Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
|
 Скачать 1.04 Mb. |
— искажения структуры слова;
— неправильное начертание буквы;
— нарушения основных правил графики.
Тип ошибок, который не искажает фонетический состав слова, можно объяснить рядом причин:
особенности оптического восприятия детьми графических знаков с однородными элементами;
трудности в распределении внимания между техническими и мыслительными операциями письма, несовершенство пространственных ориентировок, слабое усвоение понятий ”правое — левое”;
стремление к ”украшательству” графем.
Большую группу графических ошибок составляют искажения структуры слова, в результате которых меняется звуковой облик слова. К ним относятся:
— случаи замены букв (гласных и согласных);
— отсутствие или наличие лишней буквы;
— появление лишнего слога, пропуск слога;
— перестановка слогов и букв.
Замены букв отмечены в разных позициях: ”бабашка” — бабушка, ”руба” — рыба, ”мящ” — мяч, ”кришка” — крышка, ”шука” — щука, ”боезде” — поезде, ”дулка” — булка, ”хахар” — сахар и др.
Подобные смешения графем, видимо, происходят потому, что дошкольники еще нечетко проводят фонематический анализ слова. Они не умеют различать гласные по их основным признакам, не знакомы со способами обозначения мягкости на письме, правилами дистрибуции букв в сочетании жи — ши, ча — ща, чу — щу. Дети часто смешивают согласные звуки, близкие по своим артикуляционным характеристикам.
Типичная ошибка в работах дошкольников — пропуск буквы, слога, наличие лишней буквы, слога: ”падарк” — подарок, ”чуыла” — чучело, ”Жня” – Женя, ”собка” — собака, ”кшка” — кошка, ”еси” — если, ”девока” — девочка, ”нока” — ножка.
Часто отмечена вставка гласной после согласных, которые имеют призвук в произношении (особенно после сонорных): ”мотоцикол” — мотоцикл, ”караман” — карман, ”вилыки” — вилки и др.
Можно предположить, что ребенок допускает на письме пропуск букв, слогов или добавляет лишние буквы, слоги вследствие неумения проводить большое число мыслительных операций при письме, когда требуется последовательный фонетический анализ.
В эту же группу (искажения структуры слова), видимо, можно отнести случаи фонетического письма, когда дети передают звучащую речь с помощью фонетической транскрипции (весьма упрощенной). В анализируемых диктантах количество таких работ оказалось значительным. ”Малаток” — молоток, ”паравос” — паровоз, ”чилавек” — человек, ”девачка” — девочка, ”сабака” — собака, ”виршына” — вершина.
Но встречались и ”осторожные” дети. Это те, что, однажды допустив ошибку, стараются ее больше не повторять и ”дуют на воду”: ”самолед” — самолет, ”мошина” — машина, ”живодное” — животное.
Особенности русской графики представляют для дошкольников большое препятствие в освоении грамоты. Отсюда значительная группа ошибок на нарушение правил графики:
— обозначение мягкости на письме;
— употребление букв Е, Ё, Ю, Я;
— использование буквы Й.
Часть дошкольников пишет вместо дальше и мальчик далше и малчик. Иногда дети, наоборот, как бы усиливают мягкость, прибавляя Ь к мягким согласным: ”мячь” — мяч, ”утьк” — утюг и др.
Ошибки, связанные с косвенным способом обозначения мягкости, весьма разнообразны:
использование гласной, указывающей на твердость предшествующей согласной, вместо указывающей на мягкость: ”мач” — мяч, ”спычки” — спички, ”утук” — утюг, ”рысунак” — рисунок, ”лустра” — люстра и др.;
употребление сочетания двух букв для передачи мягкости: ”тиышына” — тишина, ”самалеот” — самолет. При этом ребенок то дополняет мягкость, добавляя йотированный звук, то использует йотированный в сочетании с нейотированным.
Думается, что ошибки на вставку/пропуск мягкого знака обусловлены тем, что зрительные знаки Ь и Ъ, которые не обозначают звуков, еще не усвоены дошкольником, как и способы передачи мягкости на письме.
При обозначении йота дети не ставят знак над буквой: ”чаиник ”— чайник, ”скамеика ”— скамейка, заменяют Й другими буквами: ”чае ”— чай, ”чаека ”— чайка, ”скамеяка ”— скамейка.
