2
|
Предприятия и их объединения
|
1
|
Урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция с элементами беседы
|
Виды предприятий и их объединений. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса
|
Знать: определения понятий «предприятие», «объединение предприятий»; виды предприятий по классификациям; классификацию предприятий; виды хозяйственных объединений; цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Уметь: приводить примеры предприятий и объединений предприятий региона различных видов
|
Фронтальный устный опрос
|
|
Мультимедийный компьютер
|
Конспект
|
|
|
3
|
Юридический статус современных предприятий
|
1
|
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
Беседа с решением ситуационных задач
|
Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги. Формы руководства предприятиями
|
Знать: определения понятий «юридический статус», «юридическое лицо»; формы руководства предприятиями; виды предприятий различных форм собственности.
Уметь: объяснять отличия различных видов предприятий
|
|
|
|
Конспект
|
|
|
4
|
Разделение и
специализация
труда
|
1
|
Урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция
|
Разделение и специализация труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления
|
Знать: определения понятий «разделение труда», «специализация труда»; сущность понятий «вертикальное разделение труда», «горизонтальное разделение труда»; формы разделения труда. Уметь: анализировать формы разделения труда на конфетном примере; приводить примеры разделения и специализации труда.
|
|
|
Мультимедийный компьютер
|
Уч. 2, гл. 3 §1, стр. 146-153
|
|
|
5
|
Профессиональная специализация и профессиональная мобильность
|
1
|
Урок усвоения новых знаний. Беседа
|
Формы современной кооперации труда. Основные виды работ и профессий. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Функции работников вспомогательных подразделений. Роль образования в расширении профессиональной мобильности
|
Знать: сущность понятий «кооперация труда», «профессиональная специализация», «профессиональная мобильность»; формы современной кооперации труда.
Уметь: анализировать требования к образовательному уровню и квалификации работников конкретной профессии
|
|
Характеристики массовых профессий сферы производства и сервиса в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий (ЕКТС)
|
|
Конспект
|
|
|
6
|
|
1.2.Нормирование и оплата труда
Нормирование труда
|
1
|
Урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция
|
Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости. Методика установления и пересмотра норм. Технически обоснованные нормы, опытно-статистические, аналитические нормы труда
|
Знать: определения понятий «норма труда», «норма времени», «норма выработки», «норма времени обслуживания», «норма численности», «норма управляемости»; методы установления норм.
Уметь: выбирать методы установления норм в зависимости от вида работ
|
Индивидуальный письменный опрос. Самостоятельная работа
|
|
Мультимедийный компьютер
|
Гл.4, §1, стр. 158-161
|
|
|
7
|
|
Оплата труда
|
1
|
Урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция
|
Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда
|
Знать: определение понятия «оплата труда»; сущность основных форм оплаты труда.
Уметь: сопоставлять достоинства и недостатки различных форм оплаты труда; определять преимущественные области применения различных форм оплаты труда; выбирать предпочтительную форму оплаты труда
в зависимости от вида предприятия, формы собственности
|
Фронтальный устный опрос
|
Реферат «Культура труда»
|
Мультимедийный компьютер
|
Гл.4, §1, стр. 161-166
|
|
|
8
|
|
1.3. Культура труда. Научная организация труда
Эффективность деятельности
организации. Культура труда
|
1
|
Урок усвоения новых знаний. Проблемная лекция
|
Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг. Основные составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда
|
Знать: сущность понятий «эффективность деятельности организации»,«технологическая дисциплина», «безопасность труда», «эстетика труда»; определения понятий «рентабельность», «эффект», «культура труда», «научная организация труда»; основные компоненты культуры труда; роль менеджмента в деятельности организации; возможные варианты повышения качества товаров и услуг
|
Индивидуальный письменный опрос. Самостоятельная работа
|
|
|
Гл.4, §2, стр. 166-170
|
|
|
9
|
Научная организация труда
|
1
|
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений.
Комбинированный урок
|
Научная организация как основа культуры труда. Основные направления НОТ: разделение и кооперация труда, нормирование труда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда. Разработка проекта рабочего места в соответствии с требованиями НОТ
|
Знать: определения понятий «технологическая дисциплина», «рабочее место», «организация рабочего места», «техника безопасности», «производственный дизайн»; основные направления научной организации труда; условия рациональной организации рабочего места.
