УРОК ВТОРОЙ. ЖАНР СИМФОНИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ
Ход урока.
У. – здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами говорили о творчестве композиторов-классиков второй половины XVIII – начала XIX века, которые жили в Вене. Вспомните их имена.
Д. – Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.ван Бетховен.
У. – творчество этих композиторов объединено понятием «школы». Как правильно она называлась?
Д. – венская классическая школа.
У. – Правильно. Венские классики писали музыку разных жанров. Вспомните, какую музыку мы с вами слушали в прошлый раз. Каково было её назначение?
Д. – Мы слушали музыку, которая звучала в быту – на праздниках, в домах и просто на улицах.
У. – Мы начали разучивать песню одного из венских классиков. Давайте вспомним, как она называется и кто её автор.
Д. – Песня называется «Старый добрый клавесин», а написал её Й.Гайдн.
♫ (вокально-хоровая работа над песней).
У. – Ребята, творчество венских классиков не исчерпывалось созданием бытовой музыки. Ведь композиторы в эпоху Просвещения считали, что музыка должна отражать все стороны жизни человека, его мысли, настроения, состояния души. Человек проявляет себя в этом мире и как творец, деятель, и как философ, анализирующий свои поступки, свою деятельность. Важной стороной жизни человека является его досуг, игры, развлечения. И, наконец, ещё одной стороной жизни человека является его общественная жизнь, ощущение себя частью человеческого общества. Давайте попробуем отразить эти четыре стороны жизни человека в схеме (рисует на доске): Человек
Действующий
| Человек
размышляющий
| Человек
играющий
| Человек
Общественный
|
У. – Ребята, скажите, сколько частей должно быть в произведении, отражающем целостную картину жизни человека?
Д. – Четыре.
У. – Правильно. И каждая часть будет раскрывать одну из сторон жизни человека, сущности его бытия. В творчестве венских классиков жанром, способным вместить в себя такое содержание, стала симфония.Ребята, а какой инструмент исполняет симфонию?
Д. – Её исполняют много инструментов. Симфонии композиторы пишут для оркестра.
У. – Верно. Симфонию исполняет симфонический оркестр, так как всю палитру чувств и состояний человека легче передать разными инструментами и разными их составами. Сегодня мы познакомимся с образцом классической симфонии. Вспомните, что обозначает слово «классический»?
Д. – Образцовый, совершенный, достойный подражания.
У. – Именно так. Симфония прошла длительный путь развития и лишь во второй половине XVIII века в творчестве венских классиков она приобрела свой законченный, «образцовый» вид. И классическое четырёхчастное строение симфонии стало нормой для композиторов, обращающихся к данному жанру и впоследствии, уже в другие эпохи.
Ребята, сегодня мы познакомимся с симфонией № 103 Й.Гайдна.жизненный и творческий путь этого великого австрийского композитора был долгим (1732 – 1809) и необычайно плодотворным. Более 30-ти лет находился Й.Гайдн на службе у князей Эстергази. И хотя он не был свободным человеком и полностью зависел от княжеской прихоти, Гайдн обладал выдержкой и терпением, был необычайно трудолюбив и сохранял оптимистическое мироощущение.
Й.Гайдн одарил человечество музыкой ясной, светлой, мудрой и необычайно доброй. Ибо Гайдн был добр, и доброта являлась не только врождённым его свойством, доброта и добро были целью его как художника. «Всё моё честолюбие направлено на то, чтобы мир видел во мне , таком, каков я есть, человека добросердечного», - говорил композитор. Такой и является музыка его 103-ей симфонии.
1-ая часть в классической симфонии воплощает человека действующего, активного. Сейчас вы услышите фрагмент 1-ой части этой симфонии.
♫ (фрагмент 1-ой части: тема вступления, главная и побочная партии).
У. – Ребята, сколько музыкальных образов вы здесь услышали?
Д. – (ответы детей).
У. – Я вижу, ваши мнения разошлись. Давайте попробуем вместе найти истину. Скажите, а что является воплощением музыкального образа в музыке?
