Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Методическая разработка цикла уроков по теме: «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы»


Скачать 0.56 Mb.
НазваниеМетодическая разработка цикла уроков по теме: «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы»
страница1/3
Андреева В.А
Дата04.05.2016
Размер0.56 Mb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3


Нетиповое муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №70»

Методическая разработка цикла уроков по теме:

«Венская классическая школа и становление классической сонатной формы» (по программе Ю.Б. Алиева)


Выполнила:

Андреева В.А.,

преподаватель фортепиано


г. Новокузнецк, 2010 г.

Пояснительная записка

Формирование ценностных ориентаций – одна из актуальнейших задач современной педагогики. Немаловажное значение имеет тот фактический материал, на основе которого формируются ценностные ориентации подрастающего поколения, происходит становление личности.

Неотъемлемой частью «золотого фонда» музыкального искусства является творчество композиторов венской классической школы, проверенное временем и востребованное современностью как один из важнейших источников гуманизации, духовного возрождения современного общества. Музыкальное искусство венских классиков обладает поистине огромными потенциальными возможностями в достижении триединой цели современного образования школьников, являя собой единство совершенной формы художественного высказывания и воплощенного в ней подлинно гуманистического содержания.

Среди программ для общеобразовательной школы наиболее полноценное изучение искусства венских классиков предусмотрено в программе Ю.Б. Алиева, принцип построения которой основан на единстве музыкального, социологического и культурологического подходов к изучению музыкального искусства.

В своей работе мы ставили целью создание методической разработки цикла уроков по теме четверти «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы», которая в программе Ю.Б. Алиева предлагается к изучению в 1 четверти VI класса, и открывает блок тем, связанных с культурологической проблематикой. Предметом изучения в этом блоке становятся особенности различных стилевых направлений музыкального искусства.

В определении предметного содержания темы четверти «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы» мы исходили из того, что это содержание должно отражать наиболее существенные свойства музыки венских классиков. Это определило необходимость выделения ведущих жанров композиторов данного направления – симфонии, сонаты, оперы, - и определения на этой основе содержательного минимума, необходимого, но достаточного для раскрытия сущности изучаемых жанров и стилевых особенностей венского классицизма, а также способного актуализировать важнейшие проблемы личности подростка, такие как усвоение человеческих норм и ценностей, философское осмысление жизни и поиск в ней своего места. Ярким примером для подрастающего поколения могут стать факты из биографий композиторов венской классической школы – Й. Гайдна, В.А. Моцарта и Л. ван Бетховена, на основе которых формируется активная жизненная позиция школьников.

Важнейшей особенностью темы «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы» является то, что в процессе изучения этой темы учащиеся впервые переходят от слухового представления о музыкальном стиле (слуховой атрибуции) к понятийному осознанию сущностных черт этого явления.

Логика организации учебного процесса в изучении данной темы опиралась на основные требования культурологического осмысления художественных реалий и была выстроена следующим образом:

1)Выделение мировоззренческого пласта как важнейшей основы для освоения учащимися ценностей жизненного бытия;

2) Показ жанровой палитры композиторов венской классической школы, представленной высокохудожественными музыкальными образцами;

3) Знакомство с наиболее яркими, ценными в своем воспитательном значении фактами из жизни представителей данного стилевого направления.

При подборе репертуара для слушания и пения по данной теме мы руководствовались следующими критериями:

1) музыкальные произведения, предлагаемые для изучения, должны быть высокохудожественными и педагогически целесообразными (выполнять определенную воспитательную роль, формировать музыкальные вкусы учащихся);

2) доступными для соответствующего возраста учеников в отношении постижения содержания произведения, его восприятия или исполнения;

3) представлять жанровую палитру, соответствующую предметному содержанию темы.

При организации учебного процесса мы руководствовались важнейшими педагогическими принципами: научности, доступности, преемственности, последовательности и систематичности, гуманистической направленности педагогического процесса.

