Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Методическая разработка цикла уроков по теме: «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы»


Скачать 0.56 Mb.
НазваниеМетодическая разработка цикла уроков по теме: «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы»
страница3/3
Андреева В.А
Дата04.05.2016
Размер0.56 Mb.
ТипМетодическая разработка
1   2   3

УРОК ЧЕТВЁРТЫЙ. КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ МОЦАРТА

Ход урока.

У. – Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучение творчества композиторов венской классической школы. На прошлых уроках мы пели песню «Старый добрый клавесин» и слушали 103-ю симфонию Й. Гайдна. Изучали строение сонатной формы и слушали 1 часть «Патетической» сонаты Л. ван Бетховена. Сегодняшний урок будет посвящён творчеству великого австрийского композитора – В.А. Моцарта (на доске висит портрет Моцарта).

Имя Моцарта стало синонимом самой музыкальной стихии. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своём роде результаты. Моцарт, прожив всего 36 лет, успел создать за это время очень много произведений: около 50-ти симфоний, 19 опер, сонаты, «Реквием» и другие произведения различных жанров. Но особое внимание Моцарт уделял опере. Ребята, вы, конечно, знакомы с этим видом музыкально-театрального искусства, основанного на синтезе слова, сценического действия и музыки. А какие оперы вы уже знаете?

Д. – (ответы детей).

У. – Оперные произведения Моцарта – целая эпоха в развитии этого музыкально-театральногожанра. Опера привлекала композитора возможностью показа взаимоотношений людей, их чувств и стремлений. Именно к внутреннему миру личности, его сложности и многогранности обращается Моцарт в своих произведениях. И не случайно лучшие оперы эпохи Просвещения принадлежат именно Моцарту.

Первую свою оперу «Мнимая простушка» композитор написал, когда ему было всего 12 лет. К этому времени чудо-ребёнком (как тогда называли Моцарта) восторгались чуть ли не во всех столицах Европы. Биографы композитора наперебой рассказывают о музыкальных чудесах, творимых Вольфгангом в самом раннем детстве. Вот четырёхлетний мальчик сочиняет и сам пытается записать концерт для клавесина, и его отец, видный музыкант Леопольд Моцарт, с удивлением различает сквозь детские каракули и кляксы контуры красивой, стройной мелодии, вот Вольфганг со своей старшей сестрой Наннерль (на доске репродукция «Леопольд Моцарт со своими детьми») выступает при дворе в Вене и Париже, удивляя виртуозностью, поразительной музыкальной памятью, даром импровизации присутствующую публику. Вот он в Болонье 14-летним мальчиком получает звание академика музыки.

И вот уже опера Моцарта-подростка ставится на сцене всемирно прославленного миланского оперного театра…

Позже, на протяжении своей короткой жизни Моцарт «освоил» все современные ему оперные жанры. Но самые выдающиеся оперные партитуры композитора связаны с жанром комической оперы, или оперы «buffa» (записывается на доске и в тетрадях). Ведь это был единственный жанр эпохи Просвещения, эстетика которого предполагала обращение к бытовой тематике, т.е. темам из реальной жизни человека. Вспомните, какие задачи были поставлены перед искусством в эпоху Просвещения?

Д. – Искусство должно было правдиво отражать жизнь человека, отображать разные стороны его характера.

У. – Именно «живые» люди были воплощены в жизненных ситуациях комических опер. Обладая чувствами реальных людей, герои комической оперы не могли пребывать в одном, неизменном состоянии: они чутко реагировали на все происходящие события, что влекло к изменению состояния их внутреннего мира.

Сама возможность воплощения настоящего, «живого» человека во всех его проявлениях и привлекала Моцарта в комической опере.

Ребята, сегодня мы познакомимся с героем едва ли не самой популярной оперы Моцарта - «Свадьбы Фигаро». Кто же он, Фигаро, чьё имя фигурирует в названии оперы?

Д. – (ответы детей).

У. – Главное действующее лицо оперы - лакей Фигаро, ловкий и предприимчивый, насмешник и острослов, смело ведущий борьбу с всесильным вельможей – графом Альмавивой и торжествующий над ним побуду. Этот образ очерчен Моцартом с большой любовью и симпатией. Ведь сюжет комедии был особенно близок Моцарту, которому пришлось самому испытать всю тяжесть бесправной зависимости от прихотей аристократа.

Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта в его родном городе Зальцбурге невыносимым. Моцарт был человеком нового времени, века Просвещения. И он был готов отстаивать свою свободу и человеческое достоинство. Вопреки воле отца, Моцарт, постоянно оскорбляемый архиепископом, ушёл со службы и стал свободным художником. В XVIII веке все музыканты были обыкновенно на должностях, как Гайдн у Эстергази; Моцарт же первым из крупнейших музыкантов порвал с этим обыкновением и стал свободным художником, как потом Бетховен. Впереди была жизнь в Вене, свобода и нищета. Но таково было решение свободного Человека, Человека нового времени. Не случайно возможность показать в опере превосходство простого человека над богатым и знатным вельможей оказалась для Моцарта столь привлекательной.

Опера «Свадьба Фигаро» была написана в 1786 году по комедии французского писателя Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»:

  • В доме графа Альмавивы готовится свадьба двух слуг – Фигаро и Сюзанны. Но графу самому нравится Сюзанна, и он всячески пытается всячески отсрочить свадьбу. Ум, находчивость и ловкость Фигаро ломают все преграды. День, полный тревог, заканчивается весёлой свадьбой.

Ребята, с чего обычно начинается опера?

Д. – С увертюры.

У. - Мы уже слушали увертюры к другим операм. Какие из них вы помните?

Д. – Увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра к «Волшебной флейте» Моцарта.

У. – Молодцы. А что означает это французское слово?

Д. – Открытие, вступление.

У. – Правильно. «Увертюра» происходит от французского слова «ouvrir», что значит «открывать». Так увертюра, открывая оперу, должна настроить слушателя на восприятие всего спектакля. Послушайте фрагмент увертюры. Скажите, какое общее настроение, характер передан в ней.

♫ (звучит фрагмент увертюры).

У. – Итак, какое общее настроение передано в этом фрагменте?

Д. – Настроение праздничное. Музыка стремительная, полётная.

У. – Верно. Увертюра к «Свадьбе Фигаро» передаёт общее праздничное настроение, тревогу и суматоху «безумного дня», а ее отдельные темы напоминают нам характер главных героев.

Образы главных действующих лиц раскрываются на протяжении всей оперы. Главный герой Фигаро (баритон) показан в опере очень многогранно. Арии Фигаро и ансамбли, в которых он принимает участие, раскрывают различные стороны его характера: находчивость, лукавство, остроумие.

Первый сольный номер Фигаро – его каватина из первого действия. Каватина – это небольшая оперная ария. Фигаро только что узнал от своей невесты Сюзанны о том, что граф сам не прочь поухаживать за ней. Узнать как реагирует Фигаро на это известие мы можем, послушав этот музыкальный номер. Итак, звучит фрагмент каватины Фигаро.

♫ (звучит первая часть каватины).

У. – Ребята, как реагирует Фигаро на это известие?

Д. – Он поёт о своём барине, о том, как будет ему подыгрывать на гитаре.

У. – В этой каватине слуга действительно мысленно обращается к своему господину. Но какая характеристика дана графу устами слуги? Давайте ещё раз послушаем этот номер.

♫ (учитель исполняет фрагмент каватины).

У. – Итак, что же слышим мы из уст Фигаро – покорность или насмешку?

Д. – В словах Фигаро звучит насмешка и ирония. Он будто поддразнивает графа.

У. – Верно. Слуга представляет себя в той ситуации, когда он подыгрывает танцу графа на своей «гитарочке». А черты какого танца вы уловили в прозвучавшей музыке ?

♫ (учитель исполняет фрагмент оркестровой партии).

Д. – Это какой-то галантный танец. Такие танцы исполняли на балах.

. У. – Правильно. Это менуэт – один из самых любимых танцев XVIII века. Однако, в сочетании с народным наигрышем валторн, этот менуэт вызывает улыбку. Чувствуется, что Фигаро подтрунивает над своим господином.

Ещё более выпукло музыкальный портрет Фигаро очерчен в его арии из 1-го действия. В этом музыкальном номере Фигаро обращается к пажу Керубино, который по приказу графа должен отправиться в полк. Послушайте фрагмент этой арии.

♫ (звучит фрагмент арии Фигаро из 1-го действия).

У. – Ребята, можем ли мы по этой арии представить себе пажа Керубино, о котором поет Фигаро?

Д. – Да. Это легкомысленный, избалованный молодой человек.

У.– Верно. Фигаро рисует образ юного элегантного аристократа – надушенного «дамского угодника», показывая Керубино как в зеркале всю его предыдущую жизнь. Но одновременно музыка образно передаёт картину походной солдатской жизни, которая предстоит Керубино в скором времени. Послушайте ещё раз основную тему этой арии.

♫ (учитель исполняет рефрен).

У. – Какие средства выразительности использовал композитор для создания этой упругой маршевой темы?

Д. – Быстрый темп, пунктирный ритм.

У. – Давайте разучим основную тему этой арии.

♫ (вокально-хоровая работа).

У. – Эта основная тема, или рефрен, повторяется в арии три раза. В промежутках между рефренами появляются два эпизода. Сначала лёгкая, изящная музыка (Исполняет фрагмент), потом фанфарная (исполняет фрагмент). Ребята, а ведь мы уже знакомы с формой, для которой характерно многократное возвращение одной темы – рефрена. Вспомните, эта форма называется ?..

Д. – Рондо.

У. – Правильно. Давайте послушаем это рондо целиком.

♫ (звучит ария Фигаро целиком).

У. – Но Фигаро у Моцарта – «живой человек». И, конечно, не всегда он так жизнерадостен и полон отваги. Иногда и над его головой «сгущаются» тучи. Так в четвёртом действии Фигаро подозревает, что Сюзанна неравнодушна к графу, и изливает свои чувства в большой арии «Мужья, откройте очи».

♫ (звучит фрагмент арии Фигаро из четвёртого действия).

У. – Как же реагирует Фигаро на свои подозрения? Каков характер этой музыки?

Д. – Сначала музыка гневная и взволнованная. А потом она звучит даже жалобно. Он словно высказывает свою обиду.

У. – Гнев сменяется горькой иронией. Тучи развеиваются лишь в тот момент, когда Сюзанна признаётся Фигаро в своём розыгрыше – она просто хотела позабавиться над ревнивым мужем.

Итак, в зависимости от сценической ситуации в разные моменты действия Моцарт удивительно тонко демонстрирует нам разлиные стороны характера Фигаро: насмешливость и тонкую иронию, мужественную силу и чувство щемящей боли, гневного протеста.

Ребята, сегодняшний урок завершает большую тему, которую мы с вами изучали на протяжении нескольких недель. Мы с вами изучали творчество композиторов венской классической школы. Назовите их.

Д. – Й. Гайдн, В.А. Моцарта и Л.ван Бетховена.

У. - В их творчестве нашли отражение идеи эпохи Просвещения – вера в торжество разума, гуманизм, оптимизм, идеи борьбы против зла и насилия. А какие жанры наиболее полно отразили эти идеи, были наиболее востребованы в творчестве венских классиков?

Д. – Жанры бытовой музыки. Соната, симфония, опера.

У. – Молодцы. А ещё мы слушали образец духовной музыки эпохи Просвещения. Это был фрагмент из знаменитого …

Д. – «Реквиема» Моцарта.

У. – Верно. Итак, в эпоху Просвещения музыка всегда была обращена к человеку, отражая все стороны его жизни, его мысли, состояния души. Эта музыка преисполнена добра и света, она призвана помочь человеку обрести духовную гармонию с миром,. Своё искусство венские классики завещали людям. Нам с вами. А сейчас мы расстаёмся с этими гениальными музыкантами эпохи Просвещения. Но я надеюсь, что теперь их музыка останется с вами на долгие годы.

На этом наш урок закончен. До свидания.

Методические материалы по теме «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы»

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809), крупнейший композитор классического направления и один из самых гармоничных художников в истории музыкального искусства. Гармоничное мироощущение музыканта опиралось на его представление о том, что «судьба отдельного человека может быть драматичной и даже трагической, но вечное течение её всегда прекрасно, т.к. несёт постоянное обновление, радость и страдание в ней соразмерны» [9; с.277].

Простой, прямой, цельный, он не стремился, подобно Глюку, отстаивать свои принципы на широкой общественной арене. «Всегда обращённый к внешнему миру, просто и оптимистически воспринимающий его, он – казалось бы, такой простодушный и насквозь «земной», - сам того не сознавая, может по существу выступать философом в своих творческих концепциях, как свидетельствует об этом его оратория «Времена года», как убеждают в этом итоги его симфонизма» [13; с.351].

На далёкой исторической дистанции искусство Гайдна и сама его личность художника часто представляются неким воплощением патриархального начала, великой уравновешенности и спокойствия. Рядом с Моцартом и Бетховеном он совсем как будто не выглядит бунтарём: его творчество гармонично и лишено глубокого драматизма; более 30-ти лет находился он в зависимости от князей Эстерхази, обладая выдержкой и терпением, скромно оценивая собственные возможности, был необычайно трудолюбив и сохранял оптимистическое мироощущение. К тому времени, когда Гайдн приобрёл европейскую известность, когда его творчество по достоинству оценили современники, и он стал обладателем множества почётных степеней и званий, - ему прошлось пройти долгий путь лишений, исканий и упорного труда.

О музыке Йозефа Гайдна его друг и младший современник В.А. Моцарт писал: «Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн» [Цит. по: 7; с.56].

Большую часть жизни Гайдн провёл в Вене, где создал свои самые выдающиеся произведения. Его творческое наследие необычайно обширно. Он испробовал едва ли не все существовавшие тогда жанры, причём в большинстве из них создал по множеству произведений: 104 симфонии, 83 струнных квартета, около 200 трио для разных составов, 52 клавирные сонаты, 35 концертов для разных инструментов, более 20 оперных произведений различных жанров, 4 оратории, 47 песен для голоса с сопровождением, 14 месс и множество других произведений. Гайдн- автор австрийского гимна и создатель первой оратории на светское либретто-«Времена года». Как отмечает Т.Ливанова, «не все области творчества у Гайдна равно значительны: его инструментальная музыка в целом представляет больший интерес и более характерна для его творческого облика» [14; с.361].

Историческое значение Гайдна определено в первую очередь его новаторством в создании сонатно-симфонических форм. Симфония, квартет, соната - главные области его исканий и его свершений.

Йозефа Гайдна часто называют «отцом» симфонии. Именно в его творчестве симфония стала ведущим жанром инструментальной музыки. Гайдн прошёл большой творческий путь, который одновременно оказался в значительной степени историей симфонии, творимой усилиями первого крупнейшего симфониста (в 80-е годы он узнаёт Моцарта и движется дальше рядом с ним, воздействуя на него и в свою очередь испытывая на себе его влияние). Около сорока лет длилась работа Гайдна над симфонией: он начал с самого начала, так сказать, от истоков симфонизма и закончил созданием многих образцов классического симфонического цикла.

Проблема цикла и проблема сонатного allegro, взаимосвязь тематизма и принципов развития, мотивно-тематическая разработка и вариационные формы в цикле, возможности оркестра и расширение их в новом жанре - по всем этим линиям двигалась творческая работа Гайдна, и все они были взаимообусловлены, сопряжены в единой сверхзадаче [14; с.362].

Симфоническая музыка Гайдна одновременно и проста, поднимаясь от земли, от жизненных образов, и возвышенна, поскольку воплощает и развивает эти образы в большой, обобщающей концепции. Эта концепция не слишком широка, но очень убедительна в своих почвенных, народно-жанровых основах и бесспорной оптимистичности. В далёкой исторической перспективе она представляется простой и скромной по общим масштабам (в сравнении, например, с космическими концепциями Баха). Тем не менее, она глубоко оригинальна для своего времени: она возвращает человека на землю, к естественным, почвенным началам жизни и - это особенно важно - к жизненной действенности.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791).

Вся жизнь Моцарта с самых первых его шагов проходила в атмосфере музыки. Необычайно раннее музыкальное развитие его было феноменальным. Вместе с тем творческий рост Моцарта никогда не ослабевал. И никто не отдавал искусству так много как он. До последних часов его жизнь была полна музыкой. «Такое дарование поглощало все силы, всего человека, побуждало его к непрестанной работе, держало в вечном творческом напряжении. Оно не знало снисхождения, не давало передышки и в этом смысле совсем не казалось лёгким» [14; с.431].

Вопреки воле отца, Моцарт, постоянно оскорбляемый архиепископом, ушёл со службы и стал свободным художником. «В XVIII веке все музыканты были обыкновенно на должностях, как Гайдн у Эстергази; Моцарт первым из крупнейших музыкантов порвал с этим обыкновением и остался свободным художником, как потом Бетховен» [18; с.85].

Но творчество Моцарта занимает особое место в венской классической школе: в нём выделяется лирико-драматическое начало, а среди всего разнообразия жанров важнейшее место принадлежит опере исимфонии. Именно Моцарт впервые показал противоречивость внутреннего мира личности. В центре художественного мира Моцарта – человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера.

Моцарт воспринимает человека во всём многообразии его свободных личных чувств, во всех его жизненных проявлениях как нечто самое прекрасное в мире. Эта черта присуща и мировоззрению Гайдна. Но у Моцарта, с его острым интересом к внутреннему душевному миру человека, она становится основной чертой художественного облика. «Чем полнее раскрывается эмоциональная сущность человека, тем выше для Моцарта её поэтический смысл. В трагическом и комическом, в возвышенном и буффонном обнаруживает Моцарт эту поэзию жизни» [14; с. 249].

Человек как прекрасное, жизнь как гармоничное начало – это художественное кредо Моцарта

Моцарт не был революционером по убеждениям и не чувствовал себя таковым. Но его гуманизм, его отношение к жизни и человеку по существу противостоит старому феодальному миру, сословным принципам, религиозным догмам. Среди всех крупнейших музыкантов XVIII века Моцарт более, чем кто-либо другой, связывает эпоху Просвещения с эпохой Ренессанса: таково его мировосприятие, таково его отношение к прекрасному, его всепобеждающий антропоцентризм.

«Не религия, не природа стояли для Моцарта в центре всего: «В центре представлявшейся ему картины мира стояло нечто совершенно другое: человек. Он действительно для него – мера всех вещей» [18; с.72].

Особенность гуманистической концепции Моцарта, по выражению Г.Чичерина, можно определить как «положительное восприятие всеобщей жизни и преодоление в ней скорби без уничтожения последней» [18; с.181]. Подобную трактовку мы находим и у К. П. Португалова. Говоря о симфонии №40, он обнаруживает главную её мысль в первой теме финала: «Это та радость, к которой стремится Человек. Это тот всепобеждающий разум, который обычно у Моцарта одерживает верх. Но эта победа … даётся нелегко. Здесь не простое утверждение веселья, … гайдновского «живи и радуйся !». Здесь преодоление печали» [15; с. 139-140].

Творчество Моцарта имеет для XVIII века огромное синтезирующее значение: в нём с наибольшей полнотой претворилось всё новое, что было характерно тогда для прогрессивных направлений в музыкальном искусстве. Однако Моцарт не просто завершает столетие с его исканиями и достижениями, но поднимается много выше своих предшественников, проявляет себя в различных жанрах, формирует свою систему художественных образов и создаёт оригинальные творческие концепции.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокального и инструментального начал. Как отмечает Т. Н. Ливанова, «в отличие от Гайдна, о Моцарте никак нельзя сказать, что он мыслил инструментально - и не идти в этом определении много дальше. Он мыслил и вокально, и инструментально: его стиль был поистине синтетическим…» [13; с. 247]. Он – симфонист в опере и синтетически связан с вокальной музыкой в симфонии.

Все сложившиеся образы эпохи так или иначе были им познаны, и каждая их группа представлена у него многочисленными воплощениями, но в конечном счёте Моцарт «всегда индивидуален в типическом, всегда мыслит образы в движении и во взаимоотношении с другими образами, т.е. в концепции целого, в процессе развития» [13; с. 247].

У Моцарта встречается различное понимание того, что такое образ. Любая оперная ария, любая значительная инструментальная тема представляет музыкальный образ. Но в крупном плане Моцарт создаёт и цельный образ действующего лица, образ-характер, что становится его бесспорным достижением. В опере этот сложный образ возникает не только путём концентрации характерных черт в одной какой-либо точке драмы, но складывается и в отдельных ариях, и в соотнесении с другими образами в ансамблях, и в процессе общего музыкального развития. Условно его можно обозначить как образ высшегопорядка – особое явление оперной драматургии.

Значение музыкальных образов в создании образа высшего порядка по-разному трактуется в зрелых операх Моцарта. Наиболее велика роль «портретных» арий в музыкальной концепции «Волшебной флейты», где именно из них отчётливо встают образы Тамино, Памины, Папагено, Царицы ночи, Зарастро, Моностатоса.

И совершенно недостаточно одних арий для понимания характеров Фигаро и Дон Жуана: оба героя много полнее раскрываются во взаимоотношениях с другими персонажами через их реакции в развитии действия.

Очень различно соотношение типического и индивидуального в создании музыкальных образов в операх Моцарта. Опирается ли он на традиции buffa или seria, его образы всегда индивидуализируют типичное. Уже одно то, что он может сталкивать образы из сферы buffa и seria в пределах одного произведения, допускать их взаимодействие, придаёт им новый смысл, сообщает новые оттенки.

Инструментальная музыка Моцарта во всех её жанрах также отличается яркой образностью. Моцарт сразу мыслит образы как достаточно завершённые и развёрнутые, стремится показать их с достаточной полнотой. Отсюда склонность композитора широко экспонировать темы в сонатномallegro и сохранять их целостность в вариациях. Помимо того, сам инструментальный тематизм его обычно представляет концентрацию тех средств, какие связаны с данной группой образов.

Имя Моцарта стало синонимом самой музыкальной стихии. Творчество являлось для него формой бытия, и он одинаково свободно владел всеми формами и средствами как светской, так и духовной музыки, как вокальной, так и инструментально-оркестровой, камерно-ансамблевой, концертной, сольной. Музыкальное наследие композитора огромно и многопланово: им были написаны 19 опер, среди которых «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», мессы, Реквием, 49 симфоний, произведения культовой музыки, серенады, 21 концерт для клавира с оркестром, скрипичные концерты, сонаты, арии и песни. Во всех этих разнообразных жанрах Моцарт проявил себя как смелый реформатор, обогативший их содержание, обновивший выразительные средства искусства.

Исторически к венской школе относится и Людвиг Ван Бетховен (1770-1827). Хотя его эстетические идеалы формировались в иное время и связаны с эпохой Французской революции 1789г., творчество Бетховена обнаруживает преемственность как с современным ему искусством, литературой, философией, так и с художественным наследием прошлого (Гомер, Плутарх, Шекспир, Руссо, Гёте, Кант, Шиллер).

По собственному признанию композитора, он «с детства стремился осмыслить то лучшее и мудрое, что создано каждой эпохой» [8; с.446].

Мировоззрение Бетховена складывалось под воздействием идей эпохи Просвещения и свободолюбивых идеалов Французской революции. Бетховен родился в эпоху, как нельзя лучше соответствовавшую складу его дарования, его титанической натуре. С редкой творческой силой и эмоциональной остротой Бетховен воспел величественность и напряжённость своего времени, его бурный драматизм, радости и скорби Человечества.

«Для такой неуёмной души, какая была у Бетховена, каждый, даже на взгляд тысячей людей обыденный факт – горючее вещество, при трении о которое вспыхивало яркое пламя творческой выразительности…».

Так «будничные» явления природы окрестностей Вены воплотились в «Пасторальную» симфонию, крики наболевшей души претворились в всечеловеческую скорбь последних квартетов. Тяжёлый удар судьбы, в результате которого композитор лишается возможности слышать свою музыку, пронизывает жизнь и творчество величайшего музыканта, «чья воля не только не согнулась перед искусом самоуничтожения, но привела его творческие силы к раскрытию широчайших горизонтов духовного мира и к жизнерадостному искусству». Музыка Бетховена, волевая и неукротимая в изображении борьбы, мужественная и сдержанная в выражении страдания и горестного раздумья, покоряет оптимистичностью и высоким гуманизмом.

Не случайно Бетховен вошёл в историю культуры как представитель именно венской классической школы. За более чем сорок лет творческой деятельности Бетховена стиль его музыки менялся, углублялось содержание, совершенствовалось мастерство в развитии музыкальных образов. И в самой эстетике Бетховена происходили сложные процессы, приведшие в поздние годы к возникновению элементов романтического искусства.

Однако, при всей оригинальности, смелости и новизне музыка Бетховена неразрывно связана с предшествующей культурой и с классицистским строем мысли. От первых до последних произведений музыке Бетховена неизменно присущи ясность и рациональность мышления, монументальность и стройность формы, великолепное равновесие между частями целого, которые являются характерными признаками классицизма.

Полнее всего Бетховен проявил себя в рамках тех сонатно-симфонических жанров, которые были разработаны композиторами Просвещения и достигли классического уровня в творчестве Гайдна и Моцарта. Он - автор девяти симфоний, пяти фортепианных и скрипичных концертов, тридцати двух сонат для фортепиано, струнных квартетов.

Бетховен – последний композитор XIX века, для которого классицистскаясонатность была наиболее естественной, органичной формой мышления, последний, у которого внутренняя логика музыкальной мысли господствует над внешним, чувственно-красочным началом.

Воспринимаемая как непосредственное эмоциональное излияние, музыка Бетховена на самом деле покоится на крепко спаянном логическом фундаменте. Бетховен довёл до высочайшего совершенства логику тематического и тонального развития, целостность формы и строгую архитектонику, присущие классицистской сонате и симфонии.

Вместе с тем многообразие и неповторимость бетховенских образов сообщили индивидуальные особенности сонатной форме в каждом его произведении. В трактовке сонатной формы композитор достиг редчайшего образно-интонационного единства. Нередко интонационно объединены между собой не только отдельные темы в пределах одной части, но и разные части внутри цикла.

Ещё один принципиально важный момент, связывающий Бетховена с классицистским строем мысли – это отразившееся в его искусстве гармоничное мироощущение.

Разумеется, строй чувств в бетховенской музыке иной, чем у его предшественников – Гайдна и Моцарта. Свойственный бетховенскому искусству заряд энергии, высокий накал чувств, напряжённая динамичность оттесняют на второй план идиллические «пасторальные» моменты.

И всё же, как и у композиторов-классицистов XVIII века, чувство гармонии с миром – важнейшая черта бетховенской эстетики. Но рождается оно почти неизменно в результате титанической борьбы, предельного напряжения душевных сил, преодолевающих гигантские препятствия. Как героическое жизнеутверждение, как торжество завоёванной победы возникает у Бетховена чувство гармонии с человечеством и вселенной.

Музыка Бетховена отличается прежде всего своей действенностью, трагедийной силой, грандиозными масштабами.

Несомненно, самые выдающиеся бетховенские произведения относятся к искусству героико-драматического плана. Основные черты его эстетики наиболее рельефно воплощены в произведениях, отражающих тему борьбы и победы, воспевающих общечеловеческое начало жизни, стремление к свободе. «Героическая», Пятая и Девятая симфонии, увертюры «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора», «Патетическая» соната и «Аппассионата» - именно этот круг произведений завоевал Бетховену широчайшее мировое признание.

