Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Гимназия» (дошкольные группы)Рабочая программадеятельности педагога-психолога
Вершининой Я.С.
Срок реализации программы -2015-2016 учебный годг. Югорск 2015 г.АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ Рабочая программа педагога-психолога разработана на основе основной образовательной программы МБОУ «Гимназия» дошкольные группы (далее – дошкольные группы) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психологическая профилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности дошкольных групп в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами учреждения. Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности дошкольных групп по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОО – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой дошкольных групп.
Цель программы - определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития.
- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития учреждения в целом.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
СОДЕРЖАНИЕ I. Целевой раздел
|
|
1.1. Пояснительная записка………………………………………………............................................................................................................
| 6
|
1.2. Общие сведения об учреждении……………………………………………………………………………………………………………...
| 8
|
1.3. Цели и задачи реализации программы……………………………………………………………………………………………………….
| 10
|
1.4. Принципы и подходы к формированию программы……………………………………………….………………………………………
| 11
|
1.5. Возрастные особенности детей дошкольного возраста………………………………………………...…………………………………..
| 12
|
1.6. Планируемые результаты освоения программы ………………………………………………….………………………………………...
| 16
|
II. Содержательный раздел
|
|
2.1. Психологическое сопровождение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ………………………………
| 18
|
2.2. Психологическое сопровождение образовательной области «Познавательное развитие» ……………………………………………...
| 21
|
2.3. Психологическое сопровождение образовательной области «Речевое развитие» …………………………………………………….…
| 23
|
2.4. Психологическое сопровождение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ………………………………
| 23
|
2.5. Психологическое сопровождение образовательной области «Физическое развитие» …………………………………………………..
| 25
|
III. Организационный раздел
|
|
3.1. Содержание деятельности педагога-психолога ………………………………………………………………………………………….....
| 26
|
3.2. Направления психолого-педагогической деятельности ……………………………………………………………………………………
| 27
|
3.2.1. Направление «Психологическая диагностика» …………………………………………………………..……………………………….
| 27
|
3.2.2. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»…………………………………………………………………....
| 31
|
3.2.3. Направление «Психологическое консультирование» ……………………………………………………………………………....…....
| 34
|
3.2.4. Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»...................................................................................................
| 37
|
3.2.5. «Экспертная работа………………………………………………...………………………………………………………………………..
| 40
|
3.2.6. Организационно-методическая работа …………………………………………………………………………………………………….
| 42
|
3.3. Условия реализации рабочей программы……………………………………………………………………………………………………
| 44
|
3.4. Прогнозируемые результаты психолого-педагогического сопровождения……………………………………………………………….
| 45
|
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………………………………………………….
| 48
|
I. Целевой раздел1.1. Пояснительная запискаВ условиях модернизации образования основной целью функционирования дошкольных образовательных организаций является разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Психолого-педагогическое сопровождение в образовательной организации необходимо для учёта особенностей развития детей, формирования индивидуального подхода к каждому ребёнку, оказания помощи в преодолении трудностей в обучении, обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, а также, защиты прав детей. Психолого-педагогическая помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Рабочая программа педагога-психолога дошкольных групп МБОУ «Гимназия» направлена на
достижение воспитанниками уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения программы дошкольного образования, а, впоследствии, программ начального общего образования.
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Деятельность современного педагога-психолога ДОО направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОО выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте до 7 лет. А предмет его деятельности можно определить, как психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в ДОО в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.).
Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый выступает как носитель мотивационно-смысловых образований, передавая их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских видов деятельности.
Своеобразие
дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей.
Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена деятельность педагога-психолога дошкольных групп.
Моменты, ориентирующие воспитанника в образовательных областях, определяются его индивидуальным избирательным отношением к их содержанию, интересам и склонностям. Они первоначально являются недостаточно осознанными и связанными с ситуативными побуждениями ребенка. По мере взросления эти моменты входят в сферу осознания, подвергаются анализу, на основе чего происходит «отбор» мотивационных тенденций, определяющих личностную активность воспитанника и приобретающих прогностический характер.
В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагается развитие:
- побуждений, мотивов и интересов;
- сознательного отношения к деятельности на уровне постановки целей и их достижения;
- способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера;
- элементов творчества.
Рабочая программа педагога-психолога МБОУ «Гимназия» Вершининой Я.С. составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми актами:
Конвенцией о правах ребенка;
ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
на основании приказа министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.3049 – 13;
приказом Минобрнауки РФ от 30. 08. 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2014;
образовательной программой дошкольного образования групп детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей МБОУ «Гимназия» на 2015-2016 учебный год;
этическими принципами деятельности психолога согласно этическому кодексу педагога-психолога службы практической психологии образования России, принятому на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 года в г. Москва.
