Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Алкоголь беспощадный враг


Скачать 0.78 Mb.
НазваниеАлкоголь беспощадный враг
страница3/4
Дата26.04.2016
Размер0.78 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4

Упражнения для формирования правильной осанки

младшего школьного возраста
1. «Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туло­вище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончи­ков пальцев. Идти вперед.

2. «Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде: вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.

3. «Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.

4. «Любопытный». Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть впе­ред, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.

5. «Ворота». Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх об­руч. Маленькими шажками разойтись в противоположные сторо­ны, не отрывая глаз от обруча, и потянуться. Затем такими же маленькими шажками вернуться в и. п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается как бы в рамке обруча.

6. Игра-состязание «Испугавшиеся лошади». Стать спинами друг к другу, взяться за одну и ту же палку и сделать один шаг вперед, плечи при этом опустить вниз, а спину выгнуть датой. По сигналу тянуть друг друга в противоположные стороны.

7. Игра-состязание «Перетяни палку». Сесть по-турецки, присло­ниться друг к другу спинами. В вытянутых вверх руках держать пал­ку. Наклоняясь вперед стараться перетянуть палку в свою сторону. Все это время смотреть на палку.

8. Игра-состязание «С мешком на спине». Наклониться вперед, поло­жить на спину мешочек с песком или горохом и развести руки в сто­роны. По сигналу идти вперед до обозначенной черты и назад. Победит тот, кто не даст мешочку упасть со спины.
Упражнения для укрепления мышечного корсета
Эти упражнения применяются с целью развития силы и статической выносливости мышечных групп, которые обеспечивают функцию прямостояния (мышцы стопы, голени, сгибатели бедра, разгибатели позвоночника) и мышечных групп, не имеющих ведущей роли в сохранении прямостояния (мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи). Упражнения для укрепления «мышечного корсета» целесообразно выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами, резиновыми бинтами.

Упражнения для мышц шеи

1. Наклоны головы вперед, назад, в стороны.

2. Медленные повороты головы в стороны, руки над головой кисти сцеплены.

3. Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогиба­ясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.

4. Сцепить пальцы замком сзади на шее, голову слегка наклонить впе­ред— отвести голову назад с небольшими покачивающими движе­ниями, преодолевая сопротивление рук.

Упражнения для плечевого пояса

1. Руки вперед (закруглены), кисти касаются друг друга. Отвести ле­вую руку в сторону, правую вверх. Предельно прогнуться назад и посмотреть на кисть правой руки; то же, меняя положение рук.

2. Руки в стороны. Наклоняя голову назад, кисти повернуть вверх, предельно прогнуться в грудной части позвоночника; то же с пово­ротами головы вправо и влево (смотреть на кисти).

3. Круговые движения плечами.

Упражнения для туловища

1. В упоре стоя на коленях поворот туловища направо (н алево), отводя правую (левую) руку в сторону до отказа.

2. Повороты туловища в стороны, стоя на коленях, руки в стороны, к плечам, вверх, на пояс; то же, сидя ноги скрестно.

3. В упоре лежа на бедрах прогибание туловища назад.

4. Лежа на бедрах прогнуться, руки вверх, ноги приподнять («рыбка»).

5. Лежа на спине расслабиться, согнуть ноги и сгруппироваться.

6. Лежа на спине, руки за голову, полностью расслабиться; затем нап­рячь мышцы всего тела, руки вверх (поясничная часть туловища не должна касаться пола).

7. Лежа на животе, руки вдоль туловища (супинированы), расслабить­ся; затем, медленно напрягаясь, приподнять ноги, руки вверх, голо­ва поднята («лодочка»).

Упражнения для ног

1. Медленное приседание, руки за голову (вверх, в стороны); то же в стойке с сомкнутыми носками.

2. Глубокие пружинящие приседания из стойки на носках, ноги врозь.

3. Из стойки на коленях, руки на пояс, встать в основную стойку и опус­титься на колени, сохраняя вертикальное положение туловища.

4. Приседание, касаясь руками пяток.

5. Стойка ноги врозь, руки на пояс. Поворот кругом в стойку, скрестив ноги; сесть колени врозь; с поворотом кругом встать в исходное по­ложение.


Комплекс специальных упражнений «Ровная спина»
1. Разошлись по залу.

И.п. — стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями.

Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем шаг на­зад; повторить несколько раз.

2. И.п.— тоже.

Ходьба по залу в различных направлениях; возвращение в и.п. Стать на свои места в две шеренги.

3. И.п. — основная стойка. Согнуть правую ногу вперед, руки в сторо­ны, хлопок в ладоши за спиной, хлопок под ногой; вернуться в и.п.; то же, сгибая левую вперед.

4. И.п. — основная стойка.

Присесть на носках, колени развести, спина прямая, руки вперед — в стороны — положение приземления при прыжках; вернуться в и.п.

5. И.п. — основная стойка.

Полуприсед, руки назад, махом рук вперед небольшой прыжок вверх, мягкий присед с сохранением равновесия; вернуться в и.п.

6. То же упражнение, но прыжок вверх и на полшага вперед. Перест­роение в одну шеренгу — вторая шеренга делает два шага вперед.

7. Бег в чередовании с ходьбой.
Комплекс специальных упражнений на осанку

«Мы лучше всех!»


  1. Размещение по залу врассыпную.

И.п. — стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем шаг назад; повторить несколько раз.

2. И.п. — упор стоя на коленях, спина,слегка прогнута. Наклоняя го­лову вперед, согнуть спину, вернуться в и.п.

3. И.п. — стоя, ноги врозь. Наклон туловища влево, левая рука сколь­зит вниз, правая вверх, вернуться в и.п.; то же вправо.

4. И.п. — стоя, ноги врозь, руки в стороны. Повороты туловища влево и вправо.

5. И.п. — сидя, ноги прямые, руки вверх. Наклоняясь и опуская руки вперед, поднять правую ногу и коснуться пальцев рук носком; вер­нуться в и.п.; то же левой ногой.

6. И.п. — стоя на носках, левая нога перед правой, руки на пояс. 1 Прыжки, меняя положения ног.

7. Ходьба на месте.


Комплекс упражнений для формирования правильной осанки с мешочками «Журавлики»

1. Стоя, руки на пояс, мешочек на голове. Поднимаясь на носки; от­вести локти назад, прогнуться, вернуться в и.п.

2. Стоя, руки в стороны, мешочек в правой руке. Подняв согнутую в колене правую ногу, опустить руки и, коснувшись мешочком пят­ки, переложить его в левую руку; вернуться в и.п.

3. Стоя ноги врозь, руки вниз, мешочек на голове. Поворот туловища влево, руки в стороны, вернуться в и.п.

4. Упор стоя на коленях, мешочек на полу. Выпрямляя левую ногу, поднять ее назад, вернуться в и.п.

5. Стоя руки вперед, мешочек на голове; приседаем на правой, отста­вив левую ногу назад; вернуться в и.п.

