Часть 2
Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В каком городе учился мальчик?
а) В Москве; б) в Санкт-Петербурге; в) в Ростове.
2. Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой?
а) У него не было телефона; б) он перестал ходить на занятия; в) ребятам захотелось сходить в гости.
3. Как Левина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста.
4. Какое значение вкладывает автор в слово защебетали (одноклассники)?
а) Запели; б) заговорили одновременно; в) заспорили между собой.
5. Когда ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом?
а) Когда увидели Леву; б) Когда увидели Леву с повязкой на глазах; в) Когда увидели, как Лева с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к ним.
6. Какое решение приняли ребята?
7. Восстанови последовательность смены настроения мамы.
а) У мамы на глазах навернулись слезы. б) Лицо у нее (мамы) было очень грустное. в) Мама печально ответила… . г) По лицу мамы градом катились слезы.
8. Как ты думаешь, можно ли плакать от радости?
а) Да; б) нет.
9. Что сделали одноклассники после посещения товарища?
10. Почему ребята радовались пятеркам Левы больше, чем своим?
11. Какое значение вкладывает автор во фразу: И там (в институте) нашлись друзья, которые стали его (Левы) глазами?
12. Восстанови с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.
а) Всемирная известность. б) Мальчик перестал ходить в школу. в) Решение ребят не бросать друга в беде. г) Успешная учеба Левы в школе. д) Одноклассники у Левы дома. е) Новые друзья в институте.
13. Составь план из трех пунктов.
14. Выпиши главную мысль этого рассказа.
15. Как ты думаешь, о каком «прозрении» идет речь в произведении?
Правильные ответы к заданиям
| А
| Б
| В
| Г
| Д
| Е
| 1
| +
|
|
|
|
|
| 2
|
| +
|
|
|
|
| 3
| Лева ослеп и сам ходить не может
| 4
|
| +
|
|
|
|
| 5
|
|
| +
|
|
|
| 6
| по очереди водить в школу, провожать домой, делать уроки
| 7
| 3
| 1
| 2
| 4
|
|
| 8
| +
|
|
|
|
|
| 9
| составили план
| 10
| в этом была и их заслуга
| 11
| помогали Леве
| 12
| 6
| 1
| 3
| 4
| 2
| 5
| 13
|
|
|
|
|
|
| 14
| последнее предложение
| 15
| о прозрении для добра
|
Навык чтения молча.
Вариант I
Часть 1
Прочитай текст «Плясунья» Н. Сладкова
Плясунья
Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки! Дождь, слякоть, холод, прямо – бр-р-р!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит. Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон – и пошёл! Любопытно все-таки поглядеть, что в такую непогоду зверье делает. И только вышел за околицу, вижу – лиса! Мышкует – промышляет мышей. Рыскает по жнивью: спина дугой, голова и хвост к земле – ну чистое коромысло. Вот легла на брюхо, ушки торчком – и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок – собирают себе зерно на зиму. Вдруг вскинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и носом на землю, рванула – вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав. Да вдруг и заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула. Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли – слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет – не пойму! В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает! Надоело мне мокнуть – вскочил я во весь рост. Лиса увидала – тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты – только я её и видел! Обошёл я жнивьё и, как лиса, все себе под ноги гляжу. Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли. Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу. Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно... Эх, был бы я лисой, так... Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке. Плясала – не баловала, мышей из их норок выгоняла... Был бы у неё тут пир на весь мир! Оказывается, во какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски! Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял. Скучает, поди, в тепле-то под крышей.
(383 слова) (Н. Сладков)
Часть 2
Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
а) Зимой; б) весной; в) летом; г) осенью.
2. Обоснуй свой ответ словами из текста.
3. Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее погоду.
4. Определи верное значение слова жнивьё.
а) Поле с созревшими зерновыми культурами; б) поле, засеянное льном; в) невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого (поля) сжаты хлеба.
5. Определи значение слова околица в данном тексте.