Общие сведения об учрежденииВ своей деятельности Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия» группы детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию руководствуется законодательством Российской Федераций, законодательством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, муниципальными правовыми актами, Уставом гимназии и другими локальными актами дошкольного учреждения.
Содержание образовательной деятельности в дошкольных группах определяется основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 г. № 1155;
примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и перечнем необходимых методических, наглядно-дидактических пособий по образовательным областям для осуществления образовательного процесса;
приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей, определенному педагогическим коллективом и закрепленным в Уставе учреждения;
принципиальной структурой возрастно-ориентированной модели поддержки детской инициативы.
Комплектование дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии со Стандартом № СТ-096-14 муниципальной услуги «Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования» по направлениям (путевкам), выдаваемым Управлением образования г.Югорска.
В дошкольных группах функционируют 5 групп общеразвивающей направленности в возрасте от 3 лет до 7 лет. Численность воспитанников дошкольных групп представлена в Таблице 1.
Таблица 1. Комплектование групп на 2015/2016 уч.год №
| возраст
| Количество групп
| Количество детей
| %
|
1
| 3-4
| 1
II младшая группа «Сказка»
| 24
| 19
|
2
| 4-5
| 1
средняя группа «Солнечные зайчики»
| 25
| 18
|
3
| 5-6
| 1
старшая группа «Гномики»
| 27
| 21
|
4
| 6-7
| 2
| 54
| 42
|
подготовительная группа «Пчелки»
подготовительная группа «Юные капитаны»
| 27 27
| 21 21
|
| ИТОГО (общее количество детей)
| 130
|
100
|
В дошкольных группах созданы условия для социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Дошкольные группы оснащены игрушками, методическими пособиями, современными техническими средствами обучения и оргтехникой, учебно-методической и художественной литературой, информационно-учебными материалами.
Дошкольные группы работают 5 дней в неделю с 7.00 до 19.00. Режим работы педагога-психолога на 1 ставку – 36 часов в неделю (см.график работы)
Цели и задачи реализации программыЦель деятельности педагога-психолога, реализующаяся в данной рабочей программе, - охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи деятельности педагога-психолога:
- определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
- предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
- создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.
Принципы и подходы к формированию программыОсновные
принципы формирования программы педагога-психолога можно определить следующим образом:
Интеграция, обеспечивающая полноту и целостность отражения разнородных элементов действительности в сознании ребенка, что позволяет ему создавать новое знание, а не просто продуцировать готовые знания, полученные от взрослого. В рабочей программе принцип интеграции реализуется через взаимопроникновение разных видов деятельности на основе качественно нового проектирования педагогической деятельности, обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах детской деятельности. Принцип интеграции основывается на положении об общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой деятельности, и на идеях о специфике развития ребенка-дошкольника (А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин). Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации образовательного процесса соответствует характеру восприятия, понимания, воспроизведения и преобразования действительности, свойственному дошкольникам.
Вариативность в отношении образовательных программ и свобода выбора образовательного маршрута, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса, что создает психолого-педагогические основания для личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка в образовательном процессе.
Открытость системы дошкольного образования для обогащения культур образующими составляющими, что придает результатам образования культур созидающий смысл. Обогащение содержания детского развития за счет освоения ребенком культурных практик, приобретающих для него культур созидающий смысл и приводящих, по мнению Н.А. Коротковой, к «разламыванию» диффузной инициативы ребенка на разные ее направления (сферы), а именно: игра и родственные ей виды деятельности (продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и коммуникативная практика), что противостоит традиционному разделению «игра – учебные занятия». Освоение детьми культурных практик приводит к дифференциации сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого субъекта, творческого субъекта, исследователя, партнера по взаимодействию и собеседника. Такой подход позволяет сформировать важное психологическое новообразование дошкольного возраста – субъектную позицию. Важным моментом является сохранение субкультуры детства.
Поле реализации принципов рабочей программы выстраивается в триаде: образовательная программа – образовательный маршрут – мониторинг качества образования (целевые ориентиры).
Основные подходы к формированию программы:Основным подходом при создании рабочей программы с позиции психологизации стало положение А.В. Запорожца об амплификации детского развития. Амплификация в интерпретации В.Т. Кудрявцева означает содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самостоятельность, направленную на творческое переосмысление этих образцов. «И в результате сама деятельность из «инструмента педагогического воздействия» трансформируется в средство саморазвития и самореализации своего субъекта-ребенка». Образование, следовательно, выступает средством не только развития, но и саморазвития ребенка-дошкольника.
Возрастные особенности детей дошкольного возрастаДошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в
процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.