Главная страница

Обучающее сочинение по картине К. Л. Хетагурова


Скачать 53.38 Kb.
НазваниеОбучающее сочинение по картине К. Л. Хетагурова
Дата17.02.2016
Размер53.38 Kb.
ТипСочинение

Гимназия № 5

Конспект открытого урока

Тема: Обучающее сочинение

по картине К. Л. Хетагурова

«Дети - каменщики»

Учитель: Таратынко Лилия Евгеньевна

Владикавказ, 2010 г.

Тема: Текст – описание. Сочинение по картине К. Л. Хетагурова «Дети – каменщики»

Задачи:

  • познакомить с творчеством К. Л. Хетагурова – художника;

  • способствовать воспитанию у младшего школьника любви и интереса к прошлому осетинского народа;

  • формировать умение составлять художественное описание;

  • учить чувствовать выразительность слова;

  • развивать творческое воображение.

УУД:

1. Познавательные - строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ и синтез, владеть общим приемом решения задач, строить рассуждения.

2. Коммуникативные – учитывать разные мнения, координировать их, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, контролировать действия партнера, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Личностные - учебная мотивация, способность к самооценке, эмпатия, ориентация на понимание причин успеха.

4. Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы в действие на основе сделанных ошибок.

Оборудование:

Репродукция картины К. Хетагурова «Дети – каменщики», портрет художника, карточки – опоры, видеоэтюды Осетии.

Сценарий урока.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка темы и задач урока.

На доске: «Люблю я целый мир, люблю людей бесспорно,

Люблю беспомощных, обиженных сирот…»

-Эти слова принадлежат великому осетинскому художнику, поэту, писателю – Коста Хетагурову. Определите, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о детях, бедных людях)

III. Рассказ учителя с элементами беседы в сопровождении видеотюдов.

Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в селе Нар. Творческое наследие Коста многогранно и многолико. Он был поэтом, публицистом, прозаиком, драматургом, художником – живописцем.

Коста – защитник бедных и обездоленных. Святая, безграничная любовь к людям, к миру, пожалуй, одна из самых верных примет величия писателя.

В 1888 году (в конце XIX века) Коста создает крупное произведение “На школьной скамье жизни». Позже картина получила второе название – «Дети – каменщики». Эта картина была любимым детищем художника.

  1. Первичное восприятие картины.

Дети рассматривают картину, определяют жанр – пейзаж, портрет или сюжетная картина.

  1. Беседа по содержанию картины.

- Кого вы видите на картине? Как они изображены? (Мальчика – осетина, который занимается разбиванием горного камня. Рядом мальчуган – карапуз в войлочной шапке.)

- Кто вместе с мальчиками находится на обочине дороги? (Собака, их верный друг)

- На втором плане художник изобразил пейзаж. Что можно сказать о небе, цепи гор? (По голубому небу плывут облака, освещенные лучами солнца. Гряда высоких, заснеженных гор на заднем плане картины)

- Какие краски являются главными на этом полотне? (Художник взял контрастные краски: темные и светлые.)

-Как вы думаете, почему?

Если дети затрудняются ответить, учитель объясняет: темные краски – тяжелая жизнь бедняков, а светлые – надежда на светлое будущее.

Объяснение названия картины. Сравнение названий.

- Почему К. Хетагуров сначала дал название картине «На школьной скамье жизни»? Как вы можете объяснить это название? (Потому что старший мальчик – школьного возраста и должен был учиться в школе)

- А как распорядилась жизнь? (Мальчик был вынужден зарабатывать тяжелым трудом на жизнь и помогать родителям)

- Какое название более конкретно указывает на сюжетные образы?

- Опишите внешний облик первого мальчика. (Мальчику лет десять. Он сидит на груде камней. Одет в лохмотья, на голове овечья папаха, ноги обмотаны сыромятной кожей. В правой руке тяжелый молот, а рядом большая лопата. Глаза добрые. На лице застыла улыбка.)

- Как выглядит второй мальчик? (Малышу лет шесть. Видимо он брат или друг старшего мальчика. У него на теле только рубаха в дырах, да войлочная шляпа на голове. Он босоногий. С любопытством смотрит вперед.)

- Кто расположен в правом нижнем углу картины? (Собака, которая все время сопровождает этих ребят.)

Воображаемая ситуация.

- Представьте, что вы знакомы с этими детьми. Расскажите, как их зовут, где они живут, как им живется, ходят ли они в школу.

- Завершая беседу по содержанию картины, мне хочется спросить: какое настроение вызывает у вас эта картина? Для ответа вы можете использовать слова – настроения. (На доске: радостное, грустное, печальное, задумчивое).

Физминутка.

Минутка релаксации в сопровождении осетинской мелодии.

  1. Речевая подготовка.

- А теперь перейдем к более детальному разбору картины. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные.

Ученики работают в парах с карточкой – помощницей № 1.


Карточка № 1 .

День (теплый, солнечный, пасмурный)

Небо (голубое, облачное, чистое, лазурное)

Река (чистая, прозрачная)

1-й мальчик (большой, добрый, усталый)

2-й мальчик (маленький, босоногий, ласковый)

Собака (злая, настороженная, добрая, лохматая)

Молот (легкий, тяжелый, большой, маленький)

Камни (крупные, мелкие, серые, бурые)



- Подберите к словам синонимы:

На доске: художник – автор, живописец

картина – полотно, произведение

создал – написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил.

  1. Составление плана сочинения.

- Сколько частей будет в сочинении? (Три части).

- Как называются части? О чем в них говорится? (Первая часть – вступление. В ней говорится о том, как называется картина, кто ее автор, немного рассказывается об авторе или истории создания картины. Вторая часть – основная. В ней дается описание картины. Третья часть – заключение. В нем мы описываем свое отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею.)

На доске план (записывает учитель):

  1. Художник, создавший картину.

  2. Описание мальчиков: выражение лиц, одежда, позы. Природа на картине.

  3. Мысли и чувства, которые вызывает картина. Что хотел сказать художник своей картиной.

  1. Устное составление описания картины по плану. Учащиеся используют карточку – помощницу № 2.


Карточка № 2.

-Передо мной картина К. Хетагурова «Дети – каменщики»…

-На картине изображены два мальчика….

-Когда я смотрю на эту картину, у меня возникаем чувство…от того, что…

-Трудно остаться равнодушным, когда видишь…

-Мне эта картина очень нравится. Чувствуется, что художник любит свою Родину, свой народ, детей.




  1. Написание сочинения учащимися.

-Теперь вы готовы к тому, чтобы приступить к написанию сочинения. В вашем распоряжении много выразительных средств, чтобы сделать свою речь яркой.

Я хочу вам прочитать свои мысли, вызванные этой картиной.