Методическое обоснование

Предлагаемая нами методическая разработка, внося некоторые коррективы, в целом не нарушает общей концепции программы Ю.Б. Алиева. Учебное содержание темы соответствует цели музыкального образования школьников. Оно направлено на усвоение школьниками колоссального духовного опыта, сконцентрированного в музыкальном искусстве венских классиков, а также на развитие личности подростков.

Учебное содержание темы соответствует общей целевой установке, лежащей в основе концепции программы Ю.Б. Алиева и приоритетных задач музыкального образования:

  1. Формирование музыкальной культуры учащихся;

  2. Развитие эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса;

  3. Приобретение школьниками музыкальных знаний (ключевых и частных), практических умений и навыков творческой деятельности;

  4. Развитие музыкальных способностей учащихся;

  5. Приобщение к «золотому фонду» классической музыки;

  6. Формирование ценностных ориентаций учащихся.

Учебный материал темы четверти в полной мере соответствует всем этим задачам.

Учебно-педагогические задачи темы:

Образовательные:

- Обогащение музыкального опыта школьников, их слушательского багажа знакомством с творческим наследием венских классиков;

- Введение понятий «венская классическая школа», «стиль направления», «музыкальный классицизм», «эпоха Просвещения» – на основе культурологического подхода.

- Создание представления о сонатно-симфоническом цикле и семантических функциях его частей.

- Изучение классической сонатной формы на примерах творчества Й. Гайдна, В.А. Моцарта и Л. Ван Бетховена.

Развивающие:

- Развитие эмоциональной сферы школьников.

- Развитие сенсорной сферы.

- Развитие мышления: умения анализировать, умения выделять главное, умения аргументировать свои суждения, умения сравнивать, умения обобщать.

- Развитие речи: обогащение её словарного запаса, усиление её коммуникативных свойств, овладение выразительными свойствами языка.

- Развитие вокально-хоровых навыков.

Воспитательные:

- Формирование ценностных ориентаций учащихся на основе гуманистической направленности творчества венских классиков.

- Формирование активной жизненной позиции на примере знакомства с фактами из биографий представителей венской классической школы.

- Воспитание музыкального, эстетического вкуса через приобщение к «золотому фонду» искусства венских классиков.

- Воспитание исполнительской и слушательской культуры.

- Воспитание культуры общения подростков.

В VI классе программы «Музыка» для общеобразовательной школы, разработанной Ю.Б.Алиевым, происходит активное знакомство с таким сложным и многоплановым феноменом музыки как музыкально-исторический стиль. Одной из тем первой четверти становится «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы». В рамках этой темы учащиеся знакомятся со стилем венских классиков.

В педагогике музыкального образования претворение стилевого подхода проявляется по-разному. Так, во всех программах по музыке для общеобразовательных школ музыкальный учебный материал включает произведения, относящиеся к разным европейским стилям. При этом организация музыкального материала по стилевому признаку предусматривает акцентирование внимания педагога на усвоении того или иного уровня стилевой системы: стиль исторической эпохи, национальный стиль, стиль направления, композиторский стиль, исполнительский стиль.

Наиболее многогранно уровни иерархической системы музыкального стиля представлены в программе для старших классов общеобразовательной школы, разработанной Ю.Б.Алиевым. В основу организации музыкального материала в данной программе положен хронологический принцип смены исторических стилей. В рамках же изучения отдельных исторических стилей предлагается последовательный переход от народной музыки к профессиональной, от стилевых направлений эпохи к их преломлению в индивидуальных композиторских стилях, от индивидуального композиторского стиля к индивидуальному исполнительскому стилю.

Подобная систематизация материала предполагает использование и интонационно-слухового, и теоретического освоения стиля (в доступном учащимся объеме).