а) Изгородь вокруг деревни; б) окраина селения; в) окольная, не прямая дорога.
6. С какой целью вышел автор из дому? Запиши ответ словами текста.
7. Какое зверьё встретил автор-рассказчик на поле?
a) Зайца, лису, мышей-полёвок; б) зайца, мышей-полёвок; в) лису, мышей-полёвок.
8. Восстанови последовательность действий лисы при мышковании.
а) Разинула пастишку, поймала мышь на лету; б) пала передними лапами и носом на землю; в) легла на брюхо, поползла; г) рванула; д) вскинулась всем передом; е) проглотила, даже не разжевав.
9. Какие образные выражения использует автор, описывая пляску лисы?
10. Какой опыт проделал автор-рассказчик, чтобы разгадать причину пляски лисички?
11. Запиши разгадку пляски лисоньки.
12. Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста.
а) Отплясывание лисьего танца автором-рассказчиком. б) Лисья пляска. в) Поход за околицу. г) Тайна разгадана. д) Мышкование лисицы на жнивье. е) Желание разгадать тайну поведения лисы.
13. Составь план текста из трёх пунктов.
14. Что нового из жизни природы ты узнал?
Правильные ответы к заданиям
| А
| Б
| В
| Г
| Д
| Е
| 1
|
|
| +
|
|
|
| 2
| Дождь, слякоть, холод
| 3
| Третье предложение
| 4
|
|
| +
|
|
|
| 5
|
| +
|
|
|
|
| 6
| Седьмое предложение
| 7
|
|
| +
|
|
|
| 8
| 5
| 3
| 1
| 4
| 2
| 6
| 9
| Как на пружинах, как цирковая собачка, выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает
| 10
| Сам сплясал лисий танец
| 11
| Шестое предложение с конца
| 12
| 5
| 3
| 1
| 6
| 2
| 4
| Вариант II
Часть 1
Прочитай текст «Пчела и муха» М. Алёшина
Пчела и муха
Вот какую притчу рассказал однажды старец Паисий Святогорец. На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко! Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму. Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась. Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху: – Не знаете ли вы, где здесь белые лилии? Муха насупилась: – Не видела я здесь никаких лилий! – Как? – воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии! – Цветов я тут не видела, – пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок! Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала: – Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах! – Вот видишь, – сказал отец Паисий. – Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где – ирис, а где – гиацинт. И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие – на муху и во всём стремятся увидеть только дурное. А ты на кого хочешь быть похожим? (235 слов) (М. Алёшин)
Часть 2
Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время года происходят события, описанные в тексте? (Возможны два верных ответа.)
а) Зима; б) весна; в) лето; г) осень.
2. Множество каких цветов росло на лугу?
a) Лилии, гиацинты, ирисы; б) лилии, гиацинты, ирисы, тюльпаны; в) лилии, гиацинты, ирисы, маленькие цветочки.
3. Определи персонажей произведения.
4. Что делали на поляне пчёлки?
5. Каким словом характеризует действия пчёл автор?
а) Трудились; б) весело летали; в) грелись на солнце.
6. Почему маленькая пчёлка не знала, где растут белые лилии?
7. Почему муха не видела на лугу лилий? (Возможны два ответа.)
а) Она оказалась на лугу в первый раз; б) лилии её не интересовали; в) её интересовала только грязная канава.
8. Восстанови деформированный план прочитанного произведения.
а) «А ты на кого хочешь быть похожим?» б) Ароматная поляна. в) Диалог маленькой пчёлки с мухой. г) Сбор нектара. д) Каждый видит только то, что его интересует.
9. Составь план текста из трех пунктов.
10. Охарактеризуй пчёлок. (Какие они?)
11. Охарактеризуй муху. (Какая она?)
12. Ответь на вопрос автора: «А ты на кого хочешь быть похожим?» Почему?
