Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Заключение |
 Скачать 1.04 Mb. |
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………….3 1.Теоретические основы изучения речевой деятельности у дошкольников ………………………………………………………………………………….7
Значение устной речи в психическом развитии ребенка и формировании письменной речи………………………………………7
Особенности формирования устной речи у дошкольников…………11
Психолингвистические и психофизиологические аспекты письменной речи……………………………………………………………………...26
2.Психолого – педагогическая характеристика детей дошкольников с ФФН……………………………………………………………………………33
2.1. Особенности психического развития старших дошкольников с ФФН……………………………………………………………………………33
2.2. Сравнительная характеристика речевого развития у дошкольников с ФФН…………………………………………………………………………….41 3.Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФН…………………………………..55
3.1.Методики изучения речевой деятельности дошкольников с ФФН…….55
3.2.Особенности формирования фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН…………………………………………………………74
3.3.Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников………………………………..91
Заключение……………………………………………………………………103 Список литературы…………………………………………………………. .106
Вспомогательные указатели…………………………………………………111
Приложение.
Введение
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучения родному языку, развития речи, речевого общения – одна из главных.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5 – 6 лет, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития фонематического восприятия. [18,34]
Дети с ФФН – самая распространенная категория детей с отклонениями речевого развития.
Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа.
Под фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) принято понимать нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.[19,68]
Раннее выявление детей с нарушенным фонетико-фонематическим восприятием и оказание им необходимой помощи - залог успешного дальнейшего овладения чтением и письмом.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонении в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова), а также практический опыт логопедической работы, обучение по специализированным (коррекционным) программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно – речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.
Состояние фонематического восприятия детей влияет на овладение звуковым анализом.
Р. Е. Левина и В. К. Орфинская на основе психологического изучения речи детей пришли к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.[28,78]
Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Логопедическая работа, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления письма и чтения (Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия).[27,102]
Актуальность данной проблемы состоит в том, что фонетико – фонематическое недоразвитие необходимо устранить до поступления в школу. Это обеспечит успешное обучение грамоте.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст 5 года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха – фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Цель работы – показать возможности определения коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с ФФН.
Исходя из цели, мы ставим задачи:
Проанализировать логопедическую, психолого – педагогическую по теме исследования, провести сравнительный анализ состояния проблемы.
Подобрать методики, изучающие фонематические процессы, звукопроизношение дошкольников 5-лет, имеющих ФФН. Определить состояние фонетико – фонематических процессов в сравнении их с нормально – развивающимися сверстниками.
Показать на примере детей взаимозависимость фонетического и фонематического развития.
Систематизировать практический материал, методы и приемы работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
Объектом данного исследования – процесс формирования речевой деятельности детей с ФФН.
Предмет исследования – особенности произносительной стороны речи у старших дошкольников с ФФН.
Гипотеза: фонетико – фонематическое недоразвитие речи старших дошкольников с ФФН будет успешнее решаться через проведение определенной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза, тем самым, подготавливая детей к усвоению школьной программы.
В исследовании применялись различные методы: анализ литературы по проблеме, медицинской и психолого - педагогической документации, беседы с детьми, наблюдения, эксперимент, изучение результатов деятельности, анализ полученных результатов, разработка рекомендаций по планированию коррекционной работы. Основным методом исследования был педагогический эксперимент в констатирующем, обучающем и контрольном вариантах с последующим анализом, обработкой и обобщением полученных результатов.
База исследования – МДОУ № 20 г. Аши, логопедическая группа детей с ФФН 5--ти лет и старшая группа.
Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что систематизирован практический материал, определены пути коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза. Социально-экономическая значимость исследования определяется тем, что разработанная специальная система коррекционных мероприятий улучшает перспективы преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи у детей, обеспечивает условия более успешного обучения грамоте. Полученные результаты могут быть использованы в качестве основы коррекционной работы с детьми с ФФН.
1.Теоретические основы изучения речевой деятельности у дошкольников
1.1. Значение устной речи в психическом развитии ребенка и формировании письменной речи
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды.
В раннем детстве у ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирование действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.
