Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Методическое описание Дневник наблюдений на учебный год за поведением и учебной деятельностью учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида обучения


Скачать 0.69 Mb.
НазваниеМетодическое описание Дневник наблюдений на учебный год за поведением и учебной деятельностью учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида обучения
страница2/4
Дата22.02.2016
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4

Методика № 2

«Опосредованное запоминание по Леонтьеву»
Цель: Исследование опосредованного запоминания.

Идея создания методики принадлежит Л.С. Выготскому. Методика разработана и апробирована в 30-х гг. А.Н. Леонтьевым. По данным А.Я. Ивановой и Э.С. Мандрусовой (1965 г.) представляет ценный материал для анализа характера мышления, способности ребенка к образованию смысловых связей между словом и наглядным образом (картинкой).

А.Н. Леонтьевым было разработано несколько серий, отличающихся по степени сложности и способу проведения. Для детей от семи до десяти лет рекомендуется третья серия, для детей старше десяти лет - четвертая серия.

Для проведения эксперимента необходимо иметь наборы изображений предметов (картинок) и наборы слов. Рисунки могут быть изготовлены по образцам лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии МЗ РФ. Но они могут быть и изготовлены кустарно, главное, чтобы они были четкими. Рисунки должны быть выполнены на карточках размером примерно 5x5 см. Менять слова, предлагающиеся для запоминания, не следует. В психиатрической клинике обычно используются материалы третьей и четвертой серии (из числа апробированных А.Н. Леонтьевым).

III серия

Набор карточек.

Диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка земляники, авторучка (у автора - ручка для перьев), самолет (у автора-аэроплан), географическая карта, щетка, лопата, грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, экипаж, настольная электрическая лампа, картина в раме, поле, кошка.

Слова для запоминания.

Свет, обед, лес, учение, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, дорога, ночь, мышь, молоко, стул.

Четвертая серия несколько труднее, но она больше дает для выявления особенностей мышления.

IV серия.

Набор карточек.

Полотенце, стул, пенал (у автора - чернильница), велосипед, часы, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, две авторучки (у автора - перья 2 шт.), поднос, дом - булочная, фабричные грубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, черная доска (школьная), рубашка.

Слова для запоминания.

Дождь, собрание, пожар, горе, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, праздник, сосед, труд. Порядок выполнения:

Перед ребенком раскладывают рядами все тридцать карточек серии в любом порядке, но так, чтобы все они были ему видны. Затем говорят: «Тебе нужно будет запомнить ряд слов. Для того чтобы это было легче делать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать такую карточку, которая потом поможет припомнить слово. Вот, например, первое слово, которое нужно запомнить ... (смотря по тому, какую серию предлагают, если четвертую, то слово «дождь»). Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово». После того, как ребенок выберет карточку, ее откладывают в сторону и спрашивают: «Как эта карточка напомнит про дождь?»

Если ребенок приступает к работе неохотно, то такие вопросы можно задавать после предъявления второго, третьего и четвертого слова.

От трех до пяти минут ребенку в произвольном порядке показывают по одной картинке и просят припомнить, для запоминания какого слова эта картинка была отобрана. При этом обязательно спрашивают, как удалось припомнить или чем эта карточка напомнила соответствующее слово.

В ходе работы ведется протокол.
Форма протокола:


Слова

Выбираемая карточка

Объяснение связи для запоминания

Воспроизведение

Объяснение связи

















При выполнении задания совершенно неважно, какую именно карточку выберет испытуемый. Установление связи между словом и карточкой может носить и сугубо индивидуальный характер. Здесь нет правильного или неправильного выбора. Важно то, что испытуемый установил содержательную смысловую связь между предъявляемым для запоминания словом и тем, что изображено на карточке.

А.Н. Леонтьевым было показано, что у здоровых детей семи лет и старше опосредованное запоминание преобладает над непосредственным заучиванием. К пятнадцати годам здоровые дети могут воспроизводить все 100% предъявляемого материала.

Дети с нарушением целенаправленности запоминания и мышления часто не могут вспомнить ни одного слова (при воспроизведении называют картинки, а не слова) т.к. еще во время образования связи они как бы теряют основную цель работы - необходимость связать выбор картинки с последующим воспроизведением слова.

У здоровых детей смысловые связи между словом и картинкой образуются легко. Эти связи говорят о характере знаний, представлений и жизненного опыта.