Приступая к изучению понятия «музыкальный стиль», необходимо отметить, что основы этого понятия должны быть заложены уже во время обучения в V классе. Если до V класса учащиеся приобретают некоторый слуховой опыт, необходимый для изучения музыкального стиля, то теоретическое осмысление этого явления начинается при восприятии стилевых особенностей русской национальной школы (в процессе изучения творчества М.И. Глинки и тем «Традиции М.И. Глинки в русской музыке», «Стиль русской классической музыки»).

Изучение национального стиля предвосхищает изучение более сложной ступени в иерархии этого понятия - стиля эпохи, или эпохального стиля.

Основой работы по изучению музыкально-исторического стиля становится в первую очередь совокупность знаний музыкальной литературы, накопленных за предыдущие годы обучения. Примеры из ранее прослушанной музыки подводят учащихся к осознанию основных закономерностей различных музыкальных стилей. Прежде всего, это музыкальные стили, связанные со ступенями исторического развития музыкального искусства. Их освоение учащимися Ю.Б.Алиев предлагает начинать с «венской классики» (вторая половина XVIII – начало XIX в).

Программа «Музыка» под редакцией Ю.Б.Алиева предусматривает начало знакомства детей с музыкой венских классиков уже в первом классе. Так в контексте тем «Школа», «Музыкальные портреты школьников», «Природа и музыка» в качестве репертуара для слушания предлагается «Скрипичный концерт №1»(3-я часть) В.А.Моцарта. Далее в теме второго класса «Музыка выразительная» дети слушают «Ярость из-за потерянного грошика» Л.Бетховена. А в контексте темы «Кто исполняет музыку» звучит «Сурок» этого же автора. Следующая встреча учащихся с музыкой венских классиков предусматривается только в четвёртом классе. Здесь в контексте темы «Музыкальная жизнь России» предлагаются в качестве репертуара для слушания следующие произведения: В.А.Моцарт «Дивертисмент № 3» си-бемоль мажор (3-я часть) и «Концерт для фортепиано с оркестром № 12» (3-я часть) того же автора.

На наш взгляд, данная программа ограничивается достаточно узким кругом произведений венских классиков в начальной школе. Учитывая тот факт, что изучение стиля Венской классической школы в шестом классе основывается на предшествующем слуховом опыте детей, мы считаем необходимым дополнить список произведений композиторов данного направления, включив в него наиболее яркие и доступные для восприятия детей этого возраста классические образцы.

Мы считаем, что сочинения венских классиков можно очень органично включить во многие темы, заявленные в программе, например:

I класс

Тема «Природа и музыка» – симфония № 6 «Утро» Й.Гайдна (1-ая часть), «Весенняя» В.А.Моцарта (сл. Овербек, пер. Т.Сикорской).

Тема «Музыка о доме» – симфония «Часы» Й.Гайдна (фрагмент).

Тема «Детские игры, танцы» – «Марш», «Контрданс», «Походная песня» Л.Бетховена (рус.текст Т.Сикорской); «Менуэт» В.А.Моцарта.

Тема «Сказка в музыке» - «Ария Папагено», «Дуэт Папагено и Папагены», «Ария Царицы ночи».

II класс

Тема «Музыка выразительная» – «Весело. Грустно.» Л.Бетховен, «Увертюра» из оперы «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта.

Тема «Кто исполняет музыку» - «Мелодия» К.В.Глюка (из оперы «Орфей и Эвридика»), «Рондо в турецком стиле» (из сонаты № 11) В.А.Моцарта, «Сурок» Л.Бетховена (бас), «Хор мальчиков» из оперы «Волшебная флейта», а также «Ария Графини» и «Ария Фигаро» из «Свадьбы Фигаро» В.А.Моцарта.

III класс

Тема «Малые формы инструментальной и вокальной музыки» – «К Элизе» Л.Бетховена, «Вариации на тему французской песни» В.А.Моцарта, «Колыбельная» (рус.текст С.Свириденко) В.А.Моцарт - Б. Флисс.

