Главная страница

Активные формы обучения


Скачать 50.29 Kb.
Название Активные формы обучения
Дата 27.04.2016
Размер 50.29 Kb.
Тип Документы


АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

Перед изложением нового материала ученики вспоминают основные положения, рассмотренные на прошлом уроке. Для подготовки – одна минута, наступает тишина. Это тоже важный момент урока, т. к. все молча, про себя проговаривают тот или иной вопрос. Развитие речи – важный момент в работе, поэтому систематически предлагается отвечать устно перед классом. Часто ученики анализируют лекции, рассказы учителя.

При повторении пройденного материала называются три вопроса, например: строение изучаемого вещества, химические свойства, получение и применение. Сформулировав каждый вопрос, дается классу 2-3 минуты на подготовку. Затем шесть человек выходят к доске. Задания 1 и 4, 2 и 5, 3 и 6 одинаковые, что позволит сравнить ответы. Пока готовятся записи ответов, к доске выходит еще один ученик, который решает задачу на обратной стороне доски. Эту задачу решает и весь класс. Закончив работу, желающие могут сдать тетрадь на проверку, причем проверяется не только правильность решения задачи, но и домашнее задание, оформление тетради, рисунки, таблицы по теме.
В это время ребята, работавшие у доски, занимают свои места за партами: теперь они могут проверить себя по тетради, учебнику, сравнить с идентичными записями одноклассников, проанализировать ответ и оценить себя. Во время устного ответа не только следят за его содержанием, но и обращают внимание на оформление (аккуратность, рациональное использование площади доски), на умение провести анализ и выразить свои мысли.
Отвечающих учащихся не перебиваю, не тороплю, всегда стараюсь предельно справедливо, обоснованно и оценить работу. По просьбе ученика можно не ставить отметку в журнал, чтобы не пропадал стимул к обучению, и оставалась надежда получить хорошую отметку. Это очень важно, т. к. растет взаимное доверие и уважение друг к другу.

На уроках детального изучения отдельных свойств веществ, фронтальных письменных опросов не провожу, но выборочно просматриваю 4–5 тетрадей с домашними заданиями.
К концу урока знакомлю учеников с расположением материала в учебнике, акцентируя внимание на главном. На уроке учебник всегда открыт: и при изложении нового материала, и во время устных ответов у доски.

Проходит время, конкретный материал забывается, поэтому важно уметь пользоваться специальной литературой. Прежде всего, необходимо научить школьников рациональным приемам работы с учебником. Периодически на примере нескольких параграфов показываю, как читать изложенный материал, как выделить главное, сделать краткий конспект. На примерах поясняю, как пользоваться предметным указателем книги.

Под постоянным контролем находится объем домашних заданий, на выполнение которых старшеклассники должны тратить не более 30–40 мин в зависимости от способностей и характера. Для этого учащиеся в конце домашней работы указывают время, затраченное на ее выполнение. В начале изучения темы сообщаю номера всех задач и упражнений, которые ребята должны выполнить к определенному сроку. Каждый может самостоятельно планировать свою работу.
После изучения теоретического материала провожу практическую работу. Все практические работы, лабораторные опыты учащиеся выполняют только индивидуально, что развивает их самостоятельность, навыки практических действий. Оформляют работы очень кратко. После окончания работы ученикам показывают образец ее оформления, представленный на обратной стороне доски, которую открывают в конце урока. При этом каждый ученик, безусловно, имеет право на свой подход к оформлению. Таким образом, умение быстро и лаконично оформить лабораторный опыт, практическую работу, задачу, ответ у доски совершенствуется от урока к уроку. Одна из главных задач практических работ – выработка навыков точной, аккуратной, педантичной работы, ибо химия не терпит и не прощает оплошностей.
Химический эксперимент помогает закреплять знания. Наблюдая опыт один-два раза, учащиеся могут вспомнить его много раз, сознательно фиксируя то или иное химическое явление.