Первоначально ребенок выражает чувства, побуждения и мысли отдельными словами, лишенные четкого грамматического оформления. Но, вскоре, примерно с 2 летнего возраста, он начинает интуитивно улавливать в языке систему, его закономерности. В его высказываниях появляются различные части, употребленные в нужных падежах, временных и иных формах, конструируются предложения. Не зная правил и не испытывая в них никакой нужды, ребенок безошибочно склоняет, спрягает слова, придерживаясь законов словообразования. К 7 летнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля.
Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорения. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
1 условие речевого развития ребенка, как уже было отмечено - это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, в методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуацию, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться с чем – то, рассказать о чем – то.
2 условие – создание речевой среды (образцов речи). От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность собственной речи. Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий.
Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависит от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знания. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материал по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное и существенное. Материал должен быть значимым. Это также необходимое условие речевого развития учащихся.
Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и потому находятся в ведении школы.
Речь – очень широкая сфера деятельности человека.
Речь – это деятельность человека, применения языка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста на сцене, и ответ ученика в классе, и научный труд, и телеграмма. В разных ситуациях речь выступает в различных формах.
Значение слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т. е. мыслить. Сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя выражать связи. Отношения между понятиями, выражать мысль. Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни.
Мысль человека облекается в языковые формы, которые выработаны многовековым развитием языка. Как бы не было сложно содержание мысли человека, оно находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка.
Таким образом, овладение языком, запасом слов, грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать это опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык считают важнейшим средством человеческого общения.[33,82]
Некоторые закономерности психического развития ребенка и их связь с развитием речи.
Функции речи.
В психической жизни человека речь выполняет ряд функций:
функцию обозначения окружающих человека предметов и явлений;
функцию обобщения (обозначая воспринимаемое явление в слове, человек абстрагируется от ряда конкретных его признаков и закрепляет в слове общее, характерное для них: например, в слове дерево включено то общее, что характерно для березы, ели, липы);
функцию общения (коммуникативную): при помощи речи человек передает другим свои знания, мысли и одновременно свое отношение к сообщаемому, свои эмоции; этим передающий может воздействовать на слушателей, побуждая их к тому или иному действию.
Значение каждой из указанных функций речи говорит о тесной связи речи с мышлением человека.[25,61]
1.2.Особенности формирования устной речи у дошкольников
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от степени речевой практики.
В возрасте 7 – 9 месяцев ребенок начинает подражать звукам речи окружающих, а к 1 году он уже имитирует многие слова. Это означает, что начинает функционировать, и притом совместно, корковые отделы слухового и двигательного анализаторов.
Ребенок учится подчинять деятельности своего артикуляционного аппарата сигналом, поступающего от слухового анализатора. Такой навык необходим для развития речи, что доказывается фактами немоты детей, потерявших слух в ранние периоды развития.
В ранние периоды развития ребенок начинает осваивать и интонационную сторону речи, что, по – видимому, может быть связано с деятельностью подкорковых отделов мозга.
Постепенно деятельность слухового и двигательного анализаторов усложняется. Ребенок первых лет жизни (2 – 5 лет) под контролем слуха и кинестетических раздражений (а также и зрения) научается управлять своим артикуляторным аппаратом по законам той языковой среды, в которой он живет, что помогает ему, в частности, изжить возрастные неправильности звукопроизношения.[1,30]
У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.5,78]
От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении с взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторагодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.
Стремительное развитие речевого слуха может тормозить все другие виды слуховой чувствительности. Известно, например, что звуковысотный, музыкальный слух развивается обычно значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют.
Начало второго года — начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые ”слова”, которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет.[42,91]
Такое манипулирование звуками приносит малышу большое удовольствие. Стоит услышать новое, интересно звучащее слово, как он сразу и многократно повторяет его на все лады, видоизменяя и коверкая, как бы играя с ним. Такие игры словами — своеобразная ориентировка в звуковой стороне речи, они тренируют артикуляционный аппарат и развивают речевой слух. Малыш соотносит движения своей гортани с теми звуками, которые из этого получаются, и таким образом учится управлять своей артикуляцией. [8,94]
У многих детей в этом возрасте уже есть несколько слов, которыми они называют отдельные предметы, но все же говорить об активной речи до полутора лет еще рановато, хотя именно сейчас все и закладывается.
В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие — ребенок начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы.
