Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Алкоголь беспощадный враг |
 Скачать 0.78 Mb. |
Алкоголь - беспощадный враг. Поздоровавшись с водкой,
попрощайтесь с умом.
Народная мудрость. Считается, что среднее потребление в стране 8-9 литров на душу населения в год – критический показатель, повышение которого ведет к постепенному ухудшению здоровья нации, ее вырождению и вымиранию. Данные мировой статистики свидетельствуют об устойчивом росте потребления алкогольных напитков во многих странах, а также о снижении возраста приобщающихся к спиртному. К сожалению, Россия – не только не исключение из этого правила, она стала одним из лидеров.
В настоящее время на душу населения (с учетом всех возрастов) в России приходится около 14 литров спирта. Это запредельный показатель, тем более что такое потребление алкоголя сочетается в небывалом ранее ростом курения и наркомании. Становится ясным, что нет никакого преувеличения в утверждении: «Нас ждет величайшая биосоциальная катастрофа». Ежегодно в стране умирает около 750 тыс. человек. Одна треть смертей связана с употреблением алкоголя. Кроме того, пьянство – это та почва, на которой пышно расцветает преступность.
Продолжительность жизни людей, злоупотребляющих алкоголем, почти на 20 лет меньше, чем у остальных.
Путь глотка алкоголя. После глотка этанола (этилового спирта), разведенного или нет, жжение ощущается в полости рта и распространяется на пищевод и желудок, где алкоголь, оказывается, через несколько секунд. Здесь происходит разбавление его желудочным соком и пищей. В желудке начинается всасывание алкоголя, но основной процесс всасывания происходит в тонком кишечнике. Оттекающая от желудка и тонкого кишечника кровь поступает в печень, где тесным образом контактирует с печеночными клетками, которые выполняют барьерную функцию в организме, ослабляя действие любых токсических веществ, в том числе и алкоголя.
Таким образом, печень первой принимает на себя мощный удар алкоголя. При частых приемах спиртного со временем начинается жировое перерождение печеночных клеток, которое постепенно трансформируется в цирроз печени. Нередко несовместимое с жизнью.
Особые ферменты, содержащиеся в печеночных клетках, расщепляют этанол до воды и углекислого газа. Происходит это со скоростью 6-8 г этанола в час. Зная количество и крепость употребленного спиртного напитка, нетрудно рассчитать, сколько потребуется времени для освобождения организма от алкоголя, хотя и небольшие следы его могут оставаться в крови и внутренних органах значительно дольше расчетного времени. Так с помощью меченых атомов углерода можно обнаружить алкоголь в клетках мозга через 20 дней после принятия спиртного!
Химические превращения этанола в организме. Около 5% его выводится через легкие и почки. Основная масса молекул расщепляется с помощью особых ферментов, преимущественно в печени. Молекулы этанола распадаются сначала до уровня ацетальдегида, затем – до уксусной кислоты и далее – до воды и углекислого газа.
При малых дозах этот процесс завершается быстрее, при больших – медленно и тяжело. Если доза спиртного очень большая и печень не справляется со своей функцией барьера, клетки других органов, не имея нужного количества ферментов, просто погибают. Необходимо знать. Что ацетальдегид еще более токсичен, чем этанол. Поэтому недостаточный синтез ферментов или блокирование их другими химическими соединениями приводят к увеличению концентрации ацетальдегида и усугублению картины отравления алкогольным напитком.
Органы - мишени алкоголя. Пока в печени идет процесс распада этанола, по кровеносной системе этанол успевает проциркулировать много раз и проникает практически во все органы и ткани. При злоупотреблении алкогольными напитками страдает не только не только печень, но и близкая ей анатомически поджелудочная железа – со временем развиваются хронический панкреатит, диабет. У 95% пьяниц врачи находят хронический гастрит, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Хроническая интоксикация алкоголем нарушает функции почек.
По статистике, каждый третий из числа зависящих от спиртного погибает в результате сердечно-сосудистых заболеваний в возрасте 40-50 лет. При каждом потреблении спиртного происходит выброс в кровь адреналина, подхлестывающего силу и частоту сердечных сокращений, постепенно доводя сердечную мышцу до истощения.
