Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Методическое описание Дневник наблюдений на учебный год за поведением и учебной деятельностью учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида обучения


Скачать 0.69 Mb.
НазваниеМетодическое описание Дневник наблюдений на учебный год за поведением и учебной деятельностью учащихся специального (коррекционного) класса VIII вида обучения
страница3/4
Дата22.02.2016
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4

Методика № 3

«Построй пирамиду»
Цель: Изучение поведения в ситуации неуспеха, волевые качества ребенка, целенаправленность и настойчивость.

Ход выполнения:

Ребенку предлагается построить на подставке высокую пирамиду из кубиков, а затем перенести ее с одного места на другое, не разрушив. Если пирамида разрушается, нужно предложить выполнить задание сначала.

В процессе выполнения задания надо обратить внимание на целенаправленность, настойчивость, поведение ребенка в случае неуспеха, длительность выполнения задания, отметить мотивы действия.
II. Методики изучения эмоциональной сферы школьников,

обучающихся в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения.

.
Чувства являются своеобразной формой отражения человеком окружающего мира и проявляются в различных переживаниях. Говоря о развитии чувств умственно отсталых детей, Л.С. Выготский отмечал, что на начальных ступенях развития интеллекта обнаруживается более или менее непосредственная зависимость его от аффекта. Но по мере развития личности эти отношения меняются.
Методика № 1

«Рассказы»
Цель: Исследование сформированности чувств.

Ход выполнения:

Предложите детям прослушать рассказы.

Вариант «А» - рассказы с веселыми и грустными оттенками в содержании.

«В парке на скамейке сидела девочка и горько плакала. Слезы крупные, как горошины, стекали по ее лицу. «Что случилось?» - вдруг услышала она за спиной ласковый голос. Девочка оглянулась. Перед ней стояла старушка с добрыми глазами.

«Я упала в грязь и испортила свое новое пальто», - грустно ответила девочка.

«Не плачь, - сказала старушка, - пойдем со мной». Старушка привела девочку к себе домой, сняла с нее пальто, напоила горячим чаем с вареньем. Девочка успокоилась, стала улыбаться и благодарить старушку. Погладив девочку, старушка сказала: «А теперь надевай пальто и иди домой».

Девочка собралась было вновь плакать, но вдруг увидела, что пальто совсем чистое и никаких следов грязи на нем нет».
После прочтения рассказа задайте ученику следующие вопросы:

а) Заметил ли ты в рассказе что-нибудь грустное?

Расскажи об этом.

б) Есть ли в рассказе приятные события? Какие?

Проанализируйте результаты беседы с учеником и определить его способность к дифференциальному восприятию чувств действующих в рассказе лиц.
Вариант «Б» - рассказ из школьной жизни.

«На следующий день после контрольной работы по математике учитель раздавал тетради, комментируя выставленные отметки: «С контрольной работой не все справились одинаково. Часть ребят получили хорошие и отличные отметки. Но есть и такие, которые написали работу на тройку и даже на двойку».

Некоторые ребята в классе насторожились. При словах «на двойку» один вздохнул, двое ерзали за партой и беспокойно оглядывались, а кто-то сказал: «Наверное, мне два». Но были и такие, которые равнодушно смотрели на учителя или разглядывали что-то на парте, никак не реагируя на его слова. Все шло своим чередом, когда учитель стал выдавать тетради тем ученикам, которые написали работу на хорошо и отлично.

Одни, получив тетрадь, быстро открывали ее и показывали свою отметку товарищу, другие смотрели на свою отметку и широко улыбались, третьи клали тетрадь на парту, даже не заглянув в нее. Но вот учитель взял Юрину тетрадь, недовольно нахмурился и сказал: «Ты всегда получаешь хорошие отметки, а сегодня написал работу на двойку, я тобой недоволен».

Юра схватил тетрадь и, весело улыбаясь, стал всем показывать свою «двойку». Некоторые ребята улыбались, другие отворачивались и слушали, что говорил учитель про Юру».
После прочтения рассказа надо проанализировать, какие особенности чувств проявлялись у учащихся во время урока.
Вариант «В» - рассказы - коллизии.