Тема «Симфоническая музыка» – «Прощальная симфония» Й.Гайдна (финал), «Детская симфония» того же автора (1-ая часть).

Тема «Опера, оперные голоса» – фрагменты из опер В.А.Моцарта «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро».

IV класс.

Тема «Использование русской народной песни в творчестве композиторов» - «Вариации на русскую тему» Л.Бетховена.

Таким образом, в ходе грамотно организованных музыкальных занятий у учащихся к VI классу должен накопиться достаточный слуховой опыт, на который можно опереться в развитии чувства стиля и теоретическом осмыслении этого явления.

Заключительным этапом педагогического проектирования темы четверти «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы» явилось создание тематического поурочного плана, который определил логику изучения темы предметного содержания каждого из уроков:




Тема

Репертуар

План урока

11.

Музыка эпохи Просвещения

Слушание:

1. Григорианский хорал (фрагмент)

В.А. Моцарт. Реквием (фрагмент)

В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада (фрагмент)

Вокально-хоровая работа:

Й. Гайдн, сл. П. Синявского «Старый добрый клавесин»


1.Актуализация знаний детей о культуре Античности, средневековья; слушание фрагмента григорианского хорала

2.Знакомство с основными особенностями культуры эпохи Просвещения, идеями просветителей.

3.Слушание фрагмента Реквиема В.А. Моцарта, сравнение его эмоционального строя с григорианским хоралом.

4. Беседа о жанрах бытовой музыки эпохи Просвещения. Слушание фрагмента Маленькой ночной серенады В.А. Моцарта.

5. Введение понятия «Венская классическая школа»

6. Вокально-хоровая работа


2

2.

Жанр симфонии в творчестве венских классиков

Слушание:

Й. Гайдн. Симфония № 103

(эскизное изучение)

Вокально-хоровая работа:

Й. Гайдн, сл. П. Синявского «Старый добрый клавесин»

1. Повторение материала прошлого урока. Вокально-хоровая работа.

2.Беседа об особенностях мировоззрения эпохи Просвещения и отражении ее основных идей в концепции симфонического цикла.

2.Актуализация знаний детей о жанре симфонии.

Эскизное изучение Симфонии № 103 Й. Гайдна (слушание и анализ)


33.

Сонатная форма

Слушание:

Л. Бетховен. Соната № 8, I часть.

Вокально-хоровая работа:

Л. Бетховен «Сурок»

Актуализация знаний.

Подготовка к восприятию нового материала (актуализация знаний о жанре сонаты; рассказ о личности Л. Бетховена, основных темах его творчества.

Изучение сонатной формы (на примере 1 части Сонаты № 8 Л. Бетховена.

Вокально-хоровая работа.


4

4.

Комическая опера в творчестве Моцарта

Слушание:

В.А. Моцарт. Увертюра (экспозиция), Каватина Фигаро (1 д.), ария Фигаро (1 д.), ария Фигаро (4 д.)

Вокально-хоровая работа:

В. Моцарт. Ария Фигаро из 1 действия (рефрен)

Актуализация знаний о жанре оперы.

Беседа об отражении основных идей эпохи Просвещения в жанре комической оперы.

Подготовка к восприятию нового материала (рассказ о личности В. Моцарта, основных темах его творчества.

Знакомство учащихся с оперой «Свадьба Фигаро» (слушание и анализ фрагментов)

Вокально-хоровая работа.

Обобщение по теме «Венская классическая школа»



УРОК ПЕРВЫЙ.МУЗЫКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Ход урока.

Учитель. – Здравствуйте, ребята! Мы с вами часто говорили о том, что музыка всегда сопутствовала человеку. Но в истории человечества, как и в жизни отдельно взятого человека, существуют определённые периоды, или эпохи. И каждая из них имеет свои особенности. На уроках истории вы уже познакомились с такими великими эпохами, как Античность, Средневековье, Возрождение. А откуда современный человек может узнать о том, что происходило много лет назад? Какие вы знаете источники, рассказывающие нам об ушедших эпохах.