Среди главных мишеней алкоголя особое место занимает головной мозг. Чем выше кровоснабжение органа, тем больше в нем содержится воды и этанола. Медленно окисляющийся в клетках головного мозга этиловый спирт приводит к разрушению поверхностных мембран нейронов, потере ими воды (появляется чувство жажды) и кислорода, снижению активности медиаторов, торможению синтеза белков и РНК (слабею процессы запоминания). Когда содержание этанола в крови достигает 0,04 – 0,05 % активность центров, контролирующих поведение, подавляется и человек утрачивает контроль над своими поступками. Постепенно центры коры приходят в хаотическое возбуждение, результат – болтливость, раскованность, дурашливое поведение, завышенная самооценка.
С увеличением концентрации алкоголя в крови изменяется функциональное состояние подкорковых центров, где расположены центры эмоций – создается готовность к агрессивному поведению, так как этанол освобождает в тканях мозга адреналин – гормон тревоги. В других случаях другой гормон – серотонин – приводит к подавленности, грусти, слезливости. Еще одно проявление токсического действия этанола на мозжечок – шаткая походка, размашистые и неуверенные движения, двоение в глазах, невнятная речь, измененный почерк.
Пьянство и алкоголизм.
Пьянство – частое, неумеренное потребление алкогольных напитков. Пьющего это приводит к потере человеческого достоинства. Однако у такого человека еще может не быть болезненной тяги к алкоголю, физических и психических нарушений, свойственных больному алкоголизмом.
Алкоголизм – это тяжелая хроническая болезнь. Развивается она в результате частого, длительного потребления алкоголя и проявляется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением его переносимости и деградацией личности.
Алкоголь и подростки. Особенно быстро развитие алкоголизма происходит в подростковом возрасте. Более глубокое разрушающее действие этанола объясняется тем, что в детском и подростковом возрасте масса крови относительно массы тела больше, чем у взрослых; ткани богаче водой и, следовательно, растворенным в ней спиртом. Подростковый возраст характеризуется бурным ростом, половым созреванием, совершенствованием физиологических функций организма, в том числе регуляторных функций эндокринной и центральной нервной систем, и употребление алкоголя в этом возрасте может или задержать, или вовсе остановить физическое и умственное развитие. Иногда утрачиваются уже развившиеся способности.
Подросток «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно, исчезает, не развившись, личности.
Особая роль в формировании тяги к «красивой, независимой» жизни принадлежит средствам массовой информации: телевидению, кинофильмам, журналам, некоторым газетам, книгам.
Тот, кто периодически повторяет встречи с алкогольными напитками, спустя некоторое время замечает, что стал гораздо легче переносить алкоголь. Принято даже гордиться своей «выносливостью». Однако не гордиться этим надо, а всерьез тревожиться: подошла болезнь. Увеличение переносимости спиртного – это уже признак перехода к алкоголизму. Подростки превращаются в хронических алкоголиков через 1,5 – 2 года после начала частого употребления спиртного.
Курение – медленное самоубийство!
Не убивай себя сам! Курение стало особенно популярным с начала XX века. В настоящее время курение табака является самым распространенным видом наркомании во всем мире. Табачная зависимость – это хроническое заболевание, которое внесено в «Международную статистическую классификацию болезней, травм и причин смерти». Курение ежегодно уносит миллионы жизней во всем мире, и борьба с ним выросла в серьезную социальную проблему. Вред табакокурения настолько значителен, что в последние годы в ряде стран введены меры, направленные против курения: запрещена реклама табачных изделий и продажа табачных изделий детям, курение в общественных местах и транспорте.
Курение укорачивает жизнь в среднем на восемь-десять лет.
Табачный дым приводит у повреждению зубной эмали. Слизистая десен у тех, кто пристрастился к курению, теряет свой розовый цвет, становится сероватой. Добавим к этому неприятный запах изо рта, хриплый голос… Но этим портрет курильщика еще далеко исчерпывается. Почти у всех курящих развивается воспаление бронхов, что проявляется мучительным натужным кашлем. В дальнейшем нередко присоединяются эмфизема легких. Бронхиальная астма. А у страдающих этими заболеваниями, как правило, расширяются мелкие кожные сосуды в области щек. Такие же изменения кожи лица наблюдаются и при нарушении деятельности печени, сердечно-сосудистой системы, обусловленном курением.
