Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 1.04 Mb. |
Заключение
Как показывают исследования речевой деятельности детей с ФФН, а также практический опыт логопедической работы с ними позволяют не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный возраст.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст 5 года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха – фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что 5-й год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи.
Задача логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть фонетико – фонематическое недоразвитие речи у детей в дошкольных учреждениях, чтобы это не осложняло бы учебно – познавательную деятельность в дальнейшей учебе.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН показывает особенности речевого недоразвития, которые отражаются в отсутствии тех или иных звуков, замене, искажении. Характер нарушенного звукопроизношения указывает на низкий уровень фонематического восприятия. Об этом свидетельствуют данные экспериментального исследования.
Несформированность фонематического восприятия отражается в:
Нечетком различении на слух фонем в собственной речи и чужой речи;
Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
Затруднениях при анализе звукового состава речи.
Перечисленные трудности свидетельствую о наличие ФФН. Недостатки в развитии фонематического слуха успешно ликвидируются в условиях ДОУ в логогруппах. С этой целью проведено экспериментальное исследование фонематических процессов и звукопроизношения. Выявлена общая закономерность между развитием фонетической и фонематической стороной речи, устной и письменной речи. Процессы воспроизведения и восприятия тесно взаимосвязаны. Признаком фонематического недоразвития речи является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими или акустическими признаками. Только преодоление фонетико – фонематического недоразвития создает благоприятные условия для подготовки детей к обучению грамоте. А это влияет на становление письменной речи будущих школьников.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФН включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).
Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
К моменту поступления в школу дети, прошедшие специальный курс воспитания и обучения в такой группе, умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание чужой и собственной речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять его звуковые элементы. Дети учатся распределять внимание между разными звуковыми раздражителями, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове.
Систематические логопедические занятия, позволяют сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики – высказывания в зависимости от речевых намерений.
Формирование звуковой стороны речи рассматривается как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной речи.
В работе излагаются практические советы по формированию навыков звукового анализа и синтеза, звукопризношения, благоприятно влияющих на формирование речи в целом.
Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. А задача логопеда: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, подготовить к успешному овладению письменной речи.
Литература
Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки. СПб., 1999.
Амбрукайте А. И. Основы дефектологии для родителей аномальных детей. Дефектология. 1981г. №5.
Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970г.
Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1981.
Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
Венгер А. Л. Родители просят совета. М. 1981г.
Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М. 1994г.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М., Просвещение, 1983.
Давыдов В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // ”Вопросы психологии”. 1963, № 4, С.3-15.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
Жукова Н. С. , Мастюкова Е. М. , Филичева Т. Б. Преодоление нарушения речи у дошкольников. М. , 1978г.
Жедек П.С. Усвоение фонематического принципа письма и формирование орфографического действия. М., 1975.
Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. В Цвынтарный.С. – П. 2000г.
Игры и игровые упражнения для развития речи. Г. С. Швайко.М. 1983г.
Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. М., 1987.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.
КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001.
КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.
Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. 1997г.
Ковалев А. Г. Психология личности. Л.,1963г.
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 1974.
Левина Р. Е. нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М. 1961г.
Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950г.
Логопедия Под ред. Волковой Л.С. М.,2004г.
Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). М., 1961г.
Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М. 2001г.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 1985г.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.
Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Ярославль, 1998.
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.
Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. – СПб., 1998.
Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М., 2000.
Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.
Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи (учебное пособие). Е. 1996г.
Е. Н. Российская «Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей». М.,2004г
Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.
Поваляева М. А. Справочник логопеда. 2002г.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.
Понятийно – терминологический словарь логопеда. Под ред. В. И. Селиверстова. М., 1997г.
Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. М., 1980г.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., Владос, 1994г.
Ткаченко Т. А. Если ребёнок плохо говорит. СПб., 1997г.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998г.
Туманова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., 1991г.
Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.
Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Программа «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН».
Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.
Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург,1996.
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.
Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН. 2004г.
Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1996г.
Хрестоматия по логопедии. Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. В 2-х т. М., 1997г
Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. С. П. 2000г.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983г.
Эльконин Д. Б. «Развитие устной и письменной речи учащихся». М., 1998г.
Вспомогательные указатели
Обследование функций фонематического слуха. Таблица №1.
Обследование звукового анализа слова. Таблица №2.
Умение выделять гласные и согласные звуки. Таблица №3.
Сравнительный график по выделению звуков из слова на начало эксперимента. График 1.
Сравнительный график по состоянию функций фонематического слуха на начало эксперимента. График 2.
Сравнительный график по выполнению звукового анализа и синтеза слов на начало эксперимента. График 3.
Сравнительный график по звукопроизношению на начало эксперимента. График 4.
Умения выделять гласные и согласные звуки на конец эксперимента. График 5.
Обследование функций фонематического слуха на конец эксперимента. График 6.
Обследование навыков звукового анализа слов на конец эксперимента. График 7.
Обследование звукопроизношения на конец эксперимента. График 8.
Примечание
1.ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие.
2.МДОУ – муниципальное дошкольное образовательное учреждение
|
|
|