а) «Алеша ехал в трамвае и смотрел в окно. С ним рядом сидела женщина. На одной из остановок она вышла. Алеша повернулся и увидел рядом с собой на сиденье коробку конфет и кошелек с деньгами. Что, по-вашему, сделал Алеша?».

б) «Костя выучил все уроки и собрался идти на улицу играть в футбол. В это время раздался звонок. К Косте пришел товарищ из его класса и попросил помочь решить задачу. Но на улице Костю ждали ребята. Что, по-вашему, сделал Костя?».

в) «Олю после уроков всегда встречала бабушка, потому что Оля жила далеко от школы. Они поехали домой в автобусе. Когда они вошли в автобус, там было одно свободное место. Что, по-вашему, сделала Оля?»

Отметьте положительные и отрицательные проявления чувств учащихся. Были ли ученики, не ответившие на вопросы? Если да, то в чем причина?
III. Методики изучения особенностей формирования самооценки школьников,

обучающихся в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения.

.

Оценка и самооценка в структуре личности умственно отсталого школьника выступает в качестве ведущего компонента в формировании самосознания. Им присуща некритичность при оценке собственных действий и поступков.

Исследования Б.И. Пинского посвящены отрицательному влиянию на олигофренов оценочной ситуации.

Экспериментальным исследованием самооценки учащихся специальной коррекционной школы 8 вида и массовой школы занимались С.Г. Байкенов, Ж.И. Аухазиева и другие студенты дефектологического факультета Московского госпединститута им. В.И. Ленина. Исследованием процесса формирования уровня притязаний у детей-олигофренов занималась Л.В. Викулова.
Методика № 1.

«Метод Де-Греефе»
Цель: Изучение особенностей самооценки.

Ход выполнения:

Ученику предъявляются три кружка с условием, что один кружок означает его самого, второй - его товарища, третий - учителя. После чего предлагается провести линии разной величины от каждого из этих кружков вниз так, чтобы самая длинная досталась самому умному, вторая по длине второму и т.д.
Методика № 2.

«Метод Дембо-Рубннштейна»
Цель: Изучение самооценки.

Ход выполнения:

Ученику предлагается четыре вертикальных линии: одна означает счастье, вторая - успехи в учебе, третья - развитие ума, четвертая - поведение. Ученику объясняется, что высшая точка, отмечаемая на каждой из линий, обозначает высшую степень развития ума (самый умный), счастье (самый счастливый) и т.д. Чем ниже точка, тем менее счастлив, менее умен и т.д. Ученик должен, сам оценить свои качества, отметив оценку точкой на соответствующей вертикальной линии.

Примечание: количество и название вертикальных линий можно менять в зависимости от поставленной цели исследования.

IV. Методики изучения особенностей характера у школьников,

обучающихся в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения.

.

Л.С. Выготский высказывал мысли о том, что характер относится к вторичным образованиям в развитии психики ребенка дебила. В каждом заболевании центральной нервной системы ребенка есть первично-биологические проявления и вторичные, обусловленные процессом развития и образом жизни ребенка, обладающего этими первичными биологическими проявлениями болезни.

Помимо Л.С. Выготского, изучением особенностей характера умственно отсталых детей занимались и другие известные отечественные ученые - дефектологи. М.С. Певзнер в своей книге «Дети психопаты и лечебно-педагогическая работа с ними» (Москва, 1941г.) рассказывает о формировании черт характера у детей, перенесших энцефалит, в условиях правильного и неправильного воспитания. Э. Сеген - ученый - олигофренопедагог, еще в начале 19 века поставил вопрос о формировании привычек у умственно отсталых детей.

Профессор А.Р. Лурия изучал вопрос о важности компенсации утраченных либо недоразвитых функций у умственно отсталых детей.

Л.В. Занков в своих трудах описывает ошибочные тенденции в воспитании олигофренов.
Методика № 1.

«Рассказы-коллизии»
Цель: Изучение сформированности нравственных черт характера школьников, обучающихся в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения.

.

