Главная страница

«Адаптация учащегося 5 класса к условиям обучения в среднем звене школы»


Скачать 101.34 Kb.
Название «Адаптация учащегося 5 класса к условиям обучения в среднем звене школы»
Дата 27.04.2016
Размер 101.34 Kb.
Тип Анализ

СПРАВКА
об итогах классно-обобщающего контроля в 5 классе.
В соответствии с планом, с целью контроля за качеством знаний обучающегося, уровнем адаптации обучающегося с 1сентября по 27 октября 2014 г. был проведён классно-обобщающий контроль в 5 классе.
Тема: «Адаптация учащегося 5 класса к условиям обучения в среднем звене школы».

Цель: учёт индивидуальных особенностей и личностных качеств учащегося в адаптации школьников к условиям обучения в среднем звене, сформированность ЗУН, условия нормализации учебной нагрузки учащегося, единство требований к учащемуся со стороны учителей-предметников, учёт индивидуальных особенностей обучающегося.


В ходе контроля была проведена следующая работа:

1. Проанализированы результаты входных контрольных работ по математике, русскому языку на начало года.

2. Посещены и проанализированы уроки.

3. Проведен анализ качества знаний обучающегося 5 класса в сравнении с прошлым учебным годом.

4. Проведена проверка тетрадей обучающегося по русскому языку и математике.

5. Проведена проверка дневников обучающегося.

6. Проведено анкетирование пятиклассника.

7. Проведена диагностика по уровню мотивации обучающихся.

8. Проведено анкетирование родителей.

9. Проведено анкетирование учителей.
На начало учебного года в классе обучалось 1 человек: мальчик.

1. Анализ входных контрольных работ.

Анализ входных контрольных работ, проведенных на начало учебного года по русскому языку и математике показал, что уровень обученности уч-ся по русскому языку недостаточный: Качество знаний-0 %. В сравнении с прошлым годом (итоговая контрольная работа) - общая успеваемость – 100 %, качество – 0 %.

Обучающийся допустил ошибки на следующие орфограммы: правописание безударной гласной в корне слова, - правописание окончания, ошибки в словарных словах.

Контрольная работа по математике показала, что уровень обученности недостаточный. Качество знаний – 0%. В сравнении с прошлым годом качество знаний также отсутствует.

В ходе контроля в классе посещены уроки (математика, русский язык, литература, немецкий язык)

2. Анализ уроков.

Преподавание русского языка.

Русский язык в 5 классе преподает Щербинина Т.В. Преподавание русского языка в 5 кл. ведётся по программе Министерства образования РФ для общеобразовательных учреждений по учебнику М.Н. Разумовской «Русский язык».

Посещение уроков показало, что учитель владеет методикой проведения занятий по русскому языку, чётко прослеживаются этапы урока. Учитель приучает уч-ся к самостоятельной деятельности на уроке, учит делать выводы и обобщения. На уроках применяются дифференцированные задания, проводятся словарные диктанты. Учитель проводит работу по формированию общеучебных умений и навыков: выделения главного, умения сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, анализировать. В соответствии с программой ведется повторение материала, изученного в начальной школе по орфографии и пунктуации. Учитель создает на уроках атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Учащийся на уроках неактивен, даёт неполные ответы.

Преподавание математики.

Математику в 5 классе преподает Кошелева Л.А. Математика в 5 классе преподается по программе для общеобразовательных школ по учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика» для 5-х классов.

Посещённый урок показал, что учитель в совершенстве владеет планированием и методикой проведения занятий. Она формирует необходимые ЗУН, используя для этого разнообразные формы и методы обучения и контроля. Учитель чётко объясняет учебный материал, рационально распределяет время на все этапы урока. Учитель, учитывая возрастные особенности обучающегося, а также с целью усиления заинтересованности предметом, проводит в начале урока математическую разминку, устный счёт. Обучающийся на уроке дисциплинирован, но не организован. Учитель во время урока проводит физкультминутку.

Преподавание немецкого языка.

Немецкий язык в 5 классе преподает Желнова О.А. Уроки методически грамотны. Учитель использует на уроке различные виды и формы работы, достаточное использование наглядных пособий. Учителем грамотно построена работа по тексту, на протяжении всего урока отрабатывались навыки правильного произношения, чтения, перевода. На уроке обучающийся не был активным. Испытывает постоянные затруднения.

