Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Урок по теме четверти Тип урока Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)


Скачать 263.86 Kb.
НазваниеУрок по теме четверти Тип урока Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Дата20.04.2016
Размер263.86 Kb.
ТипУрок

Технологическая карта изучения темы урока

Предмет

«Изобразительное искусство»

Учитель

Голуб Елена Борисовна

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ № 225», город Заречный, Пензенская область

Класс

4

Тема II четверти:

«Древние города нашей земли»

Тема урока

«Древнерусские воины – защитники»

Место данного урока в учебном плане

5-й урок по теме четверти

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Технология построения урока

1) Организационный этап

2) Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

3) Мотивация учебной деятельности учащихся

4) Формулирование проблемы

5) Постановка цели и задач урока. Поиск решения проблем

6) Первичное закрепление знаний. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

7) Контроль и самооценка

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель урока

Создание условий для проявления познавательной активности и развития творческой индивидуальности обучающихся

Задачи урока

1. Создать условия для углубления и комплексного применения знаний, навыков и умений, для реализации усвоенных способов работы в интеллектуальной и практической деятельности.

2. Развивать умения самостоятельного поиска решения проблем.

3. Создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

4. Обучить детей целеполаганию, формулированию темы урока, правильной постановки новой учебной задачи, проявлению инициативы в учебном сотрудничестве.

4. Научить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

5. Развивать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания

6. Воспитывать чувства эстетического и прекрасного на основе знакомства с художественной культурой нашей страны и родного города

Основные термины и понятия

Защитник, дружина, князь, ратник, доспехи

Форма проведения

Комплексно – творческий урок

Планируемые результаты

Предметные:

  • развивать навыки композиционного мышления;

  • закрепить умения владения средствами выразительности в графике – линия, штрих, пятно;

  • развивать умение в воспроизведении, анализе и оценке произведений искусства

Личностные:

  • создать условия для формирования чувства любви и гордости к русскому народу, русской Земле при знакомстве с творчеством Виктора Маторина и Виктора Васнецова;

  • создать основы для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные:

  • научить планировать и оценивать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • научить ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания и незнания;

  • развивать умение осуществлять пошаговый контроль по результату;

  • развивать умение работать с текстом: выбирать главное, опираясь на определения слов;

  • развивать умения строить речевые высказывания в устной форме;

  • научить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям

Коммуникативные:

  • научить формулировать собственное мнение и позицию;

  • научить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • развивать умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Познавательные:

  • развивать умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания;

  • развивать умения находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта;

  • познакомить ребят с творчеством Пензенского художника Виктора Маторина

Материалы и инструменты

Шаблоны с изображением воина - защитника, графические материалы, ножницы, клей; лист ватмана, с изображением городского пейзажа, рисунки детей с прошлых уроков по темам «Древнерусский город – крепость», «Древние соборы», «Узоречье теремов»


Приемы и методы

Активное восприятие, творческая деятельность; метод мотивации учебно – познавательной деятельности: контроля и самоконтроля, практический; метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся; метод стимулирования и мотивации; методы проблемного обучения: частично – поисковый, исследовательский метод

Ожидаемый результат

Усвоение детьми умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия и выполнить творческий мини – проект «Древний город и его жители»

Используемые современные технологии

  1. Информационные и – коммуникативные технологии

  2. Технология проблемного обучения (проблемный диалог, проблемная ситуация для определения границ знания – незнания обучающихся)

  3. Здоровьесберегающие технологии

  4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

  5. Технология развития критического мышления (маркировочная таблица)

  6. Технология проектной деятельности (создание творческого мини - проекта)

УМК

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», автор Б.М. Неменский, Москва, «Просвещение»,2009 год.