Д. – Музыкальная тема.
У. – Значит, для того чтобы определить количество музыкальных образов, необходимо определить, сколько тем прозвучало. В симфониях Гайдна зачастую первая часть открывается вступлением. В 103-ей симфонии такое вступление есть. Послушайте его.
♫ (звучит тема вступления).
У. – Какой характер, настроение этой темы?
Д. – Тема таинственная, настороженная.
У. – А какие средства использует композитор для создания такого образа?
Д. – Медленный темп. Мелодия звучит сначала в низком регистре и постепенно, как бы нехотя, поднимается вверх. Звучит почти всегда одна мелодия.
У. – Верно. Мелодическая линия частично лишена сопровождения, голоса движутся в унисон. Начинается вступление с тремоло литавр, напоминающего отдалённый раскат грома. Именно поэтому 103-я симфония носит также название «С тремоло литавр». Создаётся напряжённая атмосфера, которая частично «разряжается» с появлением следующей темы. Послушайте этот фрагмент.
♫ (тема главной и тема побочной партий).
У. – Какой характер, настроение в прозвучавшем фрагменте?
Д. – Сначала праздничное, бодрое, даже ликующее. А потом более мечтательное, даже беззаботное.
У. – Вы правильно отметили, что, несмотря на общий светлый, праздничный облик этого фрагмента, настроение во второй его половине всё же меняется. Но только ли настроение меняется, или появляется новая тема? Сравните.
♫ (учитель исполняет тему главной и тему побочной партии).
У. – Давайте их охарактеризуем.
Д. – Первая яркая, воодушевлённая, стремительная. Вторая – более напевная, изящная.
У. – А есть ли что-то общее в их настроении?
Д. – Они обе светлые, жизнерадостные.
У. – Итак, в этом фрагменте проходят две жизнерадостные темы: одна из них более собранна, активна; вторая тема отличается изяществом, лёгкостью, ей присущи черты вальса. Эти две темы как будто объединились, чтобы противостоять мрачному вступлению.
У. – Ребята, мы говорили о том, что 1-я часть симфонии показывает человека действующего. Какие из трёх прозвучавших тем воплощают этот образ – образ активного, действующего человека: тема вступления, первая или вторая тема?
Д. – Первая и вторая темы.
У. – Правильно. А преобладающий темп был…
Д. – Быстрый.
У. – Да. Давайте дополним нашу схему обозначением темпа (пишет на доске, а дети в тетрадях):
Человек
Действующий
Темп - быстрый
| У. – Вторая часть классической симфонии призвана отразить другую сторону сущности человека. Она показывает человека размышляющего. Как вы считаете, какой темп подойдёт для выражения такого состояния в музыке?
Д. – Медленный, неторопливый.
У. – Давайте послушаем фрагмент второй части.
♫ (1-я и 2-я темы).
У. – В каком темпе прозвучала музыка?
Д. – В умеренном. Неторопливо.
У. – А какова по характеру музыка этой части?
Д. – Спокойная. Сначала немного удивлённая, даже слышны «вздохи», а затем более светлая, праздничная, приобретает решительный характер.
У. – Правильно. Изменение характера, как и в первой части, связано с появлением другой темы. Если первая тема была повествовательного характера то вторая тема, приобретая черты марша, носит бодрый волевой характер. Что же позволяет нам относить обе эти темы к одной образной сфере – сфере размышления? Послушайте их ещё раз и постарайтесь уловить черты сходства в их мелодиях.
♫ (учитель играет поочерёдно обе темы).
У. – Итак, какие черты сходства вы обнаружили?
Д. – Темы имеют похожее начало и направление движения мелодии.
У. – А какое средство выразительности наиболее ярко обнаруживает различие тем? В каком ладу написана первая тема?
Д. – В миноре.
У. – А вторая?
Д. – В мажоре.