Правильные ответы к заданиям
| А
| Б
| В
| Г
| Д
| 1
|
| +
| +
|
|
| 2
|
|
| +
|
|
| 3
| Пчёлки, муха, отец Паисий
| 4
| Собирали сладкий нектар
| 5
| +
|
|
|
|
| 6
| Она оказалась на лугу в первый раз
| 7
|
| +
| +
|
|
| 8
| 5
| 1
| 3
| 2
| 4
| Начитанность и читательские умения на конец 3 четверти.
Цель:
проверка уровня начитанности учащихся;
проверка знаний об изученных жанрах.
Вариант 1
Продолжи (обведи кружком № верного ответа) предложение «Героями книги являются…»
А) люди, совершающие героические поступки,
Б) люди, животные или «ожившие предметы», которые принимают активное участие в развитии сюжета книги,
В) люди, животные или предметы, которые упоминаются в книге.
Согласно верованиям древних греков миром правят:
А) люди, Б) боги, В) цари, Г) духи.
Запиши 3-4 имени мифических героев, которые одерживают победу над тёмными силами. __________________________________________
Составь и соедини стрелками верные цепочки : произведение – автор – страна
«Эти бедные привидения».
| Х. К. Андерсен
| Швеция
| «Эта святая ночь»
| Дж. Родари
| Дания
| «Русалочка»
| С. Лагерлёф
| Италия
|
Что потеряли люди, когда Бог изгнал их из рая? Какая утрата кажется тебе самой важной? Почему?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Моисей - …
А) предсказатель; Б) астролог,
В) пророк – то есть истолкователь воли Бога.
Чем дышит ветка роз в стихотворении А.А.Блока “ Гроза прошла, и ветка белых роз...”
а. Весною. б. Ароматом. в. Дождём.
Какое название ты бы предложил для стихотворения М. Волошина «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...» ? Запиши возможные варианты.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Назови известную тебе пьесу- сказку и перечисли её действующих лиц.
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Произведения каких поэтов (2-3) ты бы включил в раздел «Поэтическая тетрадь о весне»?
___________________________________________________________
Вариант 2
Продолжи (обведи кружком № верного ответа) предложение «Иллюстрации в книге нужны для того, чтобы…»
А) заполнить свободное место,
Б) не тратить время на чтение книги, а просто посмотреть на иллюстрации и понять о чём она,
В) привлечь внимание к книге и помочь читателю лучше представить происходящее.
Согласно верованиям древних греков миром правят:
А) люди, Б) духи , В) цари, Г) боги.
Главный греческий бог
А) Аид, Б) Зевс, В) Посейдон
Составь и соедини стрелками верные цепочки : произведение – автор – страна
«Эти бедные привидения».
| Шарль Перро
| Швеция
| «Эта святая ночь»
| Дж. Родари
| Франция
| «Красная Шапочка»
| С. Лагерлёф
| Италия
|
Почему избранником Бога стал Ной?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Моисей - …
А) предсказатель; Б) астролог,
В) пророк – то есть истолкователь воли Бога.
Чем расцветёт жизнь в стихотворении В. Жуковского « Песня»
А). Весною. Б). Розой . В). Радугой.
Какое название ты бы предложил для стихотворения К. Бальмонта «Золотая рыбка» ? Запиши возможные варианты.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Назови известную тебе пьесу- сказку и перечисли её действующих лиц.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Произведения каких поэтов (2-3) ты бы включил в раздел «Поэтическая тетрадь о зиме»?
___________________________________________________________
Оценка уровня начитанности
Вариант 1 Вариант 2
№ задания
| Эталон ответа
| Баллы
| Эталон ответа
| Баллы
| 1
| Б
| 1
| В
| 1
| 2
| Б
| 1
| Г
| 1
| 3
| …
| 1
| Б
| 1
| 4
| …
| 1
| …
| 1
| 5
| Будут жить в горе, страданиях, тяжелом труде и потом умрут…
| 2
| Он был трудолюбивый и добрый
| 2
| 6
| В
| 1
| В
| 1
| 7
| Б
| 1
| Б
| 1
| 8
| …
| 2
| …
| 2
| 9
| …
| 1
| …
| 1
| 10
| …
| 1
| …
| 1
|
Критерии оценивания
Низкий уровень 4-7
Средний уровень 8-10
Высокий уровень 11-12 Итоговая проверка навыка чтения молча.