Для группы детей характерным оказалось написание ЕИ на месте Й: ”чаеи ”— чай, ”чаеиник ”— чайник. Видимо, на данном этапе овладения грамотой дети еще не научились выделять фонему < Й >, произносить ее, отличать от фонемы < И >.
Мы рассмотрели только основные типы графических ошибок у дошкольников, отражающие сложные отношения между речью звучащей и речью письменной. Эти ошибки в детском возрасте естественны, неизбежны и объяснимы. [50,54]
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:
Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16 – 20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с`],[з]-[з`], [ц], [ш],[ж],[ч],[щ]);[т`] и [д`]; звуки [л],[р],[р`]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].
Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно-близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] -нечто вроде смягчённого [ч].
Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.
Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой - искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.
Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов.
Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФН нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед».
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФН наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи выявляются разнообразные ошибки. [36,60]
Степени ФФН:
Недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
При глубоком фонетическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен, выделить их из состава слова и определить последовательность.
Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:
Замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки С и Ш заменяются звуком ф;
Наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
Нестабильное использование звуков в различных формах речи;
Искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Произносительные ошибки необходимо оценивать с токи зрения их значимости для речевой коммуникации. Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их не различению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.
При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.
Виды проявлений низкого уровня развития фонематического восприятия:
Нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухи – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких, шипящих – свистящих – аффрикат);
Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
Затруднения при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФН нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.[58,49]
Недостатки в развитии фонематического слуха и звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФН Для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи; контролировать собственное произношение.
Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой: хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильному звукопроизношению в целом.
В процессе восприятия чужой речи ребенок должен осмыслить содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребенок не только говорит, но и слушает. Он воспринимает собственную речь благодаря взаимодействию речедвигательного и слухового анализаторов.
Дети с хорошо развитой речью в процесс общения не фиксируют внимание на том, какие звуки, в какой последовательности их произносят. Если в момент разговора ребенок допустит какую – то ошибку в произношении, то тут же благодаря чуткой работе слухового анализатора заметит и сам исправит допущенную неточность. Доказано, что нормально развивающиеся дети довольно рано подмечают ошибки в произношении звуков и слов в речи и говорят об этом.
Изучение недостатков произношения и различение фонем у дошкольников показало, что картина нарушения речи у детей неоднозначна. Отмечаются:
Недифференцированное произнесение пар или групп звуков (мягкий звук Ш заменяет С и Ш).
Смешение звуков (с – ш), а при усложненных вариантах взаимозаменяет их (Саша сет шаяфан). (Саша шьет сарафан.)
Замена звуков более легкими по артикуляции (фамает потоми тами). (Самолет построим сами.)
Искажение произношения звуков в сочетании с вышеперечисленными дефектами.
Таким образом, признаком фонематического недоразвития у этих детей чаще всего является незаконченность процесса формирования звуков, отличающимися тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Недостаточное различение влияет на выполнение специально подобранных заданий:
Услышать определенный звук среди других звуков;
Повторить ряды (цепочки) слов и слогов с оппозиционными звуками (паба, бапа, дадата, тадада);
Выделить заданный звук в слове. Например, звук С в словах: дом, сани, чай, щетка, шапка, курица;
Самостоятельно отобрать картинки с заданным звуком;
Придумать слова с определенным звуком.
Несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу. Нередко вместо выделения первого гласного или согласного дети выделяют слог или все слово. Особенно сложно выделить гласный в положении после согласного (мак, кот), или в конце слова (коты, дубы). [57,24]
Совокупность всех перечисленных отклонений в речи детей не позволяет им полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки:
Замена согласных букв (папушка – бабушка);
Пропуски букв (смовар);
Перестановка букв и слогов (кошолатка – шоколадка);
Замена гласных даже тогда, когда они стоят под ударением: е – и сел – сил);
Вставка лишних букв (пошала).
Таким образом, это доказывает, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках, письменность которых построена по звукобуквенному принципу.
Исследования подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на обще речевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.
Формирование звуковой культуры в целом способствуют развитию связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Недостаточность фонематического анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия требует планомерного специального обучения.
Целью логопедической работы является: Обучить детей изменять просодические характеристики – высказывания в зависимости от речевых намерений
Возрастные особенности детей показывают, что, к 5 годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, отмечается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность критически оценивать недостатки своей речи. Если этого не происходит, то это говорит о как – либо речевой проблеме.
Несформированность звукопроизношения и фонематических процессов не позволяет им полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки.
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.
