Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Программа курса «Право» |
 Скачать 479.07 Kb. |
Пояснительная записка Программа курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 10 класса общеобразовательной школы разработана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Она предопределила особенности структуры и содержания учебников «Право» для учащихся 10 класса подготовленных авторским коллективом в составе научных сотрудников Института государства и права РАН и Института содержания и методов обучения РАО. Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание (обществоведение)» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы. Перед курсом не ставится задача профессиональной подготовки учащихся. Одна из его главных целей — формирование углубленного интереса к праву, создание основы для становления правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования. Программа профильного курса «Право» обеспечивает на уровне средней школы углубленное изучение основ юриспруденции, знакомит выпускников с современным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности. Согласно базисному учебному плану для среднего (полного) общего образования программа профильного курса «Право» рассчитана на два года изучения — в 10 классе отводится 70 часов в год). Курс включает 30 содержательных под тем. На изучение отдельной под темы рекомендуется выделять по 2 ч (итого 60 ч), а оставшееся время (10 ч) использовать для повторения. Такое распределение учебных часов является примерным. Учитель имеет возможность самостоятельно планировать время, необходимое для изучения той или иной под темы (оставаясь в рамках 70 часов, отведенных на учебный год). Программа будет реализована за 70 учебных часов.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности Для учебного предмета Право (профильный курс) на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Правовое образование в старшей школе на профильном уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.
Критерии оценивания
Критерии
| 5 (ОТЛ.)
| 4 (ХОР.)
| 3 (УД.)
| 2 (НЕУД.)
| 1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)
| Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
| Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
| Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
| Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
| 2. Умение анализировать и делать выводы
| Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
| Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
| Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
| Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
| 3. Иллюстрация своих мыслей
| Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
| Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
| Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
| Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
| 4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
| Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
| Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений
| Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
| Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
| 5. Работа с ключевыми понятиями
| Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание
| Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
| Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
| Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
| 6. Причинно-следственные связи
| Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность
| Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности
| Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности
| Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности
|
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по праву 10 класс (70 часов)
№
урока
п/п
| №
урока в разделе учебной программы по курсу
| Тематика урока
| §
учебника
| Дата
проведения
| Дата фактического проведения
| Основные виды учебной деятельности обучающихся на уроке
|
| I полугодие (32 часа)
|
| Тема 1 «Право и государство» (14 часов)
|
| 1
| 1
| Происхождение права и государства
| § 1
| 02.09.2014
|
| Групповая работа
|
| 2
| 2
| Происхождение права и государства
| § 1
| 02.09.2014
|
| Групповая работа
|
| 3
| 3
| Сущность права
| § 2
| 09.09.2014
|
| Групповая работа
|
| 4
| 4
| Сущность права
| § 2
| 09.09.2014
|
| Групповая работа
|
| 5
| 5
| Сущность государства
| § 3
| 16.09.2014
|
| Групповая работа
|
| 6
| 6
| Сущность государства
| § 3
| 16.09.2014
|
| Групповая работа
|
| 7
| 7
| Формы государства
| § 4
| 23.09.2014
|
| Групповая работа
|
| 8
| 8
| Формы государства
| § 4
| 23.09.2014
|
| Групповая работа
|
| 9
| 9
| Функция государства
| § 5
| 30.09.2014
|
| Групповая работа
|
| 10
| 10
| Функция государства
| § 5
| 30.09.2014
|
| Групповая работа
|
| 11
| 11
| Гражданское общество
| § 6
| 07.10.2014
|
| Групповая работа
|
| 12
| 12
| Гражданское общество
| § 6
| 07.10.2014
|
| Групповая работа
|
| 13
| 13
| Контрольное тестирование по теме 1 «Право и государство»
|
| 14.10.2014
|
| Индивидуальная работа.
|
| 14
| 14
| Контрольное тестирование по теме 1 «Право и государство»
|
| 14.10.2014
|
| Индивидуальная работа.
|
| Тема 2 «Форма и структура права» (12 часов)
|
| 15
| 1
| Право в системе социальных регуляторов
| § 7
| 21.10.2014
|
| Групповая работа
|
| 16
| 2
| Право в системе социальных регуляторов
| § 7
| 21.10.2014
|
| Групповая работа
|
| 17
| 3
| Нормы права
| § 8
| 28.10.2014
|
| Групповая работа
|
| 18
| 4
| Нормы права
| § 8
| 28.10.2014
|
| Групповая работа
|
| 19
| 5
| Источники права
| § 9
| 11.11.2014
|
| Групповая работа
|
| 20
| 6
| Источники права
| § 9
| 11.11.2014
|
| Групповая работа
|
| 21
| 7
| Система права
| § 10
| 18.11.2014
|
| Групповая работа
|
| 22
| 8
| Система права
| § 10
| 18.11.2014
|
| Групповая работа
|
| 23
| 9
| Правовые системы современности
| § 11
| 25.11.2014
|
| Групповая работа
|
| 24
| 10
| Правовые системы современности
| § 11
| 25.11.2014
|
| Групповая работа
|
| 25
| 11
| Контрольное тестирование по теме 2 «Форма и структура права»
|
| 02.12.2014
|
| Индивидуальная работа.
|
| 26
| 12
| Контрольное тестирование по теме 2 «Форма и структура права»
|
| 02.12.2014
|
| Индивидуальная работа.