Табачный дым может вызвать и кожные заболевания. Результатом токсического воздействия различных компонентов дыма на нервные окончания, заложенные в коже, является так называемая кожная парестезия. Человеку кажется, что по коже ползают какие-то мелкие насекомые; он жалуется на онемение кожи, покалывание, чувство озноба. Иногда даже нательное белье вызывает зуд, раздражение, жжение, что больной лишается сна.
К дерматологам иногда обращаются пациенты с крапивницей, которая, как показывают исследования, обусловлена табачным дымом. Возникает она у людей с повышенной чувствительностью к никотину. Таким людям не только самим нельзя курить, им опасно даже находиться в накуренном помещении, так как не исключена возможность развития под воздействием табачного дыма тяжелой аллергической реакции – анафилактического шока.
Список бед, пусковым механизмом которых является табачный дым, можно множить и множить. Урон, наносимый курением организму в целом, неизмеримо страшней и губительней. По недомыслию ли, по слабости ли воли или легкомыслию – курильщик сам сокращает свою жизнь.
Выход может быть только один: бросить сигарету! Не дожидайтесь, пока она следует вас своим рабом и отдаст во власть болезням. Если вы не в состоянии отказаться от курения сами – обратитесь к врачу, он обязательно вам поможет.
Долг каждого взрослого, родителей, педагогов, руководителей – не подавать опасный и заразительный пример детям, учащимся, подчиненным по службе! Ведь всегда легче предупредить зло, каким является курение, чем бороться с ним.
Наркотики и подростки Все больше несчастий связано с наркоманией, все больше жизней уносят наркотики.
Физиологические изменения в организме подростка:
резкие перепады настроения, причем эти перепады настроения ни в коей мере не связаны с реальной действительностью: беспечная веселость, безудержная энергичность, которые быстро, обвалом сменяются апатией, безразличием, нежеланием ничего делать. И эти циклы не связаны с успехами или не успехами в школе. С друзьями или новой кокой-то информацией, они как бы сами по себе.
изменение ритма сна: ребенок в течение дня может быть сонлив, вял, медлителен, а к вечеру, придя с прогулки, проявляет энергичность, желание что-либо делать|, ребенок не засыпает вовремя; ночь напролет занимается либо компьютером, играет на гитаре, прослушивает музыкальные записи, а на следующий день вновь сонлив. Заторможен.
изменение аппетита и манеры употребления пищи, у ребенка меняется ритм еды: он может целыми днями ничего не есть, не страдая от голода, и вдруг он может съесть пол кастрюли борьща, батон хлеба, попросить добавки.
Как вы думаете, почему детям, или вообще людям предлагают наркотики попробовать бесплатно, не беря за это никаких денег?
Наркотики ведь стоят очень дорого, на сегодняшний момент, один день жизни наркомана стоит для него от 50до 250 долларов (в зависимости от наркотика и дозы, которую он употребляет).
Новички, которые только-только начали употреблять наркотики и которые не хлебнули с этим горя, конечно получают удовольствие от каждой новой дозы наркотиков – они еще не подозревают, что очень быстро организм перестроится и начнет требовать дополнительные дозы наркотиков – они еще не подозревают, что очень быстро организм перестроится и начнет требовать дополнительные дозы наркотиков. Но времени проходит немного – иногда это 2-3 недели, максимум 2-3 месяца, и вдруг ребенку нужна очередная доза. Он не знает, где ее достать, и вынужден покупать ее у случайных торговцев.