У умственно отсталых детей трудности образования связей проявляются уже в замедленном темпе выбора. Связи отмечаются однообразием, бедностью, даваемые ими объяснения скупы и односложны. Иногда, сделав правильный выбор картинки к запоминаемому слову, они не могут выразить словами смысловую связь. О нарушении целенаправленности выбора, неустойчивости способа работы может свидетельствовать множественный выбор - к каждому слову подбирается несколько картинок. Причудливые и своеобразные связи указывают на определенные нарушения мышления, эта методика может использоваться с обучающимися в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения.
Методика № 4

«Воспроизведение рассказов»
Цель: исследование понимания и запоминания текстов, особенностей устной и письменной речи, исследование словесно-логической памяти.

Оборудование:

Заготовить 10-15 текстов, напечатанных и наклеенных на картинки.

Должны быть подобраны тексты разной трудности. Больше всего подходят басни и рассказы, имеющие иносказательный смысл либо подтекст. Они представляют возможность последующего обсуждения.

Примеры рассказов.

Рассказы для маленьких детей (заимствованы из исследования Л.С. Славиной). (Можно использовать в работе с учащимися 1-4 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Рассказ №1.

Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Рассказ №2.

Жила-была девочка Маша. Один раз хотела она пойти с мамой гулять. Мама говорит: «Маша, какая ты грязная, пойди умойся». А Маша не хочет мыться. Мама не взяла Машу с собой. Пошла гулять одна. Тогда Маша быстро умылась, побежала к маме и пошла гулять вместе с мамой.


Рассказ № 3.

Жила-была девочка Наташа. Купил ей папа в магазине кораблик. Взяла Наташа большой таз, налила воды и пустила кораблик плавать, а в кораблик посадила зайку. Вдруг кораблик перевернулся, и зайка упал в воду. Наташа вытащила зайку из воды, вытерла его и положила спать.

Рассказ № 4.

Жила-была девочка Зина. Пошла Зина один раз в садик гулять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дорожке и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнездышко.

Рассказы для старших детей.

(Можно использовать в работе с учащимися 5-9 классов в специальной (коррекционной) школе 8 вида).

1. «Плохой сторож»

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

2. «Галка и голуби».

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби его приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

3. «Муравей и голубка».

Муравей захотел напиться и спустился вниз, к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

4. «Строители».

Задумали звери строить мост. Каждый из них подал свое предложение. Заяц сказал: «Мост нужно строить из прутьев». Во-первых, его легче строить, а во-вторых, дешевле обойдется. «Нет, - возразил медведь, - если уж строить, то обязательно из столетних дубов, чтобы мост был крепкий и долголетний». «Разрешите, - вмешался осел в разговор. - Какой мост строить, это мы решим потом. Сначала нужно решить самый принципиальный вопрос: как его строить - вдоль или поперек реки?». Ход выполнения:

Порядок проведения может быть различен. Текст может быть прочитан экспериментатором. Он может быть прочитан и самим испытуемым. Можно попросить ребенка рассказать текст устно, а можно сделать это в письменном виде. От способа выполнения задания меняется психологическая трудность задачи.

При восприятии текста на слух требуется больше напряжения и устойчивость внимания. Но выразительное чтение текста взрослым облегчает понимание смысла рассказа. При самостоятельном чтении ребенку труднее осмыслить текст, но зато можно его несколько раз повторить и этим компенсировать свою невнимательность. Рекомендуется младшим школьникам читать вслух, затем они рассказывают устно, а экспериментатор записывает. Старшие школьники сами читают и затем записывают.

Подсчитывается количество и полнота воспроизведенных смысловых единиц.
Методика № 5

«Запомни и найди 10 картинок»
Цель: Исследование зрительной памяти.

Оборудование: заранее подготовленные 20 картинок.

Ход выполнения задания:

Экспериментатор предъявляет (с интервалом в 2 секунды) картинки первого десятка. Затем нужно сделать десятисекундный перерыв. Следует перемешать предъявлявшиеся картинки с картинками из второго десятка. Затем следует разложить все двадцать картинок на столе. После этого испытуемому предлагается назвать те картинки, которые были ему, предъявлены вначале. Полученные результаты выражаются в процентах.

Методика используется, начиная с младшего школьного возраста.

Методика № 6

«Запомни пары слов»
Цель: Исследование логической и механической памяти.

Оборудование: заранее подготовленные пары слов. В одной колонке пары слов со смысловыми связями, в другой - пары слов, не связанные по смыслу.

Примеры пары слов:


  1. нож - резать

  2. ручка - писать

  3. ученик - школа

  4. курица - яйцо

  5. лед – коньки




  1. небо - рак

  2. рыба - песня

  3. ботинки - стол

  4. дерево - крыша

  5. спички - кровать





Ход выполнения задания:

Экспериментатор медленно зачитывает пары слов из первой, а затем из второй колонки. Испытуемому предлагается их запомнить. После этого экспериментатор называет начальные слова из первой колонки, испытуемый должен назвать (или записать) соответствующее парное слово.

Аналогичная работа производится со словами второй колонки. Затем сопоставляются те и другие данные. Результаты можно представить в процентном отношении.

III. Методики изучения особенностей внимания школьников,

обучающихся в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения.

.

Проблеме изучения внимания детей-олигофренов посвящено много исследований. Л.С. Выготский рассматривал слабость произвольного внимания у умственно отсталых детей как одну из причин препятствующих формированию понятий. Е.Д. Хомская и Э.С. Мандрусова отмечали у этих детей падение и колебание тонуса психической активности, как очень частое явление. В исследованиях А.Р. Лурия и Е.Д. Хомской рассматриваются нейрофизиологические основы внимания, И.Л. Баскакова и Б.И. Айзенберг проводили эксперименты, выявившие возможность отсроченных умственных действий и сохранения замысла в уме у детей-олигофренов. П.Л. Гальперин рассматривал внимание как формирующийся навык.
Методика № 1

«Корректурные пробы» (вариант А)
Цель: изучение устойчивости внимания.

Оборудование: бланк корректурной пробы.

Ход выполнения:

Испытуемому предлагается, прослеживая строку за строкой, вычеркивать какие-нибудь две буквы (например К, И). По сигналу экспериментатора (одновременно включается секундомер). Испытуемый начинает вычеркивать заданные буквы. По истечении каждой минуты исследователь ставит вертикальную черту в том месте бланка, где ученик остановился (отсчет минут необходим для установления динамики устойчивости внимания). Обработка данных.

После выполнения задания подсчитывается количество ошибок (корректур) в каждой строчке и затраченное время. Устойчивость внимания определяется по формуле:
Q= S/ m
где Q - показатель устойчивости, S - количество арок, m - общее количество ошибок.

Близкая к норме устойчивость равна единице.
Методика № 3

«Таблица Шульте»
Цель: Изучение переключения внимания.

Оборудование: черно-красная таблица цифр (таблица Шульте).
2 8 7 1 9 3

3 6 8 2 5 4

7 4 5 9 1 6
Примечание: В приведенной здесь таблице красный цвет представлен полужирным шрифтом.

Ход выполнения задания:

1-я серия. Испытуемому предлагается показать по таблице числа черного цвета в возрастающем порядке от 1 до 9.

2-я серия. Испытуемому предлагается показать по таблице числа красного цвета в убывающем порядке от 9 до 1.

3-я серия. Испытуемому предлагается показать по таблице числа черного цвета в возрастающем порядке и сразу же показать числа красного цвета в убывающем порядке. Обработка полученных данных.

Проводя три серии исследования, следует определить суммарное время, затраченное на выполнение первой и второй серии эксперимента.

Затем надо установить разницу между этим суммарным временем и временем, затраченным на выполнение задания третьей серии.

Полученная разница и будет временем переключения.
IV. Методики изучения особенностей ощущений и восприятия школьников,

обучающихся в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения.

.

Ощущения и восприятие - первая ступень познания окружающего мира. Особенности восприятия и ощущений умственно отсталых детей детально изучены отечественными психологами - И.М. Соловьевым, К.И. Вересотской, М.М. Нудельманом, Е.М. Кудрявцевой.

К.И. Вересотская через ряд фундаментальных исследований доказала замедленный темп зрительных восприятий у умственно отсталых детей. Исследования М.М. Нудельмана показали, что замедленность темпа восприятия сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала, исследования Э.А. Евлаховой показали, что умственно отсталые дети не различают выражения лиц людей, изображенных на картинках.
Методика № 1

«Объяснение сюжетных картин»
Цель: Исследование особенностей интеллектуальной и эмоциональной сферы -сообразительности, умения выделить существенное, эмоционального отклика.

Оборудование: набор разнообразных сюжетных картинок. Желательно, чтобы среди них были веселые, печальные, с более или менее сложным сюжетом и т.п. Для этой цели пригодны открытки - репродукции картин.

