Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Обучающее сочинение по картине К. Л. Хетагурова |
 Скачать 53.38 Kb. |
Гимназия № 5
Конспект открытого урока
Тема: Обучающее сочинение
по картине К. Л. Хетагурова
«Дети - каменщики»
Учитель: Таратынко Лилия Евгеньевна
Владикавказ, 2010 г.
Тема: Текст – описание. Сочинение по картине К. Л. Хетагурова «Дети – каменщики»
Задачи:
познакомить с творчеством К. Л. Хетагурова – художника;
способствовать воспитанию у младшего школьника любви и интереса к прошлому осетинского народа;
формировать умение составлять художественное описание;
учить чувствовать выразительность слова;
развивать творческое воображение.
УУД:
1. Познавательные - строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ и синтез, владеть общим приемом решения задач, строить рассуждения.
2. Коммуникативные – учитывать разные мнения, координировать их, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, контролировать действия партнера, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
3. Личностные - учебная мотивация, способность к самооценке, эмпатия, ориентация на понимание причин успеха.
4. Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы в действие на основе сделанных ошибок.
Оборудование:
Репродукция картины К. Хетагурова «Дети – каменщики», портрет художника, карточки – опоры, видеоэтюды Осетии.
Сценарий урока.
Организационный момент.
Постановка темы и задач урока.
На доске: «Люблю я целый мир, люблю людей бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных сирот…»
-Эти слова принадлежат великому осетинскому художнику, поэту, писателю – Коста Хетагурову. Определите, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о детях, бедных людях)
III. Рассказ учителя с элементами беседы в сопровождении видеотюдов.
Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в селе Нар. Творческое наследие Коста многогранно и многолико. Он был поэтом, публицистом, прозаиком, драматургом, художником – живописцем.
Коста – защитник бедных и обездоленных. Святая, безграничная любовь к людям, к миру, пожалуй, одна из самых верных примет величия писателя.
В 1888 году (в конце XIX века) Коста создает крупное произведение “На школьной скамье жизни». Позже картина получила второе название – «Дети – каменщики». Эта картина была любимым детищем художника.
Первичное восприятие картины.
Дети рассматривают картину, определяют жанр – пейзаж, портрет или сюжетная картина.
Беседа по содержанию картины.
- Кого вы видите на картине? Как они изображены? (Мальчика – осетина, который занимается разбиванием горного камня. Рядом мальчуган – карапуз в войлочной шапке.)
- Кто вместе с мальчиками находится на обочине дороги? (Собака, их верный друг)
- На втором плане художник изобразил пейзаж. Что можно сказать о небе, цепи гор? (По голубому небу плывут облака, освещенные лучами солнца. Гряда высоких, заснеженных гор на заднем плане картины)
- Какие краски являются главными на этом полотне? (Художник взял контрастные краски: темные и светлые.)
-Как вы думаете, почему?
Если дети затрудняются ответить, учитель объясняет: темные краски – тяжелая жизнь бедняков, а светлые – надежда на светлое будущее.
Объяснение названия картины. Сравнение названий.
- Почему К. Хетагуров сначала дал название картине «На школьной скамье жизни»? Как вы можете объяснить это название? (Потому что старший мальчик – школьного возраста и должен был учиться в школе)
- А как распорядилась жизнь? (Мальчик был вынужден зарабатывать тяжелым трудом на жизнь и помогать родителям)
- Какое название более конкретно указывает на сюжетные образы?
- Опишите внешний облик первого мальчика. (Мальчику лет десять. Он сидит на груде камней. Одет в лохмотья, на голове овечья папаха, ноги обмотаны сыромятной кожей. В правой руке тяжелый молот, а рядом большая лопата. Глаза добрые. На лице застыла улыбка.)
- Как выглядит второй мальчик? (Малышу лет шесть. Видимо он брат или друг старшего мальчика. У него на теле только рубаха в дырах, да войлочная шляпа на голове. Он босоногий. С любопытством смотрит вперед.)
- Кто расположен в правом нижнем углу картины? (Собака, которая все время сопровождает этих ребят.)
Воображаемая ситуация.
- Представьте, что вы знакомы с этими детьми. Расскажите, как их зовут, где они живут, как им живется, ходят ли они в школу.
- Завершая беседу по содержанию картины, мне хочется спросить: какое настроение вызывает у вас эта картина? Для ответа вы можете использовать слова – настроения. (На доске: радостное, грустное, печальное, задумчивое).
Физминутка.
Минутка релаксации в сопровождении осетинской мелодии.
Речевая подготовка.
- А теперь перейдем к более детальному разбору картины. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные.
Ученики работают в парах с карточкой – помощницей № 1.
Карточка № 1 .
День (теплый, солнечный, пасмурный)
Небо (голубое, облачное, чистое, лазурное)
Река (чистая, прозрачная)
1-й мальчик (большой, добрый, усталый)
2-й мальчик (маленький, босоногий, ласковый)
Собака (злая, настороженная, добрая, лохматая)
Молот (легкий, тяжелый, большой, маленький)
Камни (крупные, мелкие, серые, бурые)
- Подберите к словам синонимы:
На доске: художник – автор, живописец
картина – полотно, произведение
создал – написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил.
Составление плана сочинения.
- Сколько частей будет в сочинении? (Три части).
- Как называются части? О чем в них говорится? (Первая часть – вступление. В ней говорится о том, как называется картина, кто ее автор, немного рассказывается об авторе или истории создания картины. Вторая часть – основная. В ней дается описание картины. Третья часть – заключение. В нем мы описываем свое отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею.)
На доске план (записывает учитель):
Художник, создавший картину.
Описание мальчиков: выражение лиц, одежда, позы. Природа на картине.
Мысли и чувства, которые вызывает картина. Что хотел сказать художник своей картиной.
Устное составление описания картины по плану. Учащиеся используют карточку – помощницу № 2.
Карточка № 2.
-Передо мной картина К. Хетагурова «Дети – каменщики»…
-На картине изображены два мальчика….
-Когда я смотрю на эту картину, у меня возникаем чувство…от того, что…
-Трудно остаться равнодушным, когда видишь…
-Мне эта картина очень нравится. Чувствуется, что художник любит свою Родину, свой народ, детей.
Написание сочинения учащимися.
-Теперь вы готовы к тому, чтобы приступить к написанию сочинения. В вашем распоряжении много выразительных средств, чтобы сделать свою речь яркой.
Я хочу вам прочитать свои мысли, вызванные этой картиной. |
|
|