Рабочая программа ФГОС «Изобразительное искусство. 1-4 классы». Автор Б.М. Неменский. Москва, «Просвещение», 2012 год

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная, групповая, фронтальная и работа в парах

Межпредметные связи

История Пензенского края, литература, музыка, киноискусство, изобразительное искусство

Оборудование

  1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер, школьная доска

  2. Мультимедийная презентация «Древнерусские воины – защитники», видеоклип «Русь»

  3. Таблицы: «Оценка деятельности обучающихся на промежуточном этапе», «Самооценка индивидуальной работы»

  4. Наглядный материал для групповой работы: дружина, князь, ремесленник, купец

  5. Тексты для групповой работы и рефлексии

  6. «Сигнальные» карточки

  7. «Толковый словарь русского языка», созданный С. И. Ожеговым

Интернет ресурсы

http://ru.wikipedia. Дружина. Ремесленник. Князь. Купец

http://images.yandex.ru. Князь, дружина, ремесленник, купец – иллюстративный материал

http://images.yandex.ru Фотографии памятника богатырям

http://inpenza.ru/history/1663-fortress-penza.ph

http://victor-matorin.ru Виктор Маторин, биография и произведения художника

http://smallbay.ru/vasneztov.html Виктор Васнецов, биография и творчество

http://otvet.mail.ru/question/86222997 Текс для групповой работы

http://ru.wikipedia.org/wiki Древнерусские города. Население. Текс для домашнего задания

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1) Организационный этап.

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 1

Учитель приветствует обучающихся и проверяет их готовность к уроку


Проверка рабочего места

Регулятивные

- самостоятельно организовывать свое рабочее место

- настроить обучающихся на позитивную деятельность

2) Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся


Учитель просит ребят вспомнить материал прошлых уроков. В ходе ответов корректирует опорные знания учащихся

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 2

В: Ребята, куда мы с вами попали? Как вы думаете?

У: На протяжении многих уроков мы с вами говорили о неотъемлемых составляющих мира народной художественной культуры – древнерусских городах. Русь состояла прежде всего из городов – крепостей. Прекрасна наша земля, великолепны и древнерусские города, как свидетели давно минувших времен. Города, сказочный образ которых, по - прежнему, волнует воображение людей, любящих историю и искусство своей страны.

В: Как они рождались? Из чего состояли?

В: Почему данные поселения называли городом?

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 3

В: «Город», «Городить» и «Ограда» - что общего у этих слов?

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 4

В: Вспомните, о каком укрепленном месте идет речь на слайде? Вы его узнали? Обоснуйте свой ответ.

В: В каком году и кем была построена эта крепость? Для чего?

В: Какие архитектурные постройки располагались на территории крепости? Что являлось центром города?

В: Могли бы жители данной крепости обойтись без этих построек? Убедите нас в правильности вашего ответа.

В: А наш современный город Заречный можно сравнить с древнерусским? В чём сходство и различие? Почему именно так построен наш город, а не иначе?


Отвечают на вопросы

О: В древний город

О: Само слово «город» означает «укрепленное место» и произошло от слова «городить», то есть огораживать крепостной стеной.

О: Корень, эти слова однокоренные

О: Это город - крепость Пенза

О: Ю.Е. Котранским в 1663 году при царе Алексее Михайловиче. Основана как форпост на юго-восточной окраине государства, которая была легкой и незащищенной добычей для степных кочевников

О: На территории крепости располагалась Приказная изба, двор воеводы и складские помещения для провианта и боеприпасов. Двор Соборной церкви

О: У главной проездной башни в центре помещения для караула, колодничья изба, тюрьма и помещение для архива. Центром крепости являлась Спасская Соборная церковь.

О: Да, наш город по конструкции очень похож на крепость. Имеет тоже крепостную стену, есть сторожевые башни.

О: Военные охраняют проездные ворота в город, есть 3 контрольно – пропускных пункта, не каждый желающий человек может попасть на территорию города, для этого нужен специальный документ – пропуск.

О: Непрерывно военные охраняют вход в город и его границы. На территории города есть храм, жилые дома людей, общественные здания, много растительности, есть лес и животные, пруды.

Личностные

- формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины

Регулятивные

- научить строить речевые высказывания в устной форме

- формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием

Коммуникативные

- научить формулировать собственное мнение и позицию


3) Мотивация учебной деятельности учащихся


Учитель задает вопросы на знание построения композиции

На доске расположена основа для коллективной творческой работы: лист ватмана с изображением архитектурного пейзажа. Композиция составлена из творческих работ учащихся по темам II четверти

В: Как вы думаете, о чем рассказывает данная композиция? Докажите, что изображен именно средневековый город - крепость

В: Есть ли у вас замечания по построению данной композиции?