6. Стоя руки на пояс, мешочек на полу. Прыжки: четыре прыжка на двух ногах, четыре на левой, четыре надвух, четыре на правой и т.д.

Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия
Упражнения при плоской спине

1. Наклоны назад, прогнувшись из положения стоя на коленях.

2. Лежа на животе, захватив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове («корзиночка»); то же поочередно правой, левой ногой.

3. Стоя на правой, левую захватить за ступню и, сгибая ее в колене, пытаться оттянуть назад-вверх; то же другой ногой.

4. Мост из положения лежа.

5. Висы прогнувшись на гимнастической стенке.

6. Смешанные висы прогнувшись.
Упражнения при увеличенном поясничном изгибе

  1. Наклоны назад, стоя на коленях. Сохранять прямую линию от колен до головы; то же, последовательно касаясь руками пяток, затем пола.

2. Сед на пятки, руки вперед, плечами коснуться колен.

3. В положении сидя и стоя, захватив ступню ноги, притянуть колено к плечу; то же другой ногой.

4. Сесть ноги скрестно, наклониться вперед, поочередно касаясь го­ловой колен.

5. Из упора сидя разгибание ног в коленях, руки у носков.

6. Висы согнув ноги, с поворотами их вправо, влево, с разгибанием ног в угол.

8. Лежа на спине на полу, касаться пола как можно большей пло­щадью тела.

9. Поочередное поднимание ног из упора сидя.

10. Выравнивание туловища у стены (подтянуть живот).
Упражнения при увеличенном грудном изгибе

1. Стоя на коленях, руки вдоль туловища, наклониться назад, прогиба-

ясь, достать руками пятки.

2. Стоя на коленях наклонить туловище вправо, доставая правой ру­кой пятку левой ноги; то же в левую сторону.

3. Лежа на животе прогнувшись, вращение вытянутыми в стороны ру­ками.
Упражнения для уплощенной и плоской стопы

1. Ходьба по гимнастической палке и другим подобным предметам, лежащим на полу, охватывая их сводом стопы.

2. Перекаты с пяток на носки и обратно, стоя серединой ступни на гимнастической палке.

3. Собирание пальцами ног лежащей на полу скакалки, бечевки, шну­ра; захватывание и перекладывание пальцами ног различных пред­метов: палочек, шариков, карандашей.

4. Ходьба на пятках или наружных сторонах стопы с шариками, захва­ченными пальцами ног.

5. Захватить пальцами правой ноги ручку скакалки, поднять ее и взять рукой; затем пальцами левой ноги взять ее из рук и положить на пол; то же выполнить в обратном порядке.,

6. Захватывание сводами ступней малого мяча в положении сидя на скамейке; поднять ноги до положения «угол», опустить, положить мяч на пол.

7. Сидя на гимнастической скамейке, захватить пальцами правой ноги булаву за шейку, поднять ее и, перехватив пальцами левой ноги, поставить на пол.

8. Сидя на скамейке, захватить сводами стоп тело булавы, стоящей на полу, поднять, переставить влево; то же выполнить вправо.

О правилах дыхания

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.

Первое и важное условие правильного дыхания — дышать нужно через нос.

При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а выделения слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы, находящиеся в воздухе. Таким образом, в глубокие дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным. Дыхание же через рот в холодную погоду, во время занятий лыжной подготовкой может вызвать охлаждение дыхательных путей и повлечь за собой простудные заболевания.

Кроме того, дыхание через рот является более поверхностным, поэтому организм получает меньше кислорода.

В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию — дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

Как установить, правильно ли мы дышим? Есть простейший способ. Измерьте объем груди при вдохе и выдохе. Разница между максимальным объемом при вдохе и выдохе должна составлять 4-6 см. Чем она больше, тем лучше вы дышите.

Нужно научиться не только вдыхать, но и выдыхать воздух через нос. Во время выдоха слизистая оболочка носа и носоглотки раздражается продуктами выделения (углекислотой), а это способствует нормальной регуляции дыхания.

. Каждый человек должен научиться правильно дышать и овладеть дыхательной гимнастикой. Необходимо дышать всеми легкими, а не только диафрагмой (брюшное дыхание чаще свойственно мужчинам), грудью (грудное дыхание характерно для женщин) или только верхушками легких.

Вот основные упражнения дыхательной гимнастики. На первых порах их лучше выполнять, положив одну руку на грудь, а другую на живот.

Брюшное дыхание. Спокойный глубокий вдох: рука на животе поднимается, а на груди остается неподвижной. Во время выдоха живот постепенно втягивается.

Грудное дыхание. Во время вдоха и выдоха движется рука, лежащая на груди.

Полное дыхание. Вдох происходит волнообразно, т. е. начинается брюшным дыханием и плавно переходит в грудное. При выдохе живот втягивается, а заканчивается выдох опусканием грудной клетки.

Спокойное дыхание. После двух-трех глубоких вдохов и выдохов делаются два спокойных вдоха и выдоха, но обязательно тем же способом — волнообразно.

Дыхательная гимнастика противопоказана после еды и перед сном, так как возбуждает нервную систему. Упражнения надо выполнять в хорошо проветренной комнате.

Овладев правильным дыханием, выполняйте дыхательные упражнения в сочетании с физическими упражнениями разного вида (гимнастикой, бегом, плаванием).

Дыхательная гимнастика повышает работоспособность человека, предохраняет его от многих заболеваний, в том числе легочных и сердечных.

Дыхание состоит из вдоха и выдоха, которые по длительности одинаковы. Давайте это проверим.

На счет «раз, два» — делаем вдох, а на счет «три, четыре» — делаем выдох.

Комплекс дыхательных упражнений «Кто как дышит»

1. И.п. — основная стойка.

Как пыхтит тесто? «пых-пых-пых...»

2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из...»

3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш...»

4. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха...»

5. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С...»

6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони, «ф-ф-ф...»

7. И. п. — лежа на спине на полу, правая рука лежит ладонью на живо­те, левая вдоль туловища. При дыхании меняем положения рук.

8. И.п. — сидя на полу, руки на поясе. Делаем затяжной выдох, произ­нося в конце «фу-фу», каждый раз сильно втягивая живот.

9. Ходьба.

2 шага — вдох, 2 шага — выдох.

Все наши движения сопровождаются дыханием. При выполнении уп­ражнений существуют особые правила дыхания:

Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад — делаем вдох.

Свели руки перед грудью и опустили вниз — выдох.

Наклонили туловище вперед, влево, вправо — делаем выдох.

Выпрямляем или прогибаем туловище назад — вдох.

Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди — выдох.

Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа — делаем вдох.

Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха, дышим равномерно, не задерживая дыхание.