Случайные торговцы – это, в принципе, его окружение, может быть сверстники, может быть более старшие друзья, знакомые. Когда к наркоману попадает очередная доза, он уже знает, что через несколько часов организм будет требовать дополнительной дозы, и он начинает хитрить (что на жаргоне называется «разбодяжить» наркотик, то есть часть этой дозы, наркоман оставляет для себя, а часть смешивает с каким-нибудь (в лучшем случае нейтральным) веществом для того, чтобы перепродать как целое и получить дополнительные деньги на получение наркотика). Ну, хорошо, если это сведущий в химии, или уж во всяком случае, чистоплотный человек и смешает очередную дозу, например кокаина, с сахарной пудрой или с крахмалом. А можете представить, если ему попадется какой-нибудь другой белый порошок, похожий на наркотик. Но не являющийся безвредным для организма. И эта смесь будет несовместима с жизнью!
Можно сказать определенно, что таких случаев довольно много. Для примера можно привести Москву или любой другой большой город, где есть центры токсикологии, куда привозят детей присмерти, отравившихся незнакомыми наркотиками, наркоманом даже не подозревавших, что им могут продать наркотик с какими-то дополнительными присадками.
Наркомания не двоюродная, а родная сестра преступности, в частности – воровства. Придется воровать! Чтобы не стать объектом этого воровства нужно быть очень разборчивым в знакомствах, особенно, если это навое знакомство. Как правило, наркоманы, распространяющие наркотики, приходящие в новую компанию, пытаются завоевать авторитет в этой компании, рассказывают разные истории, подчеркивают романтизм употребления наркотиков, необходимую смелость, мужественность, говоря, что это атрибут любого взрослого человека, каждый должен попробовать и т.д. и т.п.
Они пускаются во всевозможные способы убеждения, интриги для того, чтобы пробудить интерес ребенка к пробе наркотика, хотя статистика и показывает, что каждый действующий наркоман в течении года приобщает к употреблению наркотиков от 5 до 17 новых жертв, но это не обязательно должна быть вся компания, с которой он только знакомится, и в которую он приносит наркотики.
Очень часто наркоманы предлагают просмотр видеокассет, интересных журналов. Видеоклипов, музыки. Набиваясь тем самым в гости. И дети, несведущие в истинных намерениях наркоманов, приглашают этих людей к себе в гости (особенно часто. Когда родителей нет дома (и нет должного присмотра).
Нужно иметь ввиду, что в то время, когда ребята будут смотреть телевизор, готовить чай или еще чем-то заниматься (в зависимости от намерений и настроения компании), наркоман в это время постарается снять копии ключей этой квартиры. И не удивляйтесь тому, что через несколько дней в этом районе произойдет серия квартирных краж без следов, без взлома, которые, как правило, очень трудны для раскрытия. Как правило, крадутся самые дорогие вещи: видеотехника, золото, деньги – все, что можно моментально сбыть или обменять на наркотики.
Как правило, наркоманы, планирующие такого рода кражи, не афишируют свое собственное употребление наркотиков, так как понимают. Что это может насторожить здорового ребенка. Тем не менее, они могут проговариваться, рассказывая о том, что вот существуют наркотики или их знакомые, которые их употребляют, и от этого никакого вреда, и т.д.
Наркомания страшна еще и потому, что она очень быстро, очень сильно разрушает нравственные представления. То есть понятие правды и лжи как бы перекрещиваются, и нет четкой границы между этими проявлениями в жизни человека.
Очень важно научиться отказываться от предложения попробовать наркотик, потому что есть еще такой момент: иногда из солидарности, или из-за боязни быть выброшенным из круга определенного общения насильно для себя, или из-за желания подражать, удержать контакты с этими ребятами, быть уважаемым не трусом или не трусом – что угодно, соглашаются на пробы даже тогда, когда на самом деле не испытывают желания или искушения попробовать наркотик. Можно выразить свой отказ, таким образом, например: «Ты знаешь, я может, и попробую, но сейчас не могу. У меня вечером спортивные занятия, и мне не хотелось бы их пропустить, извини и до свидания ».
Рациональное обеспечение своего отказа не вызовет удивления у тех людей, которые предлагают попробовать наркотик. Это также не вызовет у них опасений (они убедятся, что это не их жертва и очень быстро потеряют интерес к продолжению новых предложений).
«Культура и нравственное поведение в коллективе»
Главное в воспитании нравственности – это развитие морального сознания человека, его чувств и воли.
