Главная страница
Бюллетень
Викторина
Глава
Диплом
Доклад

Органы чувств


Скачать 120.11 Kb.
НазваниеОрганы чувств
Дата28.04.2016
Размер120.11 Kb.
ТипДокументы

Тема: Органы чувств.

Цель: Обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов чувств.
Образовательная задача: формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, повторить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств;

Развивающая задача: развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, внимание, память, любознательность, развивать навыки гигиены.

Воспитывающая задача: воспитывать ответственность за свой организм, культуру гигиены, интерес к предмету.
Методы и приёмы.

Беседа, самонаблюдение, игра, логические рассуждения,

План урока.

  1. Орг. момент.

Упражнение «Кто Я?» Цель: развитие самонаблюдения; повышение уверенности в себе. Цель: расширение знаний друг о друге, формирование позитивного отношения друг к другу.

  1. Сообщение темы и целей.

  2. Основная часть.

  1. Введение. Талисман.

  2. Орган зрения – глаза.

  3. Орган слуха – уши.

  4. Орган обоняния – нос.

  1. Физкультминутка.

  2. Продолжение основной части.

  1. Язык – орган вкуса.

  2. Кожа – орган осязания.

  1. Закрепление.

Игра «Узнает что?»

Опиши предмет.

  1. Итог. Прощание.


Ход занятия

  1. Орг. момент.

Доброе день! Звенит капель!

Во дворе у нас …. Апрель!


Солнце светит целый … день,

Заниматься нам не лень!

  1. Упражнение «Кто Я?» Продолжите предложения:

Больше всего на свете мне хочется …..

Я волнуюсь, если мои …

Думаю, что самое главное в жизни каждого человека ….
Каждому по очереди передается мягкая игрушка. Учащиеся дополняют предложения. Все ученики должны продолжить каждое предложение.

- Важно знать и понимать свои чувства. Каждый чувствует особенно и думает по-своему.

В.: дети, все вы разные, но все вы появились на свет, чтобы делать добро, приносить пользу, любить свою родину, свой город.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы все стали успешными, доброжелательными, уверенными в себе, смогли найти работу по душе. На занятиях мы учимся быть внимательными, учимся думать, видеть, замечать, чувствовать, что нас окружает. Улыбнитесь. Я рада видеть вас.


  1. Сообщение темы и целей.

Вы в каком классе учитесь?

К концу 4 класса вы должны уметь

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

  • активно участвовать в беседе;

  • связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений.

В течение года мы учились описывать предметы, замечая их особенности и свойства.

Сегодня мы подводим итог нашим занятиям, повторяем все о наших помощниках. Тема нашего занятия «Органы чувств».

Сегодня на занятии мы:

Закрепляем умение называть, сравнивать и различать предметы.

Активно участвуем в беседе, отвечая на мои вопросы полными предложениями, а также будете задавать вопросы своим товарищам.

Каждый расскажет нам об одном из помощников по собственному опыту.

  1. Основная часть.

  1. Введение. Талисман.

Все мы разные, но у каждого есть общее – это наше тело.

Вы в каком классе учитесь? Вы – выпускники начальной школы.

Выпускники нашей школы, ученицы 9 класса, в швейной мастерской «Мастерица», приготовили для вас, выпускников начальных классов, игрушку – фигурку человека. Они ее специально не доделали, проверяя нас, знаем ли мы, с помощью чего человек узнает о мире и сообщает миру о себе. Каждая часть тела важна, т.к. помогает человеку жить, учиться, общаться, работать, совершать добрые дела и поступки.

Путешествовать мы будем по телу человека. Будем добавлять органы чувств.



  1. Начинаем путешествие. Отгадайте загадку: «Два братца через дорогу живут, друг друга не видят». Глаза – орган зрения.

Глаза являются главными помощниками человека. Почему?

А) Лена К. С помощью глаз мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет. Глаза помогают нам установить, движется предмет или он неподвижен. Глаза позволяют нам читать. С помощью глаз человек воспринимает большую часть окружающего мира. Ни один из органов чувств не может дать человеку столько впечатлений, сколько дают глаза. Природа оберегает их. Веки и ресницы защищают их от яркого света и пыли. Если в глаза попадает соринка, ее смывает слеза. А брови задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза.