Части урока логически связаны друг с другом. Своевременно проведена физкультурная пауза. Домашнее задание дано с объяснением.

3. Анализ качества знаний обучающегося 5 класса в сравнении с прошлым учебным годом.

Анализ показал, что качество знаний по основным предметам в сравнении с прошлым годом не повысилось: русский язык – 0 %, математика – 0 %, ИЗО, технология, музыка, физкультура – качество знаний осталось на том же уровне.

4. Проверка тетрадей обучающихся по русскому языку и математике.

Справка по итогам проверки тетрадей по русскому языку в 5 классе

Учитель : Щербинина Т. В.

Цель проверки:   

- правильность оформления письменных работ;

- соблюдение единого орфографического режима;

- наличие работы над ошибками;

- правильность подписи тетрадей;

- соответствие объёма классных и домашних работ.

Были проверены рабочие тетради по русскому языку обучающегося 5 класса.

Количество обучающихся: 1

Сдано на проверку: 1 тетрадь

Единый орфографический режим в целом соблюдается. Тетради должны быть аккуратными, в обложках, что у уч-ся не выполняется. Большинство Обучающийся пишет в тетрадях неаккуратным, неразборчивым почерком.

Слово «Упражнение…» должно писаться полностью. Учителю необходимо контролировать соблюдение этого правила.

На основании требований к ведению тетрадей подчеркивания необходимо выполнять аккуратно простым карандашом, с применением линейки.   Обучающийся не соблюдает данное требование.  Учитель обращает на это внимание. Есть система работы над ошибками.

Объем классных и домашних работ, разнообразие видов классной работы и её объём, полнота выполнения домашних работ не всегда соответствует норме.

По итогам проверки выявлено, что тетради регулярно проверяются. В целом, состояние проверки тетрадей удовлетворительное.
Учитывая результаты проверки, изложенные в справке, в целях улучшения уровня обученности учащихся учителю рекомендовано:

1. Качественно проверять тетради учащихся.

2. Требовать единообразного и правильного выполнения надписей на тетрадях обучающихся и оформлении письменных работ (на основании «Единого орфографического режима ведения школьной документации»).

3.  Систематически  проводить работу над ошибками.

4. Устранить указанные в справке замечания
Справка по итогам проверки тетрадей по математике в 5 классе

Учитель: Кошелева Л.А.

Цель проверки:

- правильность оформления письменных работ;

- соблюдение единого орфографического режима;

- наличие работы над ошибками;

- правильность подписи тетрадей;

- соответствие объёма классных и домашних работ.

Были проверены рабочие тетради по математике обучающегося 5 класса.

Количество обучающихся: 1

Сдано на проверку: 1

Анализ показал, что тетради ежедневно проверяются учителем, оценки выставляются объективно. Ученик неаккуратно оформляет работы, учитель пишет замечания в тетрадь. В рабочих тетрадях прослеживаются даты, почти соблюдается единый орфографический режим. Тетради в обложках, подписаны без ошибок, в едином стиле. Между классной и домашней работой пропускается четыре клетки. Прослеживается выполнение работы над ошибками. Наблюдается разнообразие видов работ: тесты, самостоятельные работы.

Объём классных и домашних работ, достаточность и полнота выполнения домашних работ не всегда соответствует норме.

В целом, состояние проверки тетрадей хорошее.
5. Проверка дневников обучающихся.

В соответствии с планом внутришкольного контроля был проверен дневник обучающегося 5 класса.

Цель контроля: выполнение единого орфографического режима и правил ведения дневника, периодичность проверки, информирование родителей через дневник.

Классный руководитель 5 класса: Щербинина Татьяна Викторовна

1.Наличие дневника

кол-во обучающихся по списку

1

кол-во дневников на момент проверки

1

2. Работа учащихся с дневником

Оформление титульного листа

Оформлено

Заполнение данных об учителях-предметниках

+

Наличие расписания занятий на четверть

+

Наличие расписания по неделям

+

Запись домашнего задания

не по всем предметам

Аккуратность ведения дневника, его внешний вид

дневник без обложки

3.Работа учителей и классного руководителя

Текущий учет знаний


не все учителя выставляют текущие оценки

Контроль за ведением дневника

+

Наличие подписи в конце недели

+

4.Контроль родителей

Наличие подписи родителей в конце недели

+

Рекомендации

1. Классному руководителю:

- повторно довести до сведения обучающегося (на классных часах) и его родителей (на родительском собрании) «Требования к заполнению дневников»;

- контролировать запись расписания на учебную четверть и в течение недели;

- контролировать внешний вид дневников;

- не допускать отметок без подписи учителя;

- добиваться правильного, аккуратного заполнения дневника обучающимся (не допускать заполнения дневника простым карандашом).