В: Можно ли утверждать, что она закончена?

В: Как бы вы решили данную проблему?

У: Правильно, ведь композиция это организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

У: Согласна с вами, что для равновесия в композицию можно добавить изображение людей.

У: Кто составлял основное население в древнерусских городах? Мы узнаем, поработав в группах.

Учитель предлагает работу в группах. Объясняет задание, обговаривает этапы работы

У: Выберите капитана команды. Прочитайте текст, напишите пропущенное слово. Подберите картинку, которая подходит под описание. Капитаны команд проводят анализ групповой работы у доски, после чего вы оцениваете правильность выполнения задания каждой из команд, вносите свои замечания и предложения в ответы капитанов

В: А почему не взяли остальные картинки?

В: Кто же это? Какова их роль этих людей в жизни города? Отличались ли они внешне от мирного населения, чем?

Учитель предлагает ученикам поработать в группе. После словарной работы, на доске появляются новые слова и картинки «Князь», «дружина»

У: Объясните происхождение слова «дружина» и «князь». Затрудняетесь, тогда можно воспользоваться источником информации и найти определение трудных и новых нам слов в толковом словаре

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 5


Выдвигают свои версии, отвечают на вопросы. Анализируют, придумывают название композиции, ищут пути решения проблемы.

О: О Древнерусском городе – крепости.

О: Город построен на холме, рядом есть ров с водой, город защищён вокруг крепостной стеной со сторожевыми башнями, внутри города есть жилые постройки людей, в центре крепости находится храм, красивые расписные терема, амбары.

О: Вокруг очень красивая природа

О: Да. Композиция кажется незавершенной.

О: Нет людей и передний план выглядит пустым – это нарушение в построение композиции

О: Композиция неуравновешенна, не закончена. Можно добавить элементы на передний план: людей, животных, растения

Ученики работают в группах. Читают текс. Находят пропущенное слово в тексте, вписывают слово. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Проводят самоанализ своей работе

О: Они не подходят под описание, данное в тексте

О: Дружина и князь

О: Да, военные носили доспехи, у них было оружие

Осуществляют поиск информации с использованием литературного материала. Находят определение слова в словаре. Анализируют свою работу

О: Слово «дружина» является общеславянским. Оно образовано от слова «друг», первоначальное значение которого — спутник, товарищ на войне. Следовательно, дружина — это боевые спутники, товарищи.

КНЯЗЬ, м. (кон, конь, нормандское konung, как от Vicking витязь, от Pfenning пенязь) - начальник, властелин; владетель области, княжества; почетное званье некоторых дворянских родов, от владетельных князей, или жалованных почетно.

Познавательные, коммуникативные, предметные УУД

- закрепление навыка композиционного мышления,

- проводить сравнение по заданным критериям

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

- овладение навыком анализа объектов с выделением существенных признаков при работе с текстом

- умение работать в группе

- находить ответы на вопрос с помощью своего жизненного опыта

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

- осуществлять анализ учебного материала

- овладение навыком работы с источником информации


4) Формулирование проблемы

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него

В: Для чего князю нужна была дружина? Мог ли он без неё обойтись?

У: Правильно, ведь дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов.

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 6

В: Чем воины дружины занимались в мирное время?

У: Кроме этого воины дружины исполняют различные поручения князя, сопровождают его в качестве свиты и телохранителей. Князь содержит дружину на доходы, которые он получает с волости; кроме того, дружина получает часть военной добычи.

В: Что делает дружина когда враг поступает к стенам города?

В: Ребята, численность нашей пензенской дружины, которая строила город – крепость в 1663 году, составляла всего 100 человек.

В: Вспомните историю, когда многотысячные армии Золотой Орды нападали на Русь.

Строят речевые высказывания в устной форме. Вспоминают пройденный материал темы четверти, отвечают на вопросы

О: Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.

О: Отрабатывали мастерство военного дела

О: Обучали молодых как правильно владеть оружием, ездить на коне

О: Все, как один встают на защиту княжества


Регулятивные УУД

- строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей

- воспитание способности высказывать свою точку зрения


5) Поиск решения проблем. Постановка цели и задач урока.