|
| Тема 3 «Правотворчество и правореализация» (18 часов)
|
| 27
| 1
| Правотворчество
| § 12
| 09.12.2014
|
| Групповая работа
|
| 28
| 2
| Правотворчество
| § 12
| 09.12.2014
|
| Групповая работа
|
| 29
| 3
| Реализация и толкование права
| § 13
| 16.12.2014
|
| Групповая работа
|
| 30
| 4
| Реализация и толкование права
| § 13
| 16.12.2014
|
| Групповая работа
|
| 31
| 5
| Правовые отношения
| § 14
| 23.12.2014
|
| Групповая работа
|
| 32
| 6
| Правовые отношения
| § 14
| 23.12.2014
|
| Групповая работа
|
| II полугодие (38 часов)
|
| 33
| 7
| Законность и правопорядок
| § 15
| 13.01.2015
|
| Групповая работа
|
| 3
| 8
| Законность и правопорядок
| § 15
| 13.01.2015
|
| Групповая работа
|
| 35
| 9
| Механизм правового регулирования
| § 16
| 20.01.2015
|
| Групповая работа
|
| 36
| 10
| Механизм правового регулирования
| § 16
| 20.01.2015
|
| Групповая работа
|
| 37
| 11
| Правосознание и правовая культура
| § 17
| 27.01.2015
|
| Групповая работа
|
| 38
| 12
| Правосознание и правовая культура
| § 17
| 27.01.2015
|
| Групповая работа
|
| 39
| 13
| Правонарушение и юридическая ответственность
| § 18
| 03.02.2015
|
| Групповая работа
|
| 40
| 14
| Правонарушение и юридическая ответственность
| § 18
| 03.02.2015
|
| Групповая работа
|
| 41
| 15
| Преступление и наказание
| § 19
| 10.02.2015
|
| Групповая работа
|
| 42
| 16
| Преступление и наказание
| § 19
| 10.02.2015
|
| Групповая работа
|
| 43
| 17
| Контрольное тестирование по теме 3 «Правотворчество и правореализация»
|
| 17.02.2015
|
| Индивидуальная работа.
|
| 44
| 18
| Контрольное тестирование по теме 3 «Правотворчество и правореализация»
|
| 17.02.2015
|
| Индивидуальная работа.
|
| Тема 4 «Право и личность» (10 часов)
|
|
| 45
| 1
| Права человека: понятие, сущность, структура
| § 20
| 24.02.2015
|
| Групповая работа
|
| 16
| 2
| Права человека: понятие, сущность, структура
| § 20
| 24.02.2015
|
| Групповая работа
|
| 47
| 3
| Правовой статус человека и гражданина
| § 21
| 03.03.2015
|
| Групповая работа
|
| 48
| 4
| Правовой статус человека и гражданина
| § 21
| 03.03.2015
|
| Групповая работа
|
| 49
| 5
| Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации
| § 22
| 10.03.2015
|
| Групповая работа
|
| 50
| 6
| Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации
| § 22
| 10.03.2015
|
| Групповая работа
|
| 51
| 7
| Международная защита прав человека
| § 23
| 17.03.2015
|
| Групповая работа
|
| 52
| 8
| Международная защита прав человека
| § 23
| 17.03.2015
|
| Групповая работа
|
| 53
| 9
| Контрольное тестирование по теме 4 «Право и личность»
|
| 31.03.2015
|
| Индивидуальная работа.
|
| 54
| 10
| Контрольное тестирование по теме 4 «Право и личность»
|
| 31.03.2015
|
| Индивидуальная работа.
|
| Тема 5 «Основы конституционного права» (16 часов)
|
| 55
| 1
| Конституционное право Российской Федерации
| § 24
| 07.04.2015
|
| Групповая работа
|
| 56
| 2
| Конституционное право Российской Федерации
| § 24
| 07.04.2015
|
| Групповая работа
|
| 57
| 3
| Основы конституционного строя в Российской Федерации
| § 25
| 14.04.2015
|
| Групповая работа
|
| 58
| 4
| Основы конституционного строя в Российской Федерации
| § 25
| 14.04.2015
|
| Групповая работа
|
| 59
| 5
| Система органов государственной власти Российской Федерации
| § 26
| 21.04.2015
|
| Групповая работа
|
| 60
| 6
| Система органов государственной власти Российской Федерации
| § 26
| 21.04.2015
|
| Групповая работа
|
| 61
| 7
| Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации
| § 27
| 28.04.2015
|
| Групповая работа
|
| 62
| 8
| Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации
| § 27
| 28.04.2015
|
| Групповая работа
|
| 63
| 9
| Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации
| § 28
| 05.05.2015
|
| Групповая работа
|
| 64
| 10
| Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации
| § 28
| 05.05.2015
|
| Групповая работа
|
| 65
| 11
| Избирательное право
| § 29
| 12.05.2015
|
| Групповая работа
|
| 66
| 12
| Избирательное право
| § 29
| 12.05.2015
|
| Групповая работа
|
| 67
| 13
| Избирательный процесс
| § 30
| 19.05.2015
|
| Групповая работа
|
| 68
| 14
| Избирательный процесс
| § 30
| 19.05.2015
|
| Групповая работа
|
| 69
| 15
| Контрольное тестирование по теме 5 «Основы конституционного права»
|
| 26.05.2015
|
| Индивидуальная работа.
|
| 70
| 16
| Контрольное тестирование по теме 5 «Основы конституционного права»
|
| 26.05.2015
|
| Индивидуальная работа.
|
|
-
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета
МБОЙ лицей г.Зернограда
от 28 августа 2014 г. № 1
_____________ Л.М.Калашникова
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ _Г.Н.Осадчая
от 28 августа 2014 г.
|
Тестовые задания по темам
|
|
|