Дети. – Книги. Архитектурные памятники. Вещи и предметы, найденные при археологических раскопках. Костюмы, которые можно увидеть в музеях. Скульптуры, картины.

У. – А может ли музыка стать таким источником?

Д. – (Ответы детей).

У. – А как вы думаете, о чём может рассказать музыка, дошедшая до нас из глубины веков?

Д. – О том, как люди жили, чем они занимались. О том, что люди переживали, чувствовали.

У. – Вы правы. Слушая музыку какого-либо исторического периода, мы можем «заглянуть» во внутренний мир людей другой эпохи, узнать, что их волновало, как воспринимали они окружающий мир, себя в этом мире. Так эпоха Античности воспела красоту, гармонию, величие человека. А гимном Афинского государства стали слова из трагедии Софокла:

В мире много сил великих,

Но сильнее человека

Нет в природе ничего.

Таким видели предназначение человека в эпоху Античности. А что было характерно для эпохи Средневековья?

Д. – Религия, церковь. Нельзя было возражать тому, что говорили в церкви. Люди много воевали. Были страшные болезни, которые унесли жизни многих людей. Страшно было жить в такое время.

У. – Да, Средневековье часто называют «мрачным» временем. В средние века народы Европы жили в вечном страхе из-за непрерывных войн, из-за угрозы наказания со стороны церкви. Казалось, исчезла даже память о цветущей культуре Античности. На всё «мирское» церковь наложила строжайший запрет.

Ребята, сейчас прозвучит фрагмент музыкального произведения. Послушайте его и постарайтесь определить, в какую эпоху он мог быть создан.

♫ (фрагмент григорианского хорала).

У. – Итак, в какую эпоху могла родиться эта музыка?

Д. – В эпоху Средневековья.

У. – А почему вы так решили?

Д. – Эта музыка холодная, звучит загадочно и мистически.

У. – Правильно. Эта музыка словно существует отстранённо от человека, его внутреннего мира, его переживаний. А сейчас мы послушаем ещё один музыкальный фрагмент.

♫ (фрагмент «Lacrymosa» из «Реквиема» Моцарта).

У. – Скажите, в какую эпоху могла звучать эта музыка?

Д. – В эпоху Античности.

У. – Почему?

Д. – Эта музыка рассказывает о человеческом горе, она передаёт страдания человека. Здесь чувствуется скорбь, печаль.

У. – Ребята, вы верно отметили необычайную эмоциональность этой музыки, её обращённость к внутреннему миру человека. Но произведение, фрагмент которого сейчас прозвучал, было написано в XVIII веке великим австрийским композитором В.А. Моцартом.

В XVIII веке человечеством были заново переосмыслены идеалы Античности. Передовые люди того времени – просветители выступали за просвещение человека, за стремление к идеальному, разумному, гармоничному. Эпоха Просвещения требовала правдивого отражения жизни в искусстве, человека и мира, который его окружает. Это нашло отражение даже в духовной музыке, т.е. музыке, которая исполнялась во время церковного богослужения. Может кто-нибудь знает, как называется музыкальное произведение, фрагмент которого мы сейчас слушали?

Д. – (ответы детей).

У. – Прозвучал фрагмент знаменитого «Реквиема» Моцарта, а точнее его часть, называющаяся «Lacrymosa», что означает «Слёзная». Так случилось, что «Реквием» оказался последним произведением Моцарта. «Requiem» с лат. – «покой». Это хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего. Заказ на это произведение был обставлен весьма таинственно: человек, не назвавший своего имени, заказал композитору реквием-музыку к заупокойной церковной службе. Моцарт воспринял таинственное появление «человека в чёрном» как предвестие смерти и не мог отделаться от мысли, что пишет «Реквием» для собственных похорон. И действительно, он умер, так и не успев закончить это сочинение. Впоследствии выяснилось, что таинственный заказчик просто намеревался выдать сочинение Моцарта за своё собственное.