Выработке правильного дыхания способствуют занятия физическими упражнениями, а особенно дыхательные упражнения, например:

— сидя или стоя полный глубокий вдох и выдох;

— кисти рук на затылке, локти направлены вперед, в таком положении медленный и глубокий вдох (обязательно через нос), одновременно отводя локти в стороны, а затем — медленный выдох (через нос), локти приводятся в первоначальное положение;

— стоя или сидя медленно поднимать плечи — вдох, опускать — выдох;

— ходьба под счет: на два шага — вдох, на два шага — выдох; на три шага — вдох, на три шага — выдох; на четыре шага — вдох, на четыре шага — выдох.

О правильном дыхании не следует забывать и в обычной обстановке. Никогда нельзя забывать об осанке, имеющей прямое отношение к дыханию. Правильная поза во время сидения, в положении стоя или в ходьбе содействует правильному дыханию. Очень полезно для выработки правильного дыхания выполнять несколько дыхательных упражнений во время прогулки, при преодолении расстояния от дома до школы и от школы до дома.

О закаливании

Под закаливанием понимается постепенное повышение сопротивляемости организма различным внешним воздействиям и, прежде всего, таким, как холод, жара. Закаливание' — эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются:

постепенность (повышать силу закаливающего воздействия и про­должительность процедуры нужно постепенно);

систематичность (закаливание лишь тогда будет эффективным, когда осуществляется не от случая к случаю, а ежедневно и без пере­рывов);

комплексность — закаливание будет наиболее эффективным, если в комплексе используются все естественные силы природы: солнце, воздух и вода;

учет индивидуальных особенностей — при закаливании необходимо принимать во внимание и возраст, и пол, и состояние здоровья, а также местные климатические условия и привычные температурные режимы.

Перечисленные принципы закаливания справедливы как для взрослых, так и для детей, однако при закаливании младших школьников в первую очередь следует помнить, что у них каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне, должна доставлять радость и удовольствие.

Каждый школьник должен приучать себя легко переносить перемену погоды: холод, жару, ветер, сквозняки, сырость, т. е. закаляться.

Следует помнить, что в один день или даже месяц стать закаленным нельзя. Нужно* проводить закаливающие процедуры регулярно, а не от случая к случаю. Лишь на время болезни все закаливающие процедуры прекращаются и возобновляются с разрешения врача. Полезно сочетать несколько закаливающих процедур, не ограничиваясь каким-либо одним средством. Например, после утренней гимнастики сделать обтирание или принять душ, после принятия воздушных ванн искупаться в реке и т. д. Эти и другие правила закаливания надо знать, чтобы лучше использовать природные средства — солнце, воздух и воду.

Закаливание на свежем воздухе практически никому не противопоказано и проводится круглый год в ясные, солнечные дни, в пасмурную погоду, в дождь, в снегопад. Надо ежедневно проводить не менее 1—1,5 часа на свежем воздухе. Очень полезны для укрепления здоровья подвижные игры («Салки», «Белые медведи», «Зайцы в огороде», «День и ночь», «Охотники и утки», «Пятнашки» и др.) и спортивные развлечения: катание на велосипеде, санках, коньках, лыжах.

Чистый, свежий воздух улучшает аппетит, сон — укрепляет здоровье. Дети и взрослые, которые регулярно бывают на свежем воздухе, реже болеют. Однако, чтобы игры на свежем воздухе принесли как можно больше пользы для организма, нужно знать и постоянно выполнять простые, но важные правила.

1. Играть необходимо на детских площадках, в парках и скверах, на зеленых лужайках. Места, где много пыли и мало зелени, не годятся для игр. Не стоит играть вблизи мусорных ящиков, выгребных ям, туалетов. Нельзя играть на тротуарах и дорогах — это опасно для жизни.

2. Дышать носом глубоко и спокойно. Громкие крики и возгласы, особенно в холодные дни, могут привести к заболеванию голосовых связок, дыхательных путей.

3. Во время игр не следует горячиться, ссориться, ни в коем случае не пить в разгоряченном состоянии холодную воду.

4. Не играть непрерывно в подвижные игры в течение 1—1,5 часа. После 30-40 мин. нужно сделать отдых 5-10 мин. При морозе -15 °С, сильном ветре продолжительность игр и прогулок на свежем воздухе следует сократить.

Закаливание воздухом лучше всего начинать в теплые весенние или летние дни, когда воздух прогрет до +20-22 "С. Если на улице идет дождь, воздушные ванны не прекращаются, а проводятся под навесом, на террасе, в комнате с открытыми окнами. В зимнее время воздушные ванны проводятся в комнате при температуре 20 °С, затем температура постепенно снижается (каждый, раз на 1 °С) и доводится до 14° С. Продолжительность первой воздушной ванны составляет 10-15 мин., каждая следующая увеличивается на 3-5 мин. Более 1,5—2 часов детям младшего школьного возраста находиться в обнаженном виде не рекомендуется. Во время приема воздушных ванн лучше всего проводить игры, подвижные занятия. Летом, принимая воздушные ванны, полезно ходить по траве босиком.

Правила приема солнечных ванн

Солнечные ванны лучше принимать лежа, с покрытой головой, в месте, где есть свободный доступ воздуха, облегчающий теплоотдачу. Лучшее время — с 8 до 11 часов утра, когда воздух менее нагрет; за 1,5 часа до еды или спустя 1,5-2 часа после еды.

Вначале пребывание под солнцем ограничивается 8—10 мин. Затем эту процедуру ежедневно увеличивают на 5— 10 мин. и постепенно доводят до 30—40 мин. Принимая солнечные ванны, необходимо через каждые 5—10 мин. менять положение тела. После солнечных ванн рекомендуются водные процедуры, из которых лучше всего купание,

Правила приема воздушных ванн

Прием воздушных ванн лучше всего начинать ранней весной, в теплые дни (около 20 °С) в местах, защищенных от прямого воздействия солнечных лучей и ветра. Длительность приема вначале 10—15 мин., затем до 1,5-2 ч. Лучшее время для воздушных ванн — дневные часы (с 9 до 18).

Воздушные ванны не рекомендуются натощак или непосредственно после приема пищи. При появлении озноба процедуру следует немедленно прекратить. Желательно, чтобы приему воздушной ванны предшествовало предварительное разогревание организма. Пребывание на воздухе лучше сочетать с движениями (играми или ходьбой).

Систематический прием воздушных ванн в теплые дни позволяет постепенно перейти к процедурам и при более низкой температуре (16 °С). Это способствует закаливанию организма.

Самое сильное закаливающее средство — это водные процедуры. Они применяются для тренировки тела холодом, поэтому понижать темпера­туру воды или увеличивать время водных процедур следует очень осто­рожно, чтобы избежать простуды. К водным процедурам относятся: обтирание, обливание, душ и купание.

Правила проведения водных процедур

Наиболее доступно обтирание. Оно производится мокрым полотенцем или губкой, после чего тело насухо вытирается полотенцем. Для обтирания вначале используется теплая вода:

• для детей дошкольного возраста 2 8 - 2 5 = С.