- Более подробно о строении глаза вы узнаете на уроках биологии в старших класса.

Давайте определим, что показывают глаза вам?



Цвет, форма, размер


Б) Скажите хорошо или плохо когда человек не видит? Почему плохо?

В нашем обществе живут люди, которые не могут видеть красоту утреннего рассвета, яркий закат, не знают, как выглядят знаки дорожного движения, и где есть пешеходный переход. Им нужна ваша помощь. И если вам встретится человек в черных очках и с белой тростью, знайте, он – слепой, ему нужно помочь: может быть сказать цену продукта в магазине, или номер автобуса. Не проходите мимо.

В) А если человек плохо видит, ему прописывают очки. Как называется доктор, который проверяет зрение? Расскажите, как нужно беречь глаза?

Г) Правила бережного отношения к зрению:

  1. Умываться по утрам.

  2. Смотреть телевизор не более 1 – 1.5 часа.

  3. Сидеть не ближе 3 м от телевизора.

  4. Не читать лежа.

  5. Употреблять в пищу растительные продукты (морковь, лук, петрушку, сладкий красный перец)

  1. Не читать в транспорте.

  2. Оберегать глаза от попадания посторонних предметов.

  3. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

  4. Делать гимнастику для глаз.

  5. Расстояние от глаз до текста 30-35 см.




Д) Гимнастика для глаз:

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз.

  2. Делать круговые движения глазами: налево, вверх, направо, вниз.

  3. Вытяните вперед руку. Следите за ногтем пальца, медленно приближая его к носу. А потом отодвиньте обратно.

И: Мы повторили все, что знали об органе зрение – глазах. Конечно же, лучше видеть, замечать, различать что-то новое и интересное.

Е) Повернитесь и посмотрите друг другу в глаза. Какие красивые у вас глаза!

Как говорят о глазах, когда хотят передать их красоту? (прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т.д.) Каким бывает цвет глаз? А каким цветом ваши глаза?

Какие по размеру бывают глаза? Как вы думаете, для чего люди, при общении, смотрят друг другу в глаза? Если человек смотрит в глаза, значит, ему нечего бояться, он говорит правду, несет ответственность за свои слова и поступки. Если он прячет глаза, значит – лжет.

Ж) Скажите, а по глазам можно определить настроение человека?

Предлагаю поработать в группе. Определите эмоцию.

Вы правильно определили эмоции. Мне бы очень, хотелись, чтоб ваши глаза как можно чаще улыбались и приносили вам еще больше помощи. Я думаю, вы доказали, что человеку необходим орган зрения – глаза.

В:. Глаза – важный орган, о нем нужно заботиться. Давайте добавим глазки нашему талисману.

  1. Слух.

О каком органе загадка? У зверушки - На макушке, А у нас- Ниже глаз. (уши)

С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка?

А) Ухо – орган слуха. А что вы слышите?

Уши помогают тебе слышать все, что происходит вокруг. Это называется слухом.

Орган слуха – уши. Закройте глаза. Что вы услышали?

  • Ряд звуков. Определить, что это за звуки.

- звуки музыки. Когда у нас хорошее настроение, вы какую музыку слушаете? А когда плохое, вам грустно, или тоскливо? Музыка помогает справиться с плохим настроением, а еще под нее можно потанцевать и тоже улучшится настроение.

- шум приближающегося транспорта. Могут предупредить человека об опасности: автомобиль, трамвай, град. Услышишь – сохранишь себе жизнь.

- пение птиц. Птицы начинают петь весной, когда уходят морозы. Кажется, что наступает новый период в твоей жизни. Ты становишься старше на один год, а значит, ответственнее за свои дела и поступки.

- речь друзей. Всегда приятно общаться со своими друзьями. С ними можно обсудить понравившийся фильм, или историю, которая с тобой произошла.

Приятны ли вам эти звуки?

А есть слова, которые неприятно звучат, из-за которых портится настроение.

Давайте определим, чем помогают уши человеку. Что мы слышим?





Сравнить понятия «слушать» и «слышать».

Учитесь слышать своих близких, педагогов, не отвлекаясь.

Важно ли, чтобы тебя слышали?

Рафик расскажет, как беречь орган слуха - уши.

