Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Имени Героя Советского Союза М. С. Харченко Выборгского района Санкт-Петербурга в зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача


Скачать 105.43 Kb.
НазваниеИмени Героя Советского Союза М. С. Харченко Выборгского района Санкт-Петербурга в зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача
М.С. Харченко
Дата06.03.2016
Размер105.43 Kb.
ТипЗадача


Теоретические основы проблемного обучения

Работу выполнила учитель истории

и обществознания Шатрова А.А.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 104

Имени Героя Советского Союза М.С. Харченко

Выборгского района Санкт-Петербурга

В зависимости от цели , от задачи школы обучение может быть проблемным и не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся , их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным.

Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в соджержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельности учащихся. Если учитель хорошо будет знать содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам.

Задачей сегодняшних школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейшим показателем этого является наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно сочетать с развивающим обучением, формировать мыслительные способности и познавательные потребности учеников. Теория обучения связана с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под активизацией имеют в виду эффективное использование приемов и методов обучения. Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий. Ученик должен научиться анализировать, сравнивать , синтезировать, обобщать фактический материал.

Активизация учащихся характеризуется самостоятельным поиском не вообще, а поиском путей решения проблем. Если поиск имеет целью решение теоретической , технической, практической учебной проблемы или форм и методов художественного отображения, он превращается в проблемное обучение.

В основе организации учителем объяснительно-иллюстративного обучения лежит принцип передачи учащимся готовых выводов науки. В основе организации цели процесса проблемного обучения - принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя понятия и определения.

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

- возникновение проблемной ситуации;

- осознание сущности затруднения и постановка проблемы ;

- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;

- доказательство гипотезы;

- проверка правильности решения проблемы.

Проблемное обучение имеет функции:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний;

- воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;

-формирование и накопление опыта творческой деятельности.

Необходимо выделить типы проблемных ситуаций.

Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение.

Второй тип: проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип: проблемная ситуация возникает, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Для решения этих проблемных ситуаций необходимо:

  1. Побуждать учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов.

  2. Использовать учебные и жизненные ситуации, возникающие при выполнении учащимися практических заданий.

  3. Исследовательская работа.

  4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактов.

  5. Выдвижение предположения ( гипотез), формулировка выводов и их проверка.

  6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений.

  7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.

  8. Организация межпредметных связей.

Система методов проблемного обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный.

  • Репродуктивный

  • Проблемное изложение

  • Поисковый.

Структурными элементами проблемного урока являются:

  • Актуализация прежних знаний;

  • Усвоение новых знаний учащихся;

  • Формирование умений и навыков.

Так как показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:

  • Выдвижение предположений и обоснование гипотезы.

  • Возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы.

  • Проверка правильности решения проблемы.

Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления самостоятельной учебной деятельностью ученика.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию.

Одним из средств , обеспечивающих высокий уровень мыслительной, эмоцианальной и поведенческой активности учащихся представляется проблемное обучение.

Элементы проблемы я включаю на всех уроках. Перед изучением новой темы я ставлю проблемные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце изученной темы. На проблемных уроках изучение содержание урока полностью проходит на поисковом уровне познавательной деятельности. Начиная новую тему, я выдвигаю проблему, даю учащимся материал и ориентиры для ее решения, сопровождая объяснительными вопросами и заданиями поискового характера. Например, в чем заключается либерализм и реакционность Александра 1? Такое задание побуждает учащихся искать ответ. Возникает проблемная ситуация. Излагаются различные мнения. оценивается событие. Учащиеся должны с помощью ранее приобретенных знаний сформулировать выводы.

Еще примеры. 1. Почему СССР одержал победу над гитлеровской Германией? 2. Почему сложно было предотвратить 1 мировую войну? 3. Почему времена правления Хрущева называют « оттепелью» ? Какие были плюсы, а какие минусы были допущены в его правление? 4. Какие события и факторы повлияли на начало эпохи Возрождения?

Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать более убедительный.

Например. Николай 2 , последний русский император был назван великомучеником. О нем пишут книги, снимают фильмы, представляют как героя нашей истории. В то же время он вошел в историю как император « Кровавый» . Какое рассуждение имеет место, более правильное ?

