Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Методическое описание Дневник наблюдений на учебный год за поведением и учебной деятельностью учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида обучения |
 Скачать 0.69 Mb. |
Методическое описание
Дневник наблюдений
на …….. учебный год
за поведением и учебной деятельностью
учащихся специального (коррекционного) ………. класса VIII вида обучения
Автор – составитель Мухминова Исенгуль Пиктимировна
Учитель специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения
МБОУ СОШ № 3 г. Салехард, ЯНАО
2012 год
Я, Мухминова Исенгуль Пиктимировна, работаю в специальных (коррекционных) классах VIII вида обучения двадцать семь лет. И вижу необходимость вести дневник наблюдения за поведением и учебной деятельностью учащихся данных классов. Почему?
Обучение, как и воспитание, детей с ограниченным здоровьем как «творческий процесс». Имеется в виду умение учителя формулировать и ставить цели своей профессиональной деятельности как перспективного порядка (коррекция личности и развитие механизмов продуктивного общения), так и каждого акта педагогического воздействия. Учитель обязан знать, для чего он учит детей, почему он организует учебный процесс в таком режиме, а не в ином. И здесь наиболее важное значение имеет коррекционная направленность учебного материала. Нам важна не только дидактическая направленность учебного процесса, но и его коррекционная ориентация, учитывающая специфику дефекта личности основного контингента учащихся.
Обучение и воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия учителя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности учителя, и от личности ребенка. Необходимо помнить, что по мере взросления, развития ребенка, коррекция его дефекта и развития механизмов компенсации, его позиция как объекта воздействия меняется. В специальных (коррекционных) классах VIII вида невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс обучения к усвоению готовых форм поведения и их отработки методом многократных повторений тоже недопустимо. Необходима профессиональная ориентировка учителя. Он должен:
-знать мотивы и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы (см. приложение 8)
-учитывать особенности характера и недостатки ребенка;
-знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности ребенка (см. приложение 2);
-постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.
Привожу два образца «Дневника наблюдения»:
Первый «Дневник педагогических наблюдений учащейся 8 специального (коррекционного) класса Сафроновой Дарьи Николаевны». Такой дневник мною был заведен на каждого учащегося. Я вела такие дневники со второго класса по восьмой класс (по настоящее время).
Второй «Дневник наблюдения за поведением и учебной деятельностью учащихся специального (коррекционного) …. класса 8 вида обучения на …… учебный год» был составлен один на весь класс.
Второй дневник вести легче, он не такой громоздкий, как первый. Но читая записи первого дневника, личность ученика, его успехи и промахи видны лучше.
Учителя могут выбрать для работы один из дневников по своему усмотрению.
После ознакомления с «Дневниками» внимательно просмотрите приложения к «Дневнику наблюдений на …… год за поведением и учебной деятельностью учащихся специального (коррекционного) ….. класса 8 вида обучения».
Желаю учителям при работе с данными «Дневниками» усовершенствовать их. Приложение 1.
К странице 2
Раздел: Социальная карта специального (коррекционного)…….класса VIII вида обучения
В данном разделе учителем отмечается полная или неполная семья;
количество несовершеннолетних детей в семье;
многодетная (3 и выше количество детей);
беженцы или переселенцы с других районов России, республик, стран ( при наличии документов);
родители ребенка инвалиды (при наличии документов);
дети – инвалиды (ксерокопия справки);
опекаемые дети (при наличии ксерокопии справки);
малообеспеченные семьи (при наличии справки органов социальной защиты). Наличие того или иного в графе можно отмечать знаком «+»
Приложение 2.
К странице 3
Раздел: Карта развития
Данная карта заполняется вместе с детским врачом – психиатром, наблюдающим данного ребенка
Приложение 3
К странице 4
Раздел: Психологические особенности учащихся специального (коррекционного) ………. класса
Данный раздел заполняется учителем по итогам внешних наблюдений за учащимися.
Если симптом (например, повышенная утомляемость) ярко выражен, это можно в таблице указать красным цветом, средне выражено – зеленым цветом, слабо выражено – оранжевым цветом, не выражено совсем – желтым цветом.
Учитель может по своему желанию выбрать другие цвета.
Приложение 4.
К странице 5
Раздел: Педагогическое заключение на учащихся.
Данная страница заполняется учителем на основании выполнения тестовых, самостоятельных, контрольных, творческих работ.
Приложение 5.
К странице 6
Раздел: Диагностическая карта развития учащихся специального (коррекционного) ……. класса VIII вида обучения.
Чтобы заполнить данную страницу, нужно провести тестирование учащихся.
Ниже приведены методики изучения особенностей мышления, внимания, видов памяти, переключения внимания и тому подобное. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) КЛАССАХ VIII ВИДА ОБУЧЕНИЯ. 1. Методики изучения особенностей мышления у школьников,
обучающихся в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения.
.
Методика № 1.
«Исключение предметов»
Цель: исследование процесса обобщения, путем исключения и классификации предметов.