3.Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФН
3.1.Методики изучения речевой деятельности дошкольников с ФФН Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. предлагает следующие методики обследования речи детей с ФФН. Сбор анамнестических данных.
1.При изучении характера протекания беременности отметить:
Токсикоз (1-й, 2-й беременности);
Хронические заболевания матери (заболевания печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные);
Простудные и инфекционные заболевания (1-й, 2-й беременности);
Применение медикоментозных средств (жаропонижающие, противосудорожные, антикоагулянтные, антипаразетичекие, седативные средства, антибиотики, гормональные препараты и их синтетические аналоги);
Влияние химических веществ, широко применяющихся в промышленности и быту (бензин, формальдегид, ядохимикаты, кислоты, фенолы);
Повышенный фон радиационного излучения;
Употребление алкоголя, никотина, наркотиков;
Психические и физические травмы матери (1-й, 2-й беременности);
2.При изучении характера протекания родов отметить:
Нормальные, стремительные, затяжные (обезвоженные);
Слабость родовой деятельности матери;
Применение средств родовспоможения (стимуляция): механическая, химическая, электростимуляция, наложение щипцов, кесарево сечение;
Наличие асфиксий (синей, белой);
Травмы во время родов (переломы, черепно-мозговые травмы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка);
Резус-фактор (совместимость, отрицательный);
Вес и рост ребенка при рождении.
3.При изучении раннего постнатального развития отметить:
Характер грудного вскармливания (активное сосание, отказ от груди, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, удержание соска, засыпание во время кормления, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное);
Характер « жизненного ритма» ребенка (без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, постоянный и ничем не объяснимый плач, стойкое нарушение сна);
Раннее психомоторное развитие (с какого времени ребенок удерживает голову, сидит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году).
4.При изучении речевого развития отметить время появления и характер изменения лепета, первых слов, фразовой речи, речевая среда. Методика логопедического обследования.
Исследование слухового внимания и восприятия проводятся в процессе узнавания и различения музыкальных инструментов, звучащих игрушек, при определении направления источника звука.
Исследование состояния восприятия речи проводится в процессе беседы и выполнения специальных заданий (содержащих несколько последовательно данных инструкций, например: «Подойди к шкафу, возьми с нижней полки красный кубик, положи его на стол рядом с карандашами»).
Исследование зрительного восприятия, пространственного праксиса может проводиться при выполнении следующих заданий:
Называние и дифференциация основных цветов и их оттенков;
Соотношение картинки с цветовым фоном;
Показ правой, левой руки;
Показ предметов впереди, позади, вверху, внизу;
Складывание разрезных картинок из 2, 4, 6 частей;
Складывание фигурки из палочек (по образцу, по памяти);
Исследование состояния моторики.
Исследование состояния общей моторики проводится в процессе выполнения прыжков на обеих ногах: прыжков (попеременно) на правой, левой ноге: действий с мячом (поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать);
В выводах: отмечается: объем выполняемых движений (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированная).
Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий на определение:
Кинестетической основы движений (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук: одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук; положить кисть правой, левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот): соединить в кольцо большой палец правой, левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем).
Кинетической основы движений (поочередное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого, с мизинца «пальчики здороваются», «игра на рояле», одновременное изменение положений кистей рук: одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами; «кулак – ребро – ладонь».
В выводах отмечается: объем движения (полный, неполный); темп (нормальный, быстрый, медленный); активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); координация движений (нормальная, некоординированная); наличие синкенезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре, способность к переключению движений.
Исследование состояния артикуляционной моторики проводится при выполнении следующих движений:
Для нижней челюсти: открыть рот; закрыть рот; попеременно открыть – закрыть рот; подвигать нижней челюстью из стороны в сторону;
Для губ: «улыбка» с оскалом резцов: попеременно 2улыбка» «хоботок».
Для языка: высунуть язык, удержать по средней линии: сделать язык широким «лопаткой», узким «иголкой», попеременно широким узким; поднять кончик языка за верхние зубы; опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта;
Для мягкого неба: покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе), произвести звук «А» с широким открытым ртом;
Исследование работы мышц лицевой мускулатуры производится при выполнении различных мимических движений: надувание щек, поднимание бровей, нахмуривание бровей, поочередное зажмуривание глаз, наморщивание носа, поднимание верхней губы.
