Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Протокол № от 2014г. Согласовано Зам директора по увр г. В. Бардусова 2014 год |
 Скачать 128.42 Kb. |
бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №51» Рассмотрено на заседании МО
протокол № от 2014г.
Согласовано
Зам.директора по УВР Г.В. Бардусова « » 2014 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Трудные вопросы по русскому языку»
8 класс
Учитель: Чен Светлана Ивановна
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка Педагогическая целесообразность программы
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и программе по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской. Она предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.
Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.
Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным
для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.
В программе предусмотрена работа по правильному заполнению бланков. Цель программы:
подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации Задачи:
Выработать навык комплексного анализа текста.
Совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением.
Сформировать навык комплексного использования знаний по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы).
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 34 часа. Срок реализации программы 1 год. Возраст учащихся 13-15лет.
Помимо теоретических занятий программа предусматривает
Ожидаемые результаты
Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников.
Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от
выпускников следующих умений:
-активизировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения
различных видов речевой деятельности;
-оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности, уместности их
употребления;
-использовать основные приемы информационной переработки текста;
-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных задач;
-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;
-осуществлять речевой самоконтроль.
Изучив программу, ученики смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами работы.
Формы подведения итогов реализации программы:
- репетиционный экзамен по материалам Федерального официального
сборника;
- тестирование по пройденному материалу;
- написание сжатого изложения;
- написание сочинения на лингвистическую тему. Раздел I 2 часа
1. Введение
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел II.
Изложение 6 часов Развитие речи школьников: усвоение ими практической грамотности, повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1
Композиция, логическая, грамматическая структура текста
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2
Практическая работа № 2. Написание изложения
Раздел III Лексика 3 часа
Упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.
Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 3
Раздел IV Орфография и Синтаксис 13 часов
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста. Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4
Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6
Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7
Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8
Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9
Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11
Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12
Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13.
Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)
Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности
Контрольная работа № 2. Тестирование
Подготовка к написанию сочинению-рассуждению Раздел V Сочинение 11 часов
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 14
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15 (приложение)
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 16
Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста Календарно-тематическое планирование
№ разде
ла
| № уро
ка
| Тема урока
| Кол-во часов
| Содержание учебного материала
| 1
| 1
| Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания.
| 1
| Цели и задачи курса. Содержание контрольно-измерительных материалов.
| 2
| Тренировочные задания по оформлению бланков
| 1
| Тренировочные задания по оформлению бланков. Оформление бланка №1, оформление бланка ответов.
| 2
| 3
| «Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования». Практическая работа № 1
| 1
| Основные требования к написанию подробного или сжатого изложения.
Написание подробного или сжатого изложения по предложенному тексту
Анализ работ обучающихся: содержание, стилистические ошибки, речевые недочёты, нарушение абзацев, грамматические, орфографические, синтаксические ошибки.
| 4
| Композиция, логическая, грамматическая структура текста
| 1
| 5
| Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке
| 1
| 6
| Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
| 1
| 7-8
| Практическая работа № 2 «Написание сжатого изложения»
| 2
| 3
| 9
| Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления.
| 1
| Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте
| 10
| Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.
| 1
| 11
| Практическая работа № 3 «Изобразительно-выразительные средства русской речи».
| 1
| 4
| 12
| «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании». Практическая работа № 4
| 1
| Работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.
| 13
| «Орфограммы в корнях слов». Практическая работа № 5
| 1
| 14
| «Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения». Практическая работа № 6
| 1
| 15
| «Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение». Практическая работа № 7
| 1
| 16
| «Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение». Практическая работа № 8
| 1
| 17
| «Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения». Практическая работа № 9
| 1
| 18
| «Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений». Практическая работа № 10
| 1
| 19
| «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения». Практическая работа № 11
| 1
| 20
| «Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Практическая работа № 12
| 1
| 21
| «Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ». Практическая работа № 13.
| 1
| 22
| Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)
| 1
|
| 23
| Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности
| 1
| 24
| Контрольная работа № 2. (Тестирование)
| 1
| 5
| 25
| Сочинение-рассуждение С2
«Тема и идея текста. Проблемы, поднятые автором текста. Композиция сочинения рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование». Практическая работа № 15
| 1
| Тема и идея текста. Проблемы, поднятые автором текста. Композиция сочинения рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование.
| 26-27
| Сочинение-рассуждение С2.
«Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов». Практическая работа № 15
| 2
| Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту.
| 28
| Сочинение-рассуждение С2. Анализ работ.
| 1
| Анализ работ обучающихся: логическая последовательность, исправление стилистических, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок.
| 29
| Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.
«Оформление вступления и концовки сочинения». Практическая работа № 16
| 1
| Заключение. Содержание заключения. Как правильно сделать вывод. Написание заключения.
| 30
| Урок контроля
| 1
| Написание сочинения-рассуждения
| 31-34
| Репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника
| 4
| Изложение, тесты А1 – А7, Б1-Б9, сочинение-рассуждение С2
| Литература
1. Арефьева С.А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. – М., 1997.
2.Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.
3.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1993.
4.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.,1997.
5.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1995.
6.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1989.
7.Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М., 1980.
8.Кайдалова А.И., Калинина И.К. Трудные вопросы орфографии. – М.,1982.
9. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
10. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать
с книгой. М., 1995.
11. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.
12. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
Словари и справочники
1.Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
3.Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
4.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
5.Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
6.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
7.Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
8.Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988. |
|
|