Главное в человеке – это трудолюбие, ответственность, честность. Моральное, нравственное поведение предполагает настолько сильную волю, чтобы противостоять соблазнам удовлетворения своих желаний, противоречащих интересам коллектива. Разрыв между пониманием моральных требований, моральным чувством и волей приводят к отвратительным порокам: лицемерию, криводушию, лжи.
Учеба, работа, жизнь в коллективе является величайшим фактором морального воспитания человека. Все самые высокие и благородные чувства человека возникают и развиваются лишь под влиянием участия в общественной жизни.
Самообладание, дисциплинированность, уважение к людям, такт, скромность, товарищество, дружелюбие, честность, честь, трудолюбие, мужество, героизм – эти и другие моральные черты человека не могут не возникнуть, ни получить своего развития вне коллектива. В то же время коллектив не может существовать, если его члены будут не дисциплинированными и бесчестными, если у них будет отсутствовать любовь к труду, товарищество и дружба. Коллективная жизнь выдвигает перед каждым человеком высокие моральные требования.
Люди умны или глупы от природы, люди совестливы или бессовестны – от воспитания и от обстоятельств.
Лишь немногие так прочно воспитаны, что всегда остаются честными. Любое ценное моральное усилие требует жертвы, требует усилие воли над собой. Дурной поступок ничего не требует от человека, никаких усилий.
Каждый человек способен изменить себя. Если он не хочет изменений, никто не в состоянии ему помочь.
Мы должны постоянно помнить об окружающих, проявлять к ним уважение и внимание. Жалок тот человек, который полон забот о собственном удобстве и благополучии в ущерб другим. Кто будет любить и уважать такого себялюбца?
Ведь самое дорогое в жизни – чувствовать, что тебя уважают, любят окружающие и знать, что ты им дорог.
Критические периоды развития
двигательных качеств школьников Еще в начале XX столетия ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития живого организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствительность к воздействиям внешней среды. Считают, что существует естественная периодизация развития, состоящая из взаимосвязанных, но отличающихся друг от друга этапов.
Этапы, на которых происходят значительные изменения, называют критическими периодами. Критическими потому, что они играют особую роль в жизни организма. Например, недостаточность в питании детей 8-9 и 12-13 лет приводит к значительному отставанию их физического развития, поскольку задерживается рост тканей костей. Наиболее тяжело недостаточное питание сказывается в период полового созревания.
Известный советский педагог Л.Выготский обращал внимание на необходимость изучения чувствительных периодов с тем, чтобы установить оптимальные сроки обучения. Педагогическое воздействие может дать нужный эффект на определенном этапе. А в другие периоды быть нейтральным или даже отрицательным.
Все мы хорошо знаем, что ребенка нужно научить ходить в раннем дошкольном возрасте. Если этого не произойдет, то в последующие годы становление вертикального положения тела идет очень медленно. Дети, выросшие до 11-13 лет вне человеческого общества, ходят очень плохо и быстрее передвигаются на четвереньках.
Известно также, что научить детей кататься на коньках и велосипеде легче всего в возрасте 6-8 лет (вероятно, потому, что в эти года активно развиваются органы равновесия), при этом навык сохраняется на долгие годы. А вот быстрее всего научить детей плавать можно лишь в возрасте 9-11 лет, а не в дошкольном возрасте, как часто говорят и пишут.
Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8-12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже с очень сложной координацией. Если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой скоростной силы. В частности, прыжкам порой трудно научить не потому, что детям недоступна координация движений в полете, а потому, что они еще не могут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточной силой.
Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит активное развитие двигательных качеств. Проведено много исследований по изучению возрастных особенностей развития силы, быстроты, выносливости и других двигательных возможностей детей. Накоплены многочисленные данные, специальный анализ которых показал, что:
развитие различных двигательных качеств происходит разновременно (гетерохронно);
величины годовых приростов разные в возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек, а также отличаются по относительным величинам, если сравнить приросты разных двигательных качеств;
у большинства детей младшего возраста и среднего школьного возраста показатели разных двигательных качеств различные по своему уровню, даже если рассматриваются отдельные показатели быстроты и силы (например, смело можно утверждать, что если мальчик быстро пробегает короткую дистанцию, то это еще не значит, что он сможет быстро реагировать на внезапные сигналы в игровой обстановке: уровень силовой выносливости у одного и того же ребенка в большинстве не совпадает с уровнем статической или динамической выносливости и т.п.);
специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузки, разрешающей сопоставить данные детей разного возраста, пола и физического развития, дает различный педагогический эффект и более высокие показатели в период естественного взлета того или иного двигательного качества.
Несомненно, что эффект от уроков физической культуры, занятий в спортивных секциях и самостоятельных занятий учащихся по заданиям учителя и тренера повысится, если педагоги будут знать, какие же возрастные периоды являются критическими в развитии двигательных качеств.
В течение первого года пребывания детей в школе не выявляется сколько-нибудь заметных изменений в развитии их двигательных возможностей. Увеличение объема двигательной деятельности в режиме дня первоклассников дает прирост лишь в пределах 10-20 %.
С 8-9 лет происходит бурное развитие движений в беге и плавании, причем скорость передвижения в плавании имеет второй этап интенсивного прироста с 14 до 15 лет. Максимальные величины темпа бега и частоты вращения педалей на велостанке достигаются мальчиками к 10, а девочками к 11 годам и в дальнейшем почти не изменяются.
Сила мышц у девочек 9-10 лет при тренировке на скорость в плавании возросла за один год так, что приблизилась к показателям 13-14 летних девочек. Увеличение числа прыжковых упражнений на уроках физической культуры в младших классах на протяжении 4 месяцев дало прирост прыгучести, равный годовому или превышающий его.
Сила мышц и скоростно-силовые качества более интенсивно нарастают в результате тренировки на начальных этапах пубертатного периода
Сила мышц спины и ног девочек интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти прекращается после наступления менструации. У мальчиков четко выделяются два периода прироста силы мышц: с 9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук заканчивается к 15 годам.
Статическая выносливость мышц рук у мальчиков и девочек имеет один критический период – с 8 до 10 лет. Статическая выносливость мышц спины у девочек активно увеличивается в 11-12 и 13-14 лет с задержкой в первый год после начала менструального цикла; у мальчиков – только в предпубертатный период с 8-11 лет.
Прыжковая выносливость у девочек резко возрастает с 9 до 10 лет, у мальчиков с 8 до 11 лет (220 % при расчете на 1 кг веса). В дальнейшем эти показатели с возрастом изменяются незначительно. За 2 часа занятий прыжковая выносливость у мальчиков 10-11 лет в период интенсивного развития выносливости повышается на 30-115 % и за последующие два с половиной месяца после прекращения занятий увеличивается в среднем на 66 %.
У девочек 12 лет (период существенного снижения выносливости) прыжковая выносливость после 24 занятий повысилась на 21-90 %. Наименьший эффект дал метод тренировок до отказа. Лучший – повторный и переменный. Однако после того же перерыва (2,3 месяца) она снизилась почти на 50 %. Тренировочный эффект исчез почти бесследно.
В другом исследовании (Г. Козырева, 1972) у девочек 11-12 лет за 4 месяца тренировки (3-4 раза в неделю) посредством прыжковых упражнений не было обнаружено достоверных улучшений выносливости в работе умеренной интенсивности на велостанке (продолжительность работы на 60 % от максимальной частоты вращения педалей). Удалось лишь предотвратить существенное снижение выносливости мышц ног, свойственное девочкам в предменструальный период. Та же картина была получена по данным силовой выносливости мышц ног и передней поверхности туловища: при первом появлении вторичных половых признаков силовая выносливость снижается на 26-43 %, и не увеличивается в течение всего пубертатного периода.
Силовая выносливость основных групп мышц к 11 годам у девочек достигает величин, свойственных девочкам 13-16 лет, а выносливость к мышечным нагрузкам умеренной интенсивности практически уже не отличается от девочек 13-14 лет (в основном за счет интенсивного прироста с 9-11 лет).
|
|
|