Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Программа курса «Право»


Скачать 479.07 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Право»
страница2/3
Дата26.04.2016
Размер479.07 Kb.
ТипПрограмма курса
1   2   3

Контрольная работа по теме 1 «Право и государство»


1. Назовите первые признаки государства и государственности. Дайте понятие традиционной власти и публичной власти?

2. Дайте понятие государства, признаки государства.
3.Составьте схему внутренних и внешних функций государства (выделите основные).
4. Назовите основные формы правления государства.
5. Назовите основные формы государственного устройства.
6. Назовите основные формы государственного (политического) режима.
7. Выберите правильный вариант:

а) Российская Федерация – это федерация;

б) Российская Федерация – это унитарное государство;

в) Российская Федерация – это федеративное государство.
8. Каковы основные признаки правового государства?

а) большое количество законов; д) разделение властей;

б) верховенство закона; е) мощный полицейский аппарат;

в) гарантия прав и свобод личности; ж) суровость законов;

г) преобладание права над моралью; з) сильный, независимый, гласный суд.
9. Высшим непосредственным выражением власти народа являются:

а) референдум; б) свободные выборы; в) и то, и другое.
10.С какого возраста подросток получает право голоса и становится полноправным гражданином:

а) с 14 лет; б) с 16 лет; в) с 18 лет; г) верно все перечисленное выше.
11. Соблюдение правовых норм:

а) поддерживается религиозной верой в неизбежность кары за грехи;

б) обеспечивается авторитетом коллективного сознания;

в) обеспечивается силой государства;

г) опирается на представление о прекрасном и безобразном.
12.Из перечисленного исключительным признаком правового государства является:

а) периодические выборы в органы власти;

б) охрана и гарантии прав человека;

в) наличие правоохранительных органов;

г) разработанность всех необходимых для жизни людей отраслей права.
13.Заполните таблицу:


Отличительные черты

государства

негосударственных политических организаций









14. Закончите определение: «Общество – это…»

а) определенная группа людей, объединившихся для совместной деятельности;

б) определенный этап исторического развития человечества;

в) человечество в целом;

г) правильны все определения.
15. Дайте понятие гражданского общества, его элементы.
16. Перечислите несколько подходов к пониманию права?
17.Какие нормы лежат в основе права:

а) моральные нормы; в) политические нормы;

б) юридические нормы; г) социальные нормы.

18. Наиболее полно права и свободы гражданина РФ законодательно закреплены в:

а) Гражданском кодексе РФ;

б) Меморандуме о правах человека;

в) Конституции РФ;

г) Декларации прав человека и гражданина.
19. Какие две основные формы государственного правления знает история?

а) колония; б) монархия; в) республика; г) федерация.
20. Согласны ли Вы с данным заключением: «Гражданское общество невозможно без демократии, правового государства, свободного рынка и наличия реальных и защищённых законом прав и свобод человека и гражданина. Одновременно существование гражданского общества обеспечивает дальнейшее развитие демократии, правового государства, свободного рынка и защиту прав и свобод человека и гражданина».
а) да; б) нет.

Контрольная работа по теме 2 «Форма и структура права»



1. Назовите основные группы норм, действующие в современном обществе.
2. Дайте понятие «норма».
3. Составьте схему разделения социальных норм.
4. Дайте понятие «корпоративная норма».
5. Назовите основные признаки правовой нормы.

6. Соотнесите понятия и определения:
А. Гипотеза

Б. Диспозиция

В. Санкция

Г. Норма права
1. Общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное в нормативно-правовых актах и иных признаваемых государством источниках, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников

2. Составная часть нормы права, в которой содержится само правило поведения субъекта права, указание на права обязанности сторон

3. Часть правовой нормы, содержащая указания на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие (время, место, возраст и т.д.)

4. Часть нормы права, в которой определяются последствия ее нарушения или неисполнения, предусматриваются меры государственного воздействия в отношении ее нарушителей.
7. Назовите основные виды правовой нормы.
8. В части 1 статьи 26 Гражданского кодекса РФ записано: «Несовершеннолетние

в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки…с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя»

Проанализируйте правовую норму и назовите её составные части.
9. Римское юридическое изречение гласит « «Не право выводится из правила (нормы), а правило (норма) из существующего права»

Объясните как Вы понимаете данное изречение. Свое мнение обоснуйте.

10. Дайте понятие «источник права» и составьте схему основных форм источников права.
11. Выберите правильный вариант ответа «судебный прецедент- это»:

а) случай, происшедший в судебном заседании;

б) судебное решение по конкретному юридическому делу;

в) соглашение между обвинителем и защитником в судебном заседании.
11. Дополните таблицу:


Основные виды

нормативно –правовых актов





?