Ход выполнения:

Предложите учащимся следующие небольшие рассказы - коллизии.

  1. Весь класс поехал на экскурсию. Ребята вошли в автобус, в нем было много свободных мест, на которые они сразу же уселись. На остановках входили пассажиры: взрослые и дети, старики и старушки. «Ну и пусть стоят, я пришла раньше их», - думала Лена. А что думали другие ребята?

  2. Уходя на работу, мама оставила Тане деньги, чтобы она купила в магазине продукты. Деньги мама положила на стол. Скоро к Тане пришла подруга и позвала ее покупать мороженое. «У меня нет денег», - сказала Таня. «А вот деньги на столе лежат», - сказа подружка. Таня ответила: «Это мама оставила для покупки хлеба и крупы». «Ну, скажешь ей, что потеряла», - посоветовала Тане подружка. Что, по-вашему, сделала Таня? Почему?

  3. В 5 классе учился мальчик. Он успевал хорошо, но физически был слабым, редко играл с детьми, вел себя спокойно, некоторые ребята над ним смеялись. Правильно ли они делали? Почему?

После прочтения рассказа (поочередно) составьте беседу с учеником. Проанализируйте его высказывания, определите степень сформированности нравственных черт его характера.


V. Методики изучения особенностей направленности личности школьников,

обучающихся в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения.

.

Понятие «направленность личности» было введено отечественным психологом СЛ. Рубинштейном. Направленность личности - основное психологическое свойство, определяющее целевые установки, содержание деятельности и поведение человека. Направленность включает совокупность взаимодействующих мотивов потребностей, и интересов - это система побуждений, проявляющихся в избирательности отношений и активности личности.

Л.С. Выготский указывал, что недоразвитие или неправильное развитие характера, воли и других высших психических функций частое, но не обязательное вторичное осложнение при умственной отсталости.

Изучению направленности личности умственно отсталых детей посвящены исследования Л.Н. Поперечной, которая длительное время прослеживала судьбу подростков, перенесших в раннем возрасте органическое поражение головного мозга.

Об особенностях корригирующего влияния труда на личность ребенка-олигофрена подробнейшим образом отражено в работах Г.М. Дульнева.

Вопрос о влиянии коллектива на развитие личности умственно отсталых учеников изучался Н.Л. Коломинским.

Методика № 1.

«Рассказ из школьной жизни»
Цель: Изучение особенностей направленности личности школьников, обучающихся в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения.

.

Ход выполнения:

Предложите школьнику следующий рассказ: «Целую ночь шел снег. Занесло весь школьный двор и каток. Утром ребята вышли на улицу гулять. Они увидели, как дворник убирает снег во дворе.

Кто-то крикнул: «Давайте поможем дворнику!» Все дружно взялись за работу. Только Миша стоял в стороне с коньками в руках «Ты чего смотришь?» - кричали ребята. «Жду когда очистят каток, ответил Миша, - нам же никто не велел убирать снег».

1. После прочтения рассказа составьте беседу с учеником по следующим вопросам:

2. Как бы в этом случае поступил ты? Почему?

3. Кто поступил правильно?

4. Оцени поступок Миши.

В чем его ошибка? Проанализируйте высказывания школьника.
Методика № 2.

«Беседа»
Цель: Изучение школьной мотивации, анализ мотивов отношения к учебной деятельности школьников, обучающихся в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения.

.

Ход выполнения:

  1. Проведите беседу по следующим вопросам:

  2. Любишь ли ты свою школу? Почему?

  3. Что тебе нравится в школе?

  4. Что тебе не нравится в школе?

  5. Где лучше, дома или в школе?

  6. Какие уроки ты больше всего любишь? Почему?

  7. Есть ли уроки, которые ты не любишь? Если есть, то почему?

  8. Зачем дети ходят в школу?

  9. Для чего нужно быть грамотным?

  10. Какое твое самое любимое занятие в школе? Чем оно тебе нравится?

  11. Чем ты не любишь заниматься на уроках? Почему?


Методика № 3.