Наукой установлена определенная последовательность этапов познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: проблемная ситуация – проблема – поиск способов ее решения – решение проблемы. Примеры проблемных вопросов.

  1. Почему русская армия одержала победу на Куликовом поле ?

  2. Почему возникает неравенство и государство ?

По теме « Начало Великой Отечественной войны» ставится проблема: верно ли , что поражение Красной Армии в первые месяцы войны явилось следствием предвоенного развития страны ?

Ход беседы.

  1. В каком состоянии находились вооруженные силы СССР в конце 30-х годов ?

  2. Повлиял ли политический режим и экономический потенциал нашей страны на укрепление обороноспособности или препятствовал?

  3. Что представлял собой командный состав СССР ?

  4. Какова сущность военной доктрины СССР ?

  5. Почему война стала неожиданной ? Так ли это было ?

По теме « Иван Грозный «. Задание. Показать плюсы и минусы правления Ивана Грозного.

По теме «Нэп» . Задание. Если бы не свернули политику НЭПа и она продолжалась, могли бы мы построить демократическое государство и не допустить трагедий индустриализации и коллективизации, репрессий ?

Формы проверки знаний учащихся: 1) индивидуальная / работа по карточкам, составление таблиц и схем, планов/ ;

2)групповая /беседа, обсуждение, решение проблемных задач/ ;

3) фронтальная / тестирование, контрольная работа /

Результаты помогают учащимся проверить себя и свои знания. Они готовя самостоятельно презентации, сообщения , доклады. Результаты, достигнутые учениками проявляются в разнообразных видах деятельности ( ученической, коммуникативной, творческой, социальной).

Необходимо отметить, что выше указанные методы постановки учебной проблемы имеют различия в характере учебной деятельности учащихся школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Проблемная ситуация, диалог обеспечивают подлинно творческую деятельность учащихся, развивает их речь и творческие способности. Диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся. Таким образом, проблемно-диалогическое обучения обеспечивает эффект развития интеллекта, творческие способности школьников, воспитывают активную личность.

Список литературы

  1. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Методика и сущность. М., Знание, 2009

  2. Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. М, Народное образование, 2011

  3. Белкин А. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 2004

  4. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., Просвещение, 2005



Пути интенсификации опроса

На уроках истории в 5 классе

Работу выполнила Шатрова А.А.

Учитель истории и обществознания

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 104

Выборгского района Санкт-Петербурга

Опрос проводится и в начале урока – как подготовка учащися к изучению нового материала и активизации их внимания, так и в конце урока – в целях проверки усвоения ими только изученного материала и его закрепления.

Часто практикую включение элементов опроса в период объяснения нового материала, что позволяет активизировать мыслительную деятельность, акцентировать внимание.ете

Например, при изучении темы «Древнейшие государства Междуречья. Вавилонское царство», я начинаю урок с выявления знаний пятиклассников о государстве, органах управления. Эти вопросы рассматривались раньше, на уроках по теме « Древний Египет». Ребятам задаются вопросы: 1) Что такое государство? Назвать его признаки. 2)Почему государства не было при первобытнообщинном строе? 3)В каких условиях возникает государство?

Приступая к объяснению новой темы , появление государства в Междуречье, я прерываю свой рассказ и ставлю перед учащимися задачу: доказать, что в 17 тыс. до н.э. в Южном Междуречье образовалось государство. Наблюдения показали, что ребята после рассказа учителя правильно указывают , что в 17 веке до н.э. в Южном Междуречье были условия для возникновения государства: расслоение общества на богатых и бедных и бедных ( рабы, крестьяне, земледельцы) и борьба между ними.

На уроках эффективно используются разнообразные формы проверки и учета знаний, умений учащихся. Основными формами опроса являются устные развернутые ответы, краткие, фронтальная беседа, письменные, тестирование, карточки, заполнение таблиц, учатся составлять схемы. Задавая вопрос для развернутого ответа, я стремлюсь получить от пятиклассника небольшой связный рассказ. Конечно, ученики испытывают затруднения в изложении исторического материала, поэтому моя задача состоит научить их правильно, грамотно построить свой ответ. Планируя опрос я делю материал на подтемы, намечаются вопросы, рационально отбираются задания. Вопросы должны быть логичными.