Оборудование: для проведения исследования необходимы наборы карточек, на каждой из которых нарисовано по четыре предмета. Такие карточки-задания могут быть градуированы по трудности - от самых легких до чрезвычайно трудных. Точный набор карточек копируется в лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии МЗ РФ. Можно самостоятельно изготовить набор карточек с постепенным усложнением содержания.
Ход выполнения:
Ребенку показывают карточки, заранее расположенные в порядке возрастающей трудности.
Инструкция: «Вот здесь на каждой карточке изображено по четыре предмета. Три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Ты должен сказать, какой предмет не подходит (или какой надо исключить) и как можно назвать остальные три». Далее экспериментатор разбирает с ребенком первую карточку. Обработка результатов: следует обратить внимание на то:
понял ли ребенок инструкцию;
сразу ли приступил к работе;
нуждается ли в помощи взрослого;
на каком по сложности задании остановил работу из-за трудности решения.
Результат о степени развития процесса обобщения делается на основе анализа полученных данных.
Примечание: данная методика может использоваться при работе с детьми разного возраста от начальных классов до старших, т.к. имеет разные степени сложности.
Методика № 2.
«Сравнение понятий» Цель: исследование особенностей анализа и синтеза. Используется очень давно, широко практиковалась в школе академика В.M. Бехтерева.
Оборудование: заготавливается до 10 пар слов, обозначающих подлежащие сравнению понятия. Количество пар слов зависит от возраста детей, с которыми предстоит провести исследование.
Следует обратить внимание на то, чтобы пары слов были разной степени общности, а также были вовсе несравнимые понятия.
Примерный перечень пар слов-понятий, которые могут быть использованы в работе с умственно отсталыми школьниками разного возраста:
1-2 класс:
| 3-4 класс:
| 1. корова - лошадь
2. книга - тетрадь
3. огурец - помидор
| 1. корова - лошадь
2. курица - гусь
3. стрекоза - самолет
4. дождь - снег
5. сосна - береза
| 5-7 класс:
| 8-9 класс:
| 1. корова - лошадь
2. книга - тетрадь
3. ложки - коньки
4. кастрюля - кружка
5. озеро - река
6. .диван - телевизор
7. лиса - волк
| 1. яблоко - вишня
2. поезд - самолет
3. кошка - собака
4. обман - ошибка
5. озеро - река
6. стол - стул
7. карандаш - туфли
8. корова - коза
9. ось - оса
10. лыжи - коньки
|
Инструкция: «Назови, чем похожи и чем отличаются эти понятия (слова)».
Необходимо настоять, чтобы ребенок сначала указал, в чем сходство, а затем, в чем различие предлагаемых ему слов. Если ему не сразу понятна задача, можно совместно сравнить какую-либо пару слов.
Обработка результатов:
При оценке ответов следует учитывать, удается ли детям выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить эти признаки свидетельствует о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению. Также следует обратить внимание на то, выдерживает ли ребенок заданный ему план сравнения, или его мысль оказывается лишенной логической последовательности. Дети, больные шизофренией, сравнивают легко несравнимые понятия, игнорируя требования логики, даже если их интеллектуальное снижение еще не выражено.
Можно провести обработку результатов по примерной схеме, разделив на уровни полученные результат.
1-2 класс:
| 3-4 классы:
| 0 пар - низкий уровень
1 пара - ниже среднего
2 пара - средний уровень
3 пара - высокий
| (исключаем несравнимые понятия
1 пара – стрекоза - самолет)
0 пар - низкий уровень
1-2 пары - ниже среднего
3 пара - средний уровень
4 пара - высокий уровень
| 5-7 классы
(исключаем несравнимые понятия
| 8-9 классы
(исключаем несравнимые понятия
| 1 - пара диван-телевизор)
0-1 пара - низкий уровень
2-3 пары - ниже среднего
4 пара - средний уровень
5 пара - выше среднего
6 пара - высокий уровень
| 2 пары карандаш - туфли, ось-оса)
0-2- пары - низкий уровень
3-4 пары - ниже среднего
5 пара - средний уровень
6-7 пары - выше среднего
8 пара - высокий уровень
|
Примечание: Приведенная схема обработки результатов весьма условная, но апробировалась автором на протяжении ряда лет практической работы.
Исключение несравнимых понятий ребенок должен сделать самостоятельно, без посторонней помощи. Если ребенок начинает сравнивать несравнимые понятия, нужно выслушать его доводы, проанализировать его суждения и сделать выводы.
Методика № 4
«Пословицы и метафоры» Цель: исследование процесса абстракции.
Оборудование: набор общеизвестных пословиц и метафор.
Примерный перечень пословиц:
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Не клади волку пальцы в рот.
Волков бояться- в лес не ходить.
Тише едешь - дальше будешь.
Примерный перечень метафор:
Золотые руки.
Заячья душа.
Каменное сердце.
Инструкция: испытуемому называют пословицы и метафоры. Предлагается истолковать переносное значение этих пословиц и метафор. «Сейчас я тебе назову известные пословицы и метафоры. Расскажи, как ты понимаешь смысл этих выражений».