У. – Итак, несмотря на различие в характере тем, в их ладовой окраске, обе они отражают одну существенную сторону жизни человека. Это – человек …
Д. – Размышляющий.
У. – Верно. Давайте дополним вторую часть нашей схемы (учитель пишет на доске, дети в тетрадях):
Человек
Размышляющий
Темп – медленный
| У. – А теперь давайте послушаем третью часть симфонии, в которой воплощён человек играющий, а если быть более точными, то танцующий. Самым популярным танцем в XVIII веке был менуэт, который танцевали и в аристократических кругах, и в народе. Послушайте фрагмент третьей части (менуэта), определите характер.
♫ (звучит 1-я часть менуэта).
У. – Что вы можете сказать о характере этого менуэта? Где могли его танцевать?
Д. (различные варианты ответов детей).
У. – И опять ваши мнения разошлись. Но на этот раз правы все – и те, кто услышал в нём танец, исполнявшийся во дворцах аристократической знатью, и те, кто считает, что эта музыка могла сопровождать уличное веселье простого народа. Скажите, а в каком темпе написана третья часть?
Д. – В умеренном.
У. – Хорошо. Давайте заполним третью часть нашей схемы (учитель пишет на доске, дети в тетрадях):
Человек
Играющий
Темп – умеренный
| У. – Четвёртая часть симфонии – финал, воплощающий образ человека общественного, т.е. как одного из многих, на фоне масс. Послушайте основную тему финала.
♫ (звучит основная тема финала).
У. – Дайте характеристику этой теме.
Д. – Тема праздничная, радостная. Звучит светло, восторженно.
У. – И темп в этой части…
Д. – Быстрый.
У. – Верно. Теперь мы можем заполнить недостающий элемент в нашей схеме (пишется на доске и в тетрадях):
Человек
Общественный
Темп – быстрый
| У. – Ребята, мы с вами познакомились с симфонией Й.Гайдна № 103. Как ещё называют эту симфонию?
Д. – Симфония «С тремоло литавр».
У. – А какое настроение преобладало в этой симфонии?
Д. – Праздничное, жизнерадостное.
У. – Верно. Основное настроение симфонии было задано уже в первой части, а затем отдельные его аспекты рассматривались во 2-й и в 3-й частях. В 4-й части это жизнеутверждающее настроение устанавливается, подводя нас к определённому выводу: жизнь прекрасна во всех её проявлениях, во всех самых важных сферах человеческого бытия.
Таким образом, все четыре части симфонии скреплены между собой единой мыслью. Четыре части симфонии – это четыре разных состояния одного человека и четыре его взгляда на мир в каждый данный момент. Но взятые вместе, они образуют его мировоззрение, его отношение к миру в целом.
На этом наш урок подошёл к концу. Спасибо. До свидания. УРОК ТРЕТИЙ. СОНАТНАЯ ФОРМА.
Ход урока.
У. – Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучение творчества композиторов венской классической школы. Вспомните имена этих композиторов.
Д. – Й.Гайдн, В.А,Моцарт, Л.ван Бетховен.
У. – Правильно. На прошлом уроке мы познакомились с новым музыкальным произведением Й.Гайдна. Скажите, как оно называлось?
Д.- 103-я симфония. Симфония «С тремоло литавр».
У. – Молодцы. Ребята, скажите почему жанр симфонии занял такое важное место в творчестве венских классиков?
Д. – Симфония показывала разные стороны жизни человека, различные его состояния. Симфония правдиво показывала жизнь человека.
У. – Верно. В прошлый раз мы отразили в схеме четыре стороны жизни человека (на доске схема).
Все части этой схемы соответствуют частям классической симфонии. Четыре части объединены общим замыслом. Скажите, какой общий замысел в симфонии?
Д. – Каждая часть отражает какую-то одну сторону жизни человека, а все вместе – всю картину жизни.
У. – Правильно. Запомните, многочастное произведение, объединённое общим замыслом, называется циклом. Можно ли симфонию назвать циклом?
Д. – Да, можно.