Итак, в эпоху Просвещения музыка, где бы она ни звучала, всегда обращалась к человеку, его чувствам, переживаниям, к тому, что с ним происходило в жизни, что его окружало.

Не случайно в эту эпоху активно развивающиеся жанры светской музыки, т.е. жанры, которые не были связаны с церковью, с идеей человека и бога, а были ориентированы на саму жизнь.

Сейчас мы послушаем ещё одно произведение Моцарта. Постарайтесь определить его общий характер, настроение.

♫ (фрагмент «Маленькой ночной серенады» Моцарта).

У. – Какой характер, настроение этого фрагмента?

Д. – Музыка жизнерадостная, бодрая. Праздничная, ликующая.

У. – Где бы могла звучать такая музыка?

Д. – На балу, на празднике. Или просто на улице.

У. – Да, музыка звучала повсюду. В крупных городах едва ли не на каждом шагу можно было встретить группы музицирующих людей. Но одним из самых музыкальных городов Европы XVIII века была Вена. Этот город недаром называли «весёлой Веной». Музыка звучала там повсюду: втеатра, концертных залах, на улицах и площадях. И даже такие серьёзные композиторы, создающие крупные монументальные произведения, как И. Гайдн, В.А. Моцарт и Л. ван Бетховен, жившие в этом городе, не гнушались писать такую музыку для отдыха и развлечения.

Ребята, а ведь мы уже знакомились с образцами такой музыки.

♫ (учитель играет и напоминает названия произведений, знакомых детям:«Багатель» Бетховена, «Вариации на французскую тему» Моцарта, «Менуэт» Моцарта, «Контрданс» Бетховена и т. п.).

У. – Может быть, кто-то ещё вспомнит известные вам произведения венских классиков.

Д. – (ответы детей).

У. – Молодцы. Ребята, эти великие композиторы жили в одно время (2-я половина XVIII – начало XIX века) и всех их объединяет Вена – город, в котором каждый из них прожил очень важную часть своей жизни. Гайдн, Моцарт и Бетховен писали музыку в одних и тех же жанрах, для одних и тех же инструментов. Поэтому творчество этих композиторов объединяется понятием венская классическая школа.

Жители Вены очень любили музицировать. Одним из самых популярных инструментов в то время был клавесин, один из прародителей современного фортепиано. Он отличался характерным, как бы хрустальным звуком, что объяснялось конструкцией инструмента. Нажатие клавиши приводило в движение рычаг, заканчивавшийся штифтиком или пёрышком, которое и извлекало звук из струны. К сожалению, в наше время клавесин – музейный экспонат, но звучание этого инструмента можно воспроизвести на всем вам известном синтезаторе. Сейчас я вам исполню песню, которая так и называется «Старый добрый клавесин». Музыку написал венский классик Й.Гайдн, а слова – современный поэт П.Синявский.

♫ (исполнение песни учителем).

У. – Какой общий характер, настроение прозвучавшей музыки?

Д. – Музыка светлая, воздушная, незатейливая.

У. – Она вам понравилась?

Д. – Да, понравилась.

У. – Тогда давайте её разучим.

♫ (вокально-хоровая работа).

У. – Итак, в начале урока мы с вами задались вопросом: «А может ли музыка сообщать нам информацию о людях других эпох?». Мы слушали григорианский хорал, музыку Моцарта и Бетховена, пели песню Гайдна, композиторов венской школы. Как мы теперь ответим на поставленный вопрос?

Д. – Да, музыка может рассказать нам о людях, живших в другое время. О их жизни, чувствах, переживаниях.

У. – Молодцы! На этом наш урок окончен. До свидания.
  1   2   3