Методика № 16.
«Кем быть?» Цель: выявить интерес детей к профессиям, мотивы их выбора. Ребятам предлагается:
А. - Нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем?
Под рисунком сделать подпись, которая позволит лучше понять содержание рисунка.
Б. - Написать мини-рассказ (сказку) «Кем я хочу стать и почему».
В. - Сделать рисунок «Моя мама (папа) на работе».
Обработка полученных материалов может включать: - классификацию профессий;
- классификацию мотивов их выбора;
- сравнение рисунков и ответов;
- влияние на выбор профессии примера родителей. дописать предложение: «Я хотел бы стать потому, что ...» Д. - Игровая методика «Угадай-ка». Детям предлагается обыграть, «защитить» нравящуюся им профессию, показать ее при помощи пантомимы, загадать о ней загадки или прочитать стихи.
ЗАМЕТИМ! При анализе детских работ обратить внимание, насколько точно им удается показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть, какие средства, приемы используют для ее «защиты». Методика № 18.
«Счастье» Цель: выяснить, умеют ли дети понимать состояние близкого, любимого человека, свое; как понимают, что такое счастье.
Детям предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что нужно маме для счастья?»
Если ребенок затрудняется в определении понятия «счастья», можно заменить на «радость», «улыбку».
ЗАМЕТИМ! Этот вопрос можно задать относительно других членов семьи, самого ребенка.
Диагностировать реальное поведение ребят позволяют различные ситуации, возникающие естественно в их деятельности, в процессе общения, но могут быть созданы намеренно (специально). Смысл создания проблемной ситуации в том, что она ставит ребенка перед необходимостью выбора решения. Методика № 19.
«Какой я?» Цель: выяснить адекватность самооценки.
Проводится методика в виде беседы. Берется лист бумаги, и на нем проводится вертикальная линия. Ребенка спрашивают: «Предположим, что на этой линии располагаются все люди мира: наверху - самые хорошие, а внизу - самые плохие по характеру люди. Где бы ты определил себе место? Поставь карандашом отметку в том месте, где, по твоему мнению, находишься ты».
Затем рядом с первой линией проводят вторую линию и предлагают аналогичную задачу. «Если наверху самые счастливые, внизу - самые несчастные, то где ты определишь себе место?»
И, наконец, третья линия представляет распределение людей по проявлению самостоятельности: вверху - очень самостоятельные, внизу - совсем несамостоятельные, и тот же вопрос: «Где ты определишь себе место?»
В зависимости от того, где поставил черточку ребенок, его спрашивают: каких людей он считает самостоятельными - несамостоятельными, счастливыми - несчастливыми, хорошими - нехорошими.
Можно попросить объяснить, как он понимает эти понятия, от чего это зависит. Когда речь идет об оценке характера, можно выяснить, какие черты характера он считает плохими, а какие - хорошими, в чем он видит недостатки собственного характера.
Анализ данных проводится не только по расположению отметок на линии, но и по обсуждению этих отметок. Методика № 20.
Референтометрия (ребят 9-10 лет) Цель: выяснить основные референтные группы личности...
Ребятам предлагаются вопросы-ситуации (1-А), список людей, окружающих их (1-Б). Им нужно выбрать не менее двух человек по каждому вопросу-ситуации, при этом второе и следующее лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое.
После осуществления ребятами выбора у них забирают список 1-Б и просят по пятибалльной шкале (5,4,3,2,1) оценить каждого из выбранных лиц.
1-А
1. С кем ты поедешь на экскурсию в другой город?
2. С тобой случилась неприятность, кому ты об этом расскажешь?
3. У тебя день рождения. С кем ты его проведешь?
4. Есть ли человек, с которым ты стараешься проводить больше времени?
5. Кто может указать на твои недостатки, кого ты больше послушаешь?
6. Кто может быть для тебя примером в жизни?
7. Кому ты хотел бы понравиться больше всего?
8. С кем ты больше всего откровенен?