• для младших школьников 25-20 °С.

Затем температура воды может понижаться на Г через каждые три-четыре дня и доводится для детей дошкольного возраста до 19 °С, для младших школьников до 16 "С.

Обливания или душ являются более сильными водными процедурами, и к ним следует приступать после того, как дети привыкли к обтиранию.

Обливание — это сильно действующая процедура, при которой к действию холода присоединяется небольшое давление струи воды на поверхность тела, усиливающее термическое раздражение. Обливание холодной водой вызывает энергичный спазм кожных сосудов с последующим быстрым расслаблением. повышает тонус нервно-мышечного аппарата, работоспособность и создает чувство бодрости. Процедура заключается в выливании холодной воды из какого-нибудь сосуда (кувшин, лейка) или шланга, подсоединенного к водопроводу, с расстояния не более 20-25 см от туловища. Обливание обычно производят в следующем порядке: спина, грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать не рекомендуется. Начальная температура воды при этой процедуре для младших школьников зимой не ниже 30 "С, летом — не ниже 28 °С, а конечная (предельная) соответственно 20 "С и 18 °С. Ее снижение производят посте­пенно, на 1—2 градуса через каждые 10 дней. Общая длительность процедуры — 1,5—2 минуты, после обливания проводится энергичное сухое растирание тела.

Наиболее сильное охлаждающее действие оказывает душ. Вследствие механического раздражения, производимого струями воды, душ вызывает более сильные общую и местную реакции, чем предыдущие водные процедуры. Поэтому душ рекомендуется в основном здоровым людям

Душ вначале следует принимать не более 10—15 с, постепенно доводя до 30-40 с.

Регулярный прием душа, как и других водных процедур, должен вызывать чувство свежести, бодрости, хороший аппетит, повышение работоспособности. При появлении неприятных ощущений (чрезмерное возбуждение, раздражительность, бессонница и пр.) необходимо или повысить температуру воды, или заменить душ более щадящей процедурой закаливания.

Лучшим временем для начала водных процедур является лето. Проводить их следует утром, после зарядки.

Одним из наиболее ценных методов закаливания является купание в открытых водоемах в теплое время года. Если купание проводят после утренней, зарядки, то пребывание в воде следует ограничить 2-3 мин., если же после солнечных ванн, то дети младшего школьного возраста могут находиться в воде 10-15 мин. Находясь в воде, надо выполнять энергичные движения, так как в противном случае возможно переохлаждение.

Детям школьного возраста рекомендуется начинать купальный сезон при температуре воды 20—22 "С, воздуха — не ниже 24 °С. Время пребывания в воде постепенно увеличивают с 5 до 15 минут в младшем школьном возрасте и до 20 минут в старшем. Заканчивают купальный сезон при температуре воды 16 °С и температуре воздуха 17 "С.

После любой водной процедуры необходимо насухо вытереть тело и растереть его рукой или сухим полотенцем.

Для закаливания организма весьма полезно ежедневно мыть ноги перед сном. Вначале мыть ноги надо теплой водой, затем температуру воды постепенно понижать до комнатной. Эта водная процедура должна войти в привычку каждого школьника.

Закаливание носоглотки. Носоглотка — одно из холодоуязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла прохладной, а за­тем холодной водой, обтирание шеи. Не следует укутывать шею теплым шарфом. В сильные морозы рекомендуется защищать горло и миндалины от прямого воздействия холодного воздуха при дыхании. Для этого кончик языка следует прижать к внутренней поверхности верхних зубов. При вдо­хе холодный воздух, обтекая язык, будет нагреваться от него и от щек; это исключит охлаждение миндалин и горла.

Обливание стоп. Эта закаливающая процедура проводится следующим образом. Опущенные в таз ноги сидящего человека обливаются водой с начальной температурой 28—30 °С, конечная температура воды — не ниже 10 °С. Снижать температуру рекомендуется на 1—2 °С каждые 7—10 дней. После процедуры ноги тщательно вытираются досуха, особенно между пальцами. Обливание стоп рекомендуется проводить утром, если же оно проводится вечером, то не позже чем за 1 час до отхода ко сну.

Контрастные ножные ванны: в один таз наливают горячую (38-42 °С), в другой — прохладную (30-32 °С) воду. Сперва ноги погружают в горячую воду на 1,5—2 минуты, затем, не вытирая, — в прохладную на 5—10 с. Такую смену проводят 4—5 раз. Через каждые 7—10 дней температуру прохладной воды снижают на 1—2 °С и к концу курса закаливания доводят до 12—15 °С. Температура горячей воды остается неизменной, так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду мож­но увеличить до 20 секунд; количество смен горячей и холодной воды мож­но довести до 8-10 раз за процедуру.

Хождение босиком. Школьникам хождение босиком рекомендуется в течение всего года, преимущественно поздней весной, летом и ранней осенью. Зимой, ранней весной и поздней осенью рекомендуется ходить босиком дома; в случае высокой степени закаленности — по инею и даже по снегу. Кроме закаливающего эффекта ходьба босиком надежно предох­раняет от плоскостопия, тренируя мышцы, поддерживающие продоль­ный и поперечный своды стопы.

Начинать ходьбу босиком можно в любом возрасте и в любое время года; в специальной литературе достаточно широко представлены различные схемы этой закаливающей процедуры. В домашних условиях весьма удобным является хождение босиком по замерзшему (заранее, с вечера положенному в морозильную камеру холодильника) полотенцу; конечно, такая процедура рекомендуется для лиц, прошедших предварительные формы закаливания.

Профилактика инфекционных заболеваний

Инфекционные заболевания, возбудителями которых являются болез­нетворные микроорганизмы, передаются от больного человека (в остром периоде заболевания) или от бактерионосителя к здоровым людям доста­точно специфическими путями.

К таким путям относятся:

Контактный — при непосредственном общении больного человека со здоровыми (прямой контакт) или через предметы домашнего обихода: белье, посуда, книга, игрушки и пр. (косвенный контакт).

Воздушно-капельный — болезнетворные микроорганизмы с капельками слюны, слизи, при разговоре, кашле, чихании попадают в воздух, оседают на пылевых частица^ и током воздуха разносятся в разные стороны. Этот путь распространения инфекции характерен для закрытых помещений; на открытом воздухе патогенные микроорганизмы довольно быстро погибают от УФ-излучения.

Водно-пищевой — инфекция передается с пищевыми продуктами или водой (питьевой, хозяйственной, промышленной).

Через живых переносчиков — насекомые, грызуны, домашние животные.

На период карантина младшие школьники не должны пользоваться школьной библиотекой. За школьниками карантинного класса осуществляется более тщательное наблюдение, с тем чтобы как можно раньше выявить заболевших и их изолировать. В учебных помещениях производится более тщательная, чем обычно, влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств; при необходимости проводят дезинфекцию всей школы. Учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам вводят сыворотку (специфическую или неспецифическую).

