуществить контроль усвоенного материала.
Методическая разработка содержит эталоны ответов ко всему контролирующему материалу.
В современных образовательных стандартах большое внимание уделяется внеаудиторной самостоятельной работе студентов. В данном методическом материале предлагаются варианты для такой работы. Каждый студент по какой-либо теме изучаемого раздела должен выбрать одно из заданий и защитить его на последующих занятиях.
Оценивание работы студентов проводится, исходя из предлагаемых критериев, размещенных в организационно-методическом блоке.
Надеюсь, что мои методические наработки будут полезны коллегам, ведущим учебные предметы, где изучаются паразитические простейшие. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
по теме: «Ветеринарная протозоология» I. Организационно-методический блок
цели занятий
междисциплинарные и внутрипредметные связи
оснащение
хронокарта лекции 1
хронокарта лекции 2
список литературы
критерии оценок
II. Информационный блок занятия 1
рекомендации преподавателю
мотивация
презентация лекционного материала
III. Информационный блок занятия 2
рекомендации преподавателю
лекция о токсоплазме.
IV. Блок контроля занятия 2
вопросы для фронтального опроса (при подведении итогов игры)
тестовые задания на выбор правильного суждения
тестовые задания «Ветеринарная протозоология» 4 варианта
модель – аппликация «Цикл развития малярийного плазмодия»
кроссворд по теме «Ветеринарная протозоология»
V. Эталоны ответов VI. Приложения
таблица «Простейшие – полостные паразиты»
таблица «Простейшие – паразиты внутренней среды»
схемы жизненных циклов лейшманий
схема циркуляции токсоплазмы в синантропном очаге
задание для самостоятельной работы по изучению малярийного плазмодия
терминологический словарь
дополнительная информация для преподавателя
задания для внеаудиторной самостоятельной работы с рекомендациями по составлению учебного кроссворда.
Цели занятий
Расширить представления студентов о взаимодействиях живых организмов на примере паразитов животных и человека.
Сформировать у студентов знания о морфологии одноклеточных паразитов, путях заражения, диагностике, профилактике заболеваний.
Научить обосновывать правила поведения в окружающей среде, меры профилактики распространения антропонозных и зоонозных заболеваний
Научить анализировать текстовой, видеоматериал, систематизировать его в виде таблиц и схем.
Показать важность ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды.
Ознакомить с правилами поведения в природных очагах.
Студент должен знать:
формы взаимоотношений между организмами;
классификацию паразитов;
морфологию паразитов-простейших;
особенности циклов развития простейших;
пути заражения;
профилактику протозойных заболеваний.
Студент должен уметь:
анализировать информацию и структурировать ее;
использовать термины темы;
составлять схемы циклов развития паразитов;
составлять памятки по профилактике заболеваний, используя знания циклов развития;
работать в группе, корректно относиться к товарищам.
Междисциплинарные и внутрипредметные связи
Оснащение занятий
Методические средства оснащения для преподавателя
- разработка теоретического занятия
- презентация по теме: «Простейшие – полостные паразиты»
- фрагмент видеофильма ВВС «Паразиты»
2. Средства оснащения для студентов
- схемы жизненных циклов лейшманий
- схема циркуляция токсоплазмы в синантропном очаге
- задание для самостоятельной работы по изучению малярийного
плазмодия
- тетрадь, линейка, ручка, карандаш
- модель-аппликация цикла развития малярийного плазмодия
3. ТСО
- ноутбук;
- проектор
- телевизор,
- видеоплейер
Список литературы Основная
Прозоркина Н.В., Рубашкина Л.А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. – Феникс 2010
Чебышев Н.В. Биология. — М.: ВУНМЦ, 2000.
Дополнительная
1. М. Ш Акбаев, А. А. Водянов, Н. Е. Косминков, А. И. Ятусевич, П. И. Пашкин, Ф. И. Василевич. Паразитология и инвазионные болезни животных./ Учеб. для спо. учеб. завед. М.: КолосС, 2008. 776 с.