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 7

Учитель перед учениками ставит проблемный вопрос. В ходе беседы подводит детей к определению ими цели и задачи урока

В: Смогла бы малочисленная дружина отразить такой натиск врага?

В: Что делать? Сдаваться? Или искать другой выход из сложной ситуации? Какой?

Учитель проверяет домашнее задание

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 8

В: Кем на время войны становился ремесленник? Купец? Вспомните вопросы домашнего задания (найти поисковый и иллюстративный материал, ответить на вопрос, кто такой ратник)

У: Правильно, их называли ратниками или ополченцами.

В: Объедините одним словом или словосочетанием эти изображения? (на доске картинки с изображением ремесленника, купца, князя и дружины)

Учитель вывешивает на доску словосочетание - ВОИНЫ   ЗАЩИТНИКИ

В: Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Что нового можем узнать на уроке?

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 9

В: Какую цель мы сегодня перед собой поставим?

В: Что предстоит нам сделать?

В: Можем ли мы сразу нарисовать воинов – защитников. Почему?

В: Что нам для этого нужно?

Решают проблемный вопрос. Строят речевые высказывания в устной форме.

О: Если силы равные, то да. Если врага по численности больше, то нужна помощь

О: Нет, необходимо звать на помощь всех горожан, ведь каждый, кто мог держать оружие в руках, вставал рядом с воинами княжеской дружины

Дети используют свой поисковый материал

О: Ратниками

О: В отличие от воинов княжеской дружины ратники из числа сельского населения и горожан собирали в количестве, определявшимся князем, только по мере надобности

О: Воины – защитники

Ученики формулируют тему урока, ставят цель и определяют задачи для выполнения творческой работы.

Планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

О: Нарисуем воинов – защитников древнерусского города, приклеим их на фон композиции. Завершим работу по теме «Древнерусский город и его жители»

О: Нет, для этого нам надо сначала узнать, как выглядели воины, с каким оружием сражались в бою с врагом. Как защищали себя от ранений.

Регулятивные УУД

- развитие умения высказывать своё мнение;

- овладевать умением прогнозировать свою будущую работу;

- научить определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке

- определять последовательность своих действий на уроке

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей


6) Первичное закрепление знаний. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Показ презентации

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 10 - 12

В: Можем ли мы в современном мире узнать об истории Древней Руси, ее городах и жителях, воинах – защитниках, их героизме и подвигах? В каких видах искусства? Приведите примеры.


НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 13

В: Вспомните название картины? Кто автор?

В: Сколько по времени работал В.Васнецов над полотном «Богатыри». Почему так долго?
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 14

У: А это произведение «Святой благоверный великий московский князь Дмитрий Донской» молодого пензенского художника. Какие заслуги перед Отечеством имел князь, вспомните уроки истории?

В: Вы знакомы с творчеством нашего земляка, может кто – то знает как его зовут, видел его работы?

У: Нет, тогда самостоятельно найдите информацию о нём в тексте.
Учитель предлагает прочитать текст и узнать о творчестве пензенского художника Виктора Маторина.

У: Что интересного узнали о художнике?

В: Почему живописец писал картины на темы истории. Докажи словами из текста, подчеркните их.

У: Выберите слова из текста, которые можно взять в качестве девиза нашему уроку?
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 15

У: Правильно, без памяти об истории прошлого, нет настоящего и будущего.


В: Воин защищал свою землю от врагов, а сам он хотел остаться живым. Что у него для этого было?
Учитель предлагает поработать в паре. Объясняет задание.
У: Вам надо вспомнить предметы снаряжения и функциональное назначение доспехов воина, свойства предмета защиты воина: материал для его изготовления и цвет. Впишите нужные слова.
ФИЗМИНУТКА «Воин и тряпичная кукла»

Ученики отвечают на вопросы

О: В изобразительном искусстве, на картинах художников.

О: В историческом и краеведческих музеях. О: На праздниках «День героев Отечества», «День защитника Отечества» выступают участники военно-патриотических секций

О: В школе на уроках литературы и истории.