Уметь: использовать основные направления НОТ при организации собственной учебной деятельности; анализировать состояние своего рабочего места; разрабатывать проект своего рабочего места в соответствии с требованиями НОТ
|
Фронтальный устный опрос
|
|
|
Конспект
|
|
|
10
|
Профессиональная этика
|
1
|
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений.
Лекция с
элементами
беседы
|
Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики
|
Знать: определения понятий «мораль», «этика», «профессиональная этика»; общие нормы профессиональной этики
|
Фронтальный устный опрос
|
|
Мультимедийный компьютер
|
Гл.4, §2, стр. 170-174
|
|
|
11
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Организация производства»
|
1
|
Урок обобщения и систематизации знаний. Контрольная работа
|
|
|
Фронтальный письменный опрос
|
|
|
|
|
|
12
| Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг
|
2.1.Функционально-стоимостной анализ
Функционально-стоимостной анализ как комплексный метод технического творчества
|
1
|
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
Проблемная лекция
|
Цели и задачи функционально-стоимостного анализа. ФСА как комплексный метод технического творчества. Этапы ФСА
|
Знать: определение понятия «функционально-стоимостной анализ»; цель функционально-стоимостного анализа; историю создания ФСА; главные принципы функционально-стоимостного анализа; область применения функционально-стоимостного анализа; основные этапы функционально-стоимостного анализа
|
Фронтальный устный опрос
|
Деловая игра поискового характера: подготовить предложения по улучшению качества продукции.
|
|
Гл.2, §3, стр. 113-116
|
|
|
13
|
Использование ФСА при решении практических задач
|
1
|
Урок формирования новых знаний, умений и навыков. Слайд- лекция с решением практических задач
|
Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения
|
Уметь: применять метод функционально-стоимостного анализа при решении практических задач
|
Практическая работа
|
|
|
Гл.2, §3, стр. 113-116
|
|
|
14
|
2.2. Основные закономерности развития искусственных систем
Искусственные системы
|
1
|
Урок усвоения навыков и умений. Решение практических задач
|
Понятие об искусственной системе. Структурные составляющие технической системы. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Технические и физические противоречия
|
Знать: сущность понятия «искусственная система»; основные признаки технических систем; структурные составляющие технической системы; определение понятий «противоречие», «техническое противоречие», «физическое противоречие»; сущность понятий «главная полезная функция» (ГПФ), «идеальный конечный результат». Уметь: приводить примеры искусственных систем; определять структурные элементы простейших технических систем; определять ГПФ системы
|
Индивидуальный устный опрос
|
Реферат «Законы развития искусственных систем»
|
Мультимедийный компьютер
|
Конспект
|
|
|
15
|
Законы развития искусственных систем
|
1
|
Урок усвоения навыков и умений. Решение практических задач
|
Основные закономерности развития искусственных систем
|
Знать: основные законы развития искусственных систем групп: «Статика», «Кинематика», «Динамика»; сущность понятия «линия жизни системы». Уметь: приводить примеры проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определять направления их совершенствования
|
Индивидуальный устный опрос
|
|
|
Конспект
|
|
|
16
|
История развития техники
|
1
|
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений
|
История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Выдающиеся открытия и изобретения, их авторы
|
Знать: основные этапы развития техники с точки зрения законов развития технических систем.
Уметь: приводить примеры выдающихся открытий и изобретений
|
Фронтальный письменный опрос
|
Реферат «Решение крупных научно-технических проблем в современном мире», «Перспективы развития науки и техники»
|
Мультимедийный компьютер
|
Конспект
|
|
|
17
|
Развитие технических систем и научно-технический прогресс
|
1
|
Урок усвоения навыков и умений. Деловая игра
|
Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса
|
Знать: возможные направления развития (свертывания) систем.
