Главная страница

Урок литературного чтения в 1 классе «Звуки в речи. Гласные и согласные звуки» умк «Школа России»


Скачать 41.43 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения в 1 классе «Звуки в речи. Гласные и согласные звуки» умк «Школа России»
Дата30.04.2016
Размер41.43 Kb.
ТипУрок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

г.Задонска Липецкой области

Урок литературного чтения

в 1 классе
«Звуки в речи. Гласные и согласные звуки»

(УМК «Школа России»)
Учитель: Морозова Г.В.

2014 г.

Тема. Звуки в речи. Гласные и согласные звуки.

Задачи: формировать умения выделять в речи предложения, в предложениях слова, записывать их с помощью условных знаков; знакомить со знаками препинания и их ролью в предложении; учить различать интонационную окраску предложения; развивать речь, внимание, фонематический слух; тренировать в умении делить слова на слоги, правильно выделять ударный слог; учить различать звуки; воспитывать уважение к друг другу, любовь к детским забавам.

Обучение УУД: умение ориентироваться на страницах учебника; следовать инструкциям учителя; наблюдать, сравнивать, сопоставлять; обосновывать свой вывод; строить диалог по схеме «вопрос-ответ-вопрос»; выделять в речи звуки из слова; имитировать звуки окружающего мира; слышать и произносить звуки; проводить самооценку.

Оборудование: интерактивный комплекс, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок!
2. Актуализация знаний.

- Как назвать одним словом то, что мы говорим, слышим, видим и пишем?

- Какая бывает речь?

- Что значит устная речь?

- Что значит письменная речь?

- Из чего состоит речь?

- Что такое предложение?

- Как в устной речи одно предложение различить от другого?

- А в письменной?

- Составьте предложение про звонок.

- Повторите моё предложение:

Прозвенел звонок.

Сколько слов в предложении?

- Начертите схему предложения на доске. Что означает вертикальная черта?

Что означает точка в конце схемы? А какие знаки могут стоять в конце предложения?

Итак, предложение состоит из слов. А из чего состоит слово?

- Вернёмся к слову звонок. Сколько слогов в слове?

- Назовите 1-ый слог. 2-ой слог. Составьте схему этого слова на доске.

- А как называются слоги, которые произносятся более протяжно, с усилением в голосе?

- Найдите ударный слог. Как в письменной речи обозначается ударение?

- А как вы думаете, из чего состоит слог?

- Сейчас мы выясним, какие же звуки бывают в окружающем мире.
3. Работа по теме урока.

1) Звуки бывают разные.

- Как плачет ребёнок?

- Что произносим, когда болит зуб?

- Как воет волк?

- Давайте пропоём эти звуки. Протянем. Прокричим.

Вывод учителя: звуки, которые можно пропеть, протянуть, прокричать - мы называем гласные.

- Как шелестит листва?

- Как фыркает ёжик?

- Как свистит чайник, когда в нём закипает вода?

- Попробуем пропеть, протянуть, прокричать. Какой вывод?

- Какая преграда встречается, когда мы произносим эти звуки?

Вывод учителя: звуки, которые нельзя пропеть, протянуть, прокричать – называются согласные. При их произношении встречается преграда.

- Какие бывают звуки?

- А мы можем увидеть звуки?

- Чтобы звуки стали видимыми, что придумали для их обозначения?
4. Физкультминутка.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть теперь нам нужно.

Дружно встали, тихо сели

И закрыли все глаза.

Наступает, наступает,

Наступает тишина.
2) Закрепление темы по учебнику (с.13).

- Ответим на вопросы к рисункам.

Как жужжат пчёлы?

Как звенят комары?

Как шипит воздух, если лопнет шарик?

Как рычит собака?

- Какие это звуки: гласные или согласные? Докажите.
5. Работа по развитию речи.

1) Рисунок на с.12 (вверху).

- Где происходит действие?

- В какое время года? Докажите.

- Кого мы видим на рисунке?

- Сколько мальчиков?

- Что делают дети?

- Сколько детей играют в песочнице?

- Сколько детей играет в футбол?

- Что построили дети в песочнице?

- Что произошло с мячом?

- Удалось ли спасти замок?

- Как вы думаете, какой звук мог произнести мальчик, который увидел летящий мяч?

- А какой это звук? Докажите.

2) Составление рассказа учениками.

- К какой речи относится составленный рассказ?

3) Работа в группах.

1 ряд называет игры, в которые играют на улице зимой.

2 ряд называют игры, в которые играют на улице летом.

3 ряд называют игры, в которые можно играть дома, в помещении.

- В какие игры любит играть ... Игорь, Маша, Саша?
6. Физкультминутка.

Мы играем в «Волейбол» и посылаем мяч через сетку «Вот так!».

Мы играем в «Баскетбол» и забиваем мяч в корзину «Вот так!».

Прыгаем на скакалке «Вот так!».

Играем в «Догонялки» «Вот так!».
4) Рисунок на с.12 (внизу).

- Где происходит действие?

- Что делают дети?

- Придумайте имена.

- Что делает Саша?

- Чем занята Маша?

- Что делает Оля?

- А какой звук произносит Маша, качая куклу?

- Какой это звук? Докажите.

- В какие ещё игры любят играть дети?

5) Составление рассказа учениками.

6) Работа с пословицей:

Согласие крепче каменных стен.

- Прочитайте. Повторите.

- Как вы понимаете слово «согласие»?

Согласие – это лад, мир. Понимание, уважение в игре, в семье, в работе, в классе.

- Чему учит пословица?

- Я желаю вам жить в мире и согласии, тогда у нас будет крепкий, сплочённый, дружный коллектив.
7. Подведение итогов.

- Чему учились на уроке?

- Какое задание понравилось выполнять?
8. Рефлексия.

- Оцени себя! (Смайлики).