Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Управление качеством образования через организацию контроля, проектирования и проведения учебных занятий


Скачать 57.48 Kb.
НазваниеУправление качеством образования через организацию контроля, проектирования и проведения учебных занятий
Дата03.03.2016
Размер57.48 Kb.
ТипДокументы


УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ КОНТРОЛЯ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Управление качеством образования и в частности главной его составляющей – образовательным процессом, можно рассматривать с трех позиций:

1.Управление определяется как деятельность по реализации целей образовательной организации

В качестве признаков этой специфической деятельности применительно к управлению образовательным процессом можно выделить следующие:

  • функциональный состав (планирование, организацию, контроль и руководство);

  • целевое назначение (организация совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность ее на достижение образовательных целей);

  • наличие субъектов образовательной деятельности

В этом случае мы имеем в качестве цели управления получение вполне определенного предметного результата.

2.Управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу и т.п.

В этом случае мы имеем в качестве цели управления целенаправленное воздействие на объект (образовательный процесс) управления и как результат изменение последнего или процесс воздействия на другого человека, также приводящий к изменению последнего. В этом определении признается активность только за управляющим, а управляемый воспринимается как прямой исполнитель, который следует некой навязанной норме. Однако если в управлении присутствует воздействие (диалог) субъектов друг на друга, неминуемо происходят изменения и в управляемых и управляющих.

3.Управление рассматривается как взаимодействие субъектов.

Суть взаимодействия состоит в непрерывности прямого и обратного воздействий субъектов реализующих образовательный процесс (руководство - преподаватель) и предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых. В результате происходит смена состояний взаимодействующих субъектов. Проявлением взаимодействия является общение и деятельность Такое понимание управления позволяет утверждать, что объектом управления является не работник, а целостная учебная ситуация, что важно в двух аспектах:

  • Во-первых, в этом случае работник становится конструктором ситуации совместно с руководителем.

  • Во-вторых, появляется другое видение роли и места преподавателя в образовательном процессе.

Чтобы состоялось управление качеством образования и, в частности, образовательным процессом как взаимодействие субъектов (руководитель-преподаватель), необходимо рассмотреть вопрос проектирования, организации и проведения учебного занятия. Это главная функция преподавателя и руководителю надо хорошо знать, чем занимается преподаватель и эффективно управлять этим процессом. К этому обязывает нас и «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования», т. в п. 24. сказано: «В средних специальных учебных заведениях устанавливаются основные виды учебных занятий, такие, как урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Понимание процессов проектирования, организации и проведения учебного занятия и проведение квалифицированного анализа можно рассматривать как предпосылку выработки эффективных управленческих решений, как необходимое условие достижения успеха в решении поставленных задач. От степени развития компетенции руководителя в вопросах контроля и анализа зависит решение повседневных задач управлением образовательной организации по изменению ситуации и соответственно качество результатов образовательной организации.
Алгоритм педагогического анализа учебного занятия на уровне образовательной организации


  • рассмотрение учебного занятия, как части общей системы;

  • выявления факторов, определяющих эффективность данного (или данных) учебного занятия;

  • определение обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий;

  • оценка результатов проведения учебного занятия;

  • установление и устранение основных причин недостатков в управлении педагогическим процессом;

  • формулирование замечаний, выводов и предложений по совершенствованию учебного занятия.

Через посещение и анализ уроков можно контролировать:

  • обучающую, развивающую, воспитывающую направленность урока;

  • мотивационное обеспечение урока;

  • способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю педагогической деятельности;

  • умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций, направленного на усвоение материала);

  • формы и методы, применяемые на занятиях; рациональное применение методов обучения; их соответствие целям и задачам занятия;

  • организацию развития средствами предмета общих учебных умений и навыков;

  • организацию самостоятельной работы; её содержание дифференциацию;

  • развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

В график внутреннего контроля необходимо ввести мероприятия в соответствии с формой аудита учебного занятия.






Показатели и критерии

1


Организация учебного занятия:

  • Наличие обязательной учебной документации (рабочая программа, КТП, инструкционные карты)

  • Ведение журнала (соответствие КТП и инструкции по ведению журнала, своевременность выставления оценок)

  • Наличие плана занятия

  • Распределение времени учебного занятия

  • Учебно-методическое обеспечение занятия (использование оборудования, учебников, дидактических материалов и др.)

2

Поддержание дисциплины:

  • Выполнение организационной подструктуры занятия (оргмомента)

  • Осуществление дисциплинарного контроля в ходе учебного занятия

  • Формирование благоприятного психологического микроклимата на занятии

3

Мотивация и целеполагание:

  • Формулировка целей занятия (обучающих, воспитательных, развивающих)

  • Соответствие содержания занятия дидактическим единицам данной темы (государственный стандарт, рабочая программа)

  • Обеспечение мотивации процесса обучения

4


Изложение учебного материала:

  • Преподаватель логичен и последователен

  • При изложении учебного материала преподаватель выделяет ключевые понятия (элементы, термины, определения)

  • Речь преподавателя доступна студентам, темп изложения оптимальный

  • Преподаватель акцентирует внимание студентов на междисциплинарных связях

  • Преподаватель реализует профессиональную значимость учебного материала

  • Преподаватель реализует дифференцированный подход к обучению

  • Преподаватель дает возможность студентам самостоятельно сделать выводы

  • Преподаватель поддерживает активность студентов на занятии

  • Преподаватель осуществляет контроль усвоения студентами учебного материала

5

Формы и методы работы:

  • Соответствие форм и методов обучения целям учебного занятия

  • Использование на занятии активных форм и методов обучения

  • Проведение занятия с использованием современных педагогических технологий

  • Использование на занятии современных информационных и коммуникационных технологий

6

Подведение итогов и организация рефлексии:

Выдача домашнего задания

Подведении итогов занятия

Организация и проведение рефлексии (степень достижения поставленных целей)

Вопрос, связанный с контролем (анализом) качества по проектированию, организации и проведению учебного занятия рассматривается в соответствии со стандартизированными бланками по каждому типу учебных занятий.


старший методист, преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ Юридический колледж г. Москвы

Чистякова Ольга Александровна