У. – Симфония – это симфонический цикл. В творчестве венских классиков важное место занимал и другой цикл – сонатный. Вы уже слышали о таком жанре, как соната, слушали произведения, написанные в этом жанре. Скажите, а для каких инструментов композиторы пишут сонаты?
Д. – Для фортепиано, скрипки.
У. – И не только. Сонаты писали практически для всех инструментов. Соната – это произведение для одного или двух инструментов. Пишутся сонаты в циклической форме, части которой, как и в симфонии, отражают разные стороны человеческой жизни. И так же, как и в симфонии, основная идея сонаты дана уже в 1-ой части.
Главная идея симфонии и сонаты - излюбленных жанров эпохи Просвещения - была связана с выражением активной жизненной позиции человека. Как вы думаете, почему?
Д. – (ответы детей).
У. – Идеи Просвещения – это вера в торжество разума, гуманизм, оптимизм, идеи борьбы против зла и насилия. Недаром эту эпоху венчает Французская революция. Когда человек борется, отстаивая свои идеалы, он наиболее активен и действен. Поэтому первая часть стала самой значимой в цикле.
Для воплощения сложного содержания, которое она отражает, потребовалась и сложная форма, способная его воплотить. Такой формой является сонатная форма, или форма сонатногоAllegro (пишет на доске). Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из лучших образцов сонатной формы в творчестве великого немецкого композитора – Л.ван Бетховена.
Жизнь и творчество этого великого человека оставили неизгладимый след в сердцах многих поколений людей. Посмотрите на эту репродукцию (на доске репродукция – «Бетховен на лоне природы»). Человек пристально всматривается вдаль. Перед ним, как и перед каждым из нас, расстилается путь, далёкий и заманчивый, - наша жизнь. Чего только не случается на этом пути. Сколько неожиданных открытий, сколько счастливых встреч! Но бывают на этом пути и грозы, от которых некуда скрыться. Бывают моменты, когда кажется, будто земля уходит из-под ног. У каждого из нас – своя дорога. Но, так уж устроена жизнь, иногда эта дорога внезапно вздыбится, метнётся в сторону, круто оборвётся. На таких жизненных поворотах и проверяется человек: чего он стоит.
Вот перед вами портрет Бетховена (на доске репродукция «Л.ванБетховен»). Приглядитесь внимательно к этому человеку. Кажется, невысок ростом, но какая сила чувствуется в нём. Волосы, тучей нависающие над лицом, придают облику музыканта нечто демоническое. И правда,темперамент у него неистовый. Он проявляется в жестах, в походке, в манере говорить. Но не стоит доверять первому впечатлению. Не думайте, что Бетховен весь во власти страстей. Иначе вы ничего не поймёте ни в нём, ни в его искусстве. Потому что все его страсти подчинены разуму, твёрдой воле. Он отлично владеет своими чувствами, он переплавляет их в звуки, отливает в стройные формы своих произведений. Во всём его облике есть что-то крепкое, надёжное. Он знает: всё, чего он достиг в жизни, сделано его руками, его настойчивостью, его волей, его талантом. Недаром одному из своих великосветских покровителей, князю Лихновскому, Бетховен сказал: «Князей было и будет много, а Бетховен – один».
Жизненный путь Бетховена никогда не был лёгким. С 12-ти лет мальчик был вынужден работать, а вскоре все заботы о семье целиком легли на его плечи. Позже, в Вене, когда Бетховен стал известным и многими любимым композитором и исполнителем, новая беда настигла его. Самая страшная для музыканта – он начал терять слух, надвигалась глухота.
Но разве мог такой человек покориться судьбе?
Д. – Нет, он должен бороться. Он должен победить.
У. – Да. И результаты этой борьбы великого композитора и человека запечатлелись в его творениях.