2. Учителям-предметникам:

- своевременно выставлять отметки в дневник обучающегося.
6. Анкетирование пятиклассников «Отношение школьников к учению»

Анкетирование показало, что обучающийся отдаёт предпочтение физкультуре, любит уроки технологию, ИЗО. В среднем обучающийся 5 класса затрачивает 1 час на выполнение домашних работ. Этого времени для него явно недостаточно.

Данная анкета свидетельствует: обучающийся считает, что домашние задания не превышают норму, при подготовке домашнего задания обращается за помощью к родителям и учителям. Он согласен, что мешает ему учиться собственная лень и трудный материал.
7. Диагностика уровня школьной мотивации обучающихся.

С целью выявления школьной мотивации обучающихся был проведен тест «Мотивация учения и адаптация пятиклассников». Учащимуся предлагалось продолжить 4 предложения анкеты. Данная анкета определяет пять уровней школьной адаптации. Согласно результатам анкетирования обучающийся(1 чел.) имеет сниженный уровень школьной мотивации.

Уч-ся 5 кл.показал развитие сниженного уровня школьной мотивации имеет положительное отношение к школе, но школа привлекает его внеучебной деятельностью. Еремин С. достаточно благополучно чувствует себя в школе, но ходит в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, и учебный процесс его мало привлекает.

Таким образом, ученик со сниженным уровнем по данному тесту находится в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Ему требуется контроль и помощь взрослых, он составляют «группу риска».  Еремин С. испытывает трудности в обучении: он не справляются с учебной деятельностью, испытывает проблемы во взаимоотношениях с учителями.
8. Анкетирование родителей.

Анкетирование показало, что родители Еремина С. считают, что их ребёнку нужна помощь учителя (дополнительные занятия, доскональное объяснение домашнего задания). Родители желают учителям терпения.
9. Анкетирование учителей.

Данное анкетирование показало, что 5 педагогов предпочитают демократический стиль общения с обучающимся. Чаще всего в работе с обучающимся 5 класса учителя выбирают следующие формы и методы работы: игра, наглядность, беседа, рассказ; педагогические технологии: коммуникативные, игровые, личностно-ориентированные, ИКТ.

Большинство педагогов считают, что для развития учебной мотивации успешны следующие способы: самооценка, похвала. Самостоятельная работа на уроках в основном занимает 30-40 %. Почти все педагоги используют на уроках рефлексию.
Общие выводы:

Анализ уроков показал, что эмоциональная обстановка на уроках благоприятная. Учителя-предметники доброжелательны по отношению к учащемуся, поддерживают в случаях затруднений (задают наводящие вопросы, помогают вспомнить правило или определение). Педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащегося путём подбора и дифференциации заданий, разнообразят виды деятельности, регулярно проводят физминутки.

Согласно проведённому мониторингу, анализам уроков, проверке тетрадей по предметам, анкетированию обучающихся, родителей, учителей можно сделать следующие выводы:

1. Обучающий адаптировался в 5 классе.

2.Практически обучающийся 5 класса подготовлен к изучению учебного материала основной школы.

3. Объем домашних заданий по предметам не превышает норму.

4. Учителя, преподающие в 5 классе, хорошо знают предмет, методику преподавания.

5. Учителя учитывают возрастные и психолого-педагогические особенности обучающихся.

6. Проводится работа по формированию общеучебных и предметных умений и навыков.
Рекомендации:

На основании итогов классно – обобщающего контроля рекомендуется:

  1. Всем учителям – предметникам в работе с обучающимся внедрять личностно – ориентированные, ИКТ- технологии.

  2. Всем учителям – предметникам рационально использовать учебное время урока.

  3. Учителям, работающим в 5 классе усилить контроль за соблюдением единого орфографического режима.

  4. Учитывая возрастные особенности обучающегося, использовать разные формы работы на уроке.

  5. Проверять запись обучающимся домашнего задания в дневник.

  6. Выставлять в дневники обучающегося отметки по предмету в день проведения урока.



Руководитель ШМО: ____________О.А.Желнова
___________Л.А.Кошелева