Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Российская федерация |
 Скачать 117.12 Kb. |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
628146 Кооперативная, 15, п. Игрим, Березовский район, ХМАО-Югра
Тел.: (34674) 3-18-22 Факс: (34674) 3-18-72, e-mail: [email protected]
Тренинг взаимодействия
учащихся,родителей и классного руководителя
«Мы вместе»
-
Составитель:
педагог-психолог
Кокоулина Мария Васильевна
|
Игрим
2015г.
Цель тренинга: содействие созданию благоприятного психологического климата в классном коллективе, доверия и толерантности по отношению друг к другу.
Задачи:
Усиление способности детей, родителей, классного руководителя к пониманию внутреннего мира друг друга, через установление визуального, физического контакта, наблюдения и совместную деятельность.
Развитие эффективных навыков коммуникации между детьми, родителями и классным руководителем.
Сплочение классного коллектива путем налаживания взаимодействия всех участников образовательного процесса
Идеи тренинга:
Сотрудничество.
Взаимодействие.
Единство.
Участники тренинга: дети, родители, классный руководитель.
Число участниковтренинга—15-20 человек (класс делится на 2 группы, т.к. количество участников тренинга с учетом учащихся и их родителей увеличивается вдвое).
Ведущий: педагог-психолог. Время проведения: 1 час 30 минут. Структура тренинга:
Введение.
Выяснение ожиданий участников.
Принятие правил работы группы.
Знакомство.
Разминка.
Основная часть.
Завершение работы.
Обратная связь.
Методы и формы работы:
Игры и упражнения.
Работа в малых группах.
Работа в большом тренинговом круге.
Мозговой штурм.
Дискуссия.
Материалы: мягкая игрушка – «микрофон», бейджики, фломастеры, карандаши, ручки, листы бумаги, фото участников группы, клей, большой лист ватмана, журналы, брошюры, открытки.
Примечание:
В конце каждого упражнения проводиться рефлексия, получение обратной связи. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце, ведущим подводятся итоги упражнения.
По завершению тренинга участники заполняют анкету оценки тренинга, по желанию проводятся индивидуальные консультации с родителями, детьми и классным руководителем. Ход тренинга:
Ведущий:«Здравствуйте, меня зовут … я очень рада видеть вас, тем более что встреча наша сегодня обещает быть интересной и необычной,посвящена она тренингу, который называется «Мы вместе». Цель нашего тренинга, задачи (проговариваются цели и задачи).Я надеюсь, что сегодня благодаря нашим стараниям вы станете еще немного ближе друг другу». Ведущий:«Мне бы хотелось узнать каковы ваши ожидания оттренинга?»
Участники высказывают свои ожидания от тренинга. Ведущий подводит итоги. Ведущий:«Для того чтобы работа нашей группы достигла своей цели, нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый из нас мог свободно высказать свои мысли. Любая деятельность нуждается в упорядочении, поэтому я как ведущая предлагаю несколько правил.[4]
Мы выключаем мобильные телефоны.
Мы доверяем друг другу, то есть используется принцип конфиденциальности всего происходящего в группе. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.
Мы используем только «Я - высказывания». Мы заменяем высказывания типа: «Большинство людей считает что», «Некоторые из нас думают» на «Я считаю, что», «Я думаю, что».
Мы говорим о том, что волнует группу, то есть общаемся по принципу «здесь и теперь». Во время тренинга вы говорите только о том, что волнует вас именно сейчас, и обсуждаете то, что происходит с вами в группе.
Мы предельно искренни. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, то есть только правду.
Мы не оцениваем самого человека, а только его поступки. Мы отказываемся от высказываний «Ты мне не нравишься», «Ты плохой человек», а заменяем на «Мне не нравится твоя манера общения», «Ты совершил плохой поступок».
Мы настроены на активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу группы.
Мы всегда уважаем говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку возможность сказать, то что он хочет. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
Мы постоянно анализируем себя, свои мысли, чувства и т.д.
За нарушение правил тренинга мы встаем на стул и кричим 10 раз «ку-ку».
Мне бы хотелось узнать ваши предложения по поводу внесения дополнительных правил поведения на нашем тренинге.
Участники тренинга высказывают свои предложения. Ведущий делает краткое резюме. Ведущий:«И для начала, так как возможно еще не все хорошо знают друг друга, я предлагаю вам написать на бейджиках ваше имя крупными буквами или имя, которым бы вы хотели, чтобы вас называли».
Участники тренинга пишут на бейджиках свои имена. Ведущий: «Итак, я предлагаю начать наш тренинг». Упражнение «Здравствуйте!»