Вариант I
Часть 1
Проталина
1
Увидела Сорока первую проталину – тёмное пятнышко на белом снегу. – Моя! – крикнула. – Моя проталина, раз я первая её увидела! На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку – отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись Грач. – Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво! – Это почему же она твоя? – застрекотала Сорока. – Я первая увидала! – Ты увидала, – гаркнул Грач, – а я о ней всю зиму мечтал. За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые края покинул. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина! – Что он тут каркает! – затарахтела Сорока. – Всю зиму на юге грелся-нежился, ел-пил, что хотел, а вернулся – проталину ему без очереди подавай! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают. Ты, Грач, как вижу, только на вид тёмный, а сам себе на уме. Кыш с проталины, пока в темя не клюнула! Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: – Весна, солнце, небо ясное, а вы ссоритесь. И где – на моей проталине! Не омрачайте мне радость встречи с ней. Я жажду песен! Сорока и Грач только крыльями всплеснули: – Почему же она твоя? Наша это проталина, мы нашли. Сорока всю зиму её ждала, все глаза проглядела. А я, может, так торопился к ней с юга, что чуть крылья в пути не вывихнул. – А я родился на ней! – пискнул Жаворонок. – Если поискать, так тут ещё и скорлупки от яичка, из которого я вылупился, можно найти! Вспомню, бывало, зимой на чужбине гнездо родное – и петь неохота. А сейчас песня так и рвётся из клюва – даже язык дрожит. Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало – и полилась песня, как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули – заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать да каркать.
2
Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась. И выглянул Крот – зашмыгал носом. – Никак, я прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет... Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху? – Весна, весна, землерой! – сварливо закричала Сорока. – Знал, куда угодить! – подозрительно буркнул Грач. – Хоть и слепой... – Тебе-то зачем наша проталина? – проскрипел Жаворонок. Крот принюхался к Грачу, Сороке, к Жаворонку – глазами-то он худо видит! – чихнул и говорит: – Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и – назад. Потому что, чую, погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то... – Как ты можешь так говорить? – ужаснулся Жаворонок. – Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна! – Не знаю и знать не хочу! – фыркнул Крот. – Не нужна мне никакая весна, у меня под землёй круглый год одинаково. – Весной проталины появляются, – мечтательно сказали Сорока, Жаворонок и Грач. – А на проталинах скандалы начинаются, – снова фыркнул Крот. – А ради чего? Проталина как проталина. – Не скажи! – подскочила Сорока. – А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов. – Посидеть, походить, размяться! – гаркнул Грач. – Носом в тёплой земле порыться! – А петь-то как над проталинами хорошо! – взвился Жаворонок. – Сколько в поле проталин – столько в небе и жаворонков! И все поют! Нет весной ничего лучше проталины. – А чего тогда спорите? – не понял Крот. – Жаворонок хочет петь – пусть поёт. Грач хочет маршировать – пусть марширует. – Правильно! – сказала Сорока. – А я пока семенами и жуками займусь... Тут снова начались крики и перебранка. А пока кричали и ссорились, в поле новые проталины появились. Разлетелись птицы по ним весну встречать. Песни петь, в тёплой земле порыться, червячка заморить. – Пора и мне! – Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда тепло и тихо.
Н.И. Сладков (661 слово) Часть 2
Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания. 1. О чём спорили птицы? Запиши ответ.
__________________________________________________________________
2. Почему Сорока считала проталину своей?
Она её первая увидела.
Она её ждала.
Она на ней жила.
3. Почему Грач считал проталину своей?
Он её первый увидел.
Он о ней мечтал всю зиму.
Он увидел много насекомых.
4. Почему Жаворонок считал проталину своей?
