Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Управление качеством образования через организацию контроля, проектирования и проведения учебных занятий |
 Скачать 57.48 Kb. |
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ КОНТРОЛЯ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Управление качеством образования и в частности главной его составляющей – образовательным процессом, можно рассматривать с трех позиций:
1.Управление определяется как деятельность по реализации целей образовательной организации
В качестве признаков этой специфической деятельности применительно к управлению образовательным процессом можно выделить следующие:
функциональный состав (планирование, организацию, контроль и руководство);
целевое назначение (организация совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность ее на достижение образовательных целей);
наличие субъектов образовательной деятельности
В этом случае мы имеем в качестве цели управления получение вполне определенного предметного результата.
2.Управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу и т.п.
В этом случае мы имеем в качестве цели управления целенаправленное воздействие на объект (образовательный процесс) управления и как результат изменение последнего или процесс воздействия на другого человека, также приводящий к изменению последнего. В этом определении признается активность только за управляющим, а управляемый воспринимается как прямой исполнитель, который следует некой навязанной норме. Однако если в управлении присутствует воздействие (диалог) субъектов друг на друга, неминуемо происходят изменения и в управляемых и управляющих.
3.Управление рассматривается как взаимодействие субъектов.
Суть взаимодействия состоит в непрерывности прямого и обратного воздействий субъектов реализующих образовательный процесс (руководство - преподаватель) и предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых. В результате происходит смена состояний взаимодействующих субъектов. Проявлением взаимодействия является общение и деятельность Такое понимание управления позволяет утверждать, что объектом управления является не работник, а целостная учебная ситуация, что важно в двух аспектах:
Во-первых, в этом случае работник становится конструктором ситуации совместно с руководителем.
Во-вторых, появляется другое видение роли и места преподавателя в образовательном процессе.
Чтобы состоялось управление качеством образования и, в частности, образовательным процессом как взаимодействие субъектов (руководитель-преподаватель), необходимо рассмотреть вопрос проектирования, организации и проведения учебного занятия. Это главная функция преподавателя и руководителю надо хорошо знать, чем занимается преподаватель и эффективно управлять этим процессом. К этому обязывает нас и «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования», т. в п. 24. сказано: «В средних специальных учебных заведениях устанавливаются основные виды учебных занятий, такие, как урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Понимание процессов проектирования, организации и проведения учебного занятия и проведение квалифицированного анализа можно рассматривать как предпосылку выработки эффективных управленческих решений, как необходимое условие достижения успеха в решении поставленных задач. От степени развития компетенции руководителя в вопросах контроля и анализа зависит решение повседневных задач управлением образовательной организации по изменению ситуации и соответственно качество результатов образовательной организации. Алгоритм педагогического анализа учебного занятия на уровне образовательной организации
рассмотрение учебного занятия, как части общей системы;
выявления факторов, определяющих эффективность данного (или данных) учебного занятия;
определение обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий;
оценка результатов проведения учебного занятия;
установление и устранение основных причин недостатков в управлении педагогическим процессом;
формулирование замечаний, выводов и предложений по совершенствованию учебного занятия.
Через посещение и анализ уроков можно контролировать:
обучающую, развивающую, воспитывающую направленность урока;
мотивационное обеспечение урока;
способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю педагогической деятельности;
умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций, направленного на усвоение материала);
формы и методы, применяемые на занятиях; рациональное применение методов обучения; их соответствие целям и задачам занятия;
организацию развития средствами предмета общих учебных умений и навыков;
организацию самостоятельной работы; её содержание дифференциацию;
развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
В график внутреннего контроля необходимо ввести мероприятия в соответствии с формой аудита учебного занятия.
| Показатели и критерии
| 1
|
Организация учебного занятия:
| Наличие обязательной учебной документации (рабочая программа, КТП, инструкционные карты)
| Ведение журнала (соответствие КТП и инструкции по ведению журнала, своевременность выставления оценок)
| | Распределение времени учебного занятия
| Учебно-методическое обеспечение занятия (использование оборудования, учебников, дидактических материалов и др.)
| 2
| Поддержание дисциплины:
| Выполнение организационной подструктуры занятия (оргмомента)
| Осуществление дисциплинарного контроля в ходе учебного занятия
| Формирование благоприятного психологического микроклимата на занятии
| 3
| Мотивация и целеполагание:
| Формулировка целей занятия (обучающих, воспитательных, развивающих)
| Соответствие содержания занятия дидактическим единицам данной темы (государственный стандарт, рабочая программа)
| Обеспечение мотивации процесса обучения
| 4
|
Изложение учебного материала:
| Преподаватель логичен и последователен
| При изложении учебного материала преподаватель выделяет ключевые понятия (элементы, термины, определения)
| Речь преподавателя доступна студентам, темп изложения оптимальный
| Преподаватель акцентирует внимание студентов на междисциплинарных связях
| Преподаватель реализует профессиональную значимость учебного материала
| Преподаватель реализует дифференцированный подход к обучению
| Преподаватель дает возможность студентам самостоятельно сделать выводы
| Преподаватель поддерживает активность студентов на занятии
| Преподаватель осуществляет контроль усвоения студентами учебного материала
| 5
| Формы и методы работы:
| Соответствие форм и методов обучения целям учебного занятия
| Использование на занятии активных форм и методов обучения
| Проведение занятия с использованием современных педагогических технологий
| Использование на занятии современных информационных и коммуникационных технологий
| 6
| Подведение итогов и организация рефлексии:
| Выдача домашнего задания
| Подведении итогов занятия
| Организация и проведение рефлексии (степень достижения поставленных целей)
| Вопрос, связанный с контролем (анализом) качества по проектированию, организации и проведению учебного занятия рассматривается в соответствии со стандартизированными бланками по каждому типу учебных занятий.
старший методист, преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ Юридический колледж г. Москвы
Чистякова Ольга Александровна
|
|
|