Цель: знакомство участников тренинга.
Каждый участник по порядку проговаривает «Здравствуйте, меня зовут…., я сегодня вот такая (такой)» и добавляет какое-то движение к своему состоянию, а группа затем говорит «Здравствуй….., ты сегодня вот такая (такой)» и показывает то движение, какое показал участник.[1] Упражнение «А я еду…»
Цель: «разогрев» группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу.
Участники двигаются по кругу и говорят по порядку:
1-й – а я еду,
2-й - а я рядом,
3-й – а я зайцем,
4-й – а я вместе… и называет имя одного из участников, который пересаживается рядом с этим человеком.
Тот, у кого образовался рядом пустой стул, начинает говорить по кругу ту же считалку.[2] Упражнение «Никто не знает…»
Цель:развивать позитивное восприятие участников по отношению друг к другу.
Передавая «микрофон» участникам тренинга необходимо продолжить фразу «Никто не знает, что я…» и назвать какое-то качество и что-то особенное, чего не знают о нем другие участники.[3] Упражнение «Хорошо – плохо…»
Цель:посмотреть на одно и то же с разных точек зрения.
Участникам необходимо передавать по кругу игрушку и по очереди говорить фразу:
1 круг: «Я ребенок – это хорошо, потому что…», следующий говорит «Я ребенок – это плохо, потому что…»
2 круг: «Я родитель – это хорошо, потому что…», следующий говорит «Я родитель– это плохо, потому что…»
3 круг: «Я классный руководитель – это хорошо, потому что…», следующий говорит «Я классный руководитель– это плохо, потому что…».
После каждого круга ведущий проговаривает основные фразы, названные участниками тренинга. Упражнение «Идеальный ребенок, родитель и классный руководитель»
Цель: способствовать осознанию того, что не бывает идеальных детей, родителей и классных руководителей; развивать чувства принятия друг друга такими, какие есть.
Группа делиться на 3 команды: родители, педагоги, дети. В каждой группе лист бумаги разделяется на 3 колонки и в них участниками пишутся идеальные качества друг друга. Затем качества зачитываются, и ведущий предлагает ответить на вопрос: "Где и когда вы видели такого ребенка, родителя, классного руководителя?"Ведущий подводит участников к тому, что не бывает идеальных людей, так же как родителей, детей, педагогов. Необходимо принимать друг друга такими, какие есть со всеми достоинствами и недостатками. После ответов участников листы рвутся и выбрасываются.[5] Упражнение «Кто мы? Какие мы?»
Цель:создание представления друг о друге с новой точки зрения, повышения доверия друг к другу.
Участникам по кругу необходимо рассчитаться на «1-2-3-й». Образуются группы в соответствии с выпавшим номером. Каждой группе необходимо рассказать о себе, выполняя общие задания для всех. (Ведущий раздает участникам названия групп:«классные руководители», «родители», «дети»).
1. «Портрет группы»
Каждая группа дает описание себя: «Кто мы? Какие мы?». Эмоционально - волевая, мотивационная сферы, особенности взаимодействия, личностные, профессиональные потребности, ценности и смыслы.
2. «Портрет-отношение»
Каждая группа дает описание трех других групп, с точки зрения выполнения роли в группе «Кто они? Какие они?» Каковы их особенности, личностные и профессиональные ценности и смыслы. Что принимается, что отторгается? [3] Упражнение «Коридор»
Цель: выработка адекватных способов общения друг с другом, осознание причин неэффективного общения.
Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, каждый участник получает листок с написанной не нем фразой. Задача родителей и классного руководителя – пройти по «коридору» - между 2-мя шеренгами. Участник проходит весь коридор и становится в конце своей шеренги, за ним следующий и так пока все не пройдут по коридору. Во время прохождения участника по коридору дети начинают по очереди зачитывать свои фразы написанные на листочках.
Фразы для зачитывания:
Не груби; Вытри ноги; Улыбнись; Ну, сколько можно тебе говорить?; Не кричи!; Ты плохо себя ведешь; Не стой, как пень; Не реви!Сам виноват!; Быстро отвечай: где ты был?; Не мусори!; Не катайся на стуле!; Сил моих на тебя нет!; Не клянчи; Не сутулься; Как, об стенку горох!; Стой прямо; Убери руки из карманов; Вымой руки!; Прекрати!; Не пачкайся!; Хватит баловаться; ну, что ты опять натворил!; Слушай меня! и т.п.[5] Упражнение «Землятресение»
Цель:снятие психологического и мышечного напряжения, создание хорошего настроения, сплочения группы.