Вопросы для развернутых ответов дифференцируются с учетом уровня развития ученика. Ученики должны уметь делать выводы. Например , ставятся вопросы по теме

«Походы фараонов в Египте»: 1. Что представляло собой египетское войско во 2 тыс. до н.э.? Какие цели стояли перед египетским войском? 2.Рассказать о завоеваниях Тутмоса3. Показать по карте направления походов и завоеванные территории.

Более сложными являются задания, которые требуют от учащися указать признаки исторических понятий и показать взаимосвязь между ними. Сложными являются задания, требующие показать причинно-следственные связи. Например, на повторительно-обобщающем уроке по теме «Древний Рим» я ставлю перед ребятами вопросы:

-- Доказать, что в Риме рабовладельческий строй достиг наивысшего развития. Каковы были причины такого развития?

---Как и почему развитие Римской империи в дальнейшем привело к упадку хозяйства и к падению Рима?

Кроме развернутых ответов ученики должны уметь давать и краткие ответы. Осуществляя такую проверку, я должна научить их выделять главное, кратко формулировать ответы.

Вопросы для фронтальной беседы позволяют охватить значительное количество учащихся. Это стимулирует внимание и обеспечивает активность. Здесь необходимо требовать лаконичность и точность ответов. Вариантом фронтального опроса является рецензирование ребятами ответов учащихся. Им заранее дается схема рецензии ответа.

  1. Насколько правильно и полно изложены факты и сделаны выводы.

  2. Какие были допущены ошибки.

  3. Речь, ее положительные черты и недостатки.

  4. Дополнить и исправить текст.

Устное рецензирование имеет ряд преимуществ:

-- ученики должны внимательно следить за ответом;

--знать материал;

--уметь отметить положительные стороны и недостатки;

-- и если возможно внести дополнения.

На первых порах рецензирование вызывает затруднения. Поэтому их надо учить. Комментировать их ответы. Дополнять и делать выводы. Ребятам, как правило нравиться такая форма опроса.

--4--

В опросе важное место занимает беседа, в которой сочетаются задания различного уровня: от репродуктивных до заданий повышенной сложности. Среди заданий повышенной сложности часто встречаются задания типа: «сравнить события», « назвать причины», «докажите…», «выясните…»,»придумайте рассказ с….», обоснуйте ваше предположение …» и т.д. Как правило, эти задания выполняются под руководством учителя. Например, докажите, что в 4 тыс. до н.э. в Южном междуречье возникло государство.

Интересной формой опроса является постановка заданий с использование технических средств обучения, наглядности: посмотреть презентацию с вопросами к теме, составить сюжетный рассказ по картине, дать описание памятнику.

Так повторительно-обобщающем уроке по теме « Жизнь первобытных людей», ученикам на мониторе показывают разные слайды из жизни первобытных людей на разных этапах. Ребята должны ответить на вопросы и прокомментировать увиденное. Например, как и почему менялся облик древнего человека, орудия труда, занятия, человеческий коллектив. Или на примере слайда « Храмовое хозяйство в древнем Египте» должны рассказать о развитии земледелия.

Или такое задание. Сравнить источники рабства и их положение в древнем Риме и Греции.

Используется работа по карточкам. Например.» Археологи нашли могильник, в котором были останки человека. Он был положен в позе спящего человека на боку. Рядом оружие, утварь». Вопрос: к какому времени относится эта могила – к дорелигиозному периоду и когда возникла христианская?

Также проводится тестирование, составление и ответы на вопросы кроссвордов. Можно провести комбинированный опрос, Вызываются к доске 2-3 ученика. Один готовится к устному рассказу, другие пишут на доске. Допустим составить план темы, или схему государственного устройство и правления.

В ходе опроса и всего урока в целом я пытаюсь систематически развивать интерес учащихся к моему предмету. Продуманная проверка качества знаний учащихся, их речи, умений и навыков работы с историческим материалом – вот главная задача учителя.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная