Бюллетень Викторина Глава Диплом Доклад |
Открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы». Учитель: Гусева Е. Е. Тема |
 Скачать 105.71 Kb. |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида»
г. Кашина Тверской области
Технологическая карта
открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе.
Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».
Учитель: Гусева Е.Е. Тема
| Гласный звук [ы], буква ы.
| Педагогическая цель
| Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы.
| Задачи
| Обучающая:
- познакомить с новым звуком;
- учить дифференцировать заданный звук на слух;
- учить соединять звуки в слоги;
- усовершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;
- познакомить с буквой Ы;
- закрепить умение составлять предложения по сюжетным картинкам.
Развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое представление;
- развивать общую моторику, мелкую моторику, артикуляционную моторику;
- развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные: воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; воспитывать чувство импатии (сопереживания).воспитывать интерес к учению; воспитывать настойчивость;
Коррекционные:уточнить артикуляцию при произношении звука Ы; усовершенствовать речевой выдох и силу голоса; преодолеть речевой негативизм
| Тип урока
| Решение учебной задачи
| Планируемые результаты (предметные)
| Знают особенности произнесения звука [ы], его характеристику; различают букву ы как знак звука [ы], определяют особенности буквы ы; осуществляют наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число), за смыслоразличительной ролью звуков; сопоставляют слова, различающиеся одним звуком; видят единство звукового состава слова и его значения
| Личностные результаты
| Осознают, что учение – это труд; исполняют обязанности ученика
| Универсальные учебные действия (метапредметные)
| Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека.
Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение, делают выводы.
Коммуникативные: выразительно читают наизусть стихотворение.
| Основное содержание темы, понятия и термины
| Гласный звук [ы], печатная и буква ы
| Оборудование:
| Цветовые символы звуков (у каждого ребенка), 2 провода (длинный и короткий), буква Ы, ежик ПЫХ (игрушка), презентация powerpoint.
|
Ход урока Этапы урока
| Формы, методы, методические приёмы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Вид и форма
контроля
| Осуществляемые действия
| Формируемые умения
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
| Фронтальная. Словесный.
Слово учителя
| Приветствие учащихся.
Долгожданный дан звонок!
Начинается урок!
Вы, ребята, не ленитесь
И друг другу улыбнитесь!
Вот и здорово. Молодцы! С хорошим настроением отправляемся за знаниями!
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие
индивидуальных учебных принадлежностей на столе
| Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
| Фронтальный. Наблюдение учителя
|
2Артикуляционная гимнастика
| Фонетическая зарядка
| Вышел дым из трубы («улыбка» - «трубочка»), встал над крышей на дыбы («горка»),выше крыш взлетел («качели»), и вот он уплыл, как пароход («гудит пароход»).
|
| Готовят артикуляционный аппарат к чтению
|
| 3. Повторение
| Коллективная. Словесный.
Опрос, выполнение упражнений сопровождающихся взаимопроверкой, работа с сигнальными карточками.
| Сегодня к нам на урок пришел наш знакомый ежик Пых.
Пых познакомит вас с новым звуком и буквой , которой этот звук обозначается. Кроме того, у Пыха для вас много интересных заданий.
Вот и первое задание: ответьте на вопросы
- Из чего состоит наша речь?
-Из чего состоят предложения? Слова? Слоги?
- Какие бывают звуки?
Вспомним изученные буквы и звуки.
Показ буквы. Дети поднимают сигнальный круг , если гласная –красный круг, согласная –синий .Один ученик произносит.
Молодцы. С первым заданием справились. Повторили изученное ранее.
| Повторяют ранее изученное о предложении, слове.
|
| Коллективный. Правильное произношение звуков
| 4.Проверка домашнего задания
| Опрос,
работа по схемам
| А сейчас давайте покажем ежику как вы подготовили дом.задание. Открываем буквари. На стр.42
| Читают слоги, слова, предложения.
| автоматизируется навык слогового чтения
|
| 5.Сообщение темы урока
| Показ, рассказ, объяснение, выполнение заданий по алгоритму
| По просьбе учителя дети еще раз вспоминают, как подавал сигнал пароход - Ы-Ы-Ы.
- А как вы думаете, на какой звук похож его сигнал ?- На звук Ы.
- А с каким звуком мы сегодня будем знакомиться.
Учитель предлагает детям подать сигнал парохода, если он плывет далеко от нас? (звук ы-ы-ы дети произносят тихо), если он проплывает рядом с нами? (звук Ы-Ы-Ы дети произносят громко). Затем учитель предлагает девочкам сказать, как сигналит маленький пароход? А мальчикам – как большой пароход.
| Произносят звук ы
|
|
| 6.Работа по теме урока
-Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам
|
показ
| Дается установка детям на произношение звука и на запоминание работы артикуляционных органов (губы - в улыбке, зубы не смыкаются, язык напряжен и лежит на дне ротовой полости).
- Звук Ы мы можем долго тянуть, петь, нам не мешает язык, зубы и губы – какой это звук?
- звук Ы гласный, потому что он поется и воздух свободно выходит.
| тренируются в правильном произношении звука ы
|
|
| -Развитие фонематического восприятия
| Игра» Поймай звук»
| учитель произносит гласные звуки (А О У Ы У Ы О А И Ы), а когда дети услышат звук Ы, то хлопают в ладоши.
- Мы сейчас с вами ловили, какой звук?
- Мы ловили звук Ы
| дети услышав звук Ы, хлопают в ладоши.
| учатся дифференцировать заданный звук на слух.
|
|
-Произношение звука Ы в слогах
| объяснение, игровой момент
« Звуки подружились»
| учитель предлагает подружить звуки.
- Сейчас мы с вами подружим согласные звуки с гласными.
- Приготовьте ладошки. На одну ладошку мы посадим звук Х, на другую звук Ы. Соедините ладошки и произнесите слог – ХЫ, звук М, звук Ы , слог – МЫ
| дети составляют и читают слоги с гласной ы.
| Учатся соединять буквы в слоги
|
| 7.Физкультминутка
| Коллективная. Практический
| Физкультминутка учитель начинает – дети называют слово-рифмовку и выполняют движения руками.
Дилы-дилы-дилы – появились … крокодилы.
Моты-моты-моты – спят в болоте … бегемоты.
|
| Афы-афы-афы – Жуют листики … жирафы.
|
| Ны-ны-ны – водой брызгают … слоны
Яны-яны-яны – по веткам скачут … обезьяны. –
-А какой звук чаще всего встречался в нашей рифмовке? ( Звук Ы).
|
|
|
|
|
|
| Выполняют движения под руководством учителя
| Осуществляют профилактику утомления
| Коллективный. Правильное выполнение движений
|
8.Знакомство с буквой Ы
|
Объяснение с опорой на различные анализаторы, игровые моменты
Работа в тетради
| Пых:
– Ы это мой любимый звук, но есть не только звук, а ещё и буква Ы и я сегодня принёс вам её в подарок. Выставляется изображение буквы
- Из скольких элементов состоит буква Ы?
- Звук Ы состоит из 3-х элементов. Палочка с «животиком», и еще палочк
- В какую сторону повёрнут животик?
- Вправо.
С помощью «волшебной палочки» буква прописывается в воздухе, затем пальчиком на парте, и выкладывается из проводка. (дается установка на то, куда повернут «животик» и с какой стороны от «животика» вторая палочка)
| Пишут букву : в воздухе. мокрым пальцем у доски; ладошкой на спине друга; пальцем на ладошке;
Прописывают букву в тетради.
| Формируется навык написания печатной буквы ы
|
| 9.Работа с учебником
| Фронтальная индивидуальная
| Что изображено на картинке? ( дым) в левом углу?
-Сколько слогов?
Сколько букв и звуков?
-Сколько гласных? Согласных?
_Ребята к нам кто-то залетел в гости?Оса?(звуко-буквенный анализ)
Чтение слогов и слов.
(хором и индивидуально)
| Читают слоги и слова.
(хором и индивидуально).
| Совершенствование навыка слогослияния, звуко-буквенного анализа слов.
|
| 10.Работа с кассами*
| Практическая работа
| Составление слов оса-осы и сравнительно звуко –буквенный анализ
| Составляют слова в кассе
|
|
| 11.Закрепление знаний и способов действий.
1. Дидактическое упражнение «Один – много» (учебник, с. 34)
| Фронтальная, индивидуальная.
Словесный, дидактическое упражнение, беседа
проблемные вопросы, практичкская работа
| Игра «Один – много»
Я сейчас вам буду называть предмет один, а вы должны назвать его так, чтобы объектов стало много. Готовы? Кот-котЫ , мост – мостЫ, сад – садЫ, стол – столЫ, палец – пальцЫ
Кто заметил, что мы делали, чтобы получить много предметов? (Добавляли букву Ы) Значит, буква ы может увеличивать количество объектов.
В конце урока, давайте ответим на ключевые вопросы.
Итак: почему буква ы пришла на урок одна? ( с неё не начинаются слова и поэтому большой буквы ы не бывает)
Как в некоторых случаях можно сделать из одного предмета много? ( добавить к слову букву ы.)
| – Одна, много.
Придумывают предложения.
| Наблюдают за изменением формы слова. Устанавливают сходство и различие слов
| Фронтальный, индивидуальный. Составление предложений, изменение формы слова
|
| Практическая работа
| Учитель: А теперь давайте нашему Пыху сделаем приятное. Возьмите пластилин, и давайте на память о сегодняшнем уроке, слепим букву ы и подарим её ПЫХу. Звучит фонограмма песенки.
|
|
|
| 12.Обобщение изученного.
| беседа
| -Ребята с какой буквой и звуком мы сегодня с вами познакомились?
-Какая она гласная или согласная?
Назовите слова со звуком «Ы».
–А теперь послушайте стихотворение:
Букву «Ы» мы очень любим.
Букву «Ы» мы не забудем.
Буква «Ы» есть в слове сыр.
Буква «Ы» есть в слове мыл.
Есть и осы и сомы.
И везде есть буква «Ы».
-О какой букве это стихотворение?
-Послушайте еще раз. Постарайтесь запомнить слова, в которых есть звук «Ы».
-Назовите эти слова
|
|
|
| 13. Рефлексивно-оценочный
| Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа
| – Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок
| Отвечают на вопросы учителя
| Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке
| Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы
|
|
|
|