Перечисленные мероприятия позволяют достаточно быстро ликвидировать попавшую в школу инфекцию.

Где можно и где нельзя играть?

Несчастные случаи, происходящие в школе, почти не связаны с учебным процессом, а случаются, как правило, в связи с неорганизованностью отдыха школьников (около 80%).

Причинами травматизма на уроках физкультуры являются недостатки в организации уроков, плохое состояние спортивных залов, площадок, инвентаря, допуск к занятиям в неприспособленной одежде и обуви, нарушения учащимися дисциплины.

Для правильного физического развития организма и отдыха детей во время перемен полезно проводить подвижные игры на свежем воздухе, однако, во избежание несчастных случаев, надо учить детей правильно вести себя во время игр, выделять из числа старших школьников игровиков-затейников, организовать дежурство учителей и учащихся в коридорах, на лестницах, во дворе, в столовой и т. д.

• Кататься на санках, лыжах и коньках нужно в парках, скверах, на катках и стадионах.

• Кататься на велосипедах и самокатах можно только в отведенных для этого местах: дворах, парках и на площадках.

• Выезд на самокатах на улицу или дорогу очень опасен.

• Не катайтесь на санках, лыжах и коньках по улицам и дорогам.

• Играть надо на спортивных площадках и стадионах.

• Не играйте в снежки, в мяч и другие игры на тротуарах и на проезжей части улицы или дороги. Ты мешаешь пешеходам и движению тран-

• спорта. Водителю трудно быстро остановить машину. Игры на мос­товой опасны.

Какие правила мы можем еще придумать сами?
Играем летом

Для обеспечения высокой эффективности летних оздоровительных факторов необходимо сообщить младшим школьникам элементарные сведения о том, как нужно использовать летние каникулы для интересного отдыха и укрепления здоровья. При этом основное внимание уделяется не только вопросам соблюдения режима дня и закаливания организма, но и особенностям организации летних подвижных игр на воздухе. При проведении бесед по этим вопросам следует учитывать, что на предыдущих уроках учащиеся уже приобрели некоторые знания и представления о режиме дня, о значении пребывания на воздухе, о предупреждении травматизма.

Удовлетворяя сильно выраженной естественной потребности детей в движениях, подвижные игры и спортивные развлечения имеют большое гигиеническое и воспитательное значение. Они оказывают благотворное влияние на развитие и укрепление всего растущего организма. Они являются прекрасным средством тренировки в ходьбе, беге, прыжках. Они развивают ловкость, быстроту, силу и выносливость. Они содействуют воспитанию у учащихся таких ценных качеств, как смелость, дисциплинированность, воля и настойчивость.

Сообщение сведений об укреплении здоровья летом должно проводиться с учетом данных о бытовых условиях учащихся и других местных условий.

Учитель рассказывает детям, что с каждым днем все больше греет сол­нышко, скоро наступит лето и начнутся каникулы. В этом году мальчики и девочки нашего класса прилежно учились, хорошо успевали по всем пред­метам. Во время каникул дети получат продолжительный отдых, который они заслужили своим усердным трудом в течение почти целого года. Кто-то поедет отдыхать за город, кто-то будет посещать городской лагерь. Но где бы школьник ни находился летом, он должен стараться правильно ис­пользовать каникулы для хорошего отдыха и укрепления здоровья.

Правильно ли поступит школьник, если во время летних каникул будет целыми днями бездельничать, бесцельно слоняться по дворам, улицам или, наоборот, с утра до вечера сидеть в комнате за книжкой? Разумно ли весь день бегать, играть? Будет ли польза от отдыха, если школьник будет гулять или читать до поздней ночи, а вставать в полдень?

Нет, так беспорядочно проводить свободные дни неинтересно, так не отдохнешь, не наберешься сил, бодрости, здоровья.

Сегодня я вам объясню, как можно разумно, интересно и с пользой для здоровья провести летние каникулы.

И в каникулярное время важно соблюдать правильный режим дня. Вовремя есть, загорать, купаться; играть, заниматься физическим трудом (мастерить, работать на огороде, в саду), читать, устраивать послеобеденный отдых, спать — все это обязательно и для летнего времени.

И летом младшему школьнику надо спать не менее десяти с половиной часов. Без этого нет настоящего отдыха. Спать надо при открытом окне или по крайней мере при открытой форточке. Еще лучше, если это возможно, спать на воздухе.

Правильное питание во время каникул не менее важно, чем во время учебы. Надо точно соблюдать режим питания. Полезно для здоровья есть овощи, фрукты, ягоды, молочные продукты.

В какое время года мы имеем возможность дольше находиться на воздухе? Летом. Как только установится теплая погода, каждого человека тянет из душной комнаты на воздух — на улицу, в сквер, за город, в лес. Дети и взрослые, которые подолгу находятся на свежем воздухе, реже заболевают, чем дети, которые мало бывают на воздухе, — их организм лучше закален.

Сколько интересных игр и развлечений лето принесет всем девочкам и мальчикам! Какими играми вы любите заниматься летом?

Дополняя и развивая ответы детей, учитель разъясняет учащимся, что подвижные игры на воздухе летом не только интересны и увлекательны, но и очень полезны для укрепления здоровья. Эти игры необходимы для того, чтобы дети росли сильными, крепкими, умеющими хорошо ходить, бегать, прыгать.

Учитель называет несколько подвижных игр и добавляет, что через некоторое время, когда достаточно потеплеет, он поможет детям организовать эти игры на школьном дворе.

В числе рекомендуемых игр учитель называет и такие, например, как игры с обручем, со скакалкой, игры в палочку-выручалочку.

Все мальчики и девочки нашего класса должны научиться разным играм и спортивным развлечениям и ежедневно заниматься ими.

Учитель разъясняет детям простые, но важные гигиенические правила, которые надо соблюдать при играх и спортивных развлечениях.

Нельзя играть очень долго, более часа или полутора часов подряд. Полезно после каждых 30-40 минут устраивать перерыв в 5—10 минут для -отдыха. Пешеходную прогулку дети 1-2 классов могут делать на расстояние не более трех километров. После 30—35 минут делается остановка, «привал» на 10 минут. Ходить надо спокойно, не быстро (с такой скоростью, чтобы пройти три километра примерно за 1 час 20 минут, считая время на остановку). После часа или полутора часов ходьбы надо устроить более продолжительный перерыв, «привал», на полчаса или час. При ходьбе нельзя сутулиться, горбиться, опускать голову. Важно соблюдать правильную осанку, держать корпус и голову прямо, смотреть вперед.

Несколько школьников показывают, как надо соблюдать правильную осанку (показ картинок).

Надо приучать себя при играх и спортивных развлечениях дышать носом, дышать глубоко, ровно.

Если школьники во время игр и спортивных развлечений не соблюдают порядка и дисциплины, озорничают, они могут причинить себе и другим ушибы, увечья.