Биологический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1986.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. — М.: АСТ-Пресс ШКОЛА, 2009.
Большая медицинская энциклопедия. – М., АСТ. Астрель, 2006
Пикеринг В.Р. Биология. Школьный курс в 120 таблицах. — М.: АСТ-Пресс, 1997.
Биология. Энциклопедия — М.: Дрофа, 1995.
Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов: Учебник для общеобразовательных учреждений М.: Дрофа, 2010
Введение в зоологию. Простейшие. Губки. Кишечнополостные. Атлас. Учебное пособие. – СПб.; ЧеРо-на-Неве, М.: Издательство МГУ, 2000.
Тимченко А.Д.и др. Зоология с основами паразитологии – Киев Головное изд-во издательского объединения «Высшая школа» 1987
Мультимедийный курс биологии Мамонтов Д.И. — Физикон, 2005.
Электронное учебное издание Биология, химия, экология. — Физикон, 2005.
Паразитологические методы лабораторной диагностики гельминтозов и протозоозов: Методические указания. – М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 1999
Образовательные ресурсы сети Интернет.
Рекомендации по оценке знаний студентов Преподаватель разработке критериев оценки должен учитывать:
1. Правильность изложения знаний.
2. Осознанность изложения знаний.
3. Полное раскрытие понятий. .
4. Точность употребления научных терминов.5. Самостоятельность ответа (работы)
6. Грамотность ответа.
7. Активность при обсуждении вопросов занятия
Критерии оценки Оценка «отлично»
1. Полно раскрыто содержание материала в пределах программы.
2. Четко и правильно дано определение и раскрыто содержание понятий.
3. Точно использованы научные термины.
4. Для доказательств использованы знания, приобретенные на практике.
5. Ответ с использованием ранее приобретенных теоретических знаний.
6. Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала (преподаватель может их исправить).
7. Активно участвует в обсуждении вопросов занятия, дисциплинирован. Оценка «хорошо»
1. Раскрыть основное содержание материала.
2. Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.
3. Работа сделана самостоятельно.
4. Возможны неточности в вопросах второстепенного материала,
5. Допускаются 1-2 неточности в определении понятий; при использовании научных терминов; в выводах и обобщениях (из практики, опытов и т.д.)
6. Незначительное нарушение последовательности изложения.
7. Не очень активен при выполнении заданий урока, иногда отвлекается. Оценка «удовлетворительно»
1. Содержание учебного материала изложено фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Не дано определение понятий.
3. Не используются в качестве доказательств выводы и обобщения из предыдущего теоретического материала (из практики, опытов и т.д.),
4. Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий.
5. Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений.
6. Изредка участвует в обсуждении вопросов, с неохотой выполняет задания Оценка «неудовлетворительно»
1. Основное содержание учебного материала не раскрыто.
2. Не даются ответы на основные вопросы.
3. Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии и т.д.
4. Пассивен.
Лекция 1 Простейшие – полостные паразиты
Мотивация
Современная наука считает, что значительная часть болезней возникает в результате взаимодействия организма человека с микроорганизмами. К ним относятся вирусы, бактерии, микроскопические грибы и одноклеточные животные – простейшие. В настоящее время известно около 50 видов простейших, способных вызвать у животных и человека заболевание. Часть из них очень опасны. Одноклеточные так малы и многочисленны, что человек может заразиться находясь в транспорте, столовой, дома, отдыхая на природе. Оказывается, источником инфекции могут быть наши любимцы – домашние животные. Поэтому, современный ветеринарный специалист должен владеть соответствующими знаниями, чтобы не заболеть самому при обслуживании пациентов, чтобы грамотно вести профилактическую работу среди населения. Рекомендации преподавателю На первом занятии по теме «Ветеринарная паразитология. Простейшие – полостные паразиты» используется презентация, созданная в программе Power Point, которая может применяться в следующем порядке.
