Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Протокол № от 2014г. Согласовано Зам директора по увр г. В. Бардусова 2014 год


Скачать 128.42 Kb.
НазваниеПротокол № от 2014г. Согласовано Зам директора по увр г. В. Бардусова 2014 год
Дата02.05.2016
Размер128.42 Kb.
ТипПротокол

бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №51»

Рассмотрено на заседании МО

протокол №
от 2014г.



Согласовано

Зам.директора по УВР Г.В. Бардусова
« » 2014 год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«Трудные вопросы по русскому языку»

8 класс

Учитель: Чен Светлана Ивановна

2014 - 2015 учебный год


Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность программы

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и программе по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской. Она предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.

Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.

Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным

для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.

В программе предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.
Цель программы:

подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации
Задачи:

  1. Выработать навык комплексного анализа текста.

  2. Совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением.

  3. Сформировать навык комплексного использования знаний по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы).


Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 34 часа. Срок реализации программы 1 год. Возраст учащихся 13-15лет.

Помимо теоретических занятий программа предусматривает

Ожидаемые результаты

   Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников.

Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от

выпускников следующих умений:

-активизировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения

различных видов речевой деятельности;

-оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности, уместности их

употребления;

-использовать основные приемы информационной переработки текста;

-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,

эффективности достижения поставленных задач;

-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами;

-осуществлять речевой самоконтроль.

Изучив программу, ученики смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку.

Эффективность  обучения  по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться  в форме уроков, сочетающихся с другими формами работы.


Формы подведения итогов реализации программы:

- репетиционный экзамен по материалам Федерального официального

сборника;

- тестирование по пройденному материалу;

- написание сжатого изложения;

- написание сочинения на лингвистическую тему.
Раздел I 2 часа

1. Введение

 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.

Раздел II.

Изложение 6 часов
Развитие речи школьников: усвоение ими практической грамотности, повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.


  1. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2

Практическая работа № 2. Написание изложения

Раздел III Лексика 3 часа

Упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 3

Раздел IV Орфография и Синтаксис 13 часов

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4

Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8

Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13.

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности

Контрольная работа № 2. Тестирование

Подготовка к написанию сочинению-рассуждению
Раздел V Сочинение 11 часов

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 14

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15 (приложение)

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 16

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста
Календарно-тематическое планирование


№ разде

ла

№ уро

ка

Тема урока

Кол-во часов

Содержание учебного материала

1

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания.

1

Цели и задачи курса. Содержание контрольно-измерительных материалов.

2

Тренировочные задания по оформлению бланков

1

Тренировочные задания по оформлению бланков. Оформление бланка №1, оформление бланка ответов.

2

3

«Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования». Практическая работа № 1

1

Основные требования к написанию подробного или сжатого изложения.

Написание подробного или сжатого изложения по предложенному тексту

Анализ работ обучающихся: содержание, стилистические ошибки, речевые недочёты, нарушение абзацев, грамматические, орфографические, синтаксические ошибки.

4

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

5

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

1

6

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

7-8

Практическая работа № 2 «Написание сжатого изложения»

2

3

9

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления.

1

Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте

10

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

1

11

Практическая работа № 3 «Изобразительно-выразительные средства русской речи».


1

4

12

«Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании». Практическая работа № 4

1

Работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.


13

«Орфограммы в корнях слов». Практическая работа № 5

1

14

«Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения». Практическая работа № 6

1

15

«Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение». Практическая работа № 7

1

16

«Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение». Практическая работа № 8

1

17

«Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения». Практическая работа № 9

1

18

«Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений». Практическая работа № 10

1

19

«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения». Практическая работа № 11

1

20

«Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Практическая работа № 12

1


21

«Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ». Практическая работа № 13.


1

22

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)


1




23

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности


1

24

Контрольная работа № 2. (Тестирование)


1

5

25

Сочинение-рассуждение С2

«Тема и идея текста. Проблемы, поднятые автором текста. Композиция сочинения рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование». Практическая работа № 15

1

Тема и идея текста. Проблемы, поднятые автором текста. Композиция сочинения рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование.

26-27

Сочинение-рассуждение С2.

«Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов». Практическая работа № 15

2

Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

28

Сочинение-рассуждение С2. Анализ работ.

1

Анализ работ обучающихся: логическая последовательность, исправление стилистических, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок.

29

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.

«Оформление вступления и концовки сочинения». Практическая работа № 16

1

Заключение. Содержание заключения. Как правильно сделать вывод. Написание заключения.

30

Урок контроля

1

Написание сочинения-рассуждения

31-34

Репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника

4

Изложение, тесты А1 – А7, Б1-Б9, сочинение-рассуждение С2

Литература

1. Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. – М., 1997.

2.Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

3.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1993.

4.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.,1997.

5.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1995.

6.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1989.

7.Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М., 1980.

8.Кайдалова А.И., Калинина И.К. Трудные вопросы орфографии. – М.,1982.

9. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

10. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать

с книгой. М., 1995.

11. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.

12. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.

Словари и справочники

1.Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

3.Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

4.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

5.Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

6.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

7.Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

8.Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.