О: В киноискусстве, режиссёры снимают художественные и документальные фильмы, создают мультипликационные фильмы о богатырях и героях Отечества.

О: В музыке композиторы сочиняют произведения на эту тему

Дети отвечают на вопрос, опираясь на знание истории России.

Обучающиеся самостоятельно работают с текстом.

«Виктор Матрин родился и вырос в Пензе. Окончил художественное училище имени Константина Савицкого, которое находится в числе лучших реалистических школ. Маторин продолжил свое образование в Москве, учился у Ильи Глазунова. Основным в своем творчестве считает жанр исторической картины. Именно в нем художнику удалось сформировать свой неповторимый стиль и наиболее ярко выразить творческую индивидуальность. Обращение к историческим темам позволяет живописцу особенно ярко ощущать современность, так как без памяти о минувшем, не может быть ни настоящего, ни будущего»

О: Доспехи и оружие, щит

Работают в паре, заполняют таблицу, используя ключевые слова. Проводят сравнение по заданным критериям. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Выполняют физкультминутку

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

- осуществлять отбор необходимой информации, выделять главное;

- работать в паре

- осуществлять анализ учебного материала

- строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей

- слушать и понимать речь других

- развивать умения находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта;

- осуществлять самоконтроль

- рационально строить самостоятельную творческую деятельность

- познакомить с творчеством Пензенского художника Виктора Маторина

Личностные УУД

- создать условия для формирования чувства любви и гордости к русскому народу, русской Земле

7) Контроль и самооценка

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.

НА ЭКРАНЕ СЛАЙДЫ № 16 – 22

В: Как вы думаете, для чего мы составляли данную таблицу?

Учитель объясняет задание для самостоятельной индивидуальной работы

У: Расскажи этапы своей работы. Вспомним средства выразительности в графике. Какие цвета подбираем при изображении доспехов, одежды воина, плаща, оружия, щита. Заполненные вами таблицы помогут вам не допустить ошибок в работе

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 23

Учитель подводит итог творческой работы учеников. Алгоритм оценивания своей работы обучающиеся видят на экране и в таблице, которая лежит перед ними на парте

В: Что у кого не получилось? Почему?

В: Какие материалы ты использовал?

В: Ты придумал образ самостоятельно или воспользовался образцом?

В: Какие средства выразительности в графике ты использовал?

В: Что бы ты хотел изменить в своей работе?

В: Как бы ты оценил свою работу?

Ученики дают оценку деятельности на промежуточном этапе. Выполняют пошаговый контроль по результату. Оценивают правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки.

О: Чтобы правильно нарисовать воина в доспехах, показать снаряжение и оружие, грамотно подобрать цветовую гамму.
Выполняют творческое задание:

изображают древнерусского воина княжеской дружины графическими материалами.

Ученики используют технологию оценивания по алгоритму, приведенному в таблице. Показывают сигнальные карточки, ставят отметку своей работе.


Регулятивные УУД контроля (самоконтроля), коммуникативные УУД

- определять критерии оценивания выполнения творческой работы

- анализировать свою творческую деятельность

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам

Предметные УУД

- развитие навыка композиционного мышления; изображение древнерусского воина княжеской дружины графическими материалами; показать правильно пропорции фигуры человека, одежду и вооружение воина

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель подводит итог работы. Показывает видеоклип «Русь»

В: Как вы понимаете смысл слов, сказанные героем видеоклипа Александром Невским?

У: Молодцы, у вас получилась очень хорошая композиция. Это творческий проект, где отражена работа каждого из вас.

Дайте название своей композиции.

В: Вспомните проблемный вопрос, который мы определили в начале урока?


В: Достигли ли мы поставленной цели урока? Можно ли теперь назвать нашу композицию завершённой. Обоснуйте ответ.

В: Какие трудности возникли в ходе работы? На каком этапе? Кто тебе помог в возникшей проблеме?
У: Придумайте применение нашей творческой работе.

Отвечают на вопросы, обсуждают итог выполнения композиции, находят недочёты в работе, оценивают себя

О: Может ли малочисленная дружина устоять перед многотысячной армией врага. О: Нет, ей нужна помощь. И каждый житель города готов встать на защиту своей земли, своей Родины.

