Главная страница

Сказка в музыке. Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». Преподаватель Е. М. Панферова


Скачать 70.81 Kb.
НазваниеСказка в музыке. Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане». Преподаватель Е. М. Панферова
Дата03.05.2016
Размер70.81 Kb.
ТипСказка

Конспект урока по слушанию музыки.

Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков.

Опера «Сказка о царе Салтане».

Преподаватель Е.М.Панферова

Цель: формирование музыкальной культуры и музыкальных вкусов у учащихся.

Задачи: формирование музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке и способности ориентироваться в музыкальных явлениях, воспитание музыкального вкуса, т.е. наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые произведения, жанры, исполнители, композиторы). Воспитывать интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней, умение размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер, определять образное содержание.

Н.А.Римский-Корсаков – наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов. Его перу принадлежат: «Сказка» для симфонического оркестра, симфонические сюиты на сказочные сюжеты «Антар», «Шехерезада», оперы-сказки: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Кащей бессмертный» и др. Композитор умел с необычайным мастерством раскрыть великолепные сказочные картины в оркестровых звучностях. Чарующие и таинственные призывы Лебедь - птицы, вариационно изложенная песня «Во саду ли, в огороде», которую с присвисточкой поет белочка, и мощная, остро ритмованная, маршеобразная тема «Тридцати трех богатырей» - все это с праздничным великолепием изложено в симфонической картине «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане». Под внешней причудливостью, пышным и нарядным сказочным узором произведений композитора всегда усматривается глубокий философский смысл. На примере музыки оперы «Сказка о царе Салтане» можно провести с детьми полезную работу по дифференцированию ими тембровых звучаний. Н.А.Римский-Корсаков - великий колорист, дал яркую тембровую окраску каждому образу. Уместно учеников спросить, включая какой-либо фрагмент из симфонической сюиты «Три чуда», о каких персонажах рассказывает музыка. Дети обычно сопоставляют музыкальный и поэтический текст и, опираясь на яркую тембровую окраску, а также на другие средства музыкальной выразительности, в большинстве своем правильно определяют каждое из чудес.

Беседу об опере «Сказка о царе Салтане» можно провести так:

Все вы, наверно, знаете сказку о царе Салтане А.С.Пушкина. Истоки замысла оперы по пушкинской «Сказке о царе Салтане» точно не установлены, но есть основания полагать, что эту мысль подал Н.А. Римскому-Корсакову В.В.Стасов. Постановка оперы предполагалась к столетию со дня рождения А.С.Пушкина. Солнечная, полная легкого юмора, эта опера воссоздает обаятельные черты жизнерадостной сказки А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане» - одно из наиболее солнечных произведений оперной литературы, музыка ее, озаренная безоблачной радостью и мягким юмором, течет легко и непринужденно.

В сказке А.С.Пушкина царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из трех сестер, ту, которая пообещала родить для батюшки – царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что не они стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости. Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса родила сына Гвидона. Сестры подменили письмо гонцу и царь Салтан получил такое известие:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь:

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку».

И прочитав письмо, последовал ответ царя Салтана. Он был подменен ткачихой, поварихой и сватьей бабой Бабарихой. Все в недоумении.

«Царь велит своим боярам,

Времени, не тратя даром,

И царицу, и приплод,

В бочке бросить в бездну вод».

Милитриса в отчаянии, сестры и Бабариха злобно радуются. Бояре выполняют приказ царя Салтана.

«Царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян –

Так велел-де царь Салтан.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам».

Берег острова Буяна. Оркестр рисует величественную картину водной стихии. На гребне волны то появляется, то исчезает бочка. Постепенно море успокаивается. Волны выбрасывают бочку на остров, и царевич выбивает дно, «Мать и сын теперь на воле». Они радуются спасению, но царица озабочена, ведь «остров пуст и дик». Гвидон успокаивает мать и принимается за дело – мастерит лук и стрелу. Вдруг раздается шум борьбы и стон: это на море «бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней». Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. Стемнело. Изумленные царица и царевич видят Лебедь – птицу, выходившую из моря. С благодарностью обращается она к своему спасителю Гвидону, обещает «отплатить ему добром» и открывает свою тайну: «Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил. Ты не коршуна убил, чародея подстрелил». Лебедь – птица советует не горевать, а ложиться спать. Милитриса и Гвидон решают последовать совету. Мать поет сыну колыбельную песню. Оба засыпают. Наступает рассвет. Из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует князя Гвидона.

Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане. На помощь приходит Лебедь – птица, она превращает Гвидона в шмеля. Звучит знаменитый оркестровый «Полет шмеля» – это Гвидон улетает догонять корабль. Вы, наверное, не раз слышали эту музыку. Ее исполняют на различных инструментах – на скрипке, на кларнете, на баяне и на ксилофоне. Музыка гудящая, «шмелиная». Но это не назойливое гудение. Вспомните, сколько в нем радости, ликования. А почему? Ведь скоро царевич Гвидон увидит своего отца – царя Салтана.