Двое участников изображают «домики», при этом они встают лицом друг к другу и держатся за руки. Третий участки становится между двумя первыми, изображая «жильца». По команде ведущего «Домики ищут жильцов», все домики, не расцепляя рук, оставляют своих жильцов и ищут новых. Жильцы при этом остаются на месте и наоборот. Жилец, оставшийся без домика становится ведущим.[2] Упражнение «Мешок хороших качеств моего ребенка»
Цель: определение приоритетных направлений в оказании помощи ребенку в учебной деятельности.
Родителина листе бумагирисуют 2 мешка. Один мешок – это мешок успеха ребенка, второй мешок – это мешок затруднений. В мешок успеха, складывается все, чему научился и может ребенок в учебной деятельности. В мешок затруднений, складывается все, что вызывает трудность у ребенка, с чем он не справляется в учебной деятельности. Дети в это время «заполняют» свои мешки успехов и затруднений. Каждый родитель, а потом и его ребенок зачитывают то, что у них получилось.
По окончании упражнения родителям и классному руководителю необходимо ответить на вопрос: «Как мы сообща можем помочь ребенку преодолеть трудности?».[2] Упражнение «Я – высказывание»
Цель: повышение уверенности участников тренинга, обратная связь.
Передавая «микрофон» по кругу участникам тренинга необходимо продолжить фразу
Детям: «Я ребенок, и я хочу, чтобы родители и классный руководитель… (и добавлять фразу как хотели бы, чтобы к ним обращались взрослые);
Родителям: «Я родитель, и я хочу, чтобы дети и классный руководитель…(и добавлять фразу как хотели бы, чтобы к ним обращались дети и педагог);
Классному руководителю: «Я классный руководитель, и я хочу, чтобы дети и родители…(и добавлять фразу как хотели бы, чтобы к нему обращались дети и родители).
Скульптура «Наша команда»
Цель: сплочение группы.
Участникам тренинга в течение 3 минут, не разговаривая друг с другом, необходимо сделать скульптуру «Наша команда».[1] Коллаж «Наш класс»
Цель:установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе тренинга. Участникам тренинга предлагается сделать коллаж на тему «Наш класс», используя фото, вырезки из журналов, брошюр, открыток, дополняя свою работу надписями, комментариями. Упражнение «Аплодисменты»
Цель: сплочение группы, окончание тренинга.
Участники начинают аплодировать друг другу (сначала 1-й, потом 2-й и т.д.), в конце упражнения аплодируют все.
Ведущий: «Мне хочется поблагодарить всех вас за плодотворную работу. Большое спасибо, за то, что вы активно включились в работу, были открыты к сотрудничеству. Хотелось бы вам пожелать всего самого хорошего, чтобы вы принимали друг друга такими, какие есть, ценили друг друга, чтобы в вашем классе было доверие и взаимопонимание. Берегите друг друга! До свидания». Список использованной литературы
КречетниковаА.В.,материалы семинара – практикума«Пути предупреждения конфликтного поведения обучающихся, педагогов, родителей как условие профилактики суицидального поведения несовершеннолетних».Организация решения конфликтных ситуаций в образовательном учреждении между субъектами образовательного процесса (ребенок – учитель – родитель)
Кречетникова А.В.,материалы семинара – практикума«Пропаганда семейного благополучия как условие профилактики социально опасного положения несовершеннолетних»
Кречетникова А.В., материалы семинара – практикума«Пути предупреждения конфликтного поведения обучающихся, педагогов, родителей как условие профилактики суицидального поведения несовершеннолетних».Конфликтное поведение: между нормой и девиацией. Социальные детерминанты поведения. Девиантное поведение как источник конфликта. Агрессивное поведение.
http://lvbco.narod.ru/29hochu_i_mogu_provesti_trening.pdf\
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/09/15/psikhologicheskiy-klub-dlya-roditeley-kompetentnye
http://lvbco.narod.ru/29hochu_i_mogu_provesti_trening.pdf
приложение АНКЕТА ОЦЕНКИ ТРЕНИНГА [6] Пожалуйста, заполните эту анкету. Ваши ответы помогут лучше подготовить будущие тренинги и другие мероприятия. 1. Что на тренинге понравилось Вам больше всего (затронутые темы, ведение тренинга, участники и т.д.)? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что Вам не понравилось?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какая часть тренинга была более удачной и почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Получили ли Вы ответы на те вопросы, с которыми пришли на тренинг? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как Вы будете использовать информацию, полученную на тренинге?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Ваши пожелания ведущему: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО! |
|
|