Практические работы помогают также концентрировать внимание, вырабатывают умение владеть им. После практической работы можно перейти к обобщению знаний. На итоговом уроке вместе с учениками создаем обобщающий конспект. Обобщающий конспект помогает, как бы с высоты увидеть и заново осмыслить всю тему, воспроизвести ее в сознании, связать в целое, где одно положение логически вытекает из другого. На личном опыте я убедилась, что обобщающие конспекты позволяют без перегрузки, с должным пониманием усваивать материал. Иногда ребята составляют такие конспекты при самостоятельном изучении темы. Это творческая работа. Наглядные схемы часто рождаются на глазах у детей как выводы в момент объяснения. Конспект оформляю на доске в виде текста с использованием научной символики, таблиц, чертежей, рисунков. Один из учеников впоследствии переносит этот конспект на альбомный лист и помещает на стенд. Таким образом, им будут пользоваться еще некоторое время.
Следующий урок – консультация – посвящен разъяснению задач и вопросов, которые входили в домашние задания при изучении всей темы. Учащиеся по желанию выходят к доске и выполняют то или иное задание. Некоторые из этих вопросов и задач будут, затем включены в самостоятельную работу.

Можно провести индивидуальную работу по решению задач. Например, ученикам выдаю карточки, на которых написаны условия задач, а на обратной стороне – решения. Карточки собраны в картотеку, дифференцированы по темам и степени трудности. Учащиеся самостоятельно выбирают задачи, решают и проверяют себя. Если решение вызывает затруднения, обращаются к учителю. Оценки выставляют только желающим.
Совершенствованию полученных знаний посвящен урок-семинар. На нем школьники закрепляют знания, учатся владеть химическим языком, логично, четко формулировать и выражать свои мысли, вести беседу, дискуссию, отстаивать свое мнение. На урок выношу традиционные вопросы: строение, свойства, получение, применение изученных веществ. Я записываю их на доске. Ученики разбиваются на группы по четыре человека. Каждый ученик в группе в течение 5–6 мин отвечает на один из вопросов: читает уравнения реакций, называет вещества. Кроме этого, каждый показывает своим товарищам по группе тетрадь с домашними заданиями по пройденной теме и отвечает на один из предложенных вопросов из домашнего задания. Эта работа занимает около 25 мин. Поощряются краткие, не более страницы, дополнения по вопросам из энциклопедии, научно-популярной литературы. Два-три лучших сообщения слушает весь класс.
После этого каждой группе предлагаю вопрос или задачу для коллективного решения. Отчитываться у доски будет один из учеников, следовательно, все должны принимать участие в решении.
В конце урока учащиеся оценивают свои знания по пройденной теме и работу на семинаре.
Следующий урок по теме – самостоятельная или контрольная работа. Единый вариант проверочной работы дает ребятам возможность проанализировать свою работу на этом же уроке. Обычно во время выполнения работы классом два человека на обратной стороне доски готовят образцы текстов решения: каждый по три вопроса – два обязательных и один дополнительный. Конечно, это те ученики, знания которых неоднократно проверены.
Если о результате своей работы ученики узнают на следующем уроке, т. е. через несколько дней, анализ оказывается малоэффективным, поскольку учащиеся уже потеряли интерес к работе, их интересует только отметка. Другое дело, когда за 5 мин до звонка они сравнивают свои решения с образцом на доске и сразу же видят ошибки. При этом развиваются наблюдательность, умение видеть ошибки, анализировать, оценивать. Я разрешаю каждому ученику поставить себе отметку карандашом, стараясь не завышать и тем более не занижать ее. Таким образом, сложилась система работы над учебным материалом, в которой каждый урок имеет свое определенное место и играет свою роль. Урок – всего лишь небольшой промежуток времени. Но как важно, чтобы к концу его каждый понял, узнал что-то новое, чтобы ребята были, уверены в положительных результатах своего труда и у учителя не сжалось, вдруг сердце от тусклого, скользящего мимо доски взгляда кого-то из учащихся.

Учитель МБОУ Платовская СОШ Васильева Л.Н..