«Рассказ - коллизия»
Цель: Изучение наличия социального значимых нравственных мотивов.

Ход выполнения:

Предложите учащимся рассказ: «Весной ребята сажали деревья в школьном дворе. «Теперь у нас будет красиво!» - разговорились они. Наступили теплые дни. Деревья покрылись листвой. В школьном дворе стало прохладно и уютно. Однажды, когда все вышли играть во двор, то увидели, как Саша, ухватившись за ветку дерева, раскачивается из стороны в сторону. Вдруг ветка сломалась. Ребята молча смотрели на Сашу. «Ну и что! - крикнул он. - Я сам сажал это дерево, оно мое!»

После прочтения рассказа, задайте ребенку вопросы:

  1. Что бы ты ответил Саше? Почему?

  2. Оцени поступок Саши.


Методика № 4.

Опрос
Цель: Изучение интересов школьников, обучающихся в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения.

.
Ход выполнения:

Определите интересы учащихся по вопросам:

  1. Что ты любишь делать в свободное время?

  2. Любишь ли ты читать книги?

  3. О чем ты любишь читать (смотреть фильмы) больше всего?

  4. Ходишь ли ты в какой-нибудь кружок? Что тебе там нравится?

  5. В какие игры ты больше всего любишь играть?

  6. Какое твое самое любимое занятие в школе? Почему?


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

школьников, обучающихся в специальных (коррекционных) классов VIII вида обучения.

.
Методика № 1.

«Если бы у тебя была волшебная палочка?»
Цель: определить направленность потребностей, желаний, интересы детей. Ребятам предлагается назвать три их желания, которые они хотели бы исполнить, имея волшебную палочку.

Для создания образа, «введения» ребёнка в воображаемую роль, хорошо приготовить такую палочку, показать им, дать им возможность подержать её.
Методика № 2.

«Друг из сказки»
Цель: выяснить, какие качества ценятся, мотив выбора.

Ребятам предлагается из героев известных им сказок, мультфильмов выбрать себе друга и объяснить, почему именно его они выбирают. Если не могут дети написать, могут его нарисовать, выбрать из приготовленных фигурок, нарисованных на доске.

Если ребята затрудняются, учитель может им напомнить сказки, мультфильмы, фильмы, написать их на доске, показать иллюстрации к ним...

Например: Золушка из сказки «Золушка» братьев Гримм. Золотая рыбка из сказки «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина и т.д.

Методика № 3

«Давайте познакомимся»
Цель:

а) выяснить любимые занятия, увлечения;

б) какие качества ценят в людях в себе, почему?

Дети садятся по кругу и рассказывают:

а) чем любят заниматься, почему им это нравится, чем бы хотели заниматься, в чём участвовать;

б) какие люди им нравятся, почему, какие качества они ценят особенно высоко.

Такой разговор лучше начинать взрослому; чтобы задать верный тон. Обстановка разговора должна быть спокойной, доброжелательной, доверительной, каждый должен быть выслушан. Для установления «очередности» дети друг другу могут передавать воздушный шарик или какую-нибудь игрушку.
Методика № 4.

«Настроение»
Цель: выявить настроение ребёнка.

Детям предлагается из трёх карточек выбрать ту, что соответствует их настроению.


весёлое

(хорошее, приподнятое)

испорченное, плохое

спокойное обычное, ровное









Методика № 6.

«Мудрая сова».
Цель: выяснить, что умеет ребёнок, как он оценивает свои возможности.

В лесу жила старая сова. Она очень многое знала и многое умела. Однажды она на дереве, где было дупло, в котором жила, написала все свои умения. Подумай и ты и напиши или нарисуй, что ты умеешь делать.
Методика № 8.

«Мои желания» (закрытая анкета)
Из списка разных желаний предлагается ребёнку выбрать «свои» желания:

- стать известным в школе, городе, стране, мире;

- иметь много друзей;

- приносить радость близким людям;

- заниматься любимым делом;

- стать богатым;

- иметь куклу Барби;

- научиться играть на компьютере;

- каждый день есть мороженное;

Хорошо, если анкета у каждого индивидуально, но можно написать её на уроке, а ребята на индивидуальных карточках выписывают только «свои» желания.