1-Б
1. Родители (мать, отец).
2. Родственники (бабушка, дедушка, дядя, тетя).
3. Брат, сестра.
4. Взрослый знакомый.
5. Друзья.
6. Лучший друг (подруга).
7. Литературный персонаж.
8. Товарищи по классу.
9. Товарищи по кружку (секции...)
Обработка полученных данных:
Все лица, упомянутые ребенком, заносятся в отдельный список без повторений, затем «оценки» заносятся в список и суммируются для каждого. После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выносятся на отдельный листок в порядке уменьшения баллов. Эти люди составляют референтную группу данного ребенка. Методика № 21.
«Подарок» Цель: выяснить, проявит ли ребенок самостоятельность, творчество, инициативу по собственному желанию. Детям читается ситуация.
На уроке труда учитель предложил сделать игрушку-подарок для детей детского сада. Учитель показал, рассказал, как ее сделать. Петя и Игорь сидят за одной партой. Петя быстро взялся за работу и точно сделал ее по данному образцу. Игорь думал о чем-то другом, примерял. Раздался звонок. У Пети работа готова, а Игорь еще не окончил, но учитель похвалил Игоря. А Петя сказал ему: «И зачем тебе надо было что-то придумывать, возиться?»
Вопросы к тексту:
- Как вы думаете, за что похвалил учитель Игоря?
- Что ответил Игорь товарищу?
- Как бы ты поступил в такой ситуации? Почему? Методика № 23.
«Лестница» Цель: проследить, могут ли ребята дать оценку, самооценку. Ребятам предлагается вопрос: «На какую ступеньку самостоятельности ты поставишь себя? Товарища? Почему?»
Другой вопрос: «Как ты думаешь, на какую ступеньку поставит тебя мама, родители, товарищи, руководитель кружка? Почему?»
ЗАМЕТИМ. Чем выше ступенька, тем выше уровень самостоятельности у детей, стоящих на ней. Наиболее важно соотношение оценок «за себя», «за маму». Благополучный вариант - если дети считают, что мама их поставит на самую верхнюю, а сами они ставят намного ниже. Такие дети, ощущая поддержку за спиной, уже выработали способность критически оценить себя как личность.
Методика № 25.
«Допиши рассказ» Цель: выяснить возможный вариант поведения, самостоятельный правильный его выбор.
Детям рассказывается ситуация:
«Строители уехали, оставив после себя строительный мусор, грязь. Дети детского сада вышли гулять, но гулять им было негде». Я (им)... ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ
изучения личностных особенностей школьников, обучающихся в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения.
. МЕТОДИКА №1.
АНКЕТА «ОЦЕНИ СЕБЯ» Цель: выявление навыков самооценки, соответствие уровня их самооценки оценке со стороны товарищей и взрослых.
Подросткам предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что тебе нравится в людях?
- Какие положительные качества находят у тебя другие (взрослые, ребята)?
- Какие положительные качества ты сам отмечаешь у себя?
- Какие недостатки ты находишь у себя?
- Какие недостатки находят у тебя товарищи? Что советуют исправить?
- На какие недостатки указывают взрослые (родители, учителя...)?
- В чём тебе нужна помощь друзей (родителей, учителя)?
ЗАМЕТИМ, что итог данной анкеты (самооценка верна, занижена, завышена) и поиск путей к самосовершенствованию лучше обсуждать с подростком с глазу на глаз. МЕТОДИКА №2.
«УЧАСТВУЮ, ОЦЕНИВАЮ» Цель: выявить отношение к делам класса и причины этого, определить степень участия в них (зритель, слушатель, участник, организатор), популярность тех или иных дел, заинтересованность, активность ребят. Каждый заполняет таблицу:
Дела
| Оценка
| Участие
| Почему такая оценка
| викторина
|
|
|
| концерт
|
|
|
| спартакиада
………………...
………………...
|
|
|
|
|
|
|
|
Для оценки дел не следует выбирать нравственные поступки, учёбу.
Для оценки используется цветовая гамма. Например, понравилось - красный; не очень - жёлтый; совсем не понравилось - синий.
Для оценки своего участия можно придумать различные обозначения, специальные знаки, например, пламя - организатор, участник - звёздочка, слушатель - глаза и уши в овале лица и т.д.
В устных комментариях среди причин положительного и отрицательного отношения к проведенным делам хорошо выявить содержание, организацию дел, взаимоотношения ребят в ходе их выполнения. МЕТОДИКА № 3.
«ПОЧЕМУ Я УЧАСТВУЮ В ДЕЛАХ СВОЕГО КОЛЛЕКТИВА?» Цель: выявить мотив участия, выбора дела.
Каждый получает опросный лист следующего содержания (если нет такой возможности «такой лист» может, быть оформлен на доске, большом листе бумаги, в таком случае, ребята будут выбирать и записывать свой выбор на своём листке).
Я с удовольствием участвую в делах когда ...
-... мы приносим пользу другим людям;
-... нравится взрослый, который работает и нами;
-... чувствую, что нужен другим;
-... могу проявить себя;
-... вместе интересно
-... есть случай покомандовать;
-... могу чему-то научиться, что-то узнать;
-... расширяется круг друзей;
-... могу покрасоваться;
(Каждый подчёркивает соответствующие его мнению пункты). МЕТОДИКА №4.
«ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ» Цель: узнать направленность личности ребенка, его интересы, желания, мечты. Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы.
1 блок.
Что ты считаешь главным в жизни?
Чтобы ты хотел попросить у Деда Мороза?
Кем бы ты хотел стать в своей взрослой жизни?
Как я представляю себя, свою жизнь через 5, 10, 20 лет?
2 блок.
Если бы у тебя был миллион (сто тысяч рублей), на что ты их потратил бы?
Как человеку добыть много денег?
Почему люди бывают богатыми?
3 блок.
Вспомни какое-нибудь грустное, весёлое событие в твоей жизни, оцени его, изобрази на бумаге, расскажи (возможные варианты) и прокомментируй. Считаешь ли ты себя счастливым человеком? Если да, то почему? Если нет, то почему? Что надо человеку для счастья? МЕТОДИКА №6
«ЧУДО-ДЕРЕВО» Цель: выявление отношения к делам, проводимым в классе, интересов и ожиданий ребёнка от его жизнедеятельности.
Ребёнку предлагается оценить дела, проводимые в классе, школе, в которых он участвовал. Каждый (или группа) получает изображение дерева: яблоня, ель (если скоро Новый год) и т.д. и разного цвета кружки («яблоки», «шары»,..) по две штуки красного, жёлтого, голубого и белого цветов.
На кружках красного цвета написать (нарисовать) какие два дела понравились больше всего (устно объяснить почему). На кружках голубого цвета - те, о которых не хотелось бы вспоминать. Почему? На кружках жёлтого цвета - в которых что-то не понравилось, объясняя что именно. На белых кружках записать предложения на будущее. Затем все кружки прикрепляются к «кроне дерева» и у подножья его каждый подписывает свою фамилию.
Возможно использовать одно большое общее дерево.
При обработке обратить внимание на направленность проведенных и предлагаемых дел, плюсы и минусы в их организации, мотивы положительного отношения к ним (содержание, деловые взаимоотношения, организация, позиция детей, взрослых). МЕТОДИКА № 7.
«КАКОВ Я? КТО Я?» Цель: выяснить уровень самосознания подростков, самооценки, самоопределения.
1. Ребятам предлагается выделить главные особенности своей личности, ведущие качества.
2. Дописать фразу:
"Я в своём представлении ..."
"Понимать человека - это значит ..."
3. Ответить на вопросы:
- Что хочу от жизни? от себя? от других?
- Чему хочу научиться?
- Чем хочу заниматься?
4. Человека какого возраста ты хотел бы видеть своим другом и почему? МЕТОДИКА № 10.