Он её первый увидел.
Он заметил много жучков-паучков.
Он здесь родился.
5. Чему и как радовался Жаворонок? Запиши ответ.______________________
6. Зачем появился на проталинке Крот?
порадоваться приходу весны
встретить друзей
вытолкнуть землю из норы
7. Сколько в поле жаворонков? Найди ответ в тексте и запиши.____________
8. Выбери утверждения, которые даны в этом тексте.
Весной проталины появляются.
Сколько в поле проталин – столько в небе и жаворонков.
Весной птицы спорят.
Весной крот вылезает из-под земли.
А петь-то как над проталинами хорошо!
9. Что важное сказал автор?
Весной тает снег.
Весной прилетают птицы.
Весной появляются проталины.
Весной спорят птицы.
Всё живое радуется весне.
10. Определи главную мысль сказки. Запиши._________________________
Вариант II
Часть 1
Слепая лошадь
Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было ещё на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом, корабли которого, нагруженные дорогими товарами, плавали по далёким морям. Уседом был очень богат и жил роскошно: может быть, и самое прозвание Уседома, или Вседома, получил он, оттого что в его доме было решительно всё, что только можно было найти хорошего и дорогого в то время; а сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и на серебре, ходили только в соболях да в парче. В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но ни в Уседомовой конюшне, ни во всей Винете не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра – так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту её ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади. Случилось купцу в одну из своих поездок по торговым делам, возвращаясь в Винету, проезжать на своём любимом коне через большой и тёмный лес. Дело было под вечер, лес был страшно тёмен и густ, ветер качал верхушки угрюмых сосен; купец ехал один-одинёшенек и шагом, сберегая своего любимого коня, который устал от дальней поездки. Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; трое были на лошадях, трое пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду. Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперёд, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забегал вперёд и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь. Конные разбойники пустились вдогонку; лошади у них были тоже добрые, но куда же им догнать Уседомова коня? Догони-Ветер, несмотря на свою усталость, чуя погоню, мчался, как стрела, пущенная из туго натянутого лука, и далеко оставил за собою разъярённых злодеев. Через полчаса Уседом уже въезжал в родимую Винету на своём добром коне, с которого пена клочьями валилась на землю. Слезая с лошади, бока которой от усталости подымались высоко, купец тут же, трепля Догони-Ветра по взмыленной шее, торжественно обещал: что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса. Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени. С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, хилеть, ослабел на ноги и наконец ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал своё обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса. Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось слишком нерасчётливо давать слепой, никуда не годной лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Ещё прошло полгода; слепой конь был ещё молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере. Наконец и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота, чтобы не занимал напрасно места в конюшне. Слепого коня работники выпроводили со двора палкой, так как он упирался и не шёл. Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами, опустивши голову и печально шевеля ушами. Наступила ночь, пошёл снег, спать на камнях было жёстко и холодно для бедной слепой лошади. Несколько часов простояла она на одном месте, но наконец голод заставил её искать пищи. Поднявши голову, нюхая в воздухе, не попадётся ли где-нибудь хоть клок соломы со старой, осунувшейся крыши, брела наудачу слепая лошадь и натыкалась беспрестанно то на угол дома, то на забор. Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы называлось вече. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырёх столбах большой вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто, конечно, не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется. Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за верёвку, привязанную к языку колокола, и стала дёргать: колокол зазвонил так сильно, что народ, несмотря на то что было ещё рано, толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина – и удивились, увидя посреди площади бедного коня – слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом. Скоро объяснилось, в чём дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решили, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол. Потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить её до самой её смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а сам приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади...
К.Д. Ушинский (934 слова)
Справка
Мера – единица ёмкости для сыпучих тел, вмещающая приблизительно один пуд (16 кг 300 г).
Часть 2
Поразмышляй над вопросами. Отметь ответы, выполни задания.
1. Определи жанр произведения.