С помощью ушей мы воспринимаем человеческую речь, голоса животных, музыку, звуки, шумы и шорохи. При повреждении органов слуха человек становится глухим.

Берегите уши! Защищать уши от сильного шума. Защищать уши от ветра.

Не ковыряйте в ушах спичками, булавками и другими острыми и твердыми предметами.

Очень вредно действуют на слух человека шумы – громкие звуки. Когда учащиеся во время перемены кричат или громко разговаривают, слух у них ухудшается.

Избегайте сильных и резких звуков. Если в ухо попадет какой-нибудь острый предмет, залезет насекомое или возникнет боль, немедленно обращайтесь к врачу.

Мыть уши каждый день.

  • Упражнение «Думающий колпак». Дотроньтесь кончиками пальцев до своих ушей. На ушной раковине находится множество точек, которые невидимыми ниточками связаны со всеми органами (сердце, печень, желудок). Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин.

Вся жизнь протекает в мире звуков. Звуки прибоя, мелодии, речь – это звуковые колебания. Это большое богатство человека уметь слышать. А среди нас живут люди, которые не слышат звуков природы, звуков воды, шума проезжающего автомобиля. Глухие от рождения не слышат речи, поэтому они часто немые (не умеют говорить). Только нормальное состояние слухового аппарата позволяет слышать. Будьте терпимее к тем, кто плохо или вообще не слышит. Если вы можете помочь – помогите.

Берегите свой слух.

В.: Уши помогают нам слышать звуки, сообщают, что происходит вокруг нас.

Мы доказали, почему человеку важно иметь здоровые уши. Добавьте уши к телу человека.

  1. Путешествуем дальше.

А вот и долина Запахов.

В долине Запахов жители вырастили волшебное дерево, где растут плоды с разными ароматами.

Дети снимают плоды (от киндер-сюрпризов + паралон) нюхают и определяют, что в них находится.

Какой орган мы здесь подключаем? Орган обоняния – нос.

Что может нос? Можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для дыхания. Стенки внутри носа покрыты маленькими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем, пылинки вылетают наружу.

И ещё пока холодный воздух проходит по носу – он нагревается и попадает в организм тёплый.





Конечно, нос нужен, чтобы чувствовать запахи. Если пахнет булочками, мы можем определить, где мы находимся? А если лекарством?

Если человек долго не мылся, или забыл постирать белье, носки, мы об этом узнает так же с помощью носа.

Также обоняние предупреждает человека об опасности, например, при утечке газа, при пожаре. И, следовательно, сохраняет жизнь и здоровье.

Ухо и нос связаны между собой. Скажите, а если у вас заложен нос или болят уши, вы к какому доктору обратитесь за помощью? (лор)

По-другому эта профессия называется отоларинголог, или кратко – лор.

В.: Мне кажется, и этот орган поможет вам в будущем. Берегите его. Не нужно нюхать разные химические препараты: бензин, толуол, спирт. Это все плохо отражается на вашем здоровье.

Приклеивают нос.

  1. Физкультминутка. На долине Запахов мы встретили деревья. Так как именно деревья очищают воздух от вредных веществ, которыми мы дышим. Упражнение «Деревце». (для осанки).

  • Встаньте в круг. Поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая.

Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.

  • - Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опусти вдоль тела, глаза закройте.

Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой.

Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно.

Ствол-тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается.

Ветви-руки – свободно “колышутся” вдоль ствола, листья-пальцы – легко “шелестят”, слегка задевая друг друга.

Крона-голова – чиста и свежа.

Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (выполняется 15-20 сек)

Опустите руки и расслабьтесь.

Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны.

Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получается.

  1. Продолжение

1. Теперь нам предстоит пройти Море вкусов. Для чего человеку язык?

1) Помогает жевать (перемешивать пищу). Когда вы тщательно пережевываете пищу, она лучше усваивается, а значит, вы помогаете своему организму сохранять здоровье.

2) И конечно язык – орган вкуса. На языке расположены рецепторы, которые помогают определить разные предметы на вкус.

Вы уже достаточно пробовали продуктов на вкус. Скажите, какие вкусовые качества продуктов вы знаете. (кислый, сладкий, горький, острый). Каждый человек индивидуален, воспринимает вкус по-разному. Ощущения разные. Для кого-то сильно солено, а для кого-то сладко, вкусно. Это еще одна отличительная ваша черта.





Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Когда мы берем пищу в рот, она раздражает язык и мы ощущаем вкус пищи. Языком мы различаем горькую, сладкую, кислую и соленую пищу. Языку помогают определять качество пищи органы зрения и обоняния. Когда мы берем пищу в рот, то чувствуем не только вкус, но и запах и узнаем, годится ли пища для употребления. Язык – один из сторожей нашего организма. Если нечаянно возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

Подумайте, почему человеку даны два уха, два глаза и только один язык?

Как вы понимаете пословицу: «Язык до Киева доведет»?

Умение общаться очень нужно человеку.

И. язык живет в своем домике, под названием - …рот. За ртом нужно человеку так же ухаживать. Расскажите, как.


  1. Следующая станция. Берег Осязания.

Осязание – это распознавание предметов при помощи прикосновения. Орган осязания – кожа.

При помощи чего мы ощущаем тепло и холод?

При помощи кожи мы ощущаем прикосновение предметов, тепло, холод, боль. Это очень важно. Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Прикоснувшись к листьям крапивы или горячему утюгу, человек узнает, что крапива жжется, а утюг горячий. Кожей мы можем почувствовать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо.






Опыты.

Определить качество поверхности. Игра «Назови противоположное значение»

  1. Твердая – мягкая

  2. тяжелый – легкий

  3. пушистый – гладкий

  4. глубоко-мелко

  5. хрупкий – прочный

  1. молодой – старый (Лук, морковь)

  2. сухой – мокрый

  3. новые – старые

  4. Гладкая, шершавая




Кожу надо содержать в постоянной чистоте. Ежедневно следует мыться до пояса, а раз в неделю в бане или ванне. Кожу человек также оберегает. Укрывает ее одеждой. За одеждой нужно тоже ухаживать. Кожу нужно оберегать, не рисовать на ней, не резать.

Для чего нужно помогать развиваться вашему телу?
Итак, ребята, мы повторили и убедились, как важны и что действительно являются помощниками наши органы чувств.

  1. Закрепление.

Итак, давайте подведем итог нашему занятию.

Задайте вопросы друг другу по теме урока.

Лена для Марины: с помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой?

Марина для Рафика: Чем покрыто снаружи наше тело?

Рафик для Димы: Сколько органов чувств у человека?

Дима для Лены: как человек ощущает запахи?

  • «Описание предмета».

Опираясь на схему, опишите предмет, не называя его.

- н-р, это круглый, гладкий предмет. Оно бывает красного, желтого, зеленого цвета, очень сочное; бывает сладким или кислым в зависимости от цвета. (Яблоко)

- это предмет зимней одежды. Он может быть разного размера и разного цвета. Чаще всего это длинный узкий предмет прямоугольной формы. Он приятен на ощупь и защищает мой организм от сильного ветра и мороза. (Шарф)

- этот предмет состоит из нескольких частей. Основная часть прямоугольной или квадратной формы. Бывает разного размера (очень большим или большим) и цвета. Его нельзя поднять. Изготавливается или из дерева или кирпича. (дом)

- это круглый, гладкий разноцветный предмет. Бывает разного размера. На вкус я не пробовал, потому что сделан из резины. (мяч)

- этот предмет состоит из разных частей. Две круглые прозрачные части соединены металлической или пластмассовой частью. Металлическая или пластмассовая часть бывает разным цветом, в зависимости от желания человека. Размер определяет врач. (очки)
Вы описали нужные вещи для человека. Все они помогают укреплять и сохранять свое здоровье, ведь здоровье – самая главная ценность человека. Его легче сохранить, чем лечить. Берегите себя.


  1. Итог.

Наше путешествие закончено. Посмотрите на ваших человечков. Пусть этот талисман напоминает вам о нашем занятии и о важности вашей жизни на земле. Приносите пользу людям, берегите свое здоровье, чтобы смогли найти работу по душе и приносить пользу другим людям.

Молодцы, ребята, вы хорошо закрепили какой орган за что отвечает.

Итог по целям.
Итог: я надеюсь, зная все это, вы не причините вреда своему организму и будете оберегать свое здоровье.
Прощание.