Героическое начало в творчестве Бетховена – качественно новое по сравнению с Гайдном и Моцартом.

Бетховенское представление о прекрасном требовало подчёркнутой обнажённости чувств. Он искал иные интонации – динамичные и беспокойные, резкие и упорные. Звучание его музыки стало насыщенным, плотным, драматически контрастным; его темы приобрели небывалую дотоле лаконичность, суровую простоту.

Однако, в его искусстве есть и другие фундаментально важные стороны, вне которых восприятие его будет односторонним, узким, и потому искажённым. И прежде всего это глубина и сложность заложенного в нём интеллектуального начала.

Так психология нового человека, освобождённого от феодальных пут, раскрыта у Бетховена не только в конфликтно-трагедийном плане, но и через сферу высокой вдохновенной мысли. Его герой не только борец, но и мыслитель; наряду с действием ему свойственна склонность к сосредоточенному размышлению.

У Бетховена прославление реальной жизни в её многогранных аспектах переплетается с идеей космического величия мироздания. Моменты вдохновенного созерцания соседствуют в его музыке с героико-трагическими образами, своеобразно освещая их. Через призму возвышенного и глубокого интеллекта преломляется в музыке Бетховена жизнь во всём её многообразии – кипение страсти и отрешённая мечтательность, драматическая патетика и лирическая исповедь, картины природы и сцены быта.

Искусство Бетховена проникнуто той верой, упоением радостью жизни, которые пришли к концу в музыке с наступлением «романтического века». Завершая эпоху музыкального классицизма, Бетховен одновременно открывал дорогу грядущему веку. Его музыка возвышается над всем, что было создано его современниками и следующим за ними поколением, перекликаясь подчас с исканиями гораздо более позднего времени.

Список литературы


  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.:Просвещение, 1983.-111с.

  2. Аберт Г. В.А. Моцарт. Часть 2,книга 1- 2-е издание. - М.:Музыка,1989.-496с.

  3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.-336с.

  4. Альшванг А.А. Людвиг ван Бетховен : очерк жизни и творчества.- М.: Музыка, 1977. - 448с.

  5. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие. - М.: Академия, 2002. - 416с.

  6. Бетховен Л. // Музыкальная энциклопедия. Том 1. Гл. ред. В.Ю. Келдыш. -Изд. : Советская энциклопедия, 1973.-с.445-451.

  7. Венская классическая школа.// Музыкальная энциклопедия . Том 1. Гл. ред. В.Ю. Келдыш.- Изд. : Советская энциклопедия, 1973.-с.728-733.

  8. Великие музыканты Западной Европы: И.С. Бах. Й. Гайдн. В.А. Моцарт. Л. ван Бетховен.- М.: Просвещение, 1982.-224с.

  9. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебное пособие.- М.: Академия, 1999.-448с.

  10. Классицизм // Музыкальная энциклопедия. Том 2. Гл.ред. Ю.В. Келдыш. Советская энциклопедия, 1974.-с.826-828.

  11. Конен В.Д. История зарубежной музыки, выпуск З-ий.-М.: Музыка, 1984г.-534с.

  12. Кремлев Ю.А. Йозеф Гайдн. - Ленинград: Музыка, 1970г.- 158 с.

  13. Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств: исследование.- М.: Музыка, 1977.-528с.

  14. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789года: учебник. Книга 2-ая: От Баха к Моцарту. -М.: Музыка, 1987г.-469 с.

  15. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе. - М: Просвещение, 1980г.-144с.

  16. Программа «Музыка». 1-8 классы./ Под ред. Ю.Б. Алиева. - М.: Просвящение, 1993.-80 с.

  17. Стиль музыкальный // Музыкальная энциклопедия. Том 5-ый. Гл. ред. Ю.В. Келдыш,1981г.-с.281-288.

  18. Чичерин Г.В. Моцарт. – М.: Музыка, 1987. – 208 с.


1   2   3