На этапе актуализации опорных знаний используются кадры № 2-12. Рекомендуется попросить студентов записывать ответ в тетради, а затем можно попросить 2-3-х студентов написать свои варианты ответов на доске. После демонстрации кадра № 13, остальные студенты проводят самооценку по критериям, которые выписываются на доске:
ошибка – «5», 2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3».
При демонстрации следующих кадров следует обратить внимание на значок
пишущего карандаша. Обозначенные этим значком сведения обязательны к записи в конспект.
После изучения общих вопросов ветеринарной паразитологии (кадры № 15-24) студенты должны расчертить таблицу (кадр № 26) и по ходу демонстрации следующих слайдов вносить в нее краткие сведения по изучаемому паразиту. Преподаватель контролирует записи в таблице, предлагая зачитать записанные сведения кому-либо из студентов. Для поэтапного самоконтроля и коррекции демонстрируется (кадр № 35), чтобы слабоуспевающие могли увидеть образец заполнения ячеек. В таком же режиме продолжается работа по изучению других видов паразитов (кадры № 36-62). Таблица в печатном варианте размещена в приложении пособия. По окончании проверки заполнения таблицы студентами, можно предложить им печатный вариант (раздать на каждый стол), чтобы они еще раз провели анализ своей работы. Далее предложить сделать вывод о необходимости изучения одноклеточных паразитов.
На этапе закрепления (рефлексии) предлагаются задания (кадры № 64 -75), которые студенты выполняют фронтально устно, обсуждая сразу правильный ответ.
При выставлении оценок за урок обязательно учитываются все виды работы студентов на занятии: ответы на этапе актуализации знаний, участие в обсуждении сведений вносимых в таблицу, правильность ответов и активность при закреплении изученного материала.
Кадры № 78-79 информируют студентов о домашнем задании.
Трем студентам предлагается опережающее задание (сообщения) к занятию на тему «Паразиты внутренней среды: 1. «Лейшмании – возбудители природно-очаговых заболеваний»,
2. « Е.Н.Павловский – создатель учения о природной очаговости»,
3. «Причина заболевания малярией - простейшие».
Лекция 2 Простейшие – паразиты внутренней среды Рекомендации преподавателю
На втором занятии по теме «Ветеринарная паразитология. Паразиты внутренней среды» применяются разнообразные методы: игровой, самостоятельная работа с текстом, составление таблицы, просмотр видеосюжета и его анализ, работа малыми группами с аппликацией жизненного цикла малярийного плазмодия, обучающее или контролирующее тестирование (по усмотрению преподавателя).
На этапе проверки и актуализации знаний предлагается организовать игру-соревнование «Зеленая волна»: студенты каждого ряда должны как можно быстрее и больше вспомнить и записать изученные в теме «Ветеринарная паразитология» термины. Учебная доска делится на 3 части (по количеству рядов в классе), а студенты поочередно выбегая к ней, записывают термины (лучше начать со студентов, сидящих на последних партах ряда). Время ограничивается – 5 мин. При подведении итогов учитывается не только количество написанных терминов, но преподаватель просит дать определения некоторых из них (прежде всего тех, которые будут необходимы на занятии). (Возможные термины для написания студентами: саркодовые, жгутиковые, жгутики, реснички, амебиаз, балантидиаз, диагностика, лямблиоз, паразитизм, простейшие, протозоология, профилактика, микроскопирование, симбиоз, трихомоноз, трихомонада, фагоцитоз, циста, цистоноситель, эктопаразиты, эндопаразиты).
При переходе к основной части занятия перед студентами ставится проблемный вопрос: всегда ли человек заражается паразитами через грязные руки и пищу, воду, или контактируя с больным животными и человеком? Ставится познавательная задача – познакомиться с другой группой простейших – паразитами внутренней среды.
Изучение нового материала начинается с сообщения «Е.Н.Павловский – создатель учения о природной очаговости», подготовленного одним из студентов. Это сообщение должно выполнить определенный воспитательный момент – указание на самоотверженность и патриотизм, проявленный русскими, советскими учеными в первой половине 20 века для установления истины. Комментируя сообщение, преподаватель формирует понятия «природный очаг» и «природно-очаговые, или зоонозные, заболевания».