Ход выполнения задания:

Ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Следует обратить внимание на то, насколько активно и охотно ребенок рассматривает картинку.

Понимание сюжетных картинок представляет значительные трудности для детей-олигофренов.

Олигофрены неправильно понимают перспективные соотношения, плохо понимают мимику изображенных на картинках людей, медленно обозревают картинку в целом.

Дети-эпилептики сначала перечисляют все изображенные на картине предметы и детали, уже после этого доходят до объяснения смысла сюжетной картинки.

Описание картин детьми следует записывать. При этом выявляются особенности речи: лаконичность или чрезмерная обстоятельность речи, правильность ее грамматического строя, богатство или бедность словаря и т.д. Методика может быть использована в работе с детьми разного возраста.

Для младших школьников лучше использовать картинки с простым сюжетом. С возрастом детей сложность сюжета тоже должна постепенно возрастать.
Методика № 2

«Отыскивание чисел»
Цель: Исследование скорости ориентировочно-поисковых движений взора и определения объема внимания применительно к зрительным раздражителям. Используется при исследовании детей, которые уже знают числа (лучше с 4 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида).

Оборудование: пять таблиц Шульте, представляющих собой планшеты 60x90 см., на которых написаны вразброс числа от 1 до 25. На каждой из пяти таблиц числа расположены по-разному. Кроме того, нужны секундомер и небольшая (30 см.) указка.

Ход выполнения задания:

Ребенку медленно показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Далее таблицу переворачивают и кладут на стол. После этого продолжают инструкцию: «Ты должен будешь вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок. Понятно?» Если ребенок не понял задания, ему его повторяют. Таблица при этом не открывается. Затем экспериментатор ставит таблицу вертикально на расстояние 70-75 см. от ребенка и говорит: «Начинай».

Одновременно включается секундомер. Ребенок показывает и называет числа, а экспериментатор следит за правильностью его действий. Когда ребенок дойдет до 25, экспериментатор останавливает секундомер.

Затем без всяких дополнительных инструкций ребенку предлагают таким же образом показывать и называть числа на 2,3,4 и 5 таблицах.

При оценке результатов, прежде всего, становятся заметны различия в количестве времени, которое ребенок тратит на отыскивание чисел.

Здоровые дети тратят на одну таблицу от 30 до 50 секунд (чаще 40-42 сек.). Заметное увеличение времени на отыскивание чисел в последних (4 и 5) таблицах свидетельствует об утомляемости ребенка, а ускорение - о медленном «врабатывании».

В норме на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время.

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

школьников, обучающихся в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения.

.
I. Методики изучения особенностей волевых качеств личности умственно отсталых детей
Воля - это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Исследованием волевых качеств олигофренов занимались Л.С. Выготский, И.М. Соловьев - Элпидинский. Они отмечают недостаток инициативы у детей-олигофренов, безудержность побуждений, внушаемость, упрямство.
Методика № 1

«Психическое пресыщение»
Методика разработана сотрудницей Курта Левина - А. Карстен. В России эту методику для изучения особенностей воли у умственно отсталых детей использовал И.М. Соловьев.

Цель: Исследование произвольности поведения и особенностей личностных мотивов у умственно отсталых детей.

Ход выполнения:

Ученику дается задание нарисовать на листе бумаги кружочки. При этом экспериментатор говорит: «Постарайся нарисовать так много, как только сможешь. И мы сейчас же закончим эту работу». Можно предлагать ставить черточки, зачеркивать фигурки и т.д. И.М. Соловьев предлагал детям ставить точки внутри множества расположенных рядами кружков.

Обработка результатов:

При анализе следует обратить внимание на мотивы работы ученика, длительность выполнения задания, наличие стремления соблюсти инструкцию, особенности отвлечений, характер окончания задания.
Методика № 2

«Пройди через лабиринт»
Цель: Изучение целенаправленности, настойчивости и планомерности выполнения заданий.

Ход выполнения:

Эту методику можно провести в форме игры. Лабиринты должны быть заранее подготовлены. В зависимости от возраста испытуемого лабиринты должны быть разными по сложности выполнения задания.

Для детей младшего школьного возраста (1 класс) лучше предложить самые простые варианты лабиринта: «Как мышке попасть в свою норку?» «Как мальчику пройти домой?».

В конце анализируются особенности работы в соответствии с поставленными целями.
1   2   3   4