О: Да, композиция завершена. Есть часть города, природа и на переднем плане древнерусские воины - защитники крепости, они показаны в доспехах и с оружием в руках.

О: С поставленными задачами мы справились и цель урока достигли.

О: У нас получилось большое панно. Значит, мы выполнили коллективный творческий проект, где видна работа каждого из нас.

Говорят о проблемах, возникших в ходе урока, как справлялись с ними в ходе урока, кто помогал в трудных ситуациях

О: Эту работу можно повесить для украшения в классе, подарить малышам в наш подшефный детский сад № 7, подарить в Дом ветеранов ко Дню Героев Отечества, подарить папам на праздник День защитника Отечества, можно принять участие с этой работой в творческом конкурсе.

Регулятивные, коммуникативные УУД

- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- формулировать собственное мнение и позицию

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок


9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель даёт информацию о домашнем задании. Обговаривает этапы работы

У: Вспомните, о каких жителях древнерусского города мы сегодня говорили на уроке?

У: Только ли ремесленники, купцы, князья и дружина жили в городе - крепости?

В: Хотите узнать ещё и о других людях?

У: В качестве домашнего задания я раздам вам текс. Прочитайте его. Подчеркните слово, называющее жителя древнерусского города, которое не упоминалось на нашем уроке. Подготовьте устный рассказ о любом из них, используя иллюстративный или текстовый материал.

В: Есть ли вопросы по домашнему заданию? Что не понятно?
У: Проверим, какие слова вы подчеркнули?

В: Где вы можете найти информацию для выполнения работы?

Ученики обсуждают работу по подготовке домашнего задания, задают вопросы по выполнению работы дома

О: Ремесленники, купцы, дружина, князь.

О: Да, хотим

О: Я подчеркнул слова подёнщики, промысловики, бояре, духовенство.

О: В библиотеке, Интернете, спросить у родных и близких, найти определения в толковых словарях

Познавательные, регулятивные, УУД

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета при подготовке домашнего задания

- научить основам смыслового чтения текста, выделению существенных признаков предмета


ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

Таблица № 1«Оценка деятельности обучающихся на промежуточном этапе»


Предмет снаряжения воина

Назначение предмета. Защита:

Свойства предмета:

Оценка:

«+»,

«+ -»,

«-»


материал


цвет

1.Шлем













2. Кольчуга, броня













3. Щит













Ключевые слова:

  1. Голова; рука и тело; туловище

  2. Металл, дерево и железо

  3. Серый, красный, жёлтый

Таблица № 2«Самооценка индивидуальной работы»



Критерии оценивания работы

Оценка работы:

«+», «+ -», «-»

1. Изображение предмета снаряжения воина:

  • Шлем

  • Кольчуга, броня

  • Щит




2. Подбор цветовой гаммы, для изображения предмета снаряжения воина:

  • Шлем

  • Кольчуга, броня

  • Щит




3. Аккуратность выполнения работы





Задание для 1 группы: вставить пропущенное слово

В каждом древнерусском городе жили мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви. Это были __________________________________________________
Задание для 2 группы: вставить пропущенное слово

В древнерусских городах было много богатых людей, которые торговали разными товарами, ездили в далёкие страны и привозили диковинные вещи. Это были ___________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Текс для поисковой работы:

Жители древнерусского города

Ремесленники, промысловики и подёнщики составляли основное население средневековых городов. Значительную роль в составе населения играли князья, дружинники и бояре, связанные как с городом, так и с земельными владениями. Довольно рано в особую социальную группу выделились купцы, которые составляли наиболее почитаемую группу, находившуюся под непосредственной княжеской защитой.

Со времени крещения можно говорить о такой прослойке населения, как духовенство, в рядах которого резко различались чёрное (монастыри и монашество), игравшее важную роль в политических и культурных событиях, и белое (приходское), которое служило проводником церковных и политических идей.

Задание:

  1. Прочитай текст.

  2. Подчеркни слово, называющее жителя древнерусского города, которое не упоминалось на нашем уроке.

  3. Подготовь устный рассказ о любом из них, используя иллюстративный и текстовый материал.