Ребята, сегодня мы будем слушать первую часть «Патетической» (№8) сонаты Бетховена. Заглавие этой сонаты принадлежит самому композитору. «Патетическая» (от греч. «pathos» – «пафос») означает «с приподнятым, возвышенным настроением». Соната была создана в 1798 году 28-летним композитором. Пока Бетховен ещё здоровый молодой человек. Правда, уже обнаруживаются первые признаки беды – глухота даёт о себе знать. И в этой музыке мы услышим того самого Бетховена, что будучи поражённым тяжёлым недугом, найдёт в себе силы, чтобы не утерять ни вкуса к жизни, ни желания жить и творить.
В первой части «Патетической» сонаты выражен конфликт между судьбой и человеком. Ребята, а в какой форме пишется первая часть сонаты?
Д. – В сонатной форме.
У. – Верно. Именно эта форма как нельзя лучше отражает конфликт, противоборство двух сторон. Как и многие другие произведения Бетховена, эта соната открывается медленным вступлением.
♫ (звучит тема вступления).
У. – Скажите, какой музыкальный образ воплощён в этой теме? Охарактеризуйте его.
Д. – Величественный. То мрачный и торжественный, то жалобный и молящий.
У. – Да, это сложный, неоднозначный образ. В нём слышны и человеческая мольба, и неумолимо грозный ответ судьбы. Давайте вместе разберёмся, какими средствами композитор создаёт такой образ.
♫ (учитель играет тему вступления).
Д. – Мелодия звучит в разных регистрах. Динамика резко меняется.
У. – Верно. Мрачно и вместе с тем торжественно звучат тяжёлые аккорды. Из нижнего регистра звуковая лавина постепенно движется вверх. Всё настойчивее звучат грозные вопросы, которым отвечает нежная, певучая, с оттенком мольбы мелодия на фоне спокойных аккордов.
За темой вступления появляются главные «герои» – музыкальные темы, взаимодействие и столкновение которых впоследствии создаёт впечатление активного противоборства, действования.
Послушайте первую тему.
♫ (учитель играет тему главной партии).
У. – Ребята, какой музыкальный образ воплощён в этой теме? Охарактеризуйте его.
Д. – Стремительный, активный. Возбуждённый.
У. – Хорошо. А какие средства выразительности использует композитор для создания такого образа?
Д. – Быстрый темп. Движение мелодии волнообразное – то взлетает вверх, то спадает. Тревожный, гудящий бас.
У. - Верно. Ребята, мы говорили о том, что первая часть сонаты показывает человека действенного, борющегося. Поэтому эта активная, действенная тема становится основной – главной. Эту тему так и называют – главная партия (учитель записывает на доске, дети в тетрадях). А сейчас послушайте следующую тему.
♫ (учитель играет тему побочной партии).
У. – Как вы охарактеризуете этот образ, эту тему?
Д. – Тема светлая, немного удивлённая и взволнованная.
У. - Какими средствами это достигается?
Д. – Мелодия песенная, изложена в разных регистрах. «Пульсирующее» сопровождение.
У. – Правильно. А называется эта тема – побочная партия (учитель записывает на доске, дети в тетради).
Побочная партия напоминает о другой стороне сущности человека, дополняя целостный образ, отражая его сложный внутренний мир. Так разноречивые мысли и чувства непрерывно сменяют друг друга, противоборствуют. Возникает правдивая картина душевного мира человека во всей его многозначности.
Теперь, когда композитор познакомил нас с основными образами сонатного Allegro, необходимо какое-то заключение, в роли которого выступает заключительная партия (записывается на доске и в тетрадях).
Послушайте её и охарактеризуйте.
♫ (учитель играет тему заключительной партии).
Д. – Стремительная, активная.
У. – Верно. Послушайте её ещё раз и скажите: «А нет ли здесь уже знакомого нам музыкального материала?».
♫ (учитель играет тему заключительной партии).
Д. – Есть. В конце заключительной неожиданно появляется тема главной партии.
У. – Молодцы. Появление темы главной партии как вершины в развитии заключительной, позволяет сделать вывод о её ведущей роли среди всех прозвучавших тем.
Ребята, мы послушали первый раздел сонатной формы, в котором композитор знакомит слушателей с главными образами, «героями» музыкального действия - темами первой части сонаты. Этот раздел сонатной формы называется экспозиция, что означает показ, представление (записывается на доске и в тетрадях).
Итак, какие основные темы экспозиции мы послушали?
Д. – Тему главной партии, тему побочной партии, тему заключительной партии.
У. – Верно. Эти основные образы получают дальнейшее развитие в следующем разделе сонатной формы – разработке (записывается на доске и в тетрадях). Именно в этом разделе мы можем проследить взаимодействие, взаимовлияние основных музыкальных образов друг на друга, что может привести к их изменению в результате развития.
Ребята, сейчас мы будем слушать целиком два раздела сонатной формы – экспозицию и разработку. Вам предстоит, послушав ещё раз основные темы в экспозиции, определить, каким образом они взаимодействуют в разработке.
♫ (звучат экспозиция и разработка).
У. – Итак, какие темы получают развитие в разработке?
Д. – Тема главной партии и тема вступления.
У. – А тема побочной партии?
Д. – Нет, темы побочной партии не было.
У. – Верно. Разработка начинается с темы вступления. Несколько раз звучит её аккордовый мотив, а затем мы слышим развитие главной темы, которое опять же сочетается с «молящими» мелодическими оборотами темы вступления. Однако, почему тема вступления звучит в разработке и получает развитие, не стала ли она центральным образом?
Д. – Нет. Тема главной партии всегда на первом плане.
У. – Таким образом, появление темы вступления в разработке и соединение её молящего мотива с мотивом поиска главной темы ещё и ещё раз напоминают о различии стремлений и необходимости выбора.
Итак, выбор сделан. И результаты борьбы, активного развития темы главной партии в разработке найдут выражение в следующем разделе сонатной формы – репризе. Реприза (записывается на доске и в тетрадях) – от франц. «reprise», что значит «повторение». Следовательно, в этом разделе формы происходит повторение уже известноготематизма. Однако, после столь активного развития в разработке, останутся ли основные темы неизменными, точно такими же, какими они были до столкновения и борьбы? Давайте послушаем репризу.
♫ (звучит реприза).
У. – Какие темы вы услышали в репризе?
Д. – Темы главной и побочной партий, тему заключительной партии, тему вступления.
У. – Правильно. Сначала проходят все основные темы – главная, побочная и заключительная партии. Изменилось ли что-нибудь в ихзвучании?
Д. - Тема главной партии звучит еще более решительно и убедительно, а характер побочной не изменился.
У. – Верно. Тема главной партии расширилась, зазвучала еще более настойчиво и убедительно. Она словно захватывает огромное звуковое пространство, что еще раз подчёркивает её ведущую роль в нашей музыкальной драме. И уже перед самым окончанием первой части вновь появляется тема вступления. Послушайте, как она звучит на этот раз.
♫ (учитель играет тему вступления из репризы).
У. – Произошли какие-то изменения?
Д. – Да. Тема «потеряла» свой первый «грозный» аккорд.
У. – Верно. Теперь в ней нет первого аккорда и начинается она на слабом времени:
осталась только тревога и отчаяние. А в ответ ей звучит уже не «мольба», а волевая и энергичная, ещё более стремительная, главная партия. Воля, энергия, мужество победили. Получается, что в результате развития все темы подчиняются образной сфере?..
Д. – Главной партии.
У. – Так на протяжении всех разделов сонатной формы утверждается образная сфера главной партии – сфера действования, активной борьбы.
Ребята,мы познакомились с вами с еще одной музыкальной формой. Как она называется?
Д. – Сонатная форма.
У. - А из каких разделов состоит сонатная форма?
Д. – Экспозиция, разработка и реприза.
У. –Теперь давайте вспомним, на примере какого произведения мы изучили строение сонатной формы?
Д. – На примере «Патетической» сонаты Л.ван Бетховена.
У. - Молодцы. На этом наш урок закончен. До свидания.
|