Обработка результатов: буквальное использование метафор и пословиц свидетельствует о нарушении процесса абстракции и обобщения. Делается вывод о глубине абстракции и обобщения.
Примечание: методика может быть использована для работы с детьми разного возраста, от начальных до старших классов.
Методика № 5
«Вставь пропущенные слова в текст». Цель: исследование критичности мышления.
Оборудование: заранее подготовленный небольшой рассказ с пропущенными в отдельных фразах словами.
Пример предлагаемого текста.
(для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида).
Лев стал ... и не мог ходить на .... Тогда он решил жить хитростью: залег в своей берлоге и притворился .... И вот другие звери стали приходить навещать больного .... А когда они приходили, он набрасывался на них и ... . Пришла лисица, но в берлогу не вошла, а остановилась у ... . Лев спросил у нее: «Что же ты не войдешь ко мне?». А ... отвечала: «Я вижу много следов, которые ведут к твоей ..., но не вижу ..., которые вели бы обратно».
Для учащихся начальных и средних классов следует брать тексты меньше. Ориентироваться можно на количество слов, рекомендуемых для проведения диктантов в специальных школах 8 вида. Содержание текстов можно брать из сборника для диктантов, учебников для чтения и художественной литературы. Тексты должны быть простыми и понятными по содержанию для умственно отсталых детей.
Инструкция: Испытуемому представляется текст рассказа. Он должен его прочитать и вставить пропущенные слова. «Перед тобой текст, но в нем есть пропущенные слова. Прочитай внимательно текст и вставь подходящее по смыслу слово вместо точек».
Обработка результатов: необходимо сделать вывод о качестве выполненной работы. Анализ вставленных испытуемым слов дает возможность определить не только степень критичности мышления испытуемого, но и выявить нарушения целенаправленности и мотивации его мышления. Оценивая результаты, следует исходить из того, что критичность мышления представляет собой умение действовать, исходя из адекватно осознаваемой цели задания, умения контролировать и исправлять свои действия.
Примечание: Методика может быть использована при изучении детей разного возраста, так как трудность задания можно варьировать.
II. Методики изучения особенностей памяти школьников,
обучающихся в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения.
Исследованием особенностей развития процесса памяти у детей – инвалидов, обучающихся в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения занимались многие известные ученые и психологи - Л.В. Занков, И.М. Соловьев, М.М. Нудельман, В.И. Пинский, А.И. Липкина, Г.М. Дульнев, Х.С. Замский и другие. Методика № 1.
«Заучивание десяти слов» автор А Г. Лурия Цель: исследование кратковременной и долговременной слуховой памяти, исследование утомляемости и активности внимания.
Оборудование: Заранее подготовить протокол.
Слова должны быть записаны в одну строчку. Слова следует подбирать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Слова необходимо произносить четко, инструкцию не изменять.
Инструкция состоит из нескольких этапов.
I этап. «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет.
Понятно задание?»
Экспериментатор читает слова медленно и четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем экспериментатор продолжает инструкцию.
II этап. «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их - и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке».
Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.
Затем снова опыт повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим исследованиям, а примерно через 50-60 минут снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).
Чтобы не ошибаться, эти повторения лучше отмечать не крестиком, а кружочками.
В случае, если ребенок называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если эти слова повторяются ставит крестиками над ними.
Примерный образец протокола:
№
п/п
| лес
| хлеб
| окно
| стул
| вода
| брат
| конь
| гриб
| игла
| мед
|
| 1
| +
|
|
|
| +
| +
| +
|
|
|
|
| 2
| +
| +
| +
|
|
| +
|
|
|
| +
| огонь
| 3
| +
| +
|
| +
| +
| +
|
| +
|
|
| +
| 4
| +
| +
|
|
|
|
|
| +
|
|
| +
| 5
| +
|
|
|
| +
| +
|
|
|
|
|
| час
|
| 0
|
|
|
| 0
|
| 0
|
|
|
|
По этому протоколу может быть составлена кривая запоминания. Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов. По форме кривой можно сделать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. У здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит возрастающий характер. К третьему или после третьего воспроизведения ребенок воспроизводит 9 или 10 слов. При последующих воспроизведениях количество правильно воспроизводимых слов не уменьшается.
Умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме этого, они могут добавлять лишние слова и «застревать» на них. Такие «застревания», по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно часто «лишние» слова называют расторможенные дети-олигофрены. «Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Ребенок может к третьему повторению назвать 8-9 слов, а при последующих повторениях количество слов, правильно воспроизведенных, уменьшается.
В жизни такой ученик страдает забывчивостью и рассеянностью.
В основе такой забывчивости лежит истощаемость внимания.
Если кривая носит зигзагообразный характер, то это говорит о неустойчивости внимания, о его колебаниях.
Иногда дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) классах VIII вида обучения
воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т.е. кривая имеет форму «плато»; это говорит об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить больше.
Такая картина наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).
Число слов, удержанных и воспроизведенных детьми час спустя, в большей мере свидетельствует о памяти в узком смысле слова.
Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, коррекционной работы, оценки динамики болезни и т.д.
|
|
|