Для игр и развлечений надо выбирать подходящее место. Недопустимо играть на проезжей части улицы, на дорогах — здесь на детей может внезапно выскочить автотранстпорт. И на тротуаре играть не надо, — увлекшись игрой, школьники нередко перебегают с тротуаров на проезжую часть улицы. Не надо играть вблизи мусорных ящиков — здесь обычно воздух несвежий. Наилучшие места для игр детей — чистые, не пыльные, а еще лучше покрытые травой детские площадки, городские парки. Играя в этих местах, дети дышат чистым, свежим воздухом, им не угрожает опасность попасть под машину. Здесь взрослые и сами дети следят за порядком и заботятся о том, чтобы играть и развлекаться было весело и интересно.

Во время игры не следует слишком горячиться. Необходимо оберегать себя от перегревания на солнце. Нельзя пить холодную воду в разгоряченном состоянии.

Если в классе имеются дети, которые катаются на двухколесном велосипеде, надо им разъяснить, что езда на велосипеде полезна для детей только при соблюдении некоторых правил. Нельзя кататься на велосипедах для взрослых. Слишком продолжительная или очень быстрая езда сильно утомляет, вызывает слабость, — она вредит здоровью. В первое время можно кататься примерно около получаса, постепенно можно увеличивать продолжительность езды до часа, часа с четвертью. После первого получаса надо делать короткий перерыв для отдыха. При катании на велосипеде не надо стремиться обгонять друг друга. Ездить надо спокойно, на достаточном расстоянии от одного велосипеда до другого. Младшим школьникам нельзя ездить на велосипеде по улицам и дорогам, где много машин и пешеходов. Можно кататься только на малолюдных улицах, в тихих переулках, в специально отведенных для езды на велосипедах местах, где нет движения транспорта.

Играем зимой

Особого внимания заслуживает вопрос о широком внедрении в быт школьников правильного использования зимних игр и развлечений на воздухе. Важно дать всем школьникам элементарное представление о том, что зимой имеется очень много возможностей для интересных, увлекательных и полезных для здоровья игр и развлечений на воздухе. Надо рассеять встречающуюся у младших школьников боязнь холодного воздуха. Следует знакомить детей с простейшими правилами, которые необходимо соблюдать для того, чтобы зимние игры и развлечения приносили только пользу и ни в коем случае не могли нанести ущерб здоровью.

Знакомясь с бытовыми условиями и режимом дня учащихся своего класса, учитель собирает возможно более точные сведения о том, какими видами зимних спортивных развлечений регулярно занимается каждый учащийся, сколько времени бывает каждый ребенок на воздухе в зимнее время. В отношении детей, которые фактически не занимаются зимним спортом, мало бывают на воздухе, учитель выясняет причины этого серьезного недочета в физическом воспитании ребенка. Если у некоторых детей нет спортивных принадлежностей или специальной одежды и обуви, учитель рекомендует родителям приобрести коньки, лыжи или санки, дает советы о том, какой спортивной одеждой или обувью надо обзавестись или как приспособить для этой цели имеющуюся одежду.

Если ребенок не приучен к регулярным занятиям зимним спортом, не умеет ходить на лыжах, бегать на коньках, не проявляет к этому интереса, требуется дополнительная дифференцированная разъяснительная работа среди родителей и воспитательная работа с младшими школьниками, уже в индивидуальных беседах.

Для того чтобы привлечь детей к занятиям зимним спортом, очень важно оборудовать при школе с участием школьников и актива родителей каток, площадку для зимних игр. Одновременно следует пропагандировать организацию спортивных детских площадок, катков во дворах, на скверах, в парках.

Учитель спрашивает у младших школьников, какое время года им больше нравится — лето или зима. Уточнив ответы детей, напомнив уча­щимся рассказ К. Ушинского «Четыре желания» и объяснив, что каждое время года имеет свои прелести, учитель опрашивает детей, какими игра­ми и развлечениями они любят заниматься зимой. Оказывается, не только летом, но и зимой есть много интересных игр и развлечений, доставляю­щих детям много удовольствия, радости. Зимой, когда замерзают реки и озера, когда вся земля кругом покрывается снегом, дети могут кататься на санках и на коньках, ходить на лыжах, строить из снега крепости и снеж­ные бабы, играть в снежки. Полезно ли зимой быть на воздухе? Да, очень полезно. Когда мы не стоим на месте, а двигаемся, бегаем, прыгаем, нам холод и мороз совсем не страшны, мы никогда не зябнем. Движения сог­ревают нас, нам становится тепло. Очень полезно зимой быть на воздухе еще потому, что воздух зимой гораздо чище, чем летом, в нем почти сов­сем нет пыли. Почему? Потому, что земля замерзла и все покрыто снегом. От игр на воздухе зимой дети становятся более здоровыми, крепкими. Гу­ляя, играя на воздухе зимой, дети привыкают к холоду, они легко перено­сят холод, редко простуживаются, редко болеют. Зимний воздух очень хорошо закаливает детей.

Запомните: подвижные игры и спортивные развлечения на воздухе зимой очень полезны для здоровья. Поэтому все дети должны научиться кататься на коньках, на санках, ходить на лыжах. Надо также развлекаться на воздухе различными играми — играть в снежки, строить крепости, лепить снежные бабы.

На уроках по физической культуре вы будете учиться, как ходить на лыжах, будете проводить интересные игры на лыжах (например, «Снежком по мячу», «Кто дальше», «Быстрый лыжник», «Пустое место»).

Учитель спрашивает, всегда ли зимние игры приносят детям пользу. Он помогает детям подобрать ряд примеров, которые показывают, что иногда при неправильном пользовании развлечениями игры могут принести вместо пользы вред. Это может случиться, если, например, школьник будет слишком долго, много часов без перерыва, находиться на морозе. Если будешь кататься на коньках в тяжелой шубе, то быстро уста­нешь, вспотеешь и можешь легко простудиться. Точно так же причинишь вред здоровью, если, разгорячившись, сядешь на лед, на снег или распахнешь на морозе пальто, или глотнешь снегу. Вот почему надо обязательно знать и соблюдать следующие правила.1

При катании на коньках, ходьбе на лыжах:

• одевайся легко, но тепло;

• проверяй, правильно ли налажены коньки и лыжи;

• катайся не более часа или полутора часов;

• если подскользнешься, постарайся упасть на бок, не на спину, — тогда меньше ушибешься;

• нельзя отдыхать на морозе, нельзя садиться на лед и на снег, нельзя пить очень холодную воду.

• отдыхай только в теплом помещении, расстегнув верхнюю одежду;

• не распахивай пальто на холоде;

• не катайся при сильном морозе или ветре, не катайся и в оттепель. Учитель подводит детей к заключению: зимним спортом надо

заниматься разумно, тогда можно уберечь себя от заболеваний, укрепить здоровье.