В выводах указывается: наличие или отсутствие движения; объем движений (полный, неполный); точность выполнения (точно, неточно); активность (нормальная, заторможенность, расторможенность); мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); замена одного действия другим, наличие синкенезий; двигательность удержания органов в заданном положении; способность к переключению; тремор кончика языка при повторных движениях и удержания позы; увеличение гиперкинезов или замедление при повторных движениях; отклонение кончика языка при высовывании; слюнотечение; отклонение маленького язычка в сторону; тип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки (активный, рефлекторный, пассивный, функциональный); сглаженность носогубной складки; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз.
5.При исследовании анатомического строения органов артикуляции отмечается наличие аномалий в строении:
Губ (тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя);
Зубов (отсутствие зубов; зубы редкие, мелкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, сверкомплектность);
Прикуса (прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогнотия, прогения);
Языка (макроглоссия, микроглоссия, короткая укороченная, толстая утолщенная подъязычная связка, наличие послеоперационного узла);
Твердого и мягкого нёба (высокое или готическое; низкое; расщелина сквозная односторонняя или двухсторонняя, несквозная полная или неполная, субмукозная); укорочение мягкого нёба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения нёба и стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; срастание мягкого нёба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки; увеличение глоточной непарной миндалины).
6.При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечение согласных; в словах – в начале, в конце, в середине, во фразах).
7.При исследовании дыхательной и голосовой функции отмечается тип физиологического дыхания (вернеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), дается характеристика речевого дыхания (по результатам произнесения фразы, состоящей из 3 – 4 слов (для детей 5 лет), 4 – 6 слов (для детей 6 – 7 лет) и голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком – гнусавый, глухой, монотонный).
8. При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристики темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке); интонирования (способность употребления основных видов интонации).
9. При исследовании фонематических функций отмечается:
А. Способность к фонематическому анализу и синтезу:
При выделении ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, ось, утро, умный, Ира, иней;
При выделении звука из слова: звук «С»: сок, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата;
При определении первого, последнего звука в слове: мак, дом, топор, ландыш, самолет, палей;
При определении последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, кошка, волк;
При составлении слова из последовательно данных звуков: н, о, с, л, у, ж, а, п, к, а;
Б. слухопроизносительная дифференциация звуков:
Не смешиваемых в произношении: почка – бочка, мошка – ножка, банка – банька, мышка – мишка, корка – горка (на материале слов – квазиомонимов);
смешиваемых в произношении: рак – лак, гроза – глаза, угорь – уголь, суп – зуб, коса – соза, лиса – лица, Луша – лужа, кочка – кошка, миска – мышка, речка – редька (на материале картинок слов квазиомонимов);
при повторении серий слогов: та-да, ба-ма, да-га, ва-та, ня-на, ка-га, фа-фя, ма-ка, ба-на-ба, на-ня-на, са-та-са….
В выводах отмечаются возможности слухопроизносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонетического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.
10. При исследовании состояния лексики:
а. для изучения состояния словаря существительных предлагается:
называние предметных картинок по лексическим темам (в соответствии с программными требованиями обучения и воспитания ребёнка);
обобщение картинок одним словом;
называние целого предмета и его частей: стул – ножки, сиденье, спинка;
б. для изучения состояния глагольного словаря предлагается:
называние действий по картинкам или по демонстрации: птица – летает, рыба – плавает, собака – лает;
называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий): врач – лечит, учитель – учит, маляр – красит;
в. для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:
называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, серый, голубой, розовый, оранжевый;
подбор определений к слову: еж – колючий, роза -…
подбор антонимов (с 6 лет):
Большой - …. Открывать - …
Широкий - …. Опускать - …
Длинный - … добро - …
Грязный - … далеко - …
В выводах отмечается: объем словаря, его соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.
11. При исследовании состояния грамматического строя речи и связной речи предлагаются следующие задания.
Изменение имен существительных по числам:
Стол – столы книга - …
Жук - … табуретка - …
Рот - … ухо - …
Стул - … пень - ….
Кукла - … рука - …
Изменение формы родительного падежа множественного числа:
Много чего?
Дом – домов кофта - …
Ключ - … ручка - …
Стакан - … платье - …
День - … блюдце - …
книга - … дерево - …
вилка -… окно - …
Употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действия.
Согласование имен существительных с числительными два и пять: Гриб – два гриба – пять грибов;
Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: ключ – ключик, кукла – куколка;
Образование относительных прилагательных от существительных: стакан из стекла – стеклянный, коробка из картона – картонная;
Образование притяжательных прилагательных (с 6 лет): книга дедушки – дедушкина, рог оленя – оленьи;
Образование приставочных глаголов: летает – улетает, пролетает, ходит – заходит, уходит;
Пересказ рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картиной.