Подзаконные

акты


12. Дополните иерархическую лестницу нормативных актов:




?







Федеральные конституционные

законы







Федеральные законы







Подзаконные акты


13. Назовите три обстоятельства, при которых нормативно-правовые акты прекращают свое действие (утрачивают силу):

а). б). в).
14. Дайте понятие «система права».
15. Назовите основные методы правового регулирования и дайте их понятия.
16. Закончите определение: «Правовые системы (правовые семьи) – это…»

а) целостные совокупности взаимосвязанных правовых норм, правил, регулирующих общественные отношения;

б) взаимоотношения, сложившиеся исторически между различными слоями населения различных стран;

в) человечество в целом;

г) правильны все определения.
17. Составьте схему основных правовых систем современности























18. Какая правовая система (семья) может быть охарактеризована следующими словами: «Судьи творят право, право есть то, что говорят о нём судьи»? Свой ответ обоснуйте.

19. Ниже приведено несколько групп, которые содержат признаки правовых систем. Какая правовая система подразумевается в каждом случае? В каждой группе укажите лишний признак:

а) основной источник права - нормативно-правовой акт; деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; юридическая доктрина, как правило имеет сугубо прагматический, прикладной характер;

б) деление системы права на публичное и частное, юридические предписания даны Богом раз и навсегда, в них можно верить и соответственно строго соблюдать; законодательство имеет вторичное значение;

в) предпочтение отдаётся не обязанностям, а правам гражданина; существует кодификация права; отсутствие деления системы права на частное и публичное.
20. Соотнесите определения и понятия:

Определения:

А. Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения;

Б. Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей;

В.Специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требования и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

Г. Закон, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений.
Понятия:

1.Договор;

2. Закон;

3. Лицензия;

4. Кодекс.

Контрольная работа по теме 3 «правотворчество и правореализация»

1. Назовите основные принципы и виды правотворческой деятельности государства.
2. Назовите основные стадии правотворческого процесса.
3. Что такое юридическая техника? Назовите основные требования юридической техники.
4. Назовите четыре основных формы реализации права.
5. Сколько стадий имеет правоприменительная деятельность:

а). одну;

б). три;

в). четыре.
6. Назовите основные виды толкования права.
7. Для того, чтобы осуществить толкование норм права пользуются разными способами, а именно:

а). грамматическим;

б). систематическим;

в). логическим;

г).историческим;

д).всё вышеперечисленное.
8. Что такое правоспособность?
9. Что такое дееспособность?
10. Дополните классификацию юридических фактов :

а). правообразующие;

б).правоизменяющие;

в).
11.Заполните таблицу:


Юридические факты

События







Действия

























Правомерные действия







?

























?




Поступки







Преступления




?














12. Различают семь разнообразных социальных благ, а именно:

а). д).

б). е).

в). ж).

г).
13. Нарисуйте формулу законности.


?

+

?

+

?



14. Система мер гарантии законности и правопорядка это:

а).экономические гарантии;

б).политические гарантии;

в).идеологические гарантии;

г).общественные гарантии;

д).организационные гарантии;

е).все вышеперечисленные.
15. Назовите основные элементы правового регулирования.
16. Правомерное поведение — это ….

а).поведение людей или организаций, которое согласуется со всеми предписаниями и требованиями норм права;

б). поведение людей или организаций, которое согласуется только с предписаниями норм права;

в). поведение людей или организаций, которое согласуется только с требованиями норм права;
17. Ядро правосознания - это

а). знание права; б). незнание права; в). всё вышеперечисленное.
18. Дополните схему:
Правовое сознание
Правовая идеология Правовая идеология

- -

- -

- -

- -

19.Согласны ли Вы с данным понятием: «Правовая культура личности — это прежде всего уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву»:

а). да; б). нет.


20. Что является антиподом правовой культуры:

а).правовой нигилизм;

б).бескультурье;

в).бесшабашность.
21. Лицом, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, является:

а).нарушитель;

б).подстрекатель;

в).потерпевший.
22.При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 14 лет, обязательно присутствие:

а).педагога или психолога;

б).подозреваемого;

в).прокурора.
23.Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста…

а). четырнадцати лет;

б). шестнадцати лет;

в). восемнадцати лет.
24. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста…

а). четырнадцати лет;

б). шестнадцати лет;

в).четырнадцати и шестнадцати лет ( в зависимости от вида преступления).
25.В гражданском праве ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста…

а). четырнадцати лет;

б). шестнадцати лет;

в). восемнадцати лет.