сказка
легенда
былина
рассказ
басня
2. Когда происходили описанные события? Найди ответ в тексте и запиши.
3. Как звали богатого купца? Найди ответ в тексте и запиши.
4. Как жил купец?
очень богато
бедно
богато
очень богато и роскошно
5. Где произошла беда с купцом? Найди ответ в тексте и запиши.
6. Кто спас купца от разбойников?
охранники
люди
любимый конь Догони-Ветер
7. За что Уседом прозвал любимого коня Догони-Ветром? Найди ответ в тексте и запиши.
8. Почему Уседом выгнал своего любимого коня? Запиши ответ.
9. Какую клятву нарушил Уседом? Допиши предложение.
Купец торжественно обещал ... .
10. Найди в тексте значение слова вече и запиши.
11. Какой приговор вынесло вече купцу?
заботиться о Догони-Ветре до его смерти
иногда кормить
поить и кормить коня
12. Какое право получил Догони-Ветер? Запиши.
13. Восстанови план событий. Пункт с цифрой 1 – начало истории.
Жизнь слепой лошади.
Догони-Ветер спасает хозяина.
1 Купец Уседом.
Решение веча.
Встреча с разбойниками.
14. Подумай, какой другой заголовок мог бы подойти к этой легенде.
«Богатый купец»
«Справедливый суд»
«Долг платежом красен»
«Друзья познаются в беде»
«Догони-Ветер»
Итоговая проверка уровня начитанности
Цель:
проверка уровня начитанности учащихся;
проверка знания изученных произведений;
проверка знаний об изученных жанрах.
Вариант I
1. Приведи 2–3 примера малых фольклорных жанров.
2. Запиши 2–3 названия жанров произведений, входящих в раздел «Устное народное творчество». Укажи названия произведений к каждому из жанров.
3. На какие три группы можно разделить народные сказки? Запиши названия произведений каждой из групп.
4. Чем авторские сказки отличаются от народных?
5. Запиши 2–3 названия произведений писателей-сказочников.
6. Назови своего любимого сказочного персонажа. Чем он тебе симпатичен?
7. Запиши 2–3 имени детских поэтов и писателей.
С кем из персонажей этих авторов тебе хотелось бы подружиться и почему?
8. Басни каких авторов тебе особенно запомнились?
9. Назови 2–3 фамилии великих русских писателей и поэтов.
10. Запиши название своего любимого стихотворения о русской природе.
11. С какими детскими журналами ты знаком?
12. Запиши названия книг, относящихся к справочно-познавательной литературе, которыми ты чаще всего пользуешься.
Вариант II
Приведи 2–3 примера названий малых фольклорных жанров.
Определи жанры произведений, относящихся к разделу «Устное народное творчество».
а) Летописи; б) былины; в) сказки; г) басни.
Что общего в бытовых сказках и баснях?
а) Наличие конкретного автора; б) небольшой объем; в) поучительность; г) наличие диалогов.
К какой из басен И. Крылова можно отнести поговорку: «Кто в лес, кто по дрова»?
В какой из сказок волшебный мир – это подводное царство?
а) «Гуси-лебеди»; б) «Медное, серебряное и золотое царства»; в) «Морской царь и Василиса Премудрая»; г) «Крошечка Хаврошечка».
Напиши 2–3 названия сказок, где действуют волшебные помощники.
Укажи 2–3 авторов, которые пишут смешные рассказы о детях и для детей.
С какими детскими журналами ты знаком?
а) «Филя»; б) «Мурзилка»; в) «Веселые картинки»; г) «Миша»; д) «Вини-Пух»; е) _______________________________.
В какой из сборников ты поместишь В. Бианки?
А) Повести; Б) рассказы; В) сказки-несказки.
Назови автора, который написал Гимн России и стихи о дяде Стёпе.
К чьим советам при выборе книг ты особенно прислушиваешься?
А) Товарищей; Б) учителя; В) библиотекаря; Г) родителей.
Книги по какой тематике ты любишь больше читать и почему?
|