В выводах отмечается наличие и характер аграмматизмов, дается характеристика уровня развития связной речи.
Данная методика предполагает обследование речи дошкольников с ФФН. Для создания речевого профиля можно использовать методики Н. М. Трубникова. Они наиболее шире раскрывают особенности фонематических процессов. В основе этих рекомендаций лежат труды Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Г. В. Чиркиной, А. Р. Лурия и других. Обследование произношения звуков и составления протокола обследования звукопроизношения.
При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как он используется в самостоятельной речи. На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения:
Отсутствие звуков (рама – ама).
Искажение звука (с – межзубный).
Замена звуков (ж – заменяется межзубным с, звук ч – заменяется ть).
Смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы – тясы).
Показатели к выполнению: произношение нормальное, антропофонический дефект (искажение); фонологический дефект (отсутствие звука, замена, смешение произношения); мономорфное, полиморфное нарушение.
Обследование состояния функций фонематического слуха. Таблица 1.
Содержание
| Используемый речевой и наглядный материал
| Ответы ребенка
| Характер выполнения
| 1. Опознание фонемы:
а. подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласных
б. хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук «к» среди других гласных
| А, у, ы, о, у, а, о, ы, и
|
|
| 2. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам:
а. звонких и глухих
б. шипящих и свистящих
в. соноров
| П – б, д – т, к – г, з – с, в – ф С, з, щ, ш, ж, ч Р, л, м, н
|
|
| 3. Повторение за логопедом слогового ряда:
а. со звонкими и глухими согласными б. с шипящими и свистящими
в. с сонорами
| Да – та, та – да – та, ба – па, па – ба – па, ба – па – ба, ша – жа, жа – ша – жа, са – за –са Са – ша – са, шо – су – са, са – ша – шу, са – за – па, ша – ша – ча, за – жа – за Ра – ла – ра, ла – ра - ла
|
|
| 4. Выделение исследуемого звука среди слогов. Подними руку, если услышишь слог со звуком «с».
| Ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си
|
|
| 5. Выделение исследуемого звука среди слов. Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «ж».
| Лужа
Рука
Дорога
Живот
Молоток
Жук
Кровать
ножницы
|
|
| 6. Название слов со звуком «з».
| Колесо
Ящик
Сумка
Шапка
Машина
Чайник
Лыжи
Цапля
звезда
|
|
| 7. Определение наличия звука «ш» в названии картинок
| Бочка – почка
Коза – коса
Дом - дым
|
|
| 8. Название картинок и определение отличий в названии
| Чайник
Ручка
мяч
|
|
| 9. Определение места звука «ч» в словах (начало, середина, конец)
| Сон
Шапка
Машина
Коса
Автобус
Кошка
Пылесос
карандаш
|
|
| 10. Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый ряд со звуком «с», во второй со звуком «ш».
|
|
|
|
Вывод: фонематический слух в норме или недоразвит.
Обследование звукового анализа слова. Таблица 2.
Содержание задания
| Используемый речевой и наглядный материал
| Ответы ребенка
| Характер выполнения
| 1. Определить количество звуков в словах
| Ус, дом, роза, баран, ромашка
|
|
| 2. Выделить последовательно каждый звук в словах
| Мак, зонт, крыша, танкист, самолет
|
|
| 3. Назвать первый ударный гласный звук
| Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша
|
|
| 4. Определить последний согласный звук в словах
| Ус, кот, сыр, стакан, щенок, стол
|
|
| 5. Выделить согласный звук в начале слова
| Сок, шуба, магазин, щука, чай
|
|
| 6. Назвать ударный гласный звук в конце слова
| Ведро, грибы, рука, чулки
|
|
| 7. Определить третий звук в слове и придумать слова, в которых бы этот звук стоял в начале слова, середине и конце
| сосна
|
|
| 8. Подобрать слова, состоящие из 3 – 4 – 5 звуков
|
|
|
| 9. Назвать слова, состоящие с 1 слогом, 2, 3, 4 слогами
|
|
|
| 10. Определить количество гласных и согласных в названных словах
|
|
|
| 11. Назвать второй, третий, пятый звуки в этих словах
|
|
|
| 12. Сравнить слова по звуковому составу. Отобрать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку
| мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук, машина, корзина
|
|
| 13. Сказать, в чем отличие этих слов
| Оля – Коля, крыша - крыса
|
|
| 14. Переставить, заменить, добавить звуки или слоги, чтобы получилось новое слово
| Сук (сок)
Стол (стул)
Марки (рамки)
Ложа (жало)
Сосна (насос)
|
|
| 15. Закончить слова
| Бара…, пету…, само…
|
|
| 16. Объяснить смысл предложений
| На грядке лук. За рекой луг.
|
|
|
Выводы: навыки звукового анализа соответствуют возрасту; сформированы недостаточно.