Решение задач
Задача № 1.
Сотрудники полиции в целях преследования гражданина А., совершившего административное правонарушение, предприняли попытку проникнуть в жилое помещение, принадлежащее гражданину М. Последний отказался выполнить требование сотрудников полиции, мотивируя отказ тем, что жилище неприкосновенно. Законны ли действия сотрудников полиции и гражданина М. ?

Задача № 2.
Пятнадцатилетние Вова и Петя появились в кинотеатре в пьяном виде. Администратор кинотеатра не разрешила им войти в зал и передала их дежурному полицейскому.
Можно ли привлечь этих юношей к административной ответственности и за какое нарушение?
Несут ли административную ответственность в данном случае их родители?
Задача № 3.
Учащийся Г., проходя по улице, сделал замечание своему однокурснику Б., который, будучи в нетрезвом состоянии, сквернословил, приставал к прохожим. В ответ на замечание Б. бросился на Г. с кулаками. Г. парировал удар нападавшего приёмом самбо, и Б. со всего размаха упал в канаву с грязной водой. Взбешенный неудачей, он снова бросился на своего обидчика, но Г. в последний момент уклонился от удара, и Б. по инерции сильно ударился головой о стену дома. Доставленный без сознания в больницу Б., в последствии травмы черепа и повреждения шейных позвонков скончался.
Существует ли причинная связь между действиями Г.и Б.?
Будет ли Г. нести ответственность?

Контрольная работе по теме 4 «Право и личность»

1. Какова цель ООН?

А. Защита прав человека

Б. Проведение Олимпийских игр

С. Наказание преступников
2. В каком документе изложены основные права человека?

А. В Конституции РФ

Б. В Конвенции о правах ребёнка

С. В Декларации прав человека
3. Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?

А. Промышленный и военный капитал

Б. Человек, его права и свободы

С. Государство
4.Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан?

А. Председатель правительства

Б. Президент

С. Председатель Государственной Думы
5. В каком документе изложены права ребёнка?

А. В Декларации

Б. В Конвенции

С. В Конституции РФ
6. Кто признаётся ребёнком в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка?

А. Лицо, до достижении 18 лет

Б. Лицо, до достижении 14 лет

С. Лицо, до достижении 16 лет
7. С какого возраста человек имеет право участвовать в управлении своей страной?

А. 14 лет

Б. 16 лет

С. 18 лет
8. Среди указанных прав отметь только те, которые относятся к группе гражданских?

А. Право на жизнь

Б. Право на свободу убеждений

С. Право на труд

Д. Право на неприкосновенность жилища

Е. Право на гражданство

Ж. Право на образование
9. Среди указанных прав отметь только те, которые относятся к группе политических?

А. Право на выбор местожительства

Б. Право на свободу мысли и религии

С. Право на свободу убеждений

Д. Право на получении пенсии по старости

Е. Право на свободу мирных собраний

Ж. Право на участие в управлении своей страной

10.Среди указанных прав отметь только те, которые относятся к группе социальных?

А. Право на получении пенсии по старости

Б. Право на образование

С. Право на труд

Д. Право на справедливое вознаграждение
11. Человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана:

А. Мэром города

Б. Судом

С. Директором школы
12. При достижении женщинами 55 лет, мужчинами 60 лет люди имеют право на:

А. Свободу мирных собраний

Б. Получение пенсии по старости

С. Право на труд
13. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и распространение их с помощью:

А. Телевидения

Б. Писем

С. Газет
14. Раздели на 2 группы: права и обязанности, следующие понятия:

Участие в мирных собраниях, воинская служба, забота о престарелых родителях, создание семьи, охрана природы, обращение в суд.

права обязанности

_________________________ ____________________________

_________________________ ____________________________

_________________________ ____________________________

_________________________ ____________________________

_________________________ ____________________________

15. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

А) « Серая шейка»»

Б) « Лягушка – путешественница»

В) « Мороз Иванович»
16. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

А) « Мороз Иванович»

Б) «Три поросёнка»

В) « Золушка»
17. Какие сказочные герои страдают от вмешательства в личную жизнь?

А) « Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»

Б) « Колобок»

В) « Теремок»
18. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

А) « Золушка»

Б) « Госпожа Метелица»

В) « Лягушка – путешественница»
19. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований?

А) « Дюймовочка»

Б) « Красная шапочка»

В) « Золушка»
20. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

А) «Золотой ключик или Приключения Буратино»

Б) « Братец Иванушка и сестрица Алёнушка»

В) « Колобок»
21. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушается его право на справедливое, беспристрастное рассмотрение судом предъявленного ему обвинения?

А) Карлсон

Б) Колобок

В) Кощей Бессмертный
22. В какой сказке нарушается право человека на гражданство?