Оказание первой доврачебной помощи при травмах

Любые травмы требуют немедленной помощи. В условиях, где не всегда возможно получить быстро медицинскую помощь, учителя и тродители до прибытия медицинских работников должны уметь оказать пострадавшим школьникам правильную и своевременную первую помощь. Обучение учащихся простейшим приемам оказания себе и товарищам первой помощи надо начинать с первого класса. Эту работу могут проводить школьные медицинские работники, а также учитель в процессе учебной деятельности при изучении соответствующих текстов на уроках.

Первая помощь при ушибах. При падениях или в результате удара можно получить ушибы. На месте сильного ушиба появляется опухоль, покрас­нение , кровоподтек. В первую очередь поврежденному участку тела нужно обеспечить покой, неподвижность и наложить холод. Это может быть пу­зырь со льдом, смоченное в холодной воде полотенце. Держать холод на месте ушиба нужно не менее часа с 3—4 перерывами по 5 мин. Холод уменьшает болезненность и кровоизлияние в окружающие ткани.

При ушибах носа часто появляется кровотечение. В таком случае на переносицу надо положить ткань, смоченную холодной водой, голову наклонить вперед, а не назад. На 10—15 мин. зажать крылья носа пальцами и дышать ртом. При таком положении стекающая кровь свертывается и закупоривает сосуд. Если кровотечение не прекращается, вызвать скорую помощь или отправить пострадавшего в медпункт.

Очень опасен ушиб головы, который может сопровождаться такими серьезными травмами, как сотрясение мозга, переломы костей черепа и т.д. Пострадавшему немедленно обеспечивают полный покой, к поврежденному участку прикладывают холод и обязательно вызывают врача. При вынужденной доставке в больницу пострадавший не должен идти пешком или ехать сидя. Нужно уложить пострадавшего на спину, под голову положить подушку.

Первая помощь при вывихах, растяжениях связок, переломах. При по­дозрении на растяжение связок, вывих или перелом не делайте попыток к вправлению. Ослабить боль, уменьшить внутреннее кровотечение, пре­дупредить смещение костных обломков поможет обеспечение неподвиж­ности поврежденному участку тела и наложение повязки с шиной. В качестве подсобных средств при наложении шины можно использовать доску, фанеру, плотный картон, обернутые во что-либо мягкое. Шину плотно прибинтовывают так, чтобы она захватывала суставы выше и ниже места перелома и создавала тем самым неподвижность поврежденному месту. Пострадавшему дают выпить горячего чая, в холодное время года тепло укрывают.

Первая помощь при открытых ранах. Нередко ссадины, порезы и дру­гие раны сопровождаются кровотечением. Большая потеря крови предс­тавляет угрозу для жизни пострадавшего. При оказании первой помощи следует пользоваться методами временной остановки кровотечения: если рана глубокая и сильно кровоточит, пораженную конечность (руку, ногу) поднять вверх, на рану наложить стерильную (обеззараженную) повязку. Вместо бинта рану можно перевязать чистой, хорошо выглаженной тканью. Для прекращения кровотечения можно применить наложение жгута. Руку или ногу выше места раны обвязывают платком, поясом, а в узел, как закрутку, вставляют карандаш или палочку и, чтобы жгут плотно облегал вокруг конечности, несколькими поворотами карандаша или па­лочки закручивают повязку. Жгут нельзя держать более 1—1,5 часа, так как может произойти омертвение тканей. Ссадины, порезы, а также кожу вок­руг раны смазать йодом. Нельзя касаться раны руками или промывать во­дой, этим можно внести инфекцию и вызвать осложнения. После наложения на рану стерильного материала, наверх положить небольшой слой ваты и всю повязку прибинтовать. Затем пострадавший должен быть доставлен в медицинское учреждение для прививки против столбняка.

Первая помощь при укусах насекомых. При укусе насекомых (пчел, ос) необходимо в первую очередь удалить жало и выдавить яд, сдавливая паль­цами ранку с двух сторон. Затем наложить салфетку, смоченную нашатыр­ным спиртом или одеколоном для уменьшения припухлости, покраснения. Если пострадавший вял, жалуется на головокружение, тош­ноту, надо дать ему сладкого чая и вызвать врача.

Первая помощь при отравлениях. Отравление может быть вызвано не­доброкачественными пищевыми продуктами, лекарствами, несъедобны­ми грибами и ядовитыми растениями, угарным или горючим газом при неумелом пользовании газовыми плитами и т. д. При отравлении важно оказать первую помощь до прихода врача, так как каждая минута промед­ления может стоить пострадавшему жизни. Прежде всего надо попытаться выяснить характер отравления.

При отравлении угарным или горючим газом пострадавшего надо вынести на свежий воздух, дать понюхать нашатырный спирт. При остановке дыхания делать искусственное дыхание, растирать тело. Если с момента пищевого отравления прошло не более 30—40 мин., эффективным средством для выведения яда будет промывание желудка. Пострадавшему дают выпить сразу 2—3 стакана воды, затем, чтобы вызвать рвоту, вводят поглубже в рот два пальца (пострадавший может сделать это сам). Так повторить 2—3 раза. При отравлении кислотами (например, уксусной, азотной, соляной и др.) надо промывать желудок длительное время. После промывания желудка положить пострадавшему на живот, к рукам и ногам грелку. Дать обильное горячее питье. Остальные мероприятия проводятся врачом.

Первая помощь при ожогах. Ожог может быть вызван огнем, паром, ки­пятком, солнечными лучами, химическими веществами и т. д. При оказа­нии помощи обожженному следует стараться все делать быстро. Если на пострадавшем горит одежда, сбить пламя, накинув на него плотную ткань (одеяло, пальто и др.). Нельзя бежать в горящей одежде, так как ветер уве­личивает пламя и усиливает ожоги. Не следует срывать с обожженного мес­та одежду. Разрезав ее ножницами, осторожно освободить пострадавшего и завернуть его в чистую проглаженную простыню. До приезда врача дать вы­пить крепкого чая или кофе, укрыть одеялом, так как у пострадавшего мо­жет быть озноб. При несильных ожогах достаточно быстро подставить обожженное место под струю проточной воды на 10—15 мин., а затем нало­жить стерильную ткань, смоченную раствором спирта, календулы. Если ожог вызван химическими веществами, обожженные участки кожи обмытьв течение 15—20 мин. струей холодной воды и наложить стерильную ткань, пропитанную раствором питьевой соды, при ожогах кислотами, а при ожо­ге щелочами — слабым раствором столового уксуса или борной кислоты (1 чайная ложка на 1 стакан воды).