Результаты констатирующего эксперимента
Логопедическое обследование рекомендуется начинать с изучения медицинской и педагогической документации.
Исследование функций фонематического анализа проводится на материале слов.
Предлагаемые задания используются для определения того, как ребенок воспринимает и различает каждый звук речи.
С целью проведения эксперимента были подобраны методики, определены дети. Дети экспериментальной группы в количестве 10 человек с ФФН. Дети контрольной группы в количестве 10 человек, посещающие обычную старшую группу.
Эксперимент проводился в течение года с февраля 2006г по февраль 2007г на базе МДОУ №20.
Цель: выявить способности детей осуществлять фонематический анализ.
План работы:
Обследование умений выделять звук из слова.
Обследование функций фонематического слуха.
Обследование навыков звукового анализа слов.
Обследование звукопроизношения.
На момент начала эксперимента проведен сравнительный анализ состояния фонетико – фонематических процессов дошкольников. В качестве обследования применялись различные методики и речевые пробы.[43] Общий сравнительный анализ обеих групп позволяет представить четкую картину состояния этих процессов у детей в % отношении.
Для того чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо вычислить успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный, результаты оценивались на каждую группу. Изучение проводится в следующей последовательности: 1.Умение выделять гласные звуки и согласные звуки. Таблица № 3.
Ф. И. детей
| Ударный гласный в начале слова
Ася Оля Уля Ира
| Ударный гласный в середине слова
Рак мак мох
| Гласный в конце слова
Утка окно утро
| Согласный в начале слова
Мак Маша Мишка
| Согласный в конце слова
Диван сахар
|
|
|
|
|
|
|
Детям экспериментальной и контрольной группы были предложены задания, описанные в таблице. Результаты на каждого ребенка были помещены в таблицу. На основании этого построен сравнительный график. Сравнительный график по выделению звуков из слова на начало эксперимента. График № 1.
Речевые пробы: 1 - Ударный гласный в начале слова
Ася Оля Уля Ира
2 - Ударный гласный в середине слова
Рак мак мох
3 - Гласный в конце слова
Утка окно утро
4 -Согласный в начале слова
Мак Маша Мишка 5 -Согласный в конце слова
Диван сахар Вывод: на основании данных эксперимента было выявлено, что все дети затрудняются в выделении гласных и согласных звуков из слов. После обработки данных результаты отразим в виде диаграммы в % отношении по показателям успешности выполнения в целом. Группа детей с ФФН имеет более значительные проблемы, чем просто дети старшей группы. Дети имеют больше затруднений в выделении гласных звуков в середине слова и в выделении согласных звуков в конце и в начале. 2.Обследование состояния функций фонематического слуха. Таблица 2.
Речевые пробы:
1. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам
2.Повторение за логопедом слогового ряда
3. Выделение исследуемого звука среди слогов.
4. Выделение звука из слова.
5.Выделение исследуемого звука среди слов.
6. Название слов со звуком «з».
7.Определение наличия звука «ш» в названии картинок
8.Название картинок и определение отличий в названии
9. Определение места звука «ч» в словах (начало, середина, конец)
10Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый ряд со звуком «с», во второй со звуком «ш». Результаты обследования представлены в % отношении в виде диаграммы.
Сравнительный график уровня развития функций фонематического слуха на начало эксперимента. График №2.
Вывод: все дети имеют недостатки, но более яркими недочетами являются результаты детей логопедической группы с ФФН. У детей выявлены фонетико – фонематические недостатки.