Уметь: описывать свойства нового поколения знакомых систем с учетом закономерностей их развития; прогнозировать направления развития искусственных систем из ближайшего окружения учащихся
|
Фронтальный устный опрос
|
|
|
Конспект
|
|
|
18
|
2.3. Защита интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность
|
1
|
Урок усвоения новых знаний. Слайд-лекция
|
Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Публикации
|
Знать: определение понятия «интеллектуальная собственность»; виды интеллектуальной собственности; сущность понятия «авторское право»; способы защиты авторских прав; основы законодательства по защите авторских прав
|
Фронтальный устный опрос
|
Реферат «Научный и технический отчеты. Депонирование рукописей»
|
Мультимедийный компьютер
|
Гл.2, §1, стр. 87-90
|
|
|
19
|
Патентная защита авторских разработок
|
1
|
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Слайд-лекция
|
Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель
|
Знать: определение понятий «изобретение», «промышленный образец», «полезная модель»; сущность патентной защиты авторских разработок
|
Фронтальный устный опрос
|
|
Мультимедийный компьютер
|
Гл.2, §1, стр. 90-93
|
|
|
20
|
Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания
|
1
|
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
Проблемная лекция
|
Товарный знак и знак обслуживания. Правила регистрации товарных знаков и знаков обслуживания
|
Знать: определения понятий «товарный знак», «знак обслуживания»; виды товарных знаков и требования к ним; правила регистрации товарных знаков
|
Индивидуальный устный опрос
|
|
|
Конспект
|
|
|
21
|
Рационализаторское предложение
|
1
|
Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий
|
Рационализаторское предложение
|
Знать: определение понятия «рационализаторское предложение»; порядок оформления, приема и регистрации рационализаторского предложения. Уметь: оформлять заявление на рационализаторское предложение
|
Индивидуальный письменный опрос. Самостоятельная работа
|
|
|
Уч.2, Гл.1, §13, стр. 69-74
|
|
|
22
|
Повторительно-обощающий урок по теме «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг»
|
1
|
Урок обобщения и систематизации знаний. Контрольная работа
|
|
|
Фронтальный письменный опрос
|
|
|
|
|
|
23
| Профессиональное самоопределение и карьера
|
3.1. Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования
Рынок труда
|
1
|
Урок применения знаний, умений и навыков.
Практическая работа
|
Способы изучения рынка труда: конъюнктура рынка труда, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи (возможно виртуальное, посредством сайта Центра занятости населения)
|
Знать: определения понятий «рынок труда», «конъюнктура рынка труда», «спрос на рынке труда», «предложение на рынке труда»; способы изучения конъюнктуры рынка труда; особенности регионального рынка труда; функции Центра занятости населения. наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда.
Уметь: объяснять причины востребованности некоторых профессий на региональном рынке труда; находить и анализировать информацию о вакансиях на
|
|
|
Мультимедийный компьютер
|
Гл.4, §4, стр. 180-185
|
|
|
24
|
Профессиональное образование
|
1
|
Урок усвоения знаний, умений и навыков. Рассказ учителя с выполнением практических заданий
|
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Источники информации о рынке образовательных услуг
|
Знать: виды и формы получения профессионального образования; особенности регионального рынка образовательных услуг; источники информации о рынке образовательных услуг.
Уметь: находить и анализировать информацию об образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями
|
Фронтальный устный опрос
|
Заполнив предлагаемую таблицу, определить цель и задачи своей будущей профессии.
|
Мультимедийный компьютер
|
Гл.4, §4, стр. 185-189
|
|
|
25
|
Профессиональный рост
|
1
|
Урок усвоения знаний, умений и навыков. Рассказ учителя с выполнением практических заданий
|
Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность. Виды карьерного роста: по горизонтали, по вертикали
|
Знать: определение понятия «профессиональный рост»; возможные пути получения профессионального образования; виды карьерного роста. Уметь: приводить примеры различных путей получения профессионального образования; сопоставлять свои профессиональные планы с личностными склонностями и возможностями; обосновывать свой выбор вида карьеры
|
Фронтальный устный опрос
|
Реферат «Возможности квалификационного и служебного роста»
|
|
Гл.4, §3, стр. 174-180
|
|
|
26
|
Самопрезентация
|
1
|
Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа
|
Формы самопрезентации. Содержание резюме
|
Знать: определения понятий «самопрезентация», «резюме»; формы самопрезентации; структуру и содержание резюме;; виды резюме. Уметь: составлять резюме, используя различные его виды
|
Фронтальный письменный опрос
|
|
Мультимедийный компьютер
|
Гл.4, §5, стр. 189-195
|
|
|
27
| Творческая, проектная деятельность
|
Проектная деятельность
|
1
|
Урок усвоения знаний, умений и навыков.
Беседа с выполнением практических заданий
|
Проект как средство решения возникших проблем. Основные типы проектов. Этапы выполнения проекта. Осознание проблемы. Формулировка темы проекта. Обоснование типа проекта. Ознакомление с инновациями в данной области
|
Знать: сущность проектной деятельности; типы проектов; основные этапы выполнения проектов; содержание этапов выполнения проекта. Уметь: формулировать проблему проекта; обосновывать актуальность проблемы; формулировать тему проекта; обосновывать тип проекта
|
Фронтальный устный опрос
|
Работа над исследовательским этапом проекта
|
|
Гл.3, стр. 123-146. Работа над исследовательским этапом проекта
|
|
|
28
|
Исследовательский этап выполнения проекта
|
1
|
Урок применения знаний, умений и навыков Практическая работа
|
Формулировка задач.