Первая помощь при солнечных и тепловых ударах. Летом, в жаркое и су­хое время года, когда человек долгое время находится на солнце с непок­рытой головой, может произойти солнечный удар, а при перегревании организма в жаркую безветренную погоду — тепловой. Пострадавший на­чинает испытывать жажду, усталость, лицо его сначала краснеет, затем бледнеет, повышается температура, возможна даже потеря сознания. При оказании первой помощи пострадавшего необходимо перенести в прох­ладное место, снять стесняющую дыхание одежду и уложить его так, чтобы голова была выше туловища. Обтереть лицо и грудь холодной водой, на го­лову положить ткань, смоченную холодной водой или пузырь со льдом. При резком ослаблении дыхания дать понюхать нашатырный спирт, на­чать искусственное дыхание и вызвать врача.

Первая помощь при обморожениях. Зимой в морозные дни и даже при температуре 0—3° тепла, если она сопровождается сыростью и ветром, воз­можны обморожения. Обморожение могут вызвать тесная обувь, одежда, тугие завязки, как средства, нарушающие нормальное кровообращение. Обмороженный участок теряет чувствительность, белеет, при отогрева­нии краснеет, отекает, появляется боль и зуд.

Пострадавшего следует внести в теплое помещение, дать горячего чая, пораженные места обмыть теплой водой с мылом или протереть ваткой, смоченной спиртом, одеколоном, чтобы при растирании не внести инфекцию. Затем чисто вымытыми руками, слегка смоченными одеколоном или спиртом, начать осторожно растирать обмороженный участок до тех пор, пока кожа не покраснеет. Нельзя растирать обмороженный участок на холоде снегом — можно повредить кожу, внести инфекцию. В случае общего замерзания, при обморожениях конечностей (рук или ног) лучше всего сделать ванну не выше 37° и в ней, после смывания грязи, в чистой воде делать массаж. Если на месте обморожения вместо белого пятна появился красно-синий отек или пузыри, нельзя вскрывать их. На это место надо наложить стерильную повязку и вызвать врача.

Первая помощь при поражениях электрическим током и молнией. Любое поражение электричеством, даже на первый взгляд незначительное, мо­жет быть опасным, так как влияние тока на нервную систему, сердце мо­жет проявиться не сразу, а несколько позже. Поэтому во всех случаях поражения электрическим током или молнией после оказания первой по­мощи пострадавшего надо доставить в медпункт или вызвать врача.

Оказывая первую помощь, прежде всего надо прекратить действие тока, выключив рубильник или вывернув предохранительные пробки, сухой деревянной палкой оттянуть провод. Оказывающий помощь должен предварительно обеспечить себе безопасность: обернуть руки сухой тряпкой или надеть сухие шерстяные перчатки, встать на сухую доску или обуть резиновые сапоги. Если пострадавший находится в сознании, его надо уложить в постель, напоить крепким горячим чаем и обеспечить полный покой. Обожженные места можно смазать крепким раствором марганцевокислого калия и наложить сухую стерильную повязку. При потере сознания немедленно приступить к искусственному дыханию, предварительно сняв с пострадавшего стесняющую одежду.

Первая помощь при попадании различных предметов в дыхательные пути, пищевод, желудок, ухо, нос. Вредная привычка у многих младших школьников — постоянно держать что-либо во рту, может привести к нес­частному случаю. При быстром глубоком вдохе во время разговора, каш­ля, смеха, испуга, падения находящийся во рту предмет может попасть со струей воздуха в дыхательные пути, пищевод, желудок. Если предмет ост­рый, крупный, удушье может окончиться смертью. В последнее время сре~ ди школьников участились случаи попадания в дыхательные пути колпачков от авторучек. Следует помнить, что во время письменных работ колпачки от авторучек должны находиться на парте, а по окончании зада­ний надеваться на ручку. Нередко школьники, балуясь, засовывают мел­кие предметы (монеты, бусы, значки, цветные пуговицы, винтики, кнопки и т. д.) в нос или уши. Не делайте попыток самостоятельно удалить их, а немедленно обращайтесь к врачу, так как здесь необходима помощь только квалифицированного специалиста. Самостоятельные попытки удаления инородных тел в первом случае, т. е. когда они находятся в дыха­тельных путях, могут привести к удушью, а во втором случае неправиль­ными манипуляциями можно проткнуть барабанную перепонку. При попадании инородных тел в пищевод и желудок необходима консультация врача, так как острые предметы могут не только задержаться в пищеводе, но и поранить его.

Искусственное дыхание при попадании различных предметов в дыхатель­ные пути, пищевод, желудок, ухо, нос. При оказании помощи иногда прихо­дится прибегать к искусственному дыханию. Самым эффективным и простым является способ «рот в рот», «рот в нос». В первую очередь надо устранить причины, вызывающие удушье. Для проведения искусственно­го дыхания пострадавшего надо положить на спину на плоскую ровную поверхность (стол, пол, землю), подложив под лопатки подушку или свер­нутую валиком одежду, чтобы грудь была приподнята. Голова пострадав­шего должна быть сильно запрокинута назад, иначе воздух пойдет в желудок. Оказывающий помощь становится на колени возле пострадав­шего, одной рукой зажимает пальцами его нос во избежание утечки возду­ха, а другой захватывает нижнюю челюсть за подбородок и приоткрывает рот. Затем глубоко вздохнуть и быстро, плотно прижать через носовой платок, марлю свои губы к приоткрытому рту пострадавшего. Равномер­но, но энергично, 16—18 раз в минуту, вдувать в рот пострадавшего воздух. Это будет искусственный вдох. Выдох осуществляется сам собой в тот мо­мент, когда не делают вдувания воздуха. Грудная клетка опадает, и насту­пает искусственный выдох.

Способ «рот в нос» применяется в тех случаях, когда у пострадавшего плотно сжаты челюсти и невозможно открыть рот. Этот способ отличается от предыдущего лишь тем, что воздух вдувается пострадавшему через нос.

Искусственное дыхание насыщает кровь пострадавшего кислородом, раздражает нервные окончания, что способствует восстановлению естественного дыхания

Первая помощь и приемы спасания тонущего. При несчастном случае, прежде чем бросаться в воду, нужно быстро, оценить обстановку и выбрать способ оказания помощи. Нет необходимости всегда самому подплывать к тонущему. Иногда, если происшествие случилось недалеко от бортика бассейна (или берега водоема), лучше бросить пострадавшему какой-либо предмет, за который он сможет ухватиться: спасательный круг, доску и др. Если тонущий находится далеко в стороне, то лучше это расстояние про­бежать по берегу, чтобы плыть пришлось как можно меньше. Спасатель не должен прыгать в воду в одежде. Нужно спокойно, без суеты, быстро раз­деться и обязательно снять обувь. К утопающему нужно подплывать таким образом, чтобы он не видел спасателя и не стал цепляться за него. Если то­нущий скрылся под водой, спасатель должен нырять, чтобы определить его местонахождение. В случае, если тонущий схватит спасателя, послед­ний должен знать, как освобождаться от таких захватов, поскольку в сос­тоянии испуга тонущий не всегда отдает отчет своим действиям.
1   2   3   4