А) « Сказка о царе Салтане…»

Б) « Мороз Иванович»

В) « По щучьему велению»
23. В какой сказке герой воспользовался правом вступать в брак и создавать семью независимо от социального происхождения?

А) «Репка»

Б) « По щучьему велению»

В) « Малыш и Карлсон»
24. Герой какой сказки был подвергнут произвольному задержанию?

А) «Кот в сапогах»

Б) « Колобок»

В) « Лампа Аладдина»
25. Выберите правильное определение «мораль»:

    1. Вид ответственности, наступающий за совершение преступления

    2. Система нравственных обычаев, регулирующих поведение человека в обществе.

    3. Это те общественные, групповые или личные интересы, на которые направлено правонарушение

    4. то применение к правонарушителю санкций государственного принуждения в форме лишений личного и имущественного характера.


26.Что возникло раньше: нормы морали или нормы права?

  1. нормы морали

  2. нормы права

  3. они возникли одновременно


27.Найдите неверное утверждение:

  1. Частное право-это область свободы и предпринимательства

  2. Уголовное и конституционное право – базовые отрасли права

  3. Семейное право относят к комплексным отраслям

  4. К публичным отраслям права можно отнести административное и финансовое право.


28.Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к системе права. Най­дите и подчеркните термин, "выпадающий" из их ряда и относя­щийся к другому понятию.

Отрасли права, институты права, университеты права, нормы права
29.Выберите одно из высказываний и раскройте в 1-2 предложениях его смысл, выразите своё отношение к этому высказыванию, приведите хотя бы один аргумент в защиту вашей позиции.
"Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы". (Н. Карамзин) "Законы должны для всех иметь одинаковый смысл" (Ш.Монтескье)

"Оставить преступление безнаказанным -значит стать его соучастником" (П. Кребийон)
30. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имею­щие социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. способность к совместной преобразовательной деятель­ности

  2. стремление к самореализации

  3. умение приспосабливаться к природным условиям

  4. устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

  5. потребность в воде, пище, отдыхе

  6. способность к самосохранению

31. К потребностям человека, обусловленным его биологической организацией, относятся потребности в

  1. самореализации

  2. самосохранении

  3. самопознании

  4. самообразовании

32. В отличие от животного человек способен

  1. проявлять эмоции

  2. вырабатывать условные рефлексы

  3. удовлетворять потребности

  4. прогнозировать результаты действий

33. Верны ли следующие суждения о способностях человека?

А. Способности — это индивидуальные особенности лич­ности, позволяющие ей успешно заниматься опреде­ленного рода деятельностью.

Б. Формирование способностей не зависит от природных предпосылок.

  1. верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

34. Система международного права - это:

А - целостная правовая система, включающая в себя правовые системы государств, политические и дипломатические договоренности по международным правоотношениям;
B - международно-правовые обычаи и договоренности, принятые международным законодательством и исполняемые субъектами международных отношений;
C - совокупность взаимосвязанных отраслей международного права, объединенных общими принципами, а также имеющих свои принципы и подразделяющихся на институты и подотрасли, состоящие из действующих норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами;

35.Объектом международно-правого регулирования являются:
А - правоотношения между международными межправительственными и неправительственными организациями, цивилизованными государствами, нациями и народами;
B - публичные (межвластные) отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий;
C - отношения между субъектами, осуществляющими дипломатические и экономические связи.

36. Субъекты в международном праве - это:
А - индивиды, транснациональные корпорации, межправительственные и неправительственные организации;
B - суверенные государства, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, международные организации, государствоподобные образования, индивиды, транснациональные корпорации, межправительственные и неправительственные организации;
C - суверенные государства, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, международные организации, государство подобные образования.

37.Виды норм международного права:
А - нормы дипломатического этикета, обыкновения, резолюции международных конференций и организаций;
B - Jus cogens, универсальные, партикулярные, диспозитивные, императивные, договорные, обычно-правовые нормы;
C - административные, уголовные, гражданско-правовые, процессуальные, но осложненные иностранным элементом.

38.Основные принципы международного права:
А - принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип равенства и самоопределения народов, принцип территориальной целостности государств, принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип сотрудничества государств;
B - принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством, принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве, принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации, принцип недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (режим наибольшего благоприятствования), национальный режим, принцип взаимной выгоды, преференциальный режи

C - принцип суверенного равенства государств, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип равенства и самоопределения народов, принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного урегулирования споров, принцип нерушимости границ, принцип территориальной целостности государств, принцип уважения прав человека и основных свобод, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
1   2   3