Ребенок без специального обучения со стороны взрослых осваивает язык к четырем годам. На доречевом этапе у него наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Развитие фонематического слуха позволяет ребенку усваивать фонемы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы и начинается освоение грамматики. К трем годам словарь ребенка увеличивается многократно. Словотворчество отражает творческий характер усвоения языка. [6,123]
Начиная говорить, он начинает видеть, слышать и действовать по-новому. Теперь он воспринимает мир не только глазами, ушами и руками, но и своей речью, которая открывает поистине необозримые горизонты для развития ума и чувств.
Даже самые первые попытки ребенка заговорить показывают, что слово как бы отделяется от предмета и само становится неким предметом, которым ребенок пробует действовать. Можно назвать ”овладение словом” метафорой, если иметь в виду первые активные слова малыша.
На самом деле он, как правило, овладевает не словом, а сразу речью, поскольку она содержит все основные функции: и обозначение, и общение, и обобщение. Поэтому появление активной речи перестраивает всю психическую жизнь малыша: и его общение с взрослым, и восприятие, и мышление, и деятельность.
Речь также перестраивает восприятие и мышление ребенка. Называя тот или иной предмет знакомым или новым словом, он всегда с чем-то соотносит его, обобщает предметы по какому-то признаку, для взрослых случайному и несущественному. Так, портфель, очки, шляпа, тапочки могут называться ”папа” только потому, что они принадлежат ему. Признаки, по которым ребенок объединяет предметы в группу, отражают его взгляды на мир, показывают, что для него важно, а что не очень. Признаки эти, как правило, внешние, ощутимые, их можно увидеть, потрогать, связать с радостным или тревожным ощущением.[7,49]
Освоение синтаксиса начинается с однословных предложений, затем появляются двусоставные, где можно выделить “опорные” слова и слова “открытого класса”.
Освоение значения слова начинается с вычленения наглядного компонента (фоносемантического), затем слово становится для него более конкретным, и только по мере освоения предметного мира в общении с взрослыми ребенок проникает в смысловую природу слова. Интериоризация значений слов происходит в общении и деятельности.[3,69]
При освоении языка ребенок делает множество ошибок, которые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Многие ошибки детей типичны.
Согласно исследованиям Р.Е. Левиной, возможны два источника нарушения фонематического восприятия. Первый коренится в недоразвитии собственно перцептивных процессов. Результатом оказывается нарушение фонематического анализа и соответствующие дефекты произношения, заключающиеся в произносительном не различении звуков речи. [31,58]
Ребенок либо не слышит существенных (с точки зрения данной языковой культуры) фонологических различий, либо не придает им значения.
Чаще, однако, источником фонематической дисфункции становится дефект артикуляционного аппарата или закрепившаяся ошибка артикуляции, что затрудняет, а то и вовсе блокирует слуховое различение в пределах той или иной бинарной оппозиции. Иначе говоря, звуки речи не различаются из-за того лишь, что они должным образом не разведены в произношении.
Когда дефекты произношения усилиями логопеда устранены или сделались практически незаметными, в определенном проценте случаев все еще сохраняется устойчивый след недостаточности фонематического анализа. Ребенок как будто все произносит правильно, о прежних речевых дефектах родители предпочитают не вспоминать, а правописание он осваивает с большим трудом, допуская громадное количество труднообъяснимых ошибок. [66,96]
Однако проблема нередко решается путем интенсивной тренировки в различении и идентификации фонем.
Влияние фонематических затруднений различным образом сказывается на усвоении начертания букв. В одних случаях наблюдается прямое влияние недостаточной дифференциации фонем на формирование графемы и на употребление соответствующих букв. В других случаях зависимость проявляется в более сложных формах. Затруднения в протекании фонематического анализа при письме ослабляют внимание к начертанию буквы, вследствие чего возникает так называемая графическая ошибка. [2,153]
Частота графических ошибок зависит, в частности, от степени автоматизированности фонематического и морфологического анализа. У детей, страдающих ослабленной концентрацией внимания, ошибок графического начертания всегда больше, чем у детей, обладающих хорошим самоконтролем. Изучение устной речи детей, делающих графические ошибки, выявило значительное преобладание проявлений фонематического и общего недоразвития речи.
Наконец, в младшем школьном возрасте ребенок начинает осваивать письменную речь, чтение, для осуществления, которых особое значение имеет зрительный анализатор.[63,97]
А. Н. Леонтьев установил 4 этапа в становлении речи детей.
|
|
|