«МОЙ (НАШ) КЛАСС» Цель: выявить отношение к классу, оценка достоинств и недостатков, перспектива развития коллектива.
Ребятам предлагается тема мини-рассказа, сказки, былины и даются примерные вопросы, раскрывающие тему. Они могут быть следующими:
- Что я больше всего ценю в нашем классе?
- Что бы я хотел изменить в нём?
- Каким я вижу будущее нашего класса?
- К чему нам всем надо стремиться? МЕТОДИКА №11.
«МОИ ОТНОШЕНИЯ» Цель: изучить отношения ребят в коллективе.
Ребятам предлагаются листки с текстом следующего содержания:
Отметь, пожалуйста, условными обозначениями, как ты относишься к:
- ребятам своего класса;
- соседу по парте;
- девочкам;
- взрослым, которые с вами работают;
- мальчикам;
(Перечень можно дополнить по желанию).
Условные обозначения:
ровные отношения (прямая линия)
уважительные (прямая линия вверх)
конфликтные (ломаная линия)
презрительные (прямая линия вниз)
переменчивые (пунктирная линия)
затрудняюсь (овал)
восторженные (восклицательный знак) МЕТОДИКА №12.
АНКЕТА «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КЛАССЕ» Цель: изучение взаимоотношений в классе.
Предлагается следующая анкета:
1. Удовлетворен ли ты отношениями с ребятами в классе?
Подчеркни нужное:
- да;
- скорее да, чем нет;
- трудно ответить;
- скорее нет, чем да;
- нет.
2. Каковы отношения между ребятами?
Подчеркни нужное:
- дружные;
- приятельские;
- равнодушные;
- холодные;
- враждебные.
3. Каким ты считаешь свой класс?
- сплочённым и дружным
- дружным, но не всегда
- скорее разобщённым, чем дружным
- разобщённым, с отдельными группировками
- каждый сам по себе
4. Оказывает ли влияние на твоё поведение мнение ребят класса? Подчеркни нужное: да; скорее да, чем нет; трудно ответить; скорее нет, чем да; нет. Вопросы 2, 3 позволяют выявить оценку стиля взаимоотношений в коллективе, комфортность или дискомфортность - вопрос 1, степень влияния коллектива на поведение подростка 4. МЕТОДИКА № 13.
«ИГРА В АНАЛОГИЮ» Цель: определение характеристики коллектива (подобная игра может проводиться для определения характеристики индивидуальной самооценки).
Ребятам предлагается сравнивать себя с каким-то предметом и задается вопрос типа: «Если бы наш класс был корабль, школьный звонок..., то какой он?»
В игре, её результативности немаловажную роль играют реакция, находчивость, творчество, воображение всех игроков. МЕТОДИКА №14
«РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ» Цель: выявить основные референтные группы личности.
Ребятам предлагаются вопросы - ситуации (1-А), список людей, окружающих их (1-Б). Им нужно выбрать не менее двух человек по каждому вопросу-ситуации, при этом второе и следующее лицо должны быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое.
После осуществления ребятами выбора у них забирают список 1-Б и просят по пятибалльной шкале (5,4, 3,2, 1) оценить каждого из выбранных лиц.
1-А
1. С кем ты поедешь на экскурсию в другой город?
2. С тобой случилась неприятность, кому ты об этом расскажешь?
3. У тебя день рождения. С кем ты его проведешь?
4. Есть ли человек, с которым ты стараешься проводить больше времени?
5. Кто может указать на твои недостатки, кого ты больше послушаешь?
6. Кто может быть для тебя примером к жизни?
7. Кому ты хотел бы понравиться больше всего?
8. С кем ты больше всего откровенен?
1-Б
1. Родители (мать, отец).
2. Родственники (бабушка, дедушка, дядя, тётя).
3. Брат, сестра.
4. Взрослый знакомый.
5. Друзья
6. Лучший друг (подруга).
7. Литературный персонаж.
8. Товарищи по классу.