Заметим, что список ребята могут продолжить сами.
Методика № 9.

«Подарок»
Цель: выяснить ценностные ориентации.

Ребёнку задаётся вопрос: «У тебя скоро день рождения, что ты хочешь, чтобы тебе подарили?»

Продолжением данной методики может стать вопрос: «Какой подарок ты хотел бы подарить маме, папе, бабушке .... своему товарищу ...?»
Методика № 10.

«Письмо»
Цель: выяснить, что волнует ребёнка, что его занимает, кого он считает своим другом.

Ребенку предлагается написать письмо любимому сказочному герою и рассказать в нём, о чём захочется (или рассказать о жизни в школе, или о самом приятном или неприятном событии).
Методика № 12.

«Мое любимое занятие»
Цель: выявить наиболее популярные занятия детей.

Ребят просят ответить (устно, письменно, с помощью рисунка, пантомимы) на вопросы:

Что ты любишь делать больше всего?

Твои любимые занятия?

Чем ты любишь заниматься и почему?
Методика № 13

«Загадай желание»
Цель: выяснить желания ребенка, их направленность,

Исследователь обращается к ребенку: «Ты слышал, что существует поверье: если видишь, как падает звезда - загадай желание, оно должно исполниться. Представь себе, что ты видишь падающую звезду. Скажи мне тихонько, по секрету, что бы ты загадал?»
Методика № 14.

«Радости и огорчения»
Цель: выяснить ценностные ориентации младшего школьника. Данная методика может проводиться разными способами.

1. Ребенку предлагается дописать два предложения:

Больше всего я радуюсь, когда...

Больше всего я огорчаюсь, если ...

2. Лист бумаги делится на две части, каждая из которых имеет свой символ: солнце и тучи (день и ночь). Ребята в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения, а могут написать о них.

3. Каждый ребенок получает лепесток ромашки, на одной его стороне пишет о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

При анализе ответов можно пользоваться следующей схемой:


Ф.И.О.

РАДОСТИ И ОГОРЧЕНИЯ

связанные с собственной жизнью

связанные с коллективом (классом, кружком)











4. Можно предложить ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, что огорчает твою маму, родителей, учителя, руководителей ...?»
Методика № 15.

ТЕСТ «Несуществующее животное»
Цель: выявить некоторые особенности характера ребенка.

Детям предлагается придумать и нарисовать несуществующее (фантастическое) животное.

Анализ рисунка проводится в зависимости от расположения его на листе бумаги, выполнения ребенком отдельных элементов рисунка:

1. Положение рисунка на листе бумаги:

- ближе к верху - высокая самооценка;
зеркальное отражение) - говорит о том, что ребенку присущ реализм, он стремится обдумать, спланировать дело;
- повернута влево - говорит о нерешительности, рефлексии, т.е. сомнениях ребенка в правильности выполнения задания;

- фас - говорит об эгоцентризме, обращении на себя;
3. Нос: большой и длинный - любопытство:

4. Уши: присутствие ушей на рисунке говорит о значимости мнения окружающих на ребенка;

5. Рот: - рот с языком - значимость того, что говорят о нем;

- рот с зубами - некоторая агрессия, возможно, в качестве защитной реакции;

- рот с губами - чувственность;

- рот закрыт - некоторая замкнутость, тревожность, боязливость;

6. Глаза: в зависимости от размера глаз показ степени страха (чем крупнее глаза, тем больше ребенок подвергнут страхам);

7.Опора животного:

- крупные толстые ноги - основательность, рационализм;

- тонкие, длинные - некоторое легкомыслие, мечтательность;

8. Множество конечностей (рук, ног, крыльев, хвостов) - широта взглядов;

9. Большое количество разных деталей говорит об энергичном характере;

10. Контур рисунка:

- четкий, заметный - уверенность в себе;

- тонкий, штриховой - неуверенность;

11. Человекоподобие животного - детскость;

12. Присутствие каких-либо признаков пола - сексуальность.
1   2   3   4