Рассказ о представителях паразитирующих во внутренней среде предваряется просьбой преподавателя расчертить таблицу по образцу предыдущего урока, озаглавив её «Простейшие – паразиты внутренней среды». При прослушивании сообщения, подготовленного студентом, в таблице заполняются соответствующие ячейки. Для обеспечения осмысленного восприятия используется раздаточный материал «Жизненные циклы лейшманий» (см. приложение). Как вариант проведения данного этапа занятия можно организовать просмотр студентами фрагмента о фильма лейшманиях. (см. приложение ВВС «Паразиты»)
Изучение следующего паразита – токсоплазмы – проходит в форме лекции с использованием схемы «Циркуляция Toxoplasma gondii в синантропном очаге» Преподаватель обязательно обращает внимание на влияние этого паразита на развивающийся плод, в случае заболевания людей и животных.
Для изучения малярийного плазмодия организуется самостоятельная работа с текстом и циклом развития, так как этот материал отчасти знаком студентам по школьному курсу биологии (см. приложение).
После обсуждения вопросов задания, предлагается посмотреть фрагмент фильма ВВС «Паразиты» о малярии. Перед просмотром задается вопрос репродуктивного типа с целью активизации познавательной деятельности студентов при работе с видеоматериалами: «Какими симптомами сопровождается развитие малярийного плазмодия у человека? По окончании просмотра обсуждаются ответы на вопрос, преподаватель обобщает их и контролирует записи таблицы в конспект.
Для установления правильности и осознанности усвоения учебного материала предлагается работа с аппликацией цикла развития малярийного плазмодия в малых группах по 4 человека. Первой группе, справившейся с заданием предлагается составить аппликацию на учебной доске, используя демонстрационный материал.
Далее следует обратить внимание на информацию о домашнем задании (выписано на доске).
На этапе рефлексии и контроля, зависимости от подготовленности группы, преподаватель может провести как биологический диктант фронтально, используя один из вариантов задания на выбор правильного суждения, проверить сформированные знания тестовыми заданиями, предлагая выполнить один из вариантов индивидуально, так и предложить решить кроссворд (см. приложение).
Вопросы для фронтального опроса (при подведении итогов игры)
Что такое паразитизм?
Как называется организм, за счет которого питается паразит?
Назовите главный признак простейших .
Как могут передвигаться простейшие?
Что такое циста?
Как долго цисты могут сохраняться в окружающей среде?
Зачем эти сведения нужны медицинскому работнику?
В каких органах могут располагаться паразиты?
Каким образом простейшие попадают в организм человека?
Биологический диктант
ТЕМА: «Простейшие» Вариант 1 В бланке ответа под номером предложения проставьте знак « + »,
если суждение верное и знак « − », если оно неверное.
Все простейшие являются прокариотами.
Простейшие – это одноклеточные организмы, имеющие 1 или 2 ядра.
Паразиты не способны существовать без хозяина.
Хозяин паразита обязательно погибает.
Организмы из класса Саркодовые передвигаются с помощью псевдоподий.
Цисты простейших устойчивы к воздействиям среды.
Инфузории имеют цитостом.
Лямблия – это паразит из класса Инфузорий.
Дизентерийная амеба паразитирует в желудке.
Причина возникновения амебиаза – укус насекомого.
Токсоплазмозом можно заболеть от домашних животных.
Лямблиозом человек заражается от свиней.
Переносчиками лейшманий являются москиты.
Причина малярии – укус любого комара.
Свиньи – резервуарные хозяева балантидия.
Мытье рук, овощей, фруктов предохраняет от лямблиоза.
Истребление грызунов, безнадзорных собак способствует
профилактике лейшманиозов.
При балантидиазе возможно рождение мертвого ребенка.
Лейшмании являются причиной развития гнойно-воспалительного процесса
мочеполовых путей.
Малярийный плазмодий паразитирует в клетках печени и крови .
Бланк ответа
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| 19
| 20
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Биологический диктант
|
|
|