9. Товарищи по кружку, секции, ...
Схема обработки:
Все лица, упомянутые ребёнком, заносятся в отдельный список без повторений, затем «оценки» заносятся в список и суммируются для каждого. После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выносятся на отдельный лист в порядке уменьшения баллов. Эти люди составляют референтную группу данного ребёнка. Приложение 6.
К странице 7 - 8
Раздел: Индивидуальная карта учащегося специального (коррекционного) …….. класса 8 вида обучения
Эта карта оформляется индивидуально на каждого учащегося по наблюдениям учителя или учителей, если обучение предметное, на основании мониторинга знаний учащегося.
Приложение 7.
К странице 9
Раздел: Работа с родителями
В дневнике в этом разделе фиксируются учителем проверка школьного дневника учащегося, выполнение им домашних заданий, отмечается внешний вид ребенка.
В графах «Посещение квартиры учителем», «Индивидуальная работа с родителями», «Посещение места работы родителей учителем», «Посещение уроков родителями», «Родительские собрания», «Комиссия по делам несовершеннолетних» проставляется обязательно дата.
Приложение 8.
К странице 10
Общешкольная задача: развитие механизмов продуктивного общения, способствующих овладению учащимися основными моделями коммуникативного поведения соответствующей возрастной группы.
Решение этой задачи реализуется по разным направлениям воспитательной работы в каждом звене школы. Эти различия обусловлены возрастом учащихся, на который необходимо ориентироваться, т.к. интересы меняются и ведущие виды деятельности, которые и формируют личность, тоже меняются. Поэтому любую общешкольную задачу необходимо адаптировать к уровню развития и воспитанности детей. Учитель четко должен ориентироваться в потребностях, возможностях своих учеников.
Ниже приводится материал, который является обязательной основой планирования воспитательной работы, нацеленной на развитие и коррекцию каждого ученика.
Раздел: Индивидуальная коррекционно – воспитательная программа
Мотивы и ведущие виды деятельности:
Младший школьный возраст (7-10 лет)
Основные мотивы:
-потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию эмоционального климата;
-стремление стать учеником: познавательная потребность, желание учиться;
-потребность в общении, желание выполнять общественно значимую деятельность, имеющую значение не для себя, а для окружающих взрослых;
Ведущие виды деятельности:
-игра в наиболее в ее развитой форме: предметная, сюжетно - ролевая, драматизация;
-учебная деятельность как ведущая в умственном развитии, так как в процессе ее вырабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми; Для среднего школьного возраста (10-13 лет).
Основные мотивы:
-потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере;
-ориентация на оценки, суждения сверстников; требования коллектива становятся важнейшим фактором психического развития;
-потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению;
-стремление выйти за рамки школьной жизни, приобщиться к жизни взрослых. (Неудовлетворенность этого стремления создает у подростков конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество).
Ведущие виды деятельности:
-учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, направленная на потребности и нужды подростка;
-разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий и организующий мотив поведения подростка;
-интимно-личное общение ( быть с другом, уметь получить от этого удовлетворение, быть значимым в чьих – то глазах).
-стремление выйти за рамки школьной жизни, приобщиться к жизни взрослых. (Неудовлетворенность этого стремления создает у подростков конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество).
Для старшего школьного возраста (14 – 17 лет)
основные мотивы:
-желание занять свое место в мире взрослых;
-утвердиться в компании сверстников;
-чувствовать себя уверенно в своей компании и т.п.
Ведущие виды деятельности:
интимно-личное общение (друг с другом, с друзьями – через позицию своих настроений и желаний);
учебно-профессиональная деятельность (в большей степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении);
Приложение 9.
К странице 11 и странице 12
Раздел: Табель успеваемости учащихся специального (коррекционного) ……… класса 8 вида обучения
Данный табель заполняется оценками учащихся и количеством пропущенных уроков по четвертям, затем проставляется годовая оценка по предметам и пропуски уроков за год.
|