Учащиеся слушают «Полет шмеля».

После прослушивания высказывают свое мнение о прослушанной музыке.

А теперь познакомимся с целой оркестровой картиной, которая называется «Три чуда» это программное произведение. Его можно услышать не только в опере, но и в концертном исполнении. В ней композитор различными оркестровыми красками рассказывает об отдельных персонажах сказки, но вначале послушайте, как этих персонажей описал А.С.Пушкин:

«Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами.

В городе житье не худо.

Вот какие там три чуда:

Есть там белка, что при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе –

«Во саду ли, в огороде».

А второе в граде диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И останутся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Третье: там царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит».

А теперь сравним как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой), рассказали нам о чудесах острова Буяна.

Учащиеся слушают симфоническую картину «Три чуда». Высказывают мнение о прослушанной музыке.

В симфонической картине «Три чуда» сменяют друг друга, разделяемые праздничными фанфарами темы. Радостно звонкая и затейливая тема города Леденца. Затем звучит изящно оркестрованная мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде», которую «высвистывает» флейта пикколо (тема белочки). Ее «оттесняют» фанфары, приглашающие полюбоваться следующим чудом: на фоне грозного, сначала отдаленного, потом все более нарастающего рокота, возникает тяжеловесная тема шествия тридцати трех богатырей. Как бы удаляясь, она стихает, а фанфары возвещают о появлении царевны – Лебедь. Мелодия с прихотливыми изломами, постепенно «теплеет» и выливается в широкую кантилену, рисуя волшебное превращение в прекрасную Царевну. Все темы сплетаются в феерически сверкающий звуковой узор.

Повторное слушание симфонической картины «Три чуда».

Художник Михаил Врубель вместе со своей женой Надеждой Забеллой – Врубель вошли в мир музыки Н.А.Римского-Корсакова. Именно М.Врубель стал художником постановки оперы «Сказка о царе Салтане» в Московской частной опере С. Мамонтова. Художник отдал весь свой талант на создание декораций, вызвавших восторг современников. Особенно всех потрясла сцена появления из морских волн ослепительно яркого города Леденца. Надежда Забелла-Врубель вспоминала об этом периоде как о счастливейшем в своей жизни, а ее «Царевна-Лебедь» (вслед за одноименной картиной М.Врубеля) стала одним из символов той музыкальной эпохи. Надежда Забелла была не только музой М.Врубеля, но и музой композитора Н.А.Римского-Корсакова. Все обаяние ее таланта раскрывалось в исполнении партий в его операх. М.Врубель был очень музыкален и принимал участие в разучивании ролей Н.Забеллы, к его советам она всегда прислушивалась. Все ее костюмы и грим он продумывал сам. Судьба Н.Забеллы печальнее, чем судьба М.Врубеля. После смерти художника остались его картины. Голос певицы, отзвучав, исчез вместе с ней. Не осталось и звукозаписи. Теперь Н.Забелла живет только в картинах М.Врубеля. Царевна – Лебедь на картине художника необыкновенно красивая – действительно «красота неописанная» сказочных царевен. В волнах мерцающего, бурлящего моря происходит чудо – превращение. На наших глазах сказочная птица превращается в загадочную красавицу. Живопись М.Врубеля воплощает музыку сказочного чуда и полет человеческой мечты.

Композитор активно участвовал в постановочном процессе спектакля. Например, по его настоянию шмеля и белку изображали дети. Премьера «Сказки о царе Салтане» с успехом состоялась 21 октября 1900 года на сцене Московской частной оперы. Опера Н.А.Римского-Корсакова является одной из популярных опер композитора. Она была поставлена во многих российских и зарубежных театрах. Среди постановок можно отметить спектакли в Москве, Петербурге, Барселоне, Милане, Софии, Мюнхене, Берлине.

В конце урока, для общего и целостного восприятия учащимися крупного сценического жанра, им предлагается просмотреть мультимедийное пособие. Оно способствует более углубленному восприятию, дает ученикам интересную, в доступной форме, информацию об истории оперы. Проверку усвоения материала учащимися провожу в форме разгадывания музыкального кроссворда – викторины. Это способствует аналитическому пониманию и проникновению в музыку учащихся в увлекательной, игровой форме.

Список источников:

1. http://belcanto.ru/

2. http://100oper.nm.ru/091.html

3. http://www.mtvn.ru/show.html?id=1347

4. Карцева С.А. Музыкальная фонотека в школе. (I-III кл.). Из опыта работы. М., «Просвещение», 1976, 144 с.

5. Слово о музыке. Рус. композиторы XIX в. Хрестоматия. Сост.: В.Б.Григорович, З.М.Андреева. М., «Просвещение», 1977, 303 с. с ил.

6 . Биографический фильм «Римский-Корсаков» СССР, «Ленфильм», 1953 г.