3.Обследование навыков звукового анализа слов. Речевые пробы:
1. Определить количество звуков в словах
| 2. Выделить последовательно каждый звук в словах
| 3. Назвать первый ударный гласный звук
| 4. Определить последний согласный звук в словах
| 5. Выделить согласный звук в начале слова
| 6. Назвать ударный гласный звук в конце слова
| 7. Определить третий звук в слове и придумать слова, в которых бы этот звук стоял в начале слова, середине и конце
| 8. Подобрать слова, состоящие из 3 – 4 – 5 звуков
| 9. Назвать слова, состоящие с 1 слогом, 2, 3, 4 слогами
| 10. Определить количество гласных и согласных в названных словах
| 11. Назвать второй, третий, пятый звуки в этих словах
| 12. Сравнить слова по звуковому составу. Отобрать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку
| 13. Сказать, в чем отличие этих слов
| 14. Переставить, заменить, добавить звуки или слоги, чтобы получилось новое слово
| 15. Закончить слова
| 16. Объяснить смысл предложений
| Сравнительный график по выполнению звукового анализа на начало эксперимента. График №3.
Вывод: качество выполнения речевых проб ниже у детей экспериментальной группы. Они проявляют больше трудностей в выполнении звукового анализа слов. Эти затруднения проявляются в выделении последовательности, количества звуков слова, ошибки в определении заданного звука под счет, в сравнении слов по звуковому составу, в умении определять количество слогов в слове.
4.Обследование состояния звукопроизношения.
Ф.И.
| с
| сь
| з
| зь
| ц
| ш
| ж
| ч
| щ
| л
| ль
| р
| рь
|
Обследование проводилось со всеми детьми по выявлению состояния звукопроизношения, и на основе этого заполняется таблица. Результаты суммированы в целом, выявлена общая картина на каждую группу. Сравнительный график по звукопроизношению на начало эксперимента. График №4.
Вывод: уровень развития звукопроизношения у детей с ФФН (экспериментальной группы) ниже, чем у детей контрольной группы (старшей группы).
3.2.Особенности формирования фонематических процессов у старших дошкольников с ФФН Формирующий эксперимент. В качестве коррекционной работы с дошкольниками экспериментальной группы проводилась работа по специальной программе: Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН. 2004г».
В течение года с детьми проводилась специальная работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза по определенным направлениям.
Цель: систематизировать материал, способствующий формированию у дошкольников функций звукового анализ и синтеза, подготавливающих старшего дошкольника к обучению грамоте и формированию письменной речи.
Основные направления работы в ДОУ с ФФН 1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:
постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произнесения);
дифференциация звуков на слух и в произношении;
формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;
развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи с конкретными условиями общения.
2. Формирование навыков звукового анализа слов; членения предложений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и скорригированные звуки.
3. Уточнение, обобщение и активация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:
развитие качественной характеристики лексических средств;
выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;
развивать внимание и интерес к слову; выделять и правильно называть существенные признаки; уточнить понимание и употребление видовых, родовых, обобщающих понятий;
обращать внимание на правильное употребление скорригированных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не ограничивая при этом объем свободных детских высказываний.
4.Формирование морфологической и синтаксической стороны речи.
5.Развитие диалогической и монологической сторон речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).[57,9]
Основные направления коррекции фонетико - фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста В группы ФФН направляются дети с нарушением произношения отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых групп звуков, т.е. дети с дислалией (в случаях, когда дефект исчерпывается нарушением звукопроизношения или сочетается с ринолалией). При этом отмечается не только нарушенное звукопроизношение, но и нарушение речевого дыхания, голоса, назализация - носовой оттенок (гнусавость). Дети с дизартрией, когда дефекты произношения и просодики связаны с нарушением иннервации артикуляционного аппарата (параличи и парезы органов артикуляции), также направляются в группы этого профиля.[20,63]
В группу ФФН дети зачисляются на полгода или год. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой.
Система обучения детей дошкольного возраста с ФФН включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова)[56,48].
Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря.
В коррекционном обучении можно выделить три раздела:
I раздел работы – артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляторной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчётливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к]-[х], [в]-[б] т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования.
Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках, правильно произносимых всеми детьми группы. Затем логопед в определённой последовательности включает во фронтальные занятия, поставленные к этому времени исправленные звуки.
II раздел работы – дифференцированный , в котором выделяются 2 этапа.
На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звукослогового состава слова.
После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциации.
III раздел работы – формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:
Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.
Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.
Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.
Анализ и синтез обратного слога типа [ап].
Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.
Выделение начальных согласных в словах типа сок.
Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.
Анализ и синтез прямого слога типа [са].
Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок – сук.
Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
Полный слого-звукобуквенный анализ слов.
|
|
|