Планирование работы по организации выполнения проекта. Сбор материала. Выявление и исследование основных параметров и ограничений. Разработка и оформление альтернативных идей проекта. Обоснование выбора базового варианта проекта
|
Уметь: формулировать задачи проекта; планировать проектную деятельность; определять источники информации, необходимые для решения проблемы проекта; выявлять и исследовать основные параметры и ограничения; разрабатывать и оформлять альтернативные идеи проекта; обосновывать выбор базового варианта проекта
|
Индивидуальный письменный опрос
|
Работа над исследовательским этапом проекта
|
Мультимедийный компьютер
|
Гл.3, стр. 123-146. Работа над исследовательским этапом проекта
|
|
|
29
|
Технологический этап выполнения проекта
|
1
|
Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа
|
Особенности выполнения технологического этапа для разных типов проектов
|
Знать: особенности выполнения технологического этапа для разных типов проектов. Уметь: осуществлять самоконтроль своей деятельности при выполнении технологического этапа проекта; корректировать последовательность операций в соответствии с промежуточными результатами своей деятельности на технологическом этапе проекта
|
Собеседование
|
Работа над технологическим этапом проекта
|
|
Гл.3, стр. 123-146. Работа над технологическим этапом проекта
|
|
|
30
|
Технологический этап выполнения проекта
|
1
|
Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа
|
Особенности выполнения технологического этапа для разных типов проектов
|
Знать: особенности выполнения технологического этапа для разных типов проектов. Уметь: осуществлять самоконтроль своей деятельности при выполнении технологического этапа проекта; корректировать последовательность операций в соответствии с промежуточными результатами своей деятельности на технологическом этапе проекта
|
Собеседование
|
Работа над технологическим этапом проекта
|
Мультимедийный компьютер
|
Гл.3, стр. 123-146. Работа над технологическим этапом проекта
|
|
|
31
|
Оформление проекта
|
1
|
Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа
|
Требования к оформлению пояснительной записки проектной работы
|
Знать: требования к оформлению пояснительной записки проектной работы. Уметь: оформлять пояснительную записку своего проекта
|
|
|
Мультимедийный компьютер
|
Гл.3, стр. 123-146. Оформление пояснительной записки проекта
|
|
|
32
|
Анализ проектной деятельности
|
1
|
Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа
|
Рефлексивно-оценочный этап выполнения проекта. Методы оценки качества материального объекта или услуги. Критерии оценивания соблюдения технологического процесса при выполнении проекта. Анализ проделанной работы и выводы по результатам проекта. Критерии оценивания результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Анализ практической востребованности проекта
|
Знать: сущность понятий «оценка качества», «экспертная оценка»; критерии оценки качества материального объекта или услуги; критерии оценивания соблюдения технологического процесса; критерии оценки результатов проектной деятельности. Уметь: осуществлять анализ проделанной работы; оценивать качество результатов собственной проектной деятельности; делать выводы по результатам проекта; анализировать практическую востребованность проекта
|
Индивидуальный устный опрос
|
Заключительный этап выполнения проекта
|
|
Гл.3, стр. 123-146. Заключительный этап выполнения проекта
|
|
|
33
|
Презентация результатов проектной деятельности
|
1
|
Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа
|
Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации. Подготовка презентации проекта
|
Знать: возможные формы презентации; особенности восприятия вербальной и визуальной информации; методы подачи информации при презентации. Уметь: определять цели презентации; выбирать форму презентации; использовать технические средства в процессе презентации; лаконично и аргументированно отвечать на вопросы оппонентов на защите проекта
|
Индивидуальный устный опрос
|
|
Мультимедийный компьютер
|
Подготовка к защите проекта
|
|
|
34
|
Защита
проектов
|
1
|
Урок контроля
знаний
|
Защита проектов, разработанных учащимися
|
|
|
|
Мультимедийный компьютер
|
|
|
|
35
|
Защита
проектов
|
1
|
Урок контроля
знаний
|
Защита проектов, разработанных
учащимися
|